Конспект интегрированного занятия в средней группе "Золотая "Хохлома
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству через художественное творчество в декоративном рисовании, таком как роспись "Хохлома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zolotaya_hohloma.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Березка» структурное подразделение «Звездочка»
Иркутская обл., Братский р-он., г. Вихоревка.
Конспект открытого занятия
в средней группе
На тему: «Золотая Хохлома»
Подготовила: Воспитатель
Щербакова Олеся Владиславовна
2021г.
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству через художественное творчество в декоративном рисовании.
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии музыки и художественного слова.
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
8. Просмотр видеоклипов: «Золотая Хохлома», песни М. Пахоменко «Хохлома».
Материал и оборудование:
- Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды
- Карточки с изображением элементов хохломской росписи.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки и др.) жёлтого цвета; кисти беличьи
№ 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.
3. Флешка с записью русской народной мелодии «Гусли», русских народных наигрышей.
Ход занятия:
1. Организационный этап (2 мин).
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир, мир росписи, музыки и ярких красок.
- Любите отгадывать загадки? (Да).
Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
2. Основной этап
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В зале организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
Актуализация опорных знаний
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- А вы не знаете, ребята почему, очень часто называют Хохлому золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Какие используют элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами поиграем. Подойдите к доске Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да).
Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора»
Дидактическая задача: закрепить представления детей об основных элементах хохломской росписи, учить узнавать роспись по отдельным элементам, развивать внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Игровые правила: выбрать карточки с изображением элементов узора хохломской росписи и назвать эти элементы
Физкультминутка.
Все умеем мы моргать
И глазами “рисовать”.
Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)
И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)
Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)
Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)
Рядом с листиком трѐхпалым (Присесть)
Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).
Открытие новых знаний
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.
Видео с легендой о возникновении хохломы.
Мотивация деятельности.
- Ребята, а давайте мы с вами устроим выставку мастеров, чтобы наши гости могли посмотреть и полюбоваться вашим умением расписывать посуду хохломой. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами.
(Дети одевают расписные фартуки)
На столе стоит деревянная посуда для росписи.
- Вы согласны? (Да).
- Посмотрите, здесь и миски, и ложки и дощечки. У них черный, красный фон. Выберите любую понравившуюся посуду и пойдем в нашу художественную мастерскую.
Дети выбирают посуду, проходят на свои места, садятся.
Закрепление опорных знаний.
- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? ( (Завиток, изогнутую веточку).
- Что будите изображать на завитке? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность детей.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!
3. Заключительный этап (4 минуты).
- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд на нашей выставке.
Работы выставляются на стенд и проводится их анализ
Анализ работ.
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
- А что больше всего понравилось вам?
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
- Да, такую посуду не стыдно показать и нашим гостям. И сейчас мы пригласим и наших гостей присоединиться к нам и рассмотреть наши работы.
Презентация работ детьми, чтение стихотворений
1.Ева.
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
2.Денис.
Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
3.Лиля.
Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
4.Матвей.
Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
5.Ваня.
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
6.Вера.
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
- Гости дорогие, понравилась ли вам наши работы?
- Отлично! Ну а нам уже пора, До свидания друзья!
Гости рассматривают выставку.
Звучит народная мелодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе по математике на тему: "Путешествие в сказку".
Цель: Показать детям способ сравнения предметов по ширине и длине, назвать геометрические фигуры, считать в пределах 5. Закреплять умение работать с ножницами. Развивать внимание, умение мыслить...
Конспект интегрированного занятия в средней группе.
Задачи.Закрепление знаний чисел от 1 до 5 Развивать мелкую моторику рук. Развивать вокальные данные, музыкально-ритмические движения, ритмично играть в шумовом оркестре, выполнять дина...
Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре
Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...
«Снежная баба» конспект интегрированного занятия в средней группе
учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные техники рисования. Учить делать отпечаток с синтипоновым тампоном. Учить доводить предмет до нужного...
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"...
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Нет Родины мелей на свете, на самойголубой из всех планет"
Занятия на знание своей Родины с детьми среднего возраста (Ознакомление с окружающим, аппликация)...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...