ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Кистенева Ольга Валерьевна

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_palitra.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено на педагогическом совете ГБДОУ № 86

Протокол №_________от_____________

Утверждено приказом №__________

От «___» ______________ «_______г»

Заведующий ГБДОУ № 86

Сливарь О.В._____________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Возраст обучающихся 5 - 6 лет

Срок реализации 1 год

Автор – составитель

Кистенева Ольга Валерьевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность–художественная

Вид программы – модифицированная.

Уровень освоения – ознакомительный

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Основная общеобразовательная программа ГБДОУ Детский сад №86 г. Санкт-Петербурга.

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;

-Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Актуальность программы «Волшебная палитра» связана с необходимостью внедрения в основную общеобразовательную программу дошкольного образования дополнительных общеразвивающих программ.

В настоящей время в существующих программах уделено недостаточное внимание художественной деятельности как ведущему способу эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основному средству художественного развития детей. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

В связи с этим возникла необходимость в разработке дополнительной общеобразовательной программы, которая расширит возможности для художественно-творческого развития детей средствами изобразительного искусства с использованием художественных материалов и техник.

Цель: создание условий для художественно-творческого развития детей средствами изобразительного искусства с использованием художественных материалов и техник.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с видами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, городская живопись.
  • Познакомить с художественными материалами (гуашь, восковые мелки, акварель).
  • Познакомить с использованием в изобразительной деятельности разных техник: тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, набрызг, торцевание, графика.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение правильно держать инструмент: карандаш, кисть, мелок, ватную палочку.
  • Развивать умения в приемах традиционного и нетрадиционного рисования с использованием в изобразительной деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, торцевание, набрызг, отпечатки листьев, графика).
  • Развивать умения при работе в изобразительной деятельности: смешение красок, работа с кистью (сухой, натуральной, синтетической), рисование по мокрому, рисование с помощью шаблонов.
  • Обучить детей действовать по заданному алгоритму.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность в работе: содержать рабочее место в чистоте; смешивать краски на палитре; мыть кисти после работы; не пачкать одежду.
  • Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Помочь детям побороть страх и сомнение к предстоящей работы. Вселить в детей уверенность и придать смелости.

Ожидаемый результат:

Предметные результаты:

  • Обучающиеся овладеют умением следовать заданному алгоритму.
  • Освоят навыки работы с художественными материалами (гуашь, восковые мелки, акварель).
  • Освоят приемы традиционного и нетрадиционного рисования с использованием в изобразительной деятельности разных техник (тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, торцевание, набрызг, отпечатки листьев, графика).

Личностные:

  • Дети научатся проявлять аккуратность в работе. Смешивать краски на палитре. Мыть кисти после работы. Содержать рабочее место в чистоте. Стараться не пачкать одежду.
  • У детей появится интерес к изобразительной деятельности.  Они преодолеют страх и сомнение к предстоящей работы. Появится уверенность и смелость.

Метапредметные:

  • Обучающиеся овладеют базовыми навыками при работе в разной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
  • Освоят базовые умения во время рисования: смешение красок, работа с кистью (сухой, натуральной, синтетической), оттиск, рисование по мокрому, рисование с помощью шаблонов.

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5-6 лет

Объём и срок реализации программы:

Объём программы 36 часов.

Срок реализации программы 1 год.

Условия реализации программы: группы обучающихся формируются от 15 человек.

Для проведения занятий необходимо помещение с хорошим освещением. Столы/парты и стулья в соответствии с ростом обучающихся и их количеством.

Форма и режимы занятий:

Форма занятий: очные, групповые.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут.

Форма аттестации по освоению программы: не предусмотрена.

Формы подведения итогов по освоению программы: выставки работ. 

Текущая диагностика освоения программы проводится 2 раз в год посредством использования тематического тестового задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

  1. 1

Графика

5

2

3

  1. 2

Городская живопись

4

1

3

  1. 3

Живопись

15

3

12

  1. 4

Натюрморт

4

1

3

  1. 5

Пейзаж

4

1

3

  1. 6

Портрет

4

1

3

Всего часов:

36

9

27

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематический блок «Графика»

Занятие №

Тема

Теория

Практика

Подведение итогов

1

«Ковер из листьев»

1

1

Выставка работ

2-3

«Сказочный город»

1

2

Выставка работ

4-5

«В гостях у бабушки»

1

2

Выставка работ

Тематический блок «Городская живопись»

6-7

«Волшебный заснеженный город»

1

2

Выставка работ

8

«Первый снег в городском парке»

1

1

Выставка работ

Тематический блок «Живопись»

9

«Яблонька за окном»

1

1

Выставка работ

10

«Ковер из листьев»

1

1

Выставка работ

11

«Веточка рябины»

1

1

Выставка работ

12-13

«Пушистые котята»

1

2

Выставка работ

14

«Ежиная семья»

1

1

Выставка работ

15

«Мишка косолапый по лесу идет»

1

1

Выставка работ

16

«За окошком снегири»

1

1

Выставка работ

17

«Русская матрешка, до чего ж ты хороша!»

1

1

Выставка работ

18

«Зайка – заинька под елочкой сидит»

1

1

Выставка работ

19-20

«Подводный мир»

1

2

Выставка работ

21-22

«Наш дружок- Петя-петушок»

1

2

Выставка работ

23

«Черепашка по имени Наташка»

1

1

Выставка работ

24

«Бабочка-красавица»

1

1

Выставка работ

25-26

«Совушка сова»

1

2

Выставка работ

27

«Космическое путешествие»

1

1

Выставка работ

Тематический блок «Натюрморт»

28

«Мимоза в вазе»

1

1

Выставка работ

29

«Пасхальный кулич»

1

1

Выставка работ

30

«Одуванчики»

1

1

Выставка работ

Тематический блок «Пейзаж»

31

«Осень золотая»

1

1

Выставка работ

32

«Белая берёзка»

1

1

Выставка работ

33-34

«На море»

1

2

Выставка работ

Тематический блок «Портрет»

35

«Цирк, цирк, цирк!»

Портрет

1

1

Выставка работ

36

«Самая красивая!»

Портрет

1

1

Выставка работ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Название темы /Техника

Форма контроля

1

Октябрь

 

«Волшебная палитра»

Знакомство с материалами Гуашь

Выставка работ

2

«Осень золотая»

Пейзаж Гуашь, сухая кисть

Выставка работ

3

«Яблонька за окном»

Живопись Гуашь

Выставка работ

3

«Ковер из листьев»

Геометрические фигуры

графика Фломастеры

Графика

Выставка работ

4

«Ковер из листьев»

Живопись

Гуашь

Выставка работ

1

Ноябрь

«Веточка рябины»

Живопись

Гуашь

Восковые мелки

Выставка работ

2

«Пушистые котята»

Предметное рисование Гуашь

Сухая кисть

Выставка работ

3

«Ежиная семья»

Предметное рисование Гуашь

Сухая кисть

Торцевание

Выставка работ

4

«Мишка косолапый по лесу идет»

Предметное рисование Гуашь

Тычок

Выставка работ

1

 Декабрь

«Первый снег в городском парке»

Пейзаж Гуашь

Сухая кисть

Трафарет

Выставка работ

2

«За окошком снегири»

Предметное рисование Гуашь

Выставка работ

3-4

«Сказочный город»

Городской пейзаж

Маркер, гелевая ручка

Графика

Выставка работ

1-2

Январь

«Волшебный заснеженный город»

Городской пейзаж Гуашь

Выставка работ

3

«Зайка – заинька под елочкой сидит»

Предметное рисование Гуашь

Сухая кисть

Тычок

Выставка работ

4

«Подводный мир»

Восковые мелки

Акварель

Выставка работ

1

 Февраль

 

 

«Цирк, цирк, цирк!»

Портрет

Восковые мелки

Акварель

Выставка работ

2

«Русская матрешка, до чего ж ты хороша!»

Восковые мелки

Акварель

Выставка работ

3

«В гостях у бабушки»

Посуда

Натюрморт

Графика Восковые мелки

акварель

Выставка работ

4

«Черепашка по имени Наташка»

Предметное рисование

Набрызг

Восковые мелки

Акварель

 

Выставка работ

1

 Март

«Самая красивая!»

Портрет

Простой карандаш

Гуашь

Выставка работ

2

«Мимоза в вазе»

Натюрморт

 Гуашь

Выставка работ

3

«Наш дружок- Петя-петушок»

Предметное рисование

Гуашь

Выставка работ

4

«Наш дружок- Петя-петушок»

Предметное рисование

Гуашь

Выставка работ

1

Апрель

«Пасхальный кулич»

Гуашь

Выставка работ

2

«Космическое путешествие»

Восковые мелки

Гуашь

Выставка работ

3

«Совушка сова»

Гуашь

Выставка работ

4

«Совушка сова»

Гуашь

Выставка работ

1

Май

«Одуванчики»

Гуашь

Выставка работ

2

«Белая берёзка»

Гуашь

Выставка работ

3

«Бабочка-красавица»

Гуашь

Выставка работ

4

«На море»

Гуашь

Выставка работ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок программы

Форма занятия

(взаимодействия с детьми)

Приемы и методы подачи материала

Формы подведения итогов занятия

1.

Графика

Групповая

Индивидуальная

  • словесный (устное изложение, беседа, вопросы, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический/игровой (игры, упражнения).

Тематическое тестовое задание.

2.

Городская живопись

Групповая

Индивидуальная

  • словесный (устное изложение, беседа, вопросы, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический/игровой (игры, упражнения).

Тематическое тестовое задание.

3.

Живопись

Групповая

Индивидуальная

  • словесный (устное изложение, беседа, вопросы, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический/игровой (игры, упражнения).

Тематическое тестовое задание.

4

Натюрморт

Групповая

Индивидуальная

  • словесный (устное изложение, беседа, вопросы, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический/игровой (игры, упражнения).

Тематическое тестовое задание.

5

Пейзаж

Групповая

Индивидуальная

  • словесный (устное изложение, беседа, вопросы, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический/игровой (игры, упражнения).

Тематическое тестовое задание.

6

Портрет

Групповая

Индивидуальная

  • словесный (устное изложение, беседа, вопросы, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
  • практический/игровой (игры, упражнения).

Тематическое тестовое задание.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Формы организации деятельности дошкольников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы работы:

  • - Метод разнообразной художественной практики.
  • - Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • - Метод игровых, творческих ситуаций.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям старшего дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Технологии

Методы

Формы

Система

Сотрудничество

Игровые

Практический

Словесный

Наглядный

Подгрупповые

Индивидуальные

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Итоговая диагностика освоения программы проводится в форме: выставки работ

Текущая диагностика освоения программы проводится 2 раза в год посредством использования тематического тестового задания по методике И.А. Лыковой.

Объект педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Индивидуальные достижения детей в области продуктивной деятельности

Тематическое тестовое задания по методике И.А. Лыковой

2 раз в год

Октябрь

Май

Диагностика художественно-творческое развитие детей 5-6 лет

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
  • В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
  • Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
  • Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).

Диагностика уровней освоения ДОП

Уровень освоения

Критерии оценивания

Высокий уровень

– ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).

Средний уровень

– ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень

ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста 5-6 лет

_________________

Ф. О. ребенка

Общие показатели развития детского творчества

Самостоятельное создание образов

Развернутость сюжетов в изображении

Передача различных признаков и

 деталей в изображении объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей

 и отношения в изображении

Сюжетность в изображении

Коллективная деятельность

Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности

Стремление осваивать новые художественные техники

Освоение новых изобразительных средств

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование: Мольберт, фланелеграф, магнитная доска

Наглядные материалы:

Игрушки, атрибуты – по содержанию занятий

Инструменты и материалы:

1.Картон.

2.Бумага.

3.Гуашь, акварель.

4.Салфетки

5.Ватные палочки

6.Презентации по разным темам

7.Кисти, карандаши, фломастеры, гелевые ручки

8.Трафареты

9.Шаблоны

10.Печатки с разными рисунками

11.Восковые мелки

12.Тряпочки

Литература:

Литература для педагога:

  1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 128 с.
  2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. В кн.: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М: ТЦ Сфера, 2019. 144 с.
  3. Колесникова Е. А. Изостудия как форма развития изобразительного творчества старших дошкольников. //Инновационные технологии: пути повышения качества образовательного процесса в ДОО. Материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Котлякова Т.А. Ульяновск: Издатель Качалин А.А., 2018. С.90 -92.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 - 7 лет. Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  5. Котлякова Т. А. Проблемы организации работы по развитию одаренных детей и пути их решения.//Психолого-педагогическая поддержка дошкольников с задатками творческой одаренности: материалы Российской очно-заочной научно-практической конференции 25 апреля 2018 года, г. Димитровград Ульяновской области/под ред. М. А. Ковардаковой. Ульяновск: Вектор-С, 2018 (А). С. 4 -7.
  6. Котлякова Т. А. Разноцветный мир. Программа и методические рекомендации по рисованию. М.: Баласс, 2018 (Б). 176 с.
  7. Котлякова Т. А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2013. 64 с.
  8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2019.
  10. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
  11. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2019
  12. Погодина А.С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2019
  13. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2017.
  14. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2018.
  15. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2019
  17. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС – 2012

Литература для родителей:

  1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2018.
  2. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2019
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2019
  4. Ендовицкая Т.О. развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
  5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
  6. Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2017.
  7. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2019
  8. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. - М.: ВЛАДОС, 2018.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
  10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2019.
  12. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2019
  13. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
  14. Погодина А.С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2019
  15. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2017.
  16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2018.
  17. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2019.
  18. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  19. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...