Проект: «Весёлое рисование»
проект по рисованию (старшая группа)
Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач коррекционной работы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Передо мной стояла очень ответственная задача: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через продуктивную деятельность, так как зачастую это прекрасная возможность для творческой деятельности и социального общения. Продуктивная деятельность дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
ДО предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дошкольного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81
Проект: «Весёлое рисование»
Составила: Сенникова Л.В.
воспитатель высшей квалификационной категории
Ангарск, 2020 г.
Проект: «Весёлое рисование»
Вид проекта: познавательно-творческий,
долгосрочный, подгрупповой
Срок реализации: октябрь-май 2020-2021 учебный год
Образовательная область:(ОО, ХТ, игра)
Участники проекта: дети ОВЗ (интеллектуальные нарушения) дошкольного возраста 4 лет
Родители
Педагоги
Актуальность
Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач коррекционной работы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Передо мной стояла очень ответственная задача: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через продуктивную деятельность, так как зачастую это прекрасная возможность для творческой деятельности и социального общения. Продуктивная деятельность дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
ДО предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дошкольного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Данный аспект в современной педагогике изучен ещё недостаточно полно. Исследования не являются исчерпывающими и могут служить основой для дальнейшего изучения и разработки новых подходов к проблеме социализации детей.
Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в ДОУ выступает как объективная возможность успешной социализации детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется посредством целенаправленного коррекционного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Накопленный в отношениях начальный социальный опыт требует своей реализации в системе взаимоотношений, нормы которых наиболее эффективно усваиваются детьми в продуктивной деятельности, которая усиливает внутренний план деятельности ребенка и его эмоционально образную активность, является средством саморазвития и стимулом к творческому самовыражению.
Этим и обусловлен выбор темы:
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) как условие их успешной социализации в обществе.
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) как условие их успешной социализации в обществе.
Для реализации цели сформулированы задачи:
- Формировать навыки общения в социальной среде и продуктивной деятельности.
- Использовать возможности продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума.
- Способствовать овладению навыков социального поведения, развитию социальной активности в продуктивной деятельности.
- Формировать представления о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях через продуктивную деятельность.
- Содействовать знакомству родителей с приёмами, направленными на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных задач могут быть применены методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
- использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
- формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных работ);
- игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, воздействую на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждаю детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
- ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
Предполагаемые результаты:
- рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия;
- применение детьми в творческой деятельности своих знаний и наблюдений, полученных в ходе знакомства с нетрадиционным рисованием;
- формирование социальной направленности, «открытие сверстника», восприятие его положительной эмоциональной основы в качестве объекта взаимодействия, возникновения эмоциональной потребности общения;
- развитие свободы, самовыражения.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные);
- демонстрационные
- изобразительные материалы (карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные, простые, восковые мелки, фломастеры, материалы для нетрадиционного рисования);
- для организации продуктивной деятельности с детьми, оборудован уголок творчества для самостоятельной деятельности детей
Практическая значимость проекта
- Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
- Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района.
- Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
- Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».
Этапы проекта:
- Подготовительный (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).
Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе
Задачи:
- определить реальный уровень знаний, умений детей (мониторинг)
- составить перспективный план с учетом роста информационного пространства.
- стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития творческих способностей.
- ориентировать детей на формирование творческих способностей в продуктивной деятельности.
Работа с родителями
- ознакомление с планом работы по теме «Нетрадиционные приёмы рисования для детей с ОВЗ»
- подготовка необходимого оборудования (создание условий)
- фотоотчёт о проделанной в домашних условиях работы совместно
- Основной (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
- развивать способность самостоятельно выбирать технику и материал
- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству
Работа с детьми
- ознакомление с приёмами рисования (показ)
- рисование макарон разными техниками и разными
- окрашивание фонов для аппликаций
- индивидуальная работа с каждым ребёнком
- самостоятельная работа (с помощью)
- работа в парах (с помощью)
- коллективная работа (с помощью)
Совместная работа с родителями и детьми
видео, фотоотчеты (творчество детей и родителей)
3. Заключительный (продуктивный)
Цель: подведение итогов
Задачи:
- получить положительную самооценку детей
- осознать и поверить в свои возможности
Продукт:
- оформление выставок
- защиту своей работы
- видеофильм для родителей «Весёлое рисование»
- портфолио (папка с методическим материалом)
Вывод:
В целом, проект позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, даёт им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию, помогает стать активным. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, я тем самым создаю условия для успешной адаптации в социуме.
Список литературы.
1. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
2. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».
6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность (проблема) Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. Социализация ребенка с ОВЗ средствами продуктивной деятельности понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия. Но, у детей моей группы ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается совместная творческая деятельность. Целью стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами и разными техниками, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Участники проекта: Дети ОВЗ (интеллектуальные нарушения) (4-5 лет) Родители Педагоги Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе Проектирование (планирование)
Задачи : Формировать у детей навыки общения в социальной среде посредством продуктивной деятельности. Использовать возможностей продуктивной деятельности(нетрадиционное рисование) в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума. Способствовать овладению детьми навыками социального поведения, развития социальной активности через продуктивную деятельность. Формировать у детей представления о социальных нормах поведения, общечеловеческих ценностях через продуктивную деятельность. Содействовать знакомству родителей с приёмами, направленными на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности детей и взрослых.
Методы и приемы: (направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности) использование мотивационного компонента при постановке задач; формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества; игровые проблемные ситуации; ситуации морального выбора.
Предполагаемые результаты: рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия; применение детьми в творческой деятельности своих знаний и наблюдений, полученных в ходе знакомства с нетрадиционным рисованием; формирование социальной направленности, «открытие сверстника», восприятие его положительной эмоциональной основы в качестве объекта взаимодействия, возникновения эмоциональной потребности общения; развитие свободы, самовыражения.
Материально-техническое обеспечение проекта: печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы); аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные); демонстрационные изобразительные материалы (карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные, простые, восковые мелки, фломастеры, материалы для нетрадиционного рисования); для организации продуктивной деятельности с детьми, оборудован уголок творчества для самостоятельной деятельности детей
Практическая значимость проекта Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне. Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях района. Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников. Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».
Этапы 1. Подготовительный(в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения). Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе Задачи: определить реальный уровень знаний, умений детей (мониторинг) составить перспективный план с учетом роста информационного пространства. стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития творческих способностей. ориентировать детей на формирование творческих способностей в продуктивной деятельности. Работа с родителями ознакомление с планом работы по теме «Нетрадиционные приёмы рисования для детей с ОВЗ» подготовка необходимого оборудования (создание условий) фотоотчёт о проделанной в домашних условиях работы совместно
2. Основной(начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом) Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия. Задачи: развивать способность самостоятельно выбирать технику и материал привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству Работа с детьми ознакомление с приёмами рисования (показ) рисование макарон разными техниками и разными окрашивание фонов для аппликаций индивидуальная работа с каждым ребёнком самостоятельная работа (с помощью) работа в парах (с помощью) коллективная работа (с помощью) Совместная работа с родителями и детьми видео, фото отчеты(творчество детей и родителей )
3. Заключительный (продуктивный) Цель: подведение итогов Задачи: получить положительную самооценку детей осознать и поверить в свои возможности Продукт: оформление выставок защиту своей работы видеофильм для родителей «Весёлое рисование» портфолио (папка с методическим материалом) Вывод: В целом, проект позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Весёлый художник
Обучение детей рисованию нетрадиционными методами....
Сценарий летнего праздника «Весёлое рисование» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать интерес к изобразительной деятельности.Интеграция образовательных областей: «художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «...
Проект«Весёлые маляки» по теме «Использование нетрадиционных техник рисования»
проект по теме «Использование нетрадиционных техник рисования» для детей 3-7 лет...
Сценарий летнего праздника «Весёлое рисование» для детей старшего дошкольного возраста
- Развивать умение рисовать на асфальте, лицах детей, получая изображения, сходные с реальными образами;- Закреплять умение различать тёплые и холодные оттенки;- Использовать для рисования нетрадицион...
Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...
Кружковая работа "Весёлое рисование"
Весело рисуем...