Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Губенко Марина Николаевна

 Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_businka.docx56.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Лукошко» Тутаевского муниципального района

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Волшебная бусинка»

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации  2 года

Составитель:

Губенко Марина Николаевна

воспитатель

 Тутаев

2019

Содержание

1. Пояснительная записка

3

2. Учебно-тематический план

7

     2.1. Учебно - тематический план 1–го года

обучения

7

    2.2. Учебно – тематический план 2 –го года

обучения

8

3. Содержание программы

9

    3.1. Содержание 1-го года обучения

9

    3.2. Содержание 2-го года обучения

11

4. Обеспечение

14

    4.1. Методическое обеспечение

14

    4.2. Материально-техническое обеспечение

16

5. Мониторинг образовательных результатов

19

    5.1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения

19

    5.2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения

19

6. Список информационных источников

20

        

Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,

без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,

не может быть полноценного человеческого счастья.

Культурная среда также необходима для нравственной

жизни, как растительный и животный мир

для нашего биологического существования.

Академик Д.С. Лихачёв

1. Пояснительная записка.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.

Дополнительная образовательная программа “Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного развития, повышается познавательная активность и творческая самореализация воспитанников.

Предлагаемая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Цель: настоящей программы:

формирование художественной культуры дошкольников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.

Педагогические условия. В процессе реализации программы используются разнообразные методы  и формы обучения: беседа, рассказ, иллюстративный, метод проблемного изложения материала,  практическая работа репродуктивного и творческого характера, коллективный анализ творческих работ. Формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.

Принципы содержания программы

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенкав творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Общие принципы, содержания и технологии программы

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с разнообразием бисера (бисер, бусины, стеклярус, рубка), с разными материалами (иглы, фурнитура, ножницы, цветные карандаши, бумага), а также с основными приемами их применения.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, предметов декоративно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (кружок, художественная мастерская), так и в учреждениях дополнительного образования.

Возраст обучающихся –  5-7 лет. Количество детей в группе не должно превышать 7-9 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Программа рассчитана на 2 года обучения. Длительность занятий — 25-30 минут. Занятия комплексные, интегриро-ванные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. В группу зачисляются дети, не имеющие специальных навыков.

Планируя занятия, педагог может выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность и специфику творческой мастерской.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Условия для занятий.

1.  Занятия проходят в специально оборудованном помещении.

2.  Подбор  материала и инструментов для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем. (Приложение №1)

4. Изготовление картотеки гимнастики для глаз, (Приложение №2) пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки. (Приложение №3)

5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

6. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр. (Приложение №4)

Одним из способов достижения цели программы является непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения бисероплетением.

Планируемые результаты освоения программы

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, иглами, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей осуществляется с помощью диагностики в несколько этапов: поступление детей в группу, в конце первого года обучения, в конце второго года обучения. (Приложение №5)

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выставка творческих работ дошкольников по бисероплетению.

2.  Учебно – тематический план.

          Навыки детей  в бисероплетении формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материалов и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

2.1. Первый год обучения

п/п

Наименование темы

Часы

Всего

Беседа

Практика

1.

Вводное. Рассматривание готовых изделий из бисера. История бисероплетения. Набор бисера на проволоку.

1 занятие

25 мин

5 мин

20мин

2.

Знакомство с цветоведением. Набор бисера из двух цветов.

1 занятие

25 мин

5 мин

20мин

3.

Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме.

1 занятие

25 мин

5 мин

20 мин

4.

Осенняя веточка

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

5.

Цепочка «крестик» в две нити

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

6.

Цепочка с петельками

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

7.

Цепочка «Цветы с листочками»

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

8.

Пирамидка

1 занятие

25 мин

5 мин

20 мин

9.

Бабочка

1занятие

25 мин

5 мин

20 мин

10.

Грибок

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

11.

Ящерица

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

12.

Божья коровка

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

13.

Зайчик

3 занятия

75 мин

15 мин

60 мин

14.

Весенняя веточка

2 занятия

50 мин

10 мин

40 мин

15.

Цветок из бисера

5 занятий

125 мин

25 мин

100 мин

16.

Поделки по желанию

4 занятия 100 мин

20 мин

80 мин

Всего:

34 занятия

825 мин

2.2. Второй год обучения.

№ п/п

Наименование темы

Часы

Всего

Беседа

Практика

1.

Повторение . Поделки по желанию детей.

1 занятие

30 мин

10 мин

20 мин

2.

Коровка

2 занятия

60 мин

15 мин

45 мин

3.

Кот

2 занятия

60 мин

15 мин

45 мин

4.

Осеннее дерево из пайеток

3 занятия

90 мин

15 мин

75 мин

5.

Сердечко из бисера

2 занятия

60 мин

15 мин

45 мин

6.

Бабочка

4 занятия

120 мин

20 мин

100 мин

7.

Браслет из бисера

3 занятия

90 мин

15 мин

75 мин

8.

Браслет из стекляруса и бисера

3 занятия

90 мин

15 мин

75 мин

9.

Цветок из бисера

2 занятия

60 мин

15 мин

45 мин

10.

Браслет из бисера.Жгут

5 занятий

150

25 мин

125 мин

11.

Широкий браслет из бисера

4 занятий

120 мин

20 мин

100 мин

12.

Поделки по желанию детей

3 занятия

90 мин

15 мин

75 мин

Всего:

34 занятий

1020 мин.

3.Содержание программы

3.1. Содержание 1-го года обучения

Тема

Задачи

Материал

Вводное. Рассматривание готовых изделий из бисера. История бисероплетения. Набор бисера на проволоку.

Познакомить детей с историей бисероплетения, классификацией и свойствами бисера.  Вызвать у детей желание изготавливать поделки из бисера. Формировать умение нанизывать бисер на проволоку. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать трудолюбие.

Проволока, бисер разных цветов, готовые поделки из бисера, салфетка.

Знакомство с цветоведением. Набор бисера из двух цветов.

Формировать представление о цветоведении. Закрепить знание цветов и их оттенков. Развивать чувство ритма, умение нанизывать бисер на леску. Воспитывать художественный вкус.

Леска, бисер разных цветов, схемы сочетания цветов, салфетка

Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме.

Познакомить со схемой плетения, символами, последовательностью. Развивать чувство ритма, умение нанизывать бисер на проволоку. Закрепить представление о законах цветоведения, разновидности бисера. Воспитывать экономичное отношение к используемым материалам.

Проволока, бисер, стеклярус разных цветов. Цветные карандаши, альбомные листы.

Схемы плетения бус.

Осенняя веточка.

Формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.

Бисер разных цветов, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Цепочка «крестик» в две нити

Формировать умение самостоятельно составлять схему плетения, композиционные умения. Развивать творчество, чувство цвета. Воспитывать аккуратность, терпение.

Леска, бисер. Цветные карандаши, бумага для рисования. Образцы.

Цепочка с петельками

Продолжать учить плести по образцу, следуя словесным указаниям педагога. Развивать образное мышление. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Леска, бисер. Цветные карандаши, бумага для рисования. Образцы.

Цепочка «Цветы с листочками»

Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.

Леска, бисер. Цветные карандаши, бумага для рисования. Образцы.

Пирамидка

Формировать умение самостоятельно составлять схему плетения, композиционные умения. Развивать творчество, чувство цвета. Воспитывать аккуратность, терпение.

Леска, бисер. Цветные карандаши, бумага для рисования. Образцы.

Бабочка

Формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.

Бисер разных цветов, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Грибок

Формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.

Бисер красный, белый, черный, проволока 40см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Ящерица

Формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.

Бисер зеленый, черный , проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Божья коровка

Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать художественный вкус.

Бисер красный, белый, черный, проволока 40см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Зайчик

Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Бисер розовый, голубой, черный, красный, проволока 50 см, салфетка , схема плетения, готовый образец.

Весенняя веточка

Закрепить  умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать терпение, аккуратность.

