Конспект по изобразительной деятельности "Секреты жостовской росписи"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Николичева Елена Васильевна

конспект для подготовительной группы с анализом проделланной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sekrety_zhestovskoy_rospisi_i_analiz.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 компенсирующего вида»

«Секреты жостовской росписи» (конспект ОД в подготовительной группе)

Воспитатель: Николичева Е.В.

I квалификационная категория

Г Мончегорск

Образовательные цели:

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

Образовательные задачи:

1. Обучающая: Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов различной формы.

2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией.

3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.

4. Воспитывающая: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Используемая технология: занятие проводится на основе технологии проблемного обучения.

Материал: гуашь разных цветов, кисти круглые и плоские «7,5,3,1, салфетки, бумажные силуэты подносов разной формы и цвета, жостовские подносы.

Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. На адрес вашего детского сада сегодня пришло вот это письмо (показываю красивый конверт)

- Интересно, что в этом письме? Предлагаю его посмотреть.

«Дорогие ребята, пишет вам герой очень известной сказки – Буратино. Я прошу вашей помощи. Дело в том, что Мальвина пригласила меня на свой день рождения. Я хотел в подарок ей нарвать целую охапку цветов, т. к. знаю, что Мальвина просто обожает их. Но не тут-то было, Пьеро никак не дает мне этого сделать! Как мне быть? Что подарить Мальвине?»

Постановка проблемы:

- Не простая ситуация случилась с героями. Они хотят пойти на день рождения, только договориться не могут.

- Как вы думаете, почему Пьеро против того, чтобы рвать живые цветы?

(луга погибнут, одна трава останется, жалко, цветов не будет,красота исчезнет)

-Что мы выяснили? (что рвать живые цветы нельзя)

- С одной стороны, живые цветы рвать нельзя, но, с другой стороны, Мальвина ждет своих друзей на день рождения, а какой день рождения без подарка?

-Как помочь ребятам не оказаться без подарка на празднике?

Выдвижение гипотез, предположений:

Купить. А давайте подумаем, что нужно для того, чтобы купить цветы? Деньги. У нас они есть? Нет. Подходит этот вариант? Нет.

Что еще можно сделать?

Попросить у соседей, мамы, папы. А если у соседей нет цветов?

Нарисовать.

-Ребята, я предлагаю нарисовать для Мальвины не простые, а жостовские цветы на подносе. Я думаю, она будет безумно рада такому подарку.

- Посмотрите на жостовские подносы. Какие они красивые, праздничные. Черные, желтые, красные удивительно прекрасные. На них тоже красивые цветы. Посмотрите, в центре крупный цветок, а по краям поменьше и соединяются между собой листьями.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Какое настроение появилось у вас, глядя на подносы и слушая музыку?

Какие краски подходят для этого настроения? (красный, желтый, синий, зеленый, голубой).

 Физминутка «Цветы».

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Введение в систему знаний:

- А сейчас я открою вам секрет жостовской росписи:

С чего начнем рисовать? (с крупных цветов в центре подноса).

А затем? (мелкие цветы и бутоны, листья разной величины).

Потом у нас идет привязка и уборка.

Еще можно расположить узор на подносе? (раскидку, венок, полувенок).

Я вас приглашаю на свои рабочие места. Но сначала давайте подготовим руки к работе.

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении. 

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                        Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

(Дети садятся и приступают к работе. Помощь детям советом в подборе колорита и способе рисования.)

(Воспитатель читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

Вот и готов наш подарок для Мальвины. Она будет несказанно рада! Молодцы ребята, я сейчас обязательно отправлю его по почте. А как же вам будут благодарны Буратино и Пьеро!

Итог занятия:

Скажите, что вам больше всего запомнилось на занятии? Что лучше всего у вас получилось? Где возникли трудности? Вы их преодолели?

Вы умники, решили все проблемы, справились со всеми трудностями. А, главное, вы помогли нашим героям.

Самоанализ

Непосредственно – образовательная деятельность осуществлялась в группе 6-7 лет в количестве 6 человек.

Условия проведения НОД отвечали нормам СанПин: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствовала росту детей, соблюдены правила техники безопасности.

Тема: «Секреты жостовской росписи»


Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование)

Тип деятельности: итоговая, интегрированная

Продолжительность – 30 минут.

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1. Обучающая: Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов различной формы.

2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией.

3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.

4. Воспитывающая: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

В ходе подготовки к непосредственно – образовательной деятельности были проведены:

- познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве;

- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов;

- цикл непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию;

- рисование элементов жестовского узора, составление композиций, роспись подносов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей;

- дидактические игры;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический) и приёмов. Их эффективность достигалась за счёт правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием образовательной деятельности, их объёмом, соответствием материала психологической и возрастной готовности воспитанников к его усвоению.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх этапов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой.

Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней.

Эта цель была достигнута постановкой проблемы (письмо от Буратино), дети рассуждали, предлагали способы решения проблемы.

     Основной этап был подчинён главным задачам образовательной деятельности.

Дети рассматривали выставку подносов, делились впечатлениями от прослушивания музыки, подбирали цвета для настроения.

 Перед ребятами встала задача – необходимо решить проблему подарка для Мальвины, но для этого надо сначала стать художниками – мастерами, выбрать любой понравившийся силуэт подноса и расписать его.

Подготовка к продуктивной деятельности также включила в себя уточняющие вопросы к детям о последовательности и способах выполнения узоров, подготовку мелкой моторики рук к рисованию (пальчиковая гимнастика, и стимуляцию на успех.

Музыкальное сопровождение по ходу продуктивной деятельности - способствовало развитию творческого воображения, поддержанию интереса, положительного эмоционального настроя.

   

Физкультминутка  позволила снять статическое напряжение, снизить утомление, повысить умственную работоспособность и перейти к следующему этапу непосредственно – образовательной деятельности.

На заключительном этапе проводился анализ детских работ, который предполагал положительную оценку результатов продуктивной деятельности всех детей и оценку детьми работ сверстников.

Дети рассказали в чем состоят их трудности и достижения.

    На протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности осуществлялся индивидуальный подход, который проявлялся в оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий, в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению её результативности и успешному решению поставленных задач.

Мне кажется все дети справились с поставленными задачами, были активными участниками на протяжении всей деятельности. Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов Жостовской росписи в работе с детьми дошкольного возраста "

Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства....

Конспект НОД"Знакомство с Жостовской росписью" в старшей группе

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старших группах Тема: «Огненные кони в бликах солнца, золотые теремаИ одним лишь словом это всё зовётся- Хохлома.»Знакомс...

Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы "Чудо жостовской росписи".

Конспект занятия "Чудо жостовской росписи". Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Цель: Познакомить детей с жостовской росписью. Приобщить детей к истокам русской нацио...

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

(За основу взято Грибовская с.107) Программное содержание: Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом. Учить видеть мн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Секреты жостовской росписи»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Секреты жостовской росписи»для детей подготовительной группы «Сказка»подготов...

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: ««Знакомство с жостовской росписью» (для детей 6-7 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие...