Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития личности ребёнка старшего возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Методический материал для работы по взаимодействиею музыки и изобразительной деятельности на интегрированных занятиях c дошкольниками, которые обогащают их яркими художественными впечатлениями, оказывают стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития личности ребёнка старшего возраста
Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Показательно, что цветовая гамма является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же цвет /тембр/ — один из главных факторов изобразительности.
Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Цвето-звуковые ощущения могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребенка. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок.
Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия обогащает рисунки детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, родства этих видов искусства.
На занятиях по слушанию музыки это взаимодействие осуществляется в двух формах:
- сочетания восприятия произведений музыки и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
- художественно-творческой деятельности ребенка – дети «рисуют музыку».
В рисунках детей находят отражение не только настроение, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм.
Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и слайдов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Эти занятия высоко эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности.
На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают камерную музыку или фрагмент оперы (балета). После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Эмоционально воспринимая музыкальное произведение, знакомую песню, дети оставляют свои впечатления в рисунке, в аппликации, в лепке. Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной музыки, разноцветная гуашь, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
Арсений С. Старшая группа. Музыкальная игра "Грибочки" муз. Быстровой М.Д.
Коллективная работа. Старшая группа..Падают листья. муз. Красева М.
Взаимодействие музыки и изобразительной деятельности на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический материал по взаимосвязи музыки и рисования у дошкольников | 55.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь музыки и рисования
как средство развития личности ребёнка старшего возраста
Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Показательно, что цветовая гамма является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же цвет /тембр/ — один из главных факторов изобразительности.
Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Цвето-звуковые ощущения могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребенка. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок.
Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия обогащает рисунки детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, родства этих видов искусства.
На занятиях по слушанию музыки это взаимодействие осуществляется в двух формах:
- сочетания восприятия произведений музыки и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
- художественно-творческой деятельности ребенка – дети «рисуют музыку».
В рисунках детей находят отражение не только настроение, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм.
Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и слайдов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Эти занятия высоко эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности.
На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают камерную музыку или фрагмент оперы (балета). После прослушивания и элементарного анализа музыки они рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Эмоционально воспринимая музыкальное произведение, знакомую песню, дети оставляют свои впечатления в рисунке, в аппликации, в лепке. Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной музыки, разноцветная гуашь, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
Арсений С. Старшая группа. Коллективная работа..
Музыкальная игра "Грибочки" муз. Быстровой М.Д Старшая группа..Падают листья. муз. Красева М.
Взаимодействие музыки и изобразительной деятельности на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Экскурсии – как средство всестороннего развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста
представлен опыт организации экскурсий с детьми 5-7 лет...
Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"
Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....
Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...
Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...
Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"
Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....
Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. Она всесторонне развивает детей....