Программа дополнительного образования "Маленький художник"
рабочая программа по рисованию

программа дополнительногообразования по художественно-эстетическому направлению "Маленький художник" для детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malenkiy_hudozhnik2021.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 лицей № 27 (дошкольные группы)

г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО:                                                                   СОГЛАСОВАНО:                                                            УТВЕРЖДАЮ:

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по изобразительной деятельности

«Маленький художник»

( от 3 до 7 лет)

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

лицей № 27 г. Улан-Удэ (дошкольные группы)

на 2021-2022 учебный год

                           

                                                                          Принято на заседании Педагогического совета

                                                                       МАОУ лицей № 27 от «___»_______2021 г.

 

г. Улан – Удэ

2021 – 2022 г.

№ п/п

Содержание

Страницы

Целевой раздел образовательной программы.

3

             1.1.

Пояснительная записка.

3

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Характеристики возрастных  особенностей развития детей

5

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

6

Целевые ориентиры

7

1.2.2

Система мониторинга достижения детьми общеобразовательной программы

7

Содержательный  раздел программы

10

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

10

2.2.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

10

2.3.

Тематическое планирование образовательной деятельности

13

2.4.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

       15

3.

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы

27

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

28

3.3.

Организованная образовательная изобразительная деятельность

28

3.4.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

29

Литература

30

                                                  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
•Устав МАОУ лицей №27;
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №27 (детский сад «Дельфинчик»). Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

 

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно  из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребёнка является искусство. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений.

 Программа представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения и художественных способностей детей 3 – 7 лет в изобразительной деятельности  и отражает содержательный минимум и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам дошкольников.  

       Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 3-7 лет. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №27 (детский сад «Дельфинчик»). Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности. Задачи: 

  1. Обучать техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов и техник.
  2. Формировать сенсорные способности, обобщённое представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.
  3. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  4. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  5. Формировать умение оценивать созданные изображения.
  6. Развивать творческие способности детей.
  7. Учить использовать нетрадиционные техники, применять их в свободном творчестве и получать удовольствие от процесса и результата работы.
  8. Воспитывать у детей интерес к творческой и созидательной деятельности.

       Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня педагогом дополнительного образования.  При выборе нетрадиционного метода рисования учитываются возрастные способности. Продолжительность занятий -  от 20 до 30 минут (в соответствии с возрастом). Общее количество занятий в год – 54.

Методика работы в разных возрастных группах:

  • 3 – 4 года – система игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами.
  • 4 – 5 лет - расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.
  • 5 – 6 лет – углубление и уточнение художественного опыта ребенка через «погружение» в ситуацию.
  • 6 – 7 лет  систематизация обобщенных способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества.


 Дидактические принципы построения и реализации программы.

  • Принцип культуросообразности: построение и корректировка эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач изобразительной деятельности и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип цикличности: построение и  корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
  • Принцип природосообразности: постановка и  корректировка задач изобразительной деятельности  с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
  • Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства, художественной деятельности и других образовательных областей;
  • Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Возрастные особенности  контингента  детей.

       Возрастная  характеристика  контингента детей  3-4  лет.

Изобразительная  деятельность  ребенка  зависит  от  его  представлений  о  предмете.  В  3-4  года  они  только  начинают  формироваться.  Графические  образы  бедны,  предметны,  схематичны.  У  одних  дошкольников  в  изображении  отсутствуют  детали,  у  других  рисунки  могут  быть  более  детализированы.  Замысел  меняется  по  ходу  изображения.  Дети  уже  могут  использовать  цвет.  Большое  значение для развития  моторики  в  этом  возрасте  имеет  лепка.  Ребенок  может  вылепить  под  руководством  взрослого  простые  предметы.  

        Возрастная  характеристика  контингента  детей  4-5  лет

Значительное  развитие  получает  изобразительная  деятельность.  Рисунки становятся  предметным  и  детализированным. В  этом  возрасте  дети рисуют  предметы  прямоугольной,  овальной  формы,  простые изображения  животных. Дети  могут  своевременно насыщать  ворс кисти краской, промывать  по  окончании  работы.   Графическое  изображение  человека  характеризуется  наличием  туловища,  глаз,  рта,  носа,  волос,  иногда  одежды  и  ее  деталей.  Лепят  предметы  круглой,  овальной,  цилиндрической  формы,  простейших  животных,  рыб, птиц.

        Возрастная  характеристика контингента  детей  5-6  лет

В  изобразительной  деятельности  5-6  летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий.  Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший  возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В  лепке    детям  не  представляется  трудности  создать  более  сложное  по  форме  изображение.  

       Возрастная  характеристика контингента  детей  6-7 лет

В  изобразительной  деятельности  детей  6-7 лет  рисунки  приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма.  Более  явными  становятся  различия  между  рисунками  мальчиков  и девочек. Мальчики  охотно  изображают  технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:  принцесс,  балерин,  и  т.д.  Часто встречаются  бытовые  сюжеты: мама  и  дочка,  комната  и  т.п.   При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие  способности  в  изобразительной  деятельности.   Изображение  человека  становится еще  более  детализированным  и  пропорциональным.  Появляются  пальцы  на  руках,  глаза,  рот,  нос,  брови,  подбородок. Одежда может  быть  украшена  различными  деталями.   Предметы,  которые  дети  лепят,   имеют  различную  форму,  цвет, строение,  по-разному расположены  в  пространстве.  Вместе  с  тем  могут  к  7-ми  годам  передать  конкретные  свойства  предмета  с  натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

  1. Планируемые результаты освоения программы. 

 

      Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

      К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие возрастные характеристики возможных достижений ребенка:


К концу года дети 3 – 4 лет могут:

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

  • Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
  • Раскатывать комок массы  прямыми и круговыми движениями кистей рук;

     отламывать от большого комка маленькие комочки;

     сплющивать комок ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;

     используя названные приемы, изображать в лепке разнообразные предметы;

  • Аккуратно пользоваться пластилином.

К концу года дети 4 – 5 лет могут:

Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к народным игрушкам и украшению одежды орнаментом.

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.


К концу года дети 5 – 6 лет могут:

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.

  • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
    Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, в том числе  орнамента.
  •  Уметь лепить знакомые предметы, скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать,                                 прищипывать и оттягивать детали;
  • Развита фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук.

К концу года дети 6 – 7 лет могут:


Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства произведений искусства.

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

1.2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

Мониторинг детского развития проводится три раза в год.

Эмоционально-волевая сфера

  • Наличие интереса

Дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их.

  • Активность

Дети активны и настойчивы в изучении материалов и инструментов для того, чтобы их применять в своей деятельности. Они самостоятельно пытаются получить новый результат с их помощью.

Изобразительно-выразительная сфера

  • Владение цветом

Дети легко выделяют и называют цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый, сине-зеленый), оттенки: красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий, сине-фиолетовый, фиолетово-красный и т.д), свободно экспериментируют с цветом, используя разные способы для смешения, свободно составляют гармоничные композиции из цветов и оттенков и растяжку оттенков (5-7 оттенков) одного цвета. Дети могут передать через цвет различные ощущения и эмоции, создать с помощью цвета абстрактный образ (настроение, сон, характер и т.д.)

  • Владение формой

Дети свободно выделяют и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед), соотносят фигуры с предметами (объектами), преобразовывают пятно в образ, используя различные инструменты и материалы, применяют точку, линию и пятно в качестве выразительных средств, нанося их разными инструментами, и комбинируя друг с другом для создания образа, изображают плоские геометрические фигуры (круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, овал, трапеция), пользуются штриховкой, тушевкой, стремясь передать форму предмета (объекта).

  • Владение композицией

Дети создают фон, используя различные выразительные средства, материалы и техники, отображают линию горизонта в процессе создания композиции, уравновешивают композицию, дополняя ее необходимыми деталями, применяют классические художественные техники, владеют различными изобразительными инструментами, приемами (тычка, примакивания, мазка, выщипывания, сминания, скатывания, раскатывания, отщипывания, расплющивания, прищипывания, обрывание, сложение бумаги в разных направлениях, вырезывание, примазывание, скручивание), подбирают неклассические техники в работе.

Познавательно-эстетическая сфера

  • Соответствие темы содержанию образа

Дети способны передать содержание образа с помощью выразительных средств.

  • Способность передавать через образ эмоциональное состояние

Дети способны передать с помощью доступных средств настроение и характер образа.    

Диагностическая карта по рисованию для детей младшего возраста

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Форма

Цвет

Строение предмета

Передача сюжета

1.

2.

Диагностическая карта по лепке для детей младшего возраста

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Знание приемов

Лепка животных

Использование стеки

Народная игрушка

1.

2.

  Диагностическая карта по рисованию для детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Знание цветов и оттенков

Умение выстраивать сюжет

Владение формообразующими движениями

Композиция

Использование перспективы

Соблюдение пропорций

Владение техническими приемами рисования

1.

2.

         Диагностическая карта по лепке для детей старшего дошкольного возраста

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Знание приемов

Лепка животных

Использование стеки

Народная игрушка

1.

2.

Уровни определения развития изобразительных навыков

      Начало учебного года:                                                

Высокий уровень развития - 4

Средний уровень развития -3

Низкий  уровень развития -2

Низший уровень развития -1

Середина учебного года:

Высокий уровень развития - 4

Средний уровень развития -3

Низкий  уровень развития -2

Низший уровень развития -1

Конец учебного года:

Высокий уровень развития - 4

Средний уровень развития -3

Низкий  уровень развития -2

Низший уровень развития -1

  1.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Занятия по изобразительной деятельности проводятся по подгруппам с детьми 3-5 лет,5-6 лет и 6-7 лет в рамках календарно-тематического плана.

Новизна. Основной  задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира».

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

  1. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Цель:  Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. 

Задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства .
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Задачи художественно-эстетического развития  в младшем дошкольном возрасте:

  • Эстетическое восприятие мира природы:
  • Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.
  • Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
  • Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
  • Эстетическое восприятие социального мира:
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
  • Формировать интерес к окружающим предметам.
  • Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.
  • Художественное восприятие произведений искусства:
  • Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
  • Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
  • Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
  • Дать элементарные представления об архитектуре.
  • Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
  • Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
  • Художественно-изобразительная  деятельность:
  • Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.
  • Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.
  • Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
  • Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
  • Развивать воображение, творческие способности.
  • Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
  • Знакомить с разнообразием  изобразительных материалов.

Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

  • Эстетическое восприятие мира природы:
  • Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой
  • Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе.
  • Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение
  • Художественное восприятие произведений искусства
  • Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес
  • Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства
  • Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства
  • Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.
  • Развивать представления детей об архитектуре
  • Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма
  • Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи
  • Содействовать эмоциональному общению
  • Художественно-изобразительная  деятельность
  • Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности
  • Развивать эстетические чувства
  • Учить создавать художественный образ
  • Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать,      фантазировать, экспериментировать
  • Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события
  • Развивать художественное творчество детей
  • Учить передавать животных, человека в движении
  • Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы

Педагогические условия необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:

  • Формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей.
  •  Создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке и самостоятельного детского творчества.
  •  Ознакомление детей с основами изобразительного и  народного декоративно-прикладного искусства в среде музея дошкольного образовательного учреждения.


 

 

2.3.Тематическое планирование для детей 3-5 лет

№ п/п

Тема занятия

Часы (мин) 5-7 л

Часы (мин)3-5 лет

Теория

практика

теория

Практика

Осенние краски. Лес осенью.

7

13

10

15

Натюрморт. Ветка рябины.

7

13

10

15

Аппликация «Осенние деревья»

7

13

10

15

Оригами «Забавные монстрики»

7

13

10

15

Пластилинография «Смартфон моей мечты»

7

13

10

15

Бусы. Лепка.

7

13

10

15

Рыбка из ладошки.Рисование

7

13

10

15

Рисование «Сочный арбуз»

7

13

10

15

Оригами +рисование «Совята»

7

13

10

15

Рисование «Разноцветные коврики.

7

13

10

15

Изразец «Цветок» для мамы.Пластилинография.

7

13

10

15

Открытка ко Дню Матери.Аппликация

7

13

10

15

Зимний пейзаж.Рисование гуашью.

7

13

10

15

Зимняя открытка.Аппликация.

7

13

10

15

Зимнее окно.Рисование+аппликация.

7

13

10

15

Расписной платок.Рисование.

7

13

10

15

Танцующий Снеговик.Аппликация

7

13

10

15

Елка Новогодняя.Оригами

7

13

10

15

Елочный шар. Рисование солью

7

13

10

15

Новогодняя открытка.Аппликация +рисование

7

13

10

15

Как я люблю зиму.

рисование

7

13

10

15

Несуществующее животное (раздувание краски)

7

13

10

15

Черёмуха (рисование тычком)

7

13

10

15

Праздничный салют над городом (проступающий рисунок)

7

13

10

15

Разноцветный зонтик пластилинография

7

13

10

15

Синие узоры на белоснежном поле.

7

13

10

15

Мой друг (цветной граттаж)

7

13

10

15

Щенок. Оригами

7

13

10

15

Радуга-дуга, не давай дождя!

7

13

10

15

Пейзаж у озера (монотипия)

7

13

10

15

Превращения камешков (рисование на камнях)

7

13

10

15

Ночное небо (набрызг)

7

13

10

15

Бабочка-красавица (монотипия)

7

13

10

15

Волшебный карандашик (каракулеграфия)

7

13

10

15

Красивые картинки из разноцветной нитки (рисование нитками)

7

13

10

15

Грибочки в лукошке (оттиск печатками, рисование пальчиком).

7

13

10

15

Профессии, которые мне нравятся.(цветной граттаж)

7

13

10

15

Букет (набрызг, печать, тиснение)

7

13

10

15

Картина настроения (рисование мыльными пузырями)

7

13

10

15

Моя любимая чашка на столе (печать по трафарету, оттиск печатками)

7

13

10

15

Зоопарк (шаблонография)

7

13

10

15

Скатерть – самобранка

7

13

10

15

Колючая сказка (рисование штрихом)

7

13

10

15

Верблюд в пустыне (расчесывание краски)

7

13

10

15

Паук в паутине (обрывание бумаги)

7

13

10

15

Чудесные бабочки (тычкование)

7

13

10

15

Кисть рябинки, гроздь калинки (ватными палочками)

7

13

10

15

В гостях у народных мастеров.

7

13

10

15

Сказочная  Жар – птица

7

13

10

15

Я в волшебном лесу (печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, граттаж).

7

13

10

15

Ожившая сказка (ожившие предметы)

7

13

10

15

Необычные машины (оттиск пробкой и печатками)

7

13

10

15

Весенние деревья (рисунки из ладошек)

7

13

10

15

Итоговая выставка рисунков за год.

7

13

10

15

Итого:

 

6 ч. 30 мин.

11 ч.30 мин

9 ч. 25 мин

13 ч. 25 мин

2.4. Формы  работы  с детьми  по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

Содержание  

Возраст

Совместная  деятельность

Режимные  моменты

Самостоятельная  деятельность

  1. Развитие

продуктивной  деятельности

  • рисование
  • лепка

  1. Развитие

детского творчества

3. Приобщение  к  изобразительному искусству

3-5 лет  вторая младшая  и средняя группы

Наблюдения по ситуации

Занимательные показы

Наблюдения по ситуации

Индивидуальная работа с детьми

Рисование

Лепка

Сюжетно-игровая ситуация

Выставка детских работ

Конкурсы

Интегрированные занятия

Интегрированная детская деятельность

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная художественная деятельность

5-7 лет старшая и подготовительная  к школе группы

Рассматривание предметов искусства

Беседа

Экспериментирование с материалом

Рисование

Лепка

Интегрированные занятия

Дидактические игры

Художественный досуг

Конкурсы

Выставки работ декоративно-прикладного искусства

Интегрированная детская деятельность

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми

Проектная деятельность

Создание коллекций Выставка репродукций произведений живописи

Дидактические  игры

Самостоятельное художественное творчество

Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет:

Вторая младшая группа - 15 минут

Средняя группа - 20 минут

Старшая группа – 25 минут

Подготовительная к школе группа – 30 минут

 

Содержание:

  • Первый этап – возникновение замысла;
  • Второй этап – процесс создания художественного образа;
  • Третий этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.

           На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.

           На втором этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств (художественной литературы, изобразительного искусства)  для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.

           На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.

   Эти методы и приёмы помогают детям создать художественные образы в рисунках и лепке

Формы организации образовательной деятельности

  • Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Совместные работы 2 – 3 детей;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультурные минутки;
  • Интегрированная деятельность;
  • Сюрпризные моменты;
  • Просмотр мультимедийных презентаций.


Развитие продуктивной деятельности детей
  3 – 4 лет.
Предлагать детям отображать в рисунках свои впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.


  • Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы, создавая тем самым выразительные образы.

  • Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (набирать краску на ворс: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку; проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы).

  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков; сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще – кап – кап – кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ – топ!»).

  • Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.) и разных предметов (блюдечко, рукавички).

  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивая их. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, вагончик и др.).

  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
     Развитие продуктивной  деятельности детей 4 – 5 лет.

Предметное рисование.


  • Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

  • Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадр-ая, прямоуг-ая, треугольная), величине, расположении частей.

Сюжетное рисование.Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.


  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

  • Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

  • Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

  • Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

  • Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

  • Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности. 
     Декоративное рисование.
    Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские, мордовские  изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

  • Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

  • Познакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить выделять «галочки», « крестики».

    Развитие продуктивной деятельности детей 5 - 6 лет.


    Предметное рисование.
    Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

  • Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по – разному располагаться на плоскости (стоять,лежать,менять положение:живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.

  • Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

  • Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

  • Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

  • Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

  • Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно – зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков.


Сюжетное рисование.

  • Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных композиций («Кого встретил колобок?» и др.).

  • Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

  • Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они не загораживали друг друга.


 Декоративное рисование.

  • Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской, мордовской  игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большого разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, с её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

  • Познакомить с росписью Полхов – Майдана. Включать городецкую и полхов – майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным  декоративным искусством.

  • Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов – майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

  • Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

  • Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

  • Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры.

Лепка.

  • Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и

пластической массы.

  • Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.
  • Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
  • Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
  • Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
  • Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.
  • Закреплять навыки аккуратной лепки.
  • Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка.

  • Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской, мордовской  и др.).
  • Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.


Развитие продуктивной  деятельности детей 6 – 7 лет.

Предметное рисование.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые могут быть использованы в рисовании. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и тушью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.


  • Продолжать формировать умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

  • Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировки нажима на карандаш.

  • Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

  • Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто – зеленый, серо – голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

  • Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки и т.п.).


 Сюжетное рисование.
Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.

  • Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
     Декоративное рисование
    Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

  • Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
     

Лепка.

  • Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы

движениями пальцев и стекой.

  • Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
  • Развивать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка.

  • Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.
  • Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные.

      Реализация части формируемой участниками образовательных отношений, осуществляется через парциальную программу Г.С.Швайко «Программа по изобразительной деятельности в детском саду».

     Особенностью данной методики является объединение изобразительных занятий в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одного и того же вида народно-прикладного искусства.

Образовательная область

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Художественно - эстетическое развитие

  1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
  2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
  3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
  4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка ( «Как создать дома условия для развития художественных способностей  детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
  5. Семинары-практикумы для родителей  по  художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
  6. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
  7. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
  8. Совместное издание художественного  журнала (рисунки).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.  Организованная образовательная деятельность детей по изобразительной деятельности.

Дни недели

Расписание занятий

Вторник

 15.05-15.35 Подготовительные группы (8,11,9)

 15.40-16.05 старшие группы (7,6, 10)

16.10.-16.30 Средние и младшие группы (5,12,14)

16.35.-17.00 Старшие группы (3, 13)

Четверг

 15.05-15.35 Подготовительные группы (8,11,9)

 15.40-16.05 старшие группы (7,6, 10)

16.10.-16.30 Средние и младшие группы (5,12,14)

16.35.-17.00 Старшие группы (3, 13)


 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:


Материально – техническое обеспечение программы.

     Предлагаемая программа реалистична, т.к. соблюдены все необходимые условия ее реализации.

Для занятий  имеется кабинет по изобразительной деятельности (просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам).

      Наличие в кабинете по изобразительной деятельности полного комплекта учебного оборудования, согласно требованиям образовательной программы: столы детские передвижные, оборудованное место для анализа детских работ, настенная доска, условия для мытья посуды и оборудования, стенд для выставки.

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей:

  • Уголок художественного творчества в группе.
  • Кабинет по изобразительной деятельности (методический кабинет).
  • Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.

  Наглядный  материал:

  • Иллюстрации и репродукции картин художников;
  • Наглядно - дидактический материал;
  • Игровые атрибуты;
  • Стихи, загадки;
  • Открытки для рассматривания;
  • Авторские изделия народных промыслов;
  •  Коллекция программных произведений искусства.

Материально-техническое оснащение:

-Плакаты: «Гжель», «Филимоновская свистулька»;

-Серия «Мир в картинках»: «Гжель», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Филимоновская

народная игрушка»

- Наглядно-дидактические пособия :  

«Фрукты». «Ягоды», «Овощи», «Времена года», «Народные промыслы»;

Художественные материалы:

Цветные карандаши, простые карандаши, ластики, фломастеры.

  • Акварельные, гуашевые краски.
  • Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги).
  • Пастельные мелки
  • Матерчатые салфетки для просушивания ворса, бумажные салфетки.
  • Кисточки (большие и маленькие, толстые и тонкие).
  • Палитры, подставка под кисти, клеенки.
  • Стаканчики для воды.
  • Листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А3, альбомы для детского художественного творчества, ватман.
  • Мягкая бумага (салфетки, газеты).
  • Белый и цветной картон, наборы цветной и бархатной бумаги.
  • Клей, клеящие карандаши, клеевые кисточки.
  • Инструменты:
  • Печатки, пробки, губки, колпачки фломастеров или авторучек.
  • Вата, ватные диски, ватные палочки.
  • Блёстки (кусочки мелко нарезанного дождика), серпантин, конфетти.
  • Декоративные прищепки.
  • Старые зубные щетки, щетки.

Техническое обеспечение занятий:  Использование   проектора, экрана для демонстрации слайд-шоу и презентаций.

Список литературы.

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2020г.
  • Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова. М.: Мозаика – Синтез 2009г.
  • Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством. О.А. Соломенникова. 2007г
    Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада: конспекты занятий» - М.: Мозаика – Синтез, 2007.

  • Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий» - М.: Мозаика – Синтез, 2007.

  • Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада: конспекты занятий» - М.: Мозаика – Синтез, 2008.

  • Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации». М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  • Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада: конспекты занятий» - М.: Мозаика – Синтез, 2008.
    Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» - СПб.: Детство – пресс, 2003.

  • Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» - СПб.: Детство – пресс, 1999
  • Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада» - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
  • Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
  • Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада» - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. С-П., 2010.
  • Аллаярова И. Е.  Симфония красок. М., 2008.
  • Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Ярославль, 2009.
  • Рузанова Ю. В.  Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. С-П., 2009.
  • «Забавные поделки из веера и змейки». Автор: Армин Тойбнер. Издательство «Академия развития» 2007 г.
  • «Оригами для самых маленьких». Автор:Ольга Сухаревская. Москва  «Айрис Пресс» 2010 г .
  • «Фантазии из природных материалов». Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство «Айрис Пресс» 2011 г .
  • «Чудеса из соленого теста». Автор: Чернова Г.Н Скрипторий 2005 г.
  • «Соленое тесто». Автор: Давыдова Г.Н. М  АРТ  2005 г.
  • «Радуга аппликации». Автор: Гурская И.В. СПб  Питербург 2007 г.
  • «Зёрнышко к зёрнышку» Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство «Айрис Пресс» 2010 г.
  • «Маленький мастер» Автор: Геронимус Т. М.издательство «Аст – Пресс школа» 2001.
  • «Аппликация простые поделки» Автор: Екатерина Румянцева. Москва «Айрис  - Пресс» 2010.г
  • «Поделки из бумаги» Автор: Корнева Г. М. Санкт – Петербург «Кристалл».2002 г.

 

Петровская Наталья Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).

Данная программа является авторской  и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Программа дополнительного образования ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»

Программа дополнительного образованияИЗОСТУДИЯ « Юный художник»...

Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный художник» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Развитие способностей и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста посредством технологии нетрадиционного рисования...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...