Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная палитра»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска
Амурской области
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующая МДОАУ ДС № 29
от «__» 2021 г. ___________ Стрехина Н.А.
Протокол № __ Приказ №____
от «__» 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная палитра»
Ознакомительный уровень
Возраст обучающихся 6 -7 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель программы:
Рачкова Екатерина Александровна
г. Райчихинск, 2021
1. Комплекс основных характеристик программ.
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Направленность программы - художественная.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. ЛЬ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
6. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 января 2021г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» «Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы.
7. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области».
- Устав Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.
- Методические рекомендации по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.08.20 №278).
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Отличительные особенности и новизна программы «Волшебная палитра » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы - дети старшего дошкольного возраста от 6– до 7 лет. Старший дошкольный возраст - это период быстрого роста и физического развития организма ребенка. Возраст 6 – 7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. В 6 - 7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие. Особенности комплектования учебных групп: воспитанники старших групп, являющиеся основным составом объединения.
Состав группы - постоянный.
Объем и срок освоения программы - 1 год обучения - 34 часа
Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу (25 мин)
Формы обучения - очно.
Уровень программы: ознакомительный. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, развитие мотивации.
Особенности организации образовательного процесса - форма реализации образовательной программы – традиционная.
Организационные формы обучения:
- фронтальные - одновременная работа со всеми детьми;
- коллективные - организация проблемно - поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально - фронтальные - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- коллективно - групповые - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполненных заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам:
- индивидуальные - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1.2. Цель программы: Сформировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник..
Задачи программы. - Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования мятая бумага +аппликация, мятая бумага + рисование, ватные палочки (метод тычка), воско – графия, зональное заполнение, вилкой, пузыри, пухлые краски, кляксография, зональная штриховка, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание доводить начатое дело до конца.
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего часов | Теория | Прак- тика | |||
| |||||
1. | Знакомство с нетрадиционными техниками | 1 | 1 | 1 | |
| 1
| 1 | 1 | Начальная диагностика выставка | |
2. | Рисование мятой бумагой + рисование | 1 | 1 | 1 | |
2.1. «Осеннее дерево». | 1 | 1 | 1 | опрос выставка | |
3. | Рисование мятой бумагой +аппликация | 1 | 1 | 1 | |
| 1 | 1 | 1 | опрос выставка | |
4.
| Тык ватными палочками | 5 | 1 | 4 | |
4.1. Осенний пейзаж 4.2. Путешествие в морские глубины 4.3. Сердце | 2 2 1 | 1 2 1 | опрос выставка выставка | ||
5. | Воско -графия | 4 | 1 | 3 | |
5.1. Подводный мир 5.2. Космос 5.3 Праздничный салют 5.4 Северное сияние | 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 | опрос выставка выставка выставка | |
6. | Зональное заполнение | 4 | 1 | 3 | |
6.1. Цветные снежинки 6.2. Елочная игрушка 6.3. Разноцветный снеговик 6.4. Цветная елочка | 1 1 1 1 | 1 |
1 1 1 | опрос выставка выставка выставка | |
7. | Рисование вилкой | 4 | 1 | 3 | |
7.1. Елочка 7.2. Панда 7.3. Иголки для ежика 7.4. Гномик | 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 | опрос выставка выставка выставка | |
8. | Рисование пузырями | 4 | 1 | 3 | |
8.1. Сказка мыльных пузырей 8.2. Воздушные шары 8.3. Бабочка 8.4. Цветы для мамы | 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 | опрос выставка выставка открытое занятие | |
9. | Рисование пухлыми красками | 4 | 1 | 3 | |
9.1 Арбуз 9.2 Мороженное 9.3 Воздушные шары 9.4 Радуга | 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 | опрос выставка выставка выставка | |
10. | Кляксография | 4 | 1 | 3 | |
10.1 Необычные прически 10.2 Идет дождь 10.3 Весенняя полянка 10.4 Цветы | 1 1 1 1 | 1 | 1 1 1 | опрос выставка выставка выставка | |
11. | Зональная штриховка | 4 | 1 | 3 | |
11.1 Зайчик 11.2 Олень 11.3 Цветная рыбка 11.4 Бабочка | 1 1 1 1 | 1 1 1 | опрос выставка выставка контрольное занятие итоговая диагностика |
Содержание учебного плана.
- Знакомство с нетрадиционными техниками (1 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (1 ч.): Путешествие в страну красок
Формы контроля: начальная диагностика, опрос, выставка,
- Рисование мятой бумагой + рисование (1 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (1 ч.): Осеннее дерево
Формы контроля: опрос, выставка,.
- Рисование мятой бумагой +аппликация (1 ч.)
Теория (1 ч):
Практика (1 ч.): Цветы в вазе
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, выставка.
- Тык ватными палочками (5 ч.)
Теория (1 ч).
Практика (4 ч.): осенний пейзаж, путешествие в морские глубины, сердце
Формы контроля: выставка, выставка.
- Воско -графия (4 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (3 ч.): Подводный мир, космос, праздничный салют, северное сияние
Формы контроля: опрос, контрольное занятие.
- Зональное заполнение (4 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (3 ч.): Цветные снежинки, елочная игрушка, разноцветный снеговик, цветная елочка
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, выставка, выставка, выставка.
- Рисование вилкой (4 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (3 ч.): Елочка, панда, иголки для ежика, гномик
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, выставка,
- Рисование пузырями (4 ч.)
Теория (1 ч.):.
Практика (3 ч.): Сказка мыльных пузырей, воздушные шары, бабочка, цветы для мамы
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, открытое занятие,
9. Рисование пухлыми красками (4 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (3 ч.): Арбуз, мороженное, воздушные шары, радуга
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, выставка,
10. Кляксография (4 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (3 ч.): Необычные прически, идет дождь, весенняя полянка, цветы
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, выставка,
11. Зональная штриховка (4 ч.)
Теория (1 ч.):
Практика (3 ч.): Зайчик, олень, цветная рыбка, бабочка
Формы контроля: опрос, выставка, выставка, контрольное занятие, итоговая диагностика
1.4 Планируемые результаты:
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии. Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№ | Месяц | Чис-ло | Время прове- дения заня-тия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место прове-дения | Форма конт-роля |
1 | Сентябрь | 6 | 17.00- 17.25 | Беседа презентация | 1 | Знакомство с нетрадиционными техниками «Путешествие в страну красок» | Группа | началь-ная диаг-ностика |
2 | Сентябрь | 14 | 17.00- 17.25 | Беседа Игровое занятие | 1 | Рисование мятой бумагой + рисование «Осеннее дерево» | Группа | опрос выстав- ка |
3 | Сентябрь | 20 | 17.00- 17.25 | Беседа Игровое занятие | 1 | Рисование мятой бумагой +аппликация «Цветы в вазе» | Группа | выстав- ка |
4 | Сентябрь | 28 | 17.00- 17.25 | Беседа. | 1 | Тык ватными палочками «Осенний пейзаж» | Группа | опрос |
5 | Октябрь | 4 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Осенний пейзаж» | Группа | выстав- ка |
6 | Октябрь | 12 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Путешествие в морские глубины» | Группа | выстав- ка |
7 | Октябрь | 18 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Путешествие в морские глубины» | Группа | выстав- ка |
8 | Октябрь | 25 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Сердце» | Группа | выстав- ка |
9 | Ноябрь | 2 | 17.00- 17.25 | Беседа | 1 | Воско –графия «Подводный мир» | Группа | опрос |
10 | Ноябрь | 8 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Космос» | Группа | выстав- ка |
11 | Ноябрь | 16 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Праздничный салют» | Группа | выстав- ка |
12 | Ноябрь | 22 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Северное сияние» | Группа | выстав- ка |
13 | Ноябрь | 30 | 17.00- 17.25 | Беседа | 1 | Зональное заполнение «Цветные снежинки» | Группа | опрос |
14 | Декабрь | 6 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Елочная игрушка» | Группа | выстав- ка |
15 | Декабрь | 14 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Разноцветный снеговик» | Группа | выстав- ка |
16 | Декабрь | 20 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Цветная елочка» | Группа | выстав- ка |
17 | Декабрь | 28 | 17.00- 17.25 | Беседа | 1 | Рисование вилкой «Елочка» | Группа | опрос |
18 | Январь | 11 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Панда» | Группа | выстав- ка |
19 | Январь | 17 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Иголки для ежика» | Группа | выстав- ка |
20 | Январь | 25 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Гномик» | Группа | выстав- ка |
21 | Январь | 31 | 17.00- 17.25 | Беседа Игровое занятие | 1 | Рисование пузырями «Сказка мыльных пузырей» | Группа | опрос |
22 | Февраль | 8 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Воздушные шары» | Группа | выстав- ка |
23 | Февраль | 14 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Бабочка» | Группа | выстав- ка |
24 | Февраль | 22 | 17.00- 17.25 | Открытое занятие | 1 | «Цветы для мамы» | Группа | выстав- ка |
25 | Февраль | 28 | 17.00- 17.25 | Беседа | 1 | Рисование пухлыми красками «Арбуз» | Группа | опрос |
26 | Март | 14 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Мороженное» | Группа | выстав- ка |
27 | Март | 22 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Воздушные шары» | Группа | выстав- ка |
28 | Март | 28 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Радуга» | Группа | выстав- ка |
29 | Апрель | 4 | 17.00- 17.25 | Беседа | 1 | Кляксография «Необычные прически» | Группа | опрос |
30 | Апрель | 12 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Идет дождь» | Группа | выстав- ка |
31 | Апрель | 18 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Весенняя полянка» | Группа | выстав- ка |
32 | Апрель | 26 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Цветы» | Группа | наблю-дение |
33 | Май | 4 | 17.00- 17.25 | Беседа | 1 | Зональная штриховка «Зайчик» | Группа |
|
34 | Май | 11 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Олень» | Группа | |
35 | Май | 16 | 17.00- 17.25 | Игровое занятие | 1 | «Цветная рыбка» | Группа | кон-троль-ное занятие |
36 | Май | 24 | 17.00- 17.25 | Открытое занятие | 1 | «Бабочка» | Группа | итого-вая диагностика |
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение – столы, стулья, мольберт, интерактивная доска, плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты
труда.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет – источники.
Кадровое обеспечение – воспитатель первой квалификационной категории, имеющий педагогическое среднее профессиональное образование, обладающий большим практическим опытом, знаниями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
2.3. Форма аттестации – диагностика, опрос, выставка, контрольное занятие.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов – диагностическая карта, открытое занятие, презентация результатов образования по программе для родителей.
2.4. Оценочные материалы - при анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками рекомендуется использовать диагностический инструментарий согласно целевым ориентирам, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяю по трем уровням:
Высокий уровень освоения Программы – воспитанники демонстрируют высокую ответственность и заинтересованность в учебной и творческой деятельности, самостоятельно выполняют задания, отлично знают теоретические основы и великолепно владеют основными приемами квиллинга (). Обладают отлично развитыми умениями следовать устным инструкциям, читать схему поделки, точно выполнять работу. Понимают и правильно используют трудовые навыки, демонстрируют высокую динамику личностного и творческого развития, высокий уровень общей, нравственной культуры, культуры общения и поведения.
Средний уровень освоения Программы - воспитанники демонстрируют ответственность и заинтересованность в учебной и творческой деятельности, но не регулярно выполняют самостоятельно задания, хорошо владеют теоретическими основами и основными приемами квиллинга (скручивание, свободная спираль, тугая спираль, завиток, треугольник и др). Не всегда следуют устным инструкциям. Понимают и правильно используют трудовые навыки, демонстрируют динамику личностного и творческого развития.
Низкий уровень освоения Программы – воспитанники демонстрируют низкую культуру поведения и низкий уровень общей культуры, не заинтересованы в образовательной деятельности, не выполняют задания для самостоятельной работы, плохо знают теорию и не владеют знаниями основных правил выполнения работ.
2.5. Методические материалы
Методы - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы); словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение); наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций); практические (исследование).
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориентированные, информационно - коммуникативные, интерактивные (разбор ситуаций) и др.
Формы организации занятия, беседы, игровые занятия, презентации, открытые занятия, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.
Дидактические материалы: трафареты, шаблоны, гуаш, альбомные листы, ножницы, цветная бумага, бумага для штампа ватные палочки, простой карандаш, восковые мелки, акварельные краски, салфетки, баночки с водой, кисточки, одноразовые тарелки, ложки, стаканы и вилки, клей карандаш и ПВА, Трубочки для коктейля. фломастеры жидкое мыло пена для бритья, краски акварельные
Алгоритм учебного занятия:
- Организационный момент – игровой мотив деятельности.
- Определение проблемы, формулировка темы.
- Показ выполнения работы педагогом.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа (под контролем педагога).
- Анализ работ (выставка).
- Подведение итогов (результаты решения проблемы).
Список литературы для педагога.
Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
[Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Список литературы для родителей.
1. Белкина В.Н. «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей». Издательство «Академия развития» Ярославль 1998 г.
2. Букина С., Букин М. «Квиллинг». «Волшебство бумажных завитков». Издательство «Феникс».Ростов на - Дону 2011 г.
3. Зайцева А. «Квиллинг». «Новые идеи для творчества». Издательство «Эксмо». Москва 2010 г
4. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов». Издательство «У - Фактория». Екатеринбург 2003 г.
4.Салмина Н.Г., ГлебоваА.О. Учимся рисовать: Клетки, точки и штрихи: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – ( Предшкольная пора).
6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учереждений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр. ВЛАДОС 2003. – 176с.
7.Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с., 16 л. ил.
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Демонстрационные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998
Месяц | Тема | Цель | Предварительная работа | Формы работы |
сентябрь | 1.«Путешествие в страну красок» 2.«Осеннее дерево» «Цветы в вазе» 4.« Осенний пейзаж» (занятие №1) | Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Развивать умения поддерживать беседу. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования мятая бумага. Закрепить умение рисовать осеннее дерево, передавая его характерные особенности: ствол (красками), крону (мятая бумага). Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое до конца. Продолжить знакомить детей с нетрадиционным приемом изображения штампом из мятой бумаги. Закреплять умение обводить предмет по образцу и вырезывать по контуру. Знакомить детей с жанрами живописи (натюрморт, приобщать детей к искусству. закреплять приемы аккуратного рисования Воспитывать усидчивость, интерес к рисованию нетрадиционными приемами Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования тык ватными палочками учить детей умению отражать в рисунке признаки осени Воспитывать усидчивость, интерес к рисованию нетрадиционным способом | Создание презентации Изготовление шаблона дерева Изготовление шаблона вазы. Изготовление шаблонов деревьев | Беседа о нетрадиционных техниках рисования; просмотр презентации, рассматривание готовых работ. Загадывание загадок о временах года. Рассматривание осенних деревьев, чтение стихотворения «Осень» Рассматривание картин с изображение цветов Рассматривание репродукции картины Левитана И.И. «Золотая осень». |
октябрь | 1 Осенний пейзаж (занятие №2) Путешествие в морские глубины (занятие №1) Путешествие в морские глубины (занятие №2) Сердце ко Дню матери | Побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус Совершенствовать навыки нетрадиционной техники рисования с использованием ватных палочек- методом тычка. Учить создавать красочную композицию. Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету. Развивать цветовое восприятие Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Продолжить учить детей обводить шаблон и вырезывать, Заполнять зоны разноцветными отпечатками ватной палочкой. Развивать мелкую моторику, чувство цвета Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. | Изготовление шаблона Изготовление шаблона рыб и водорослей Изготовление основы Изготовление шаблона | Беседа о красках осеннего леса Загадывание загадок Заучивание импровизации «Море» Игра «Признание в любви» |
ноябрь | «Подводный мир» «Космос» «Праздничный салют» «Северное сияние» «Цветные снежинки» | Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики. Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира (морская звезда, осьминог, медуза). Воспитывать аккуратность, эстетический вкус Побуждать детей к созданию космического пейзажа, используя нетрадиционную технику рисования (восковые мелки + акварель), Развивать воображение и фантазию детей при создании картины, Воспитывать интерес к творчеству. Формировать умение передавать впечатления о праздничном салюте. Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Придумывать свой салют. Закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание Учить создавать изображение северного сияния нетрадиционным способом воско – графия. Продолжить учить детей обводить шаблон и вырезывать, Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования зональное заполнение продолжить учить обводить трафарет и заполнять всю зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу развивать внимательность, мелкую моторику рук, чувство цвета | Изготовление шаблона для создания композиции, Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона для создания композиции | Просмотр презентации подводный мир Загадывание загадок Беседа о праздниках Загадывание загадок о животных севера Просмотр презентации «Как появляются снежинки?» |
декабрь | «Елочная игрушка» «Разноцветный снеговик» «Цветная елочка» «Елочка» | Формировать интерес к рисованию нетрадиционным способом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать внимательность, мелкую моторику рук, чувство цвета Совершенствовать умение детей рисовать нетрадиционным способом зональное заполнение, упражнять детей обводить шаблон и вырезывать. Закреплять умение правильно пользоваться гуашевыми красками, и ватными палочками, работать аккуратно. развивать внимательность, мелкую моторику рук, чувство цвета Упражнять в нанесении рисунка равномерно по всей елочке формировать цветовосприятие, внимание. Продолжить обучать умению рисовать нетрадиционной техникой зональное заполнение развивать внимательность, мелкую моторику рук, чувство цвета Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования – вилкой, точно передавая форму и колорит цветов; Развивать мелкую моторику, чувство цвета Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. | Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление основы для композиции | Просмотр видео «Как изготавливают елочные игрушки» Чтение стихотворения Е. Трутневой. Что такое за окном? Исполнение песен о новогодней ёлочке. Чтение стихотворения «Елка наряжается» |
январь | «Панда» «Иголки для ежика» «Гномик» «Сказка мыльных пузырей» | Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой рисования - пластиковыми вилками. Упражнять в вырезывании не достающие деталь из цветной бумаге. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение Совершенствовать у детей технику рисования вилкой; Формировать умение передавать в рисунке образ ежа; Развивать творческие способности детей. Воспитывать желание рассказывать о своих рисунках Формировать умение рисовать пластиковой вилкой и вырезывать не достающие детали из бумаги. Развивать творческое мышление