Бисер разных цветов, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Цветок из бисера

Продолжать формировать умение плести на проволоке, опираясь на словесные указания педагога, схему. Развивать тактильные ощущения, чувство ритма, цвета. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Разноцветный бисер, бусины, проволока.

Образец, схема. Цветные карандаши, бумага.

Поделки по желанию

Учить самостоятельно составлять композицию, выбирать необходимый материал для работы, Закрепить у детей имеющиеся навыки и умения плетения из бисера. Воспитывать  у детей взаимопомощь при выполнении работы.

Разноцветный бисер, стеклярус, рубка, бусины, различная фурнитура, материал для плетения. Цветные карандаши, бумага.

3.2. Содержание 2-го года обучения

Тема

Задачи

Материал

Повторение. Поделка по желанию детей.

Учить самостоятельно составлять композицию, выбирать необходимый материал для работы. Закрепить у детей имеющиеся навыки и умения плетения из бисера. Воспитывать аккуратность, творчество.

Разноцветный бисер, стеклярус, рубка, бусины, различная фурнитура, материал для плетения. Цветные карандаши, бумага.

Коровка

Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать аккуратность, художественный вкус.

Бисер белый, черный, проволока 70 см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Кот

Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Развивать творчество усидчивость. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Бисер белый, черный, проволока 70 см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Осеннее дерево из пайеток

Познакомить детей с новым приемом плетения пойотки . Продолжать формировать умение нанизывать бисер на леску.

Воспитывать  аккуратность, усидчивость.

проволока;

- пайотки желтого цвета в форме листьев;

- ножницы;

- листы бумаги для схем и эскизов;

- простой и цветные карандаши;

- подставка для дерева;

- схемы;

- образец изделия.

Сердечко из бисера

Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Развивать творчество усидчивость. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Бисер красный, белый, розовый,

проволока 70 см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Бабочка

Продолжать формировать умение плести на проволоке, опираясь на словесные указания педагога, схему. Развивать тактильные ощущения, чувство ритма, цвета. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Бисер разных цветов, проволока 70см, салфетка, схема плетения, готовый образец.

Браслет из бисера

Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Леска, бисер. Цветные карандаши, бумага для рисования. Образцы.

Браслет из стекляруса и бисера

Формировать умение плести изделие на резинке. Познакомить со свойствами этого материала, сравнить с леской и проволокой. Закрепить законы цветоведения. Развивать композиционные умения, творчество, фантазию. Воспитывать художественный вкус.

Резинка, бисер, стеклярус, рубка. Образец, схема. Цветные карандаши, бумага.

Цветок из бисера

Продолжать формировать умение плести на проволоке, опираясь на словесные указания педагога, схему. Развивать тактильные ощущения, чувство ритма, цвета. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Разноцветный бисер, бусины, проволока.

Образец, схема. Цветные карандаши, бумага.

Браслет из бисера. Жгут

Познакомить детей с новым приемом плетения из бисера – жгут. Формировать умение пользоваться иголкой, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на нитке.

Бисер разный по форме и разных цветов, иголка, нитки, ножницы, салфетка. Образец, схема.

Цветные карандаши, бумага.

Широкий браслет из бисера

Закрепить умение плести на резинке, опираясь на словесные указания педагога, схему. Развивать тактильные ощущения, чувство ритма, цвета. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Резинка, бисер, стеклярус, рубка. Образец, схема. Цветные карандаши, бумага.

Поделки по желанию детей

Учить самостоятельно составлять композицию, схему плетения, выбирать необходимый материал для работы, Закрепить у детей имеющиеся навыки и умения плетения из бисера. Воспитывать  у детей взаимопомощь при выполнении работы.

Разноцветный бисер, стеклярус, рубка, бусины, различная фурнитура, материал для плетения. Цветные карандаши, бумага.

4. Обеспечения

4.1. Методическое обеспечение программы.

Формы работы с детьми по программе.

Чтобы дошкольники получили всестороннее развитие в системе дополнительного образования, для реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

—  занятия (учебные);

— занятие-сказка;

— выставки;

— экскурсии за пределы дошкольного учреждения: музеи, выставочные залы, библиотеки;

— совместное творчество детей и родителей;

— презентации.

 Дети на учебных занятиях овладевают первичными знаниями, умениями, способами практических действий. Например, на занятиях по знакомству с приемом плетения «пупырышки», дети учатся правильно держать иглу, овладевают приемами работы с ней, техникой безопасности. Учебный материал на таких занятиях подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы.

В занятии-сказке детям предлагается перевоплощаться в образы сказочных героев. Попав в сказку «Василиса прекрасная», дети ей в подарок изготавливают кольцо или ожерелье,   выбирая самостоятельно цветовое и композиционное решение, приемы плетения.

На всех занятиях используется метод индивидуального обучения. Поэтому для каждого ребенка используются разные приемы: одному ребенку достаточно только показа, другому — необходим показ с объяснением.

В процессе экскурсий за пределы дошкольного учреждения с посещением музеев, выставочных залов и т.п. происходит осмысление ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков; приобщение к таланту и мастерству; знакомство с предметами народно-прикладного искусства.

            Совместное творчество детей и родителей расширяет границы познания, дети работают в зоне ближайшего развития. Они видят, как работают взрослые, их отношение к работе. И дети, и родители «окунаются» в особую атмосферу творчества и сотрудничества. Итоги тестирования, посещения выставок свидетельствуют о том, что творческие способности развиваются как у детей, так и у родителей. Идет их взаимное обучение и взаимопознание. Происходит самоутверждение детей и родителей. Дети занимаются в атмосфере отсутствия критики, в обстановке доброжелательности, веры в успех каждого, что помогает раскрыться их индивидуальным особенностям, поверить в свои силы.

            Презентация — самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

             Например, по теме «Украшения из бисера» могут быть представлены поделки, изготовленные различными приемами бисероплетения. Демонстрация изделий автором сопровождается показом, объяснением по следующим критериям:

— название работы;

— используемый материал;

— способы изготовления изделия.

Дети высказывают свое мнение, дают оценку представленным работам. Обсуждение работ детьми чрезвычайно активизирует их внимание. Они сами находят слова, образы для выражения своего эмоционального отношения. Опираясь на эмоциональную активность детей, педагог направляет обсуждение в нужное русло.

Руководитель кружка активно сотрудничает с родителями и воспитателями групп, обогащая их знания и вовлекая в учебно-педагогический процесс.  Использует различные формы: анкетирование, совместная деятельность, консультации, наглядная пропаганда.                                                                                        Учебно-материальное обеспечение. 

Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Наглядные пособия. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении кружковцами нового материала. Средства наглядности позволяют дать обучающимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные схемы изображения игрушек, украшений. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении поделок.

На занятиях широко применяют образцы игрушек и украшений, выполненных руководителем кружка или кружковцами. Они дают точное представление о размере, форме, объеме изделий. Такие поделки могут служить наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов швов, оформления.

Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о  видах и приемах бисероплетения, ее истории.

         Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным дошкольникам работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

4.2. Материально –техническое обеспечение

Материалы, инструменты, приспособления

 Для работы с бисером не требуется сложных инструментов и приспособлений, но то небольшое их количество, которое используется, должно быть удобным для работы с бисером. Поговорка гласит : «Хороший инструмент – половины работы».

Иглы. Для работы можно взять очень тонкие иглы №1 и №0 отечественного производителя или №10, №11, №12, сделанных в Японии. У них более тонкое ушко для работы. Необходимо иметь несколько игл, так как в процессе работы игла может сломаться.

 Нитки. Для работы лучше использовать капроновую, лавсановую или шелковую нить. Низать изделие можно на леску или тонкую проволоку.

Фурнитура. Это вспомогательный, но необходимый материал, без которого трудно выполнить качественное изделие из бисера. К фурнитуре относятся замочки, крючки, колокольчики разных размеров, колечки, близуры (серьги без замка), швензы (серьги с замочком), пуссеты (серьги-гвоздики), заготовки для клипс, брошей и заколок для волос.

Для работы с бисером потребуются ножницы, цветные карандаши или фломастеры, альбом.

В зависимости от поставленных задач руководитель кружка на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по показу, образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дошкольника.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических схем на альбомных листах, изготовление поделок.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия.

Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. Необходимо проводить беседы, рассказы, расширяющие кругозор детей.

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых детьми на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.

         Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода.

         Следует поощрять смелость в поисках новых композиций, форм, проявление фантазии. Педагог должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” педагога по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом.

Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. К концу учебного года обучающиеся должны четко усвоить различные приемы бисероплетения, научиться самостоятельно создавать или перерабатывать готовые образцы.

При объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ — это демонстрация схем, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением руководителя.

Выполнение задания в группе детей обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнить ту или иную операцию.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.

Наиболее подходящая форма оценки — это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, разложив их на столе. Выставку можно демонстрировать несколько дней, чтобы дети из других групп могли посмотреть образцы, сравнить их и дать оценку. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Руководитель подводит итоги выполнения работ.

Педагог также отслеживает результативность реализации программы с помощью диагностики. Первое обследование проводиться в сентябре первого учебного года, второе в мае первого учебного года, третье – итоговое, в конце пройденного курса. Руководитель кружка оценивает результаты по трем уровням: высокий (полностью соответствует), средний (частично соответствует поставленным критериям), низкий (не соответствует).

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков.

Вопросы безопасности труда. На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомя кружковцев с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.

5. Мониторинг образовательных результатов

   5.1. Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения

        Диагностика проводится в три этапа.

          1-й – в начале первого учебного года (октябрь)

          2- й – в конце первого учебного года  (май)

          3- й – в конце второго года обучения (май)

Руководитель кружка оценивает результаты детей по трем уровням:

Высокий -  результаты детей соответствует критериям диагностики;

Средний – частично соответствует;

Низкий – не соответствуют.

Показатели

Критерии

 0       1     2      3

Умеет самостоятельно составлять небольшую композицию, опираясь на образец.

Умеет чередовать элементы изделия по цвету, форме.

Умеет сочетать 2-3 цвета

Производит набор бисера на леску, проволоку, резинку

Может показать на листе бумаги верх, низ, правая сторона, левая сторона, левый угол и т.д.

5.2. Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения

Показатели

Критерии

 0      1      2       3

Умеет самостоятельно придумывать различные поделки, выбирать необходимый материал, использует различные приемы бисероплетения.

Создавать ритмический ряд, (умеет чередовать элементы изделия по цвету, форме, отделяющихся друг от друга различными интервалами, промежутками).

Пользуется сочетанием цветов выработанных на основе анализа современной практики работы с бисером. Умеет сочетать несколько цветов

Вдевает нитку в иголку.

Завязывает узелок.

Производит быстрый набор бисера на леску, проволоку, резинку, иголку.

Может показать на листе бумаги верх, низ, правая сторона, левая сторона, левый угол  и т.д. Может самостоятельно сплести по схеме несложную поделку.

6. Список информационных источников

1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.,2010.

2. Берлина Н.А. Игрушечки.- М.,2010.

3. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей.- М., 2012.

4. Божко Л.А. Бисер. Изд. «Мартин»,2011.

5. Бондарева Н.А. Рукоделия из бисера.- Ростов-на-Дону,2010.

6. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла.Изд. «МиМ»,2013.

7. Крайнева И.Н. Мир бисера. Изд. «Литера»,1999.

8. Магина А. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки.-М.-СПб,2013.

9. Мартынова Л. Фигурки из бисера. Изд. «Культура и традициции»,2014.

10. Новикова И.В., Базулина Л.В. Бисер.Ярославль «Академия развития»,2014.

11. Стародуб К.И., Исакова Э.Ю. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке.-Ростов-на-Дону,2014.

12. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетение на проволоке.-Ростов-на-Дону,2014.

13. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Изд. «Культура и традиции»,2014.

14. Фигурки из бисера. Составитель Лындина Ю.-«Книжный клуб 36,6», 2010.

15. Шнуровозова Т.В. 100 самых красивых фигурок из бисера.-М, «Рипол классик», 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»

Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная радуга»

Дополнительная программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческо...