Проект«Весёлые маляки» по теме «Использование нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по рисованию на тему

Телякова Наталья Михайловна

проект по теме «Использование нетрадиционных техник рисования» для детей 3-7 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Проект

               «Весёлые маляки»

                             по теме

«Использование нетрадиционных техник рисования»

Автор проекта     Воспитатель дошкольной группы

                                   МОУ «Заклинская средняя общеобразовательная  школа»

                               Телякова Н.М.

Вид проекта: творческий.

Проект: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2016 – Май 2017 гг.

Участники проекта: дети разновозрастной группы (3-7 лет), воспитатели, семья.

                                     

                                                         2016 г.

                              Актуальность:

                                   Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

                                человека будет душа художника.

                                Иначе говоря,
                                когда каждый будет находить радость в своём труде”.

                                                                                        Роден

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития, так как оно связано с самостоятельной, исследовательской, практической и творческой деятельностью ребенка

Тема проекта «Использование нетрадиционных техник рисования» выбрана мной не случайно. Работая с детьми, я заметила, что многие дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но есть в группе дети, которые равнодушны к изобразительной деятельности, при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, отсутствует творческий подход.

Чтобы вызвать интерес к рисованию, привить детям любовь к изобразительному искусству, необходимо начать с игры. Именно нетрадиционные способы рисования  творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисовать можно чем угодно, и где угодно, и как угодно! При этом быстро достигается результат работы. А разнообразие материалов ставит новые задачи перед ребёнком и заставляет все время, что - нибудь придумывать. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Поэтому считаю использование нетрадиционных техник рисования актуальным.                                     

                                  Цель проекта:

Вызвать у детей интерес к рисованию, привить любовь к изобразительному искусству, увеличить динамику уровня развития по изо деятельности.

                                 Задачи проекта:

  • знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;
  • способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
  • побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение и т.д.);
  • содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми;
  • повышать свою педагогическую компетентность.

           

                Основные направления реализации проекта:

  • социально-коммуникативное развитие (приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;

     

  • познавательное развитие (развивает познавательно-исследовательскую деятельность; формирует сенсорные представления; расширяет кругозор, развивает личностные качества);

  • речевое развитие (способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению);

      

  • художественно-эстетическое развитие (развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству, способствует эмоциональному восприятию);

  • физическое развитие (сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей).

                     

                 Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение детьми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • увеличение динамики уровня развития по изобразительной деятельности;
  • умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение педагогической компетентности;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

                     

       Этапы реализации проекта 

I - Подготовительный этап (организационный) (сентябрь 2015 г.)

       Деятельность педагога.

II - Основной этап (практический) (октябрь2015г. – май 2016г)

       1.Совместная деятельность педагога с детьми.

        2. Взаимодействие с семьями воспитанников.

       3.Совместная деятельность педагога, родителей и детей.

III этап – завершающий

 I - Подготовительный этап (организационный) (сентябрь 2015 г.)

   Деятельность педагога:

  • Разработала содержание проекта «Весёлые маляки».

    Задача: определить цель, задачи, основные направления реализации проекта, ожидаемые результаты.

  • Изучила и проанализировала научно-исследовательскую, методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме.
  • Подобрала программно-методическое обеспечение.
  • Подобрала наглядно-демонстрационный и раздаточный материал.
  • Оформила картотеку «Нетрадиционные техники рисования» (по возрастам).
  • Оформила картотеку дидактических игр, упражнений по рисованию            

  Задача: повысить свою педагогическую компетентность.

.

  • Изготовила буклеты для родителей с описанием техник нетрадиционного рисования.
  • Разработала конспекты мастер – класса для педагогов, родителей и детей, консультации, памятки и буклеты для родителей.

 Задача: повышение компетентности родителей.

  • Наметила план предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    Задача: определить объем и содержание работы по проекту.

II - Основной этап (практический) (октябрь2016г. – май 2017г)

  1. Совместная деятельность педагога с детьми.

Совместно с детьми назвали проект «Весёлые маляки», определили день занятия – среда, во второй половине дня. Занятия по проекту проводились один раз в неделю, участие в них было исключительно добровольным.

Оформили уголок «Весёлые маляки», который периодически пополнялся материалом для самостоятельной деятельности детей, алгоритмами рисования, папками с рисунками детей.

        Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводила после ознакомления с традиционными, соблюдая лексическую тему, которую изучали. Такая последовательность позволяет сформировать у детей способность разного видения объектов, развивает творческий подход к изобразительному искусству.

Технология работы по овладению детьми художественными техниками:

 

1 этап – Знакомство с художественной техникой.

2 этап – Упражнение в художественной технике.

3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.

В конце занятия рассматривали работы, обсуждали, оформляли выставку работ в  уголке «Умелые ручки».

В работе с детьми использовала:

  • беседу;
  • рассматривание репродукций картин;
  • применение наглядного материала;
  • практические упражнения для отработки необходимых навыков;
  • показ воспитателя;
  • экспериментирование с материалами;
  • сравнение;
  • игровые приёмы (сюрпризные моменты; эффект неожиданности; создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, предметов, просьбы о помощи и др.);
  • дидактические игры;
  • художественное слово;
  • пальчиковые игры;
  •  физкультминутки;
  • подвижные и музыкальные игры;
  • музыкальное сопровождение.

Необычное начало работы, применение игровых приемов, эмоциональная речь педагога, наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними, получение быстрого результата – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Группу посещают дети разного возраста, поэтому работу я строила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Но если у малыша возникало желание попробовать ту или иную технику, то не препятствовала его желаниям и стремлениям.

Работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование на песке, на манке, рисование пальчиками, ладошками и ребром, тычком полусухой кистью. Затем постепенно вводила более сложные техники: рисование ватными палочками, оттиск (штамп), рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, монотипия, набрызг, кляксография и др.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой и ребром;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • оттиск пробками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • обрывание бумаги;
  • скатывание бумаги;
  • рисование на песке;
  • рисование крупой, цветным песком;
  • пуантилизм (рисование точками, ватными палочками)
  • кляксография обычная

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • оттиск поролоном, пенопластом, печатками из ластика, с мятой бумагой;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель(«фотокопия»);
  • отпечатки листьев;
  • рисование на наждачной бумаге;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • волшебные веревочки.
  • рисование мыльными пузырями, цветным клейстером;
  • тычкование;
  • рисование мятой бумагой

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • кляксография с трубочкой, с ниточкой;
  • монотипия (предметная, пейзажная);
  • рисование с помощью штрихов и линий;
  • знакомая форма – новый образ;
  • граттаж (чёрно – белый, цветной);
  • набрызг;
  • тиснение.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников:

Параллельно вела работу с родителями по теме «Использование нетрадиционных техник рисования».

Содержание работы с родителями:

  • анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Задача: выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

  • Родительское собрание на тему ««Использование нетрадиционных техник рисования».

Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами работы с детьми посредством использования нетрадиционных техник рисования, и их ролью во всестороннем развитии ребёнка. Приобщение к изобразительной деятельности ребенка в условиях семьи.

Форма проведения: презентация, информационно – просветительская.

  • Консультация на тему «Не бойтесь экспериментировать!».

Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, показать, что различные материалы могут пригодиться в творчестве, превратить это в настоящее семейное увлечение.

  • Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дома».

Задача: формировать у родителей умение организовывать самостоятельную изобразительную деятельность ребёнка дома».

  • Памятка «Эти чудесные линии».

Задача: познакомить родителей с техникой «чиркать» - рисования штрихами и линиями.

  •  Индивидуальные беседы с родителями.

Задача: оказание психолого – педагогической поддержки родителям.

  1. Совместная деятельность педагога, родителей и детей.

  • Оформление уголка в группе «Весёлые маляки».
  • Периодическое пополнение и обновление уголка материалом (бумага разного размера и фактуры, зубные щётки, разнообразные расчёски, палочки, свечи и др.).
  • Мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда».

Задачи: познакомить родителей и детей с техникой «Тычок полусухой кистью», «Пальчиковая живопись», «Знакомая форма – новый образ», «Восковые мелки + акварель», «Монотопия».  Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционной техники рисования. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

  • Мастер - класс «Таинство рисования».

Задача: познакомить родителей и детей с техникой «граттаж цветной», «тиснение», рисование солью. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционной техники рисования. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

  • Выставки совместных творческих работ с использованием нетрадиционных техник.

III этап – завершающий:

Создание портфолио проекта «Волшебные маляки».

  Презентация проекта «Волшебные маляки».

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками. Детям очень нравится разнообразие техник. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей, смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, процесс экспериментирования с материалами Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех. Работы стали более выразительными, разнообразными, сюжетные. Дети стали использовать в работе одновременно несколько техник рисования.  Родители с большим интересом стали обращать внимание на работы детей, обсуждать с ними содержание рисунка, выполняют дома работы по собственной инициативе и по инициативе детей. Эти работы теперь украшают нашу группу.

   Список литературы.

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.  /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,2005.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.  /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Творческий центр «Сфера», Москва 2004.
  5. Субботина Л. Развитие воображения у детей.  Л.Субботина. – Ярославль, 2007.
  6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  7. Квач  Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет.  /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  9. И.А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
  10. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
  11.  Т.Н. Доронова  «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
  12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
  13. Погодина С.  Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
  14.  Анцифирова  Н. Г.  Необыкновенное рисование // Дошкольная   педагогика.                    
  15. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 19972011. №7(72).
  16.         Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50).
  17. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

Методическая разработка. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»

Методическая разработка. Тема:«Использование нетрадиционных  техник  рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»...

Приложение к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»

Приложение наглядно - методического  материала к собственному инновационному педагогическому опыту по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности пе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...