Образовательная ситуация "Животные жарких стран".
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Баталова Ольга Сергеевна

Технология деятельностного метода "Ситуация".  Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_situatsiya_zhivotnye_zharkih_stran.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема: Животные жарких стран

Образовательные задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «гравюра на картоне»; закреплять знания по лексической теме «животные жарких стран»; развивать творческие способности, мелкую моторику, речь; воспитывать аккуратность в работе с разными изобразительными материалами.

Дидактические материалы и оборудование: бумажные куклы Таня и Ваня, изображение саванны, картинки с изображением животных жарких стран (заготовки из картона для рисования в технике «гравюра на картоне» с силуэтами животных жарких стран: на 7 детей 8 карточек), кисть для тонирования, белые листы бумаги и черная тушь, фотоальбом.

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Таня с Ваней много путешествовали по нашей стране и по другим странам и континентам. Сегодня мы тоже вместе с ними отправимся в путешествие. Они там никогда не были, куда они поедут, вы узнаете, отгадав загадку:

Материк лежит большой, самый жаркий и сухой

Там и лето круглый год, кто его мне назовет?

- Это Африка!

- Да, конечно это Африка, самый жаркий материк.

- А вот друзья Тани и Вани тоже никогда в Африке не были и ни разу не видели животных, которые там живут. Они просят Таню и Ваню привести им из Африки фотографии тех животных, которых они там встретят. Таня и Ваня просят вас помочь им сделать фотографии.

- Хотите порадовать друзей Тани и Вани и привезти фотоальбом с фотографиями животных жарких стран?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

 2.1 Игра «Самолет».

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей о транспорте;

2) развивать мелкую моторику, речь.

- Мы вместе с Таней и Ваней отправляемся в Африку. Африка находится далеко, а как же нам лучше добраться до Африки?

- На самолете.

- Давайте с вами полетим на самолете.

- Чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:

РА-РА-РА – начинается игра

СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса,

- Сели в самолеты, полетели! (дети обегают круг, изображая самолеты)

Звучит фонограмма из «Красной шапочки».

Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.

А в Африке реки вот такой ширины,
А в Африке горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
Ах, и зеленый попугай!

2.2 Игра «Назови и расскажи»

Дидактические задачи:

          1) актуализировать знания детей о животных жарких стран;

2) тренировать мыслительные операции;

3) развивать внимание, речь.

Дети подходят к столу, на котором находится изображение саванны. У воспитателя в руках картинки с изображением животных жарких стран (заготовки из картона для рисования в технике «гравюра на картоне» с силуэтами животных жарких стран: на 7 детей 8 карточек)

- Ребята посмотрите, каких животных мы здесь встретили? (лев, бегемот, пантера, слон, носорог, зебра, жираф, крокодил). Как можно назвать этих всех животных? (это дикие животные, они живут не рядом с человеком и сами себе добывают пищу).

3.Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2) развивать речь.

- Давайте каждый из вас сделает одну фотографию животного жарких стран. Возьмите по одной карточке. Одна карточка (с крокодилом) остаётся воспитателю.

- Фотографию, какого животного жарких стран ты будешь делать? (спросить каждого ребёнка, дети должны отвечать полным ответом.)

Дети со своей карточкой подходят к столу, на котором находится кисть для тонирования, белый лист бумаги и чёрная тушь.

- Сделайте фотографию своего животного жарких стран.

- Смогли? (нет)

- Почему не смогли? (Не знаем, как сделать фотографию при помощи туши и кисти для тонирования)

- Значит, что нужно сделать для того, чтобы мы могли выполнить задание? (нам надо спросить взрослого как сделать фотографию)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с новым способом рисования в нетрадиционной технике «гравюра на картоне».

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, узнаю у кого-либо…»

- Как это можно сделать? (Спросить воспитателя, посмотреть в книге, компьютере)

          - Если у нас есть кисть и тушь, значит, мы можем что-то затонировать, закрасить. Что? (карточку с животным жарких стран)

         - Что нам надо сделать дальше?

         - Нужно приложить чистый лист к карточке с животным со свеженанесенной краской.

        - Как вы думаете, что будем делать дальше?

        -Чтобы получилась фотография необходимо тщательно круговыми движениями протирать лист, чтобы отпечаталось на его обратной стороне изображение. 

      - Ребята мы вместе с вами придумали новый способ рисования, который называется «гравюра на картоне» и с помощью него вы сможете сделать фотографии животных жарких стран, и порадовать друзей Тани и Вани.

        - Посмотрите, как я это буду делать: воспитатель делает фотографию крокодила.

      - Как вы будете выполнять работу? (дети проговаривают этапы работы)

Физкультминутка  музыкальная.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки).)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
 (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

- Практическая работа детей.

Дети самостоятельно выполняют работу новым способом рисования в нетрадиционной технике «гравюра на картоне». Во время самостоятельной деятельности воспитатель подсказывает, помогает, напоминает этапы работы.

 По окончанию работы, дети выходят из-за столов со своими работами (фотографиями животных жарких стран) и изготавливают из своих работ фотоальбом для друзей Тани и Вани? Устраивается выставка фотоальбома животных жарких стран.

- Вы смогли сделать фотографии животных? (Да)

- Теперь нам пора возвращаться домой.

 (Проводится игра «Самолет»)

6.Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы сегодня были? (в Африке)

- Кого мы там видели? (животных жарких стран)

- Кому и чем мы помогали? (Тане и Ване делать фотографии для друзей).

- Какие новые знания помогли нам сделать фотографии? (мы научились рисовать нетрадиционной техникой «гравюра на картоне»).

- Теперь Таня и Ваня смогут порадовать своих друзей.

- И в подарок Вам друзья Тани и Вани дарят смайлики, потому что вы привезли им фотографии с животными жарких стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект " Животные жарких стран"

Данный образовательный проект способствует закреплению представлений о животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни и повадках, уточнению, расширению и активизации словаря по теме "Дикие...

Интегрированная образовательная деятельность «Животные жарких стран» (с использованием техники рисования ладошками)

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Животные жарких стран» (с использованием техники рисования ладошками) Цели:...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности "Животные жарких стран"

Расширять представления детей об  особенности жизни  животных жарких стран и среде их обитания....

Сценарий образовательной ситуации в центрах активности с использованием игрового макета Тема: «Животные жарких стран в зоопарке»

Сценарий образовательной ситуации в центрах активности с использованием игрового макетаТема: «Животные жарких стран в зоопарке» Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «...