ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на педагогическом совете ГБДОУ № 86 Протокол №_________от_____________ | Утверждено приказом №__________ От «___» ______________ «_______г» Заведующий ГБДОУ № 86 Сливарь О.В._____________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Возраст обучающихся 5 - 6 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель
Кистенева Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность–художественная
Вид программы – модифицированная.
Уровень освоения – ознакомительный
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Основная общеобразовательная программа ГБДОУ Детский сад №86 г. Санкт-Петербурга.
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
-Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Актуальность программы «Волшебная палитра» связана с необходимостью внедрения в основную общеобразовательную программу дошкольного образования дополнительных общеразвивающих программ.
В настоящей время в существующих программах уделено недостаточное внимание художественной деятельности как ведущему способу эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основному средству художественного развития детей. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
В связи с этим возникла необходимость в разработке дополнительной общеобразовательной программы, которая расширит возможности для художественно-творческого развития детей средствами изобразительного искусства с использованием художественных материалов и техник.
Цель: создание условий для художественно-творческого развития детей средствами изобразительного искусства с использованием художественных материалов и техник.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с видами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, городская живопись.
- Познакомить с художественными материалами (гуашь, восковые мелки, акварель).
- Познакомить с использованием в изобразительной деятельности разных техник: тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, набрызг, торцевание, графика.
Развивающие:
- Развивать у детей умение правильно держать инструмент: карандаш, кисть, мелок, ватную палочку.
- Развивать умения в приемах традиционного и нетрадиционного рисования с использованием в изобразительной деятельности (тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, торцевание, набрызг, отпечатки листьев, графика).
- Развивать умения при работе в изобразительной деятельности: смешение красок, работа с кистью (сухой, натуральной, синтетической), рисование по мокрому, рисование с помощью шаблонов.
- Обучить детей действовать по заданному алгоритму.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе: содержать рабочее место в чистоте; смешивать краски на палитре; мыть кисти после работы; не пачкать одежду.
- Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности. Помочь детям побороть страх и сомнение к предстоящей работы. Вселить в детей уверенность и придать смелости.
Ожидаемый результат:
Предметные результаты:
- Обучающиеся овладеют умением следовать заданному алгоритму.
- Освоят навыки работы с художественными материалами (гуашь, восковые мелки, акварель).
- Освоят приемы традиционного и нетрадиционного рисования с использованием в изобразительной деятельности разных техник (тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, торцевание, набрызг, отпечатки листьев, графика).
Личностные:
- Дети научатся проявлять аккуратность в работе. Смешивать краски на палитре. Мыть кисти после работы. Содержать рабочее место в чистоте. Стараться не пачкать одежду.
- У детей появится интерес к изобразительной деятельности. Они преодолеют страх и сомнение к предстоящей работы. Появится уверенность и смелость.
Метапредметные:
- Обучающиеся овладеют базовыми навыками при работе в разной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- Освоят базовые умения во время рисования: смешение красок, работа с кистью (сухой, натуральной, синтетической), оттиск, рисование по мокрому, рисование с помощью шаблонов.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5-6 лет
Объём и срок реализации программы:
Объём программы 36 часов.
Срок реализации программы 1 год.
Условия реализации программы: группы обучающихся формируются от 15 человек.
Для проведения занятий необходимо помещение с хорошим освещением. Столы/парты и стулья в соответствии с ростом обучающихся и их количеством.
Форма и режимы занятий:
Форма занятий: очные, групповые.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25 минут.
Форма аттестации по освоению программы: не предусмотрена.
Формы подведения итогов по освоению программы: выставки работ.
Текущая диагностика освоения программы проводится 2 раз в год посредством использования тематического тестового задания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
| Графика | 5 | 2 | 3 |
| Городская живопись | 4 | 1 | 3 |
| Живопись | 15 | 3 | 12 |
| Натюрморт | 4 | 1 | 3 |
| Пейзаж | 4 | 1 | 3 |
| Портрет | 4 | 1 | 3 |
Всего часов: | 36 | 9 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематический блок «Графика» | ||||
Занятие № | Тема | Теория | Практика | Подведение итогов |
1 | «Ковер из листьев» | 1 | 1 | Выставка работ |
2-3 | «Сказочный город» | 1 | 2 | Выставка работ |
4-5 | «В гостях у бабушки» | 1 | 2 | Выставка работ |
Тематический блок «Городская живопись» | ||||
6-7 | «Волшебный заснеженный город» | 1 | 2 | Выставка работ |
8 | «Первый снег в городском парке» | 1 | 1 | Выставка работ |
Тематический блок «Живопись» | ||||
9 | «Яблонька за окном» | 1 | 1 | Выставка работ |
10 | «Ковер из листьев» | 1 | 1 | Выставка работ |
11 | «Веточка рябины» | 1 | 1 | Выставка работ |
12-13 | «Пушистые котята» | 1 | 2 | Выставка работ |
14 | «Ежиная семья» | 1 | 1 | Выставка работ |
15 | «Мишка косолапый по лесу идет» | 1 | 1 | Выставка работ |
16 | «За окошком снегири» | 1 | 1 | Выставка работ |
17 | «Русская матрешка, до чего ж ты хороша!» | 1 | 1 | Выставка работ |
18 | «Зайка – заинька под елочкой сидит» | 1 | 1 | Выставка работ |
19-20 | «Подводный мир» | 1 | 2 | Выставка работ |
21-22 | «Наш дружок- Петя-петушок» | 1 | 2 | Выставка работ |
23 | «Черепашка по имени Наташка» | 1 | 1 | Выставка работ |
24 | «Бабочка-красавица» | 1 | 1 | Выставка работ |
25-26 | «Совушка сова» | 1 | 2 | Выставка работ |
27 | «Космическое путешествие» | 1 | 1 | Выставка работ |
Тематический блок «Натюрморт» | ||||
28 | «Мимоза в вазе» | 1 | 1 | Выставка работ |
29 | «Пасхальный кулич» | 1 | 1 | Выставка работ |
30 | «Одуванчики» | 1 | 1 | Выставка работ |
Тематический блок «Пейзаж» | ||||
31 | «Осень золотая» | 1 | 1 | Выставка работ |
32 | «Белая берёзка» | 1 | 1 | Выставка работ |
33-34 | «На море» | 1 | 2 | Выставка работ |
Тематический блок «Портрет» | ||||
35 | «Цирк, цирк, цирк!» Портрет | 1 | 1 | Выставка работ |
36 | «Самая красивая!» Портрет | 1 | 1 | Выставка работ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Месяц | Название темы /Техника | Форма контроля |
1 | Октябрь
| «Волшебная палитра» Знакомство с материалами Гуашь | Выставка работ |
2 | «Осень золотая» Пейзаж Гуашь, сухая кисть | Выставка работ | |
3 | «Яблонька за окном» Живопись Гуашь | Выставка работ | |
3 | «Ковер из листьев» Геометрические фигуры графика Фломастеры Графика | Выставка работ | |
4 | «Ковер из листьев» Живопись Гуашь | Выставка работ | |
1 | Ноябрь | «Веточка рябины» Живопись Гуашь Восковые мелки | Выставка работ |
2 | «Пушистые котята» Предметное рисование Гуашь Сухая кисть | Выставка работ | |
3 | «Ежиная семья» Предметное рисование Гуашь Сухая кисть Торцевание | Выставка работ | |
4 | «Мишка косолапый по лесу идет» Предметное рисование Гуашь Тычок | Выставка работ | |
1 | Декабрь | «Первый снег в городском парке» Пейзаж Гуашь Сухая кисть Трафарет | Выставка работ |
2 | «За окошком снегири» Предметное рисование Гуашь | Выставка работ | |
3-4 | «Сказочный город» Городской пейзаж Маркер, гелевая ручка Графика | Выставка работ | |
1-2 | Январь | «Волшебный заснеженный город» Городской пейзаж Гуашь | Выставка работ |
3 | «Зайка – заинька под елочкой сидит» Предметное рисование Гуашь Сухая кисть Тычок | Выставка работ | |
4 | «Подводный мир» Восковые мелки Акварель | Выставка работ | |
1 | Февраль
| «Цирк, цирк, цирк!» Портрет Восковые мелки Акварель | Выставка работ |
2 | «Русская матрешка, до чего ж ты хороша!» Восковые мелки Акварель | Выставка работ | |
3 | «В гостях у бабушки» Посуда Натюрморт Графика Восковые мелки акварель | Выставка работ | |
4 | «Черепашка по имени Наташка» Предметное рисование Набрызг Восковые мелки Акварель
| Выставка работ | |
1 | Март | «Самая красивая!» Портрет Простой карандаш Гуашь | Выставка работ |
2 | «Мимоза в вазе» Натюрморт Гуашь | Выставка работ | |
3 | «Наш дружок- Петя-петушок» Предметное рисование Гуашь | Выставка работ | |
4 | «Наш дружок- Петя-петушок» Предметное рисование Гуашь | Выставка работ | |
1 | Апрель | «Пасхальный кулич» Гуашь | Выставка работ |
2 | «Космическое путешествие» Восковые мелки Гуашь | Выставка работ | |
3 | «Совушка сова» Гуашь | Выставка работ | |
4 | «Совушка сова» Гуашь | Выставка работ | |
1 | Май | «Одуванчики» Гуашь | Выставка работ |
2 | «Белая берёзка» Гуашь | Выставка работ | |
3 | «Бабочка-красавица» Гуашь | Выставка работ | |
4 | «На море» Гуашь | Выставка работ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Блок программы | Форма занятия (взаимодействия с детьми) | Приемы и методы подачи материала | Формы подведения итогов занятия |
1. | Графика | Групповая Индивидуальная |
| Тематическое тестовое задание. |
2. | Городская живопись | Групповая Индивидуальная |
| Тематическое тестовое задание. |
3. | Живопись | Групповая Индивидуальная |
| Тематическое тестовое задание. |
4 | Натюрморт | Групповая Индивидуальная |
| Тематическое тестовое задание. |
5 | Пейзаж | Групповая Индивидуальная |
| Тематическое тестовое задание. |
6 | Портрет | Групповая Индивидуальная |
| Тематическое тестовое задание. |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Формы организации деятельности дошкольников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Методы работы:
- - Метод разнообразной художественной практики.
- - Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
- - Метод игровых, творческих ситуаций.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный
- наглядный
- практический
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям старшего дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Технологии | Методы | Формы |
Система Сотрудничество Игровые | Практический Словесный Наглядный | Подгрупповые Индивидуальные |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Итоговая диагностика освоения программы проводится в форме: выставки работ
Текущая диагностика освоения программы проводится 2 раза в год посредством использования тематического тестового задания по методике И.А. Лыковой.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в области продуктивной деятельности | Тематическое тестовое задания по методике И.А. Лыковой | 2 раз в год | Октябрь Май |
Диагностика художественно-творческое развитие детей 5-6 лет
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
- В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
- Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
- Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).
Диагностика уровней освоения ДОП
Уровень освоения | Критерии оценивания |
Высокий уровень | – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном). |
Средний уровень | – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны. |
Низкий уровень | – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник. |
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста 5-6 лет
_________________
Ф. О. ребенка
Общие показатели развития детского творчества | |||||||||
Самостоятельное создание образов | |||||||||
Развернутость сюжетов в изображении | |||||||||
Передача различных признаков и деталей в изображении объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | |||||||||
Сюжетность в изображении | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности | |||||||||
Стремление осваивать новые художественные техники | |||||||||
Освоение новых изобразительных средств | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование: Мольберт, фланелеграф, магнитная доска
Наглядные материалы:
Игрушки, атрибуты – по содержанию занятий
Инструменты и материалы:
1.Картон.
2.Бумага.
3.Гуашь, акварель.
4.Салфетки
5.Ватные палочки
6.Презентации по разным темам
7.Кисти, карандаши, фломастеры, гелевые ручки
8.Трафареты
9.Шаблоны
10.Печатки с разными рисунками
11.Восковые мелки
12.Тряпочки
Литература:
Литература для педагога:
- Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. 128 с.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. В кн.: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М: ТЦ Сфера, 2019. 144 с.
- Колесникова Е. А. Изостудия как форма развития изобразительного творчества старших дошкольников. //Инновационные технологии: пути повышения качества образовательного процесса в ДОО. Материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Котлякова Т.А. Ульяновск: Издатель Качалин А.А., 2018. С.90 -92.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 - 7 лет. Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2017.
- Котлякова Т. А. Проблемы организации работы по развитию одаренных детей и пути их решения.//Психолого-педагогическая поддержка дошкольников с задатками творческой одаренности: материалы Российской очно-заочной научно-практической конференции 25 апреля 2018 года, г. Димитровград Ульяновской области/под ред. М. А. Ковардаковой. Ульяновск: Вектор-С, 2018 (А). С. 4 -7.
- Котлякова Т. А. Разноцветный мир. Программа и методические рекомендации по рисованию. М.: Баласс, 2018 (Б). 176 с.
- Котлякова Т. А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2013. 64 с.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2019.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
- Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2019
- Погодина А.С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2019
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2017.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2018.
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2019
- Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС – 2012
Литература для родителей:
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2018.
- Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2019
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2019
- Ендовицкая Т.О. развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
- Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2017.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2019
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. - М.: ВЛАДОС, 2018.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2019.
- Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2019
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
- Погодина А.С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2019
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2017.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2018.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2019.
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»
Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации 2 года...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная палитра»
ДОП "Волшебная палитра"...