ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год
материал (старшая, подготовительная группа)
Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020-2021g.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВРАЧОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Воспитатель: Василькова А.Ю.
2020/2021 учебный год
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
ФИО педагога: Василькова Анна Юрьевна
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы: 20 лет
Дата начала работы над темой: 01.09.2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021г.
Цель работы: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. | Ежедневный вечер чтения. |
Ноябрь | Чтение сказок А.С. Пушкина. | Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. | |
Январь | Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. | Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» | |
Март | Чтение любимых стихотворений. | Развлечение «Расскажи стихи руками» | |
Апрель | Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. | Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». | |
Май | Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Вечер памяти. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Насколько важно читать ребёнку» | Информация в уголке для любознательных родителей. |
Октябрь | Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. | Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»» | День открытых дверей. | |
Апрель | Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. | Фотовыставка «Наши юные таланты» | |
Самореализация | Сентябрь | Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. | Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | Выступление на педагогическом совете. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы». | Выступление на семинаре-практикуме. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Список использованных источников:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.
2. Ахтырская Ю.В. Современные аспекты формирования интереса к книге у детей. Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 27.11.2012 г.
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
4. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008.
5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.
6. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
7. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.
8. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
9. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
10. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с.
11. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
12. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...
Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....
План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....
План по самообразованию: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.Через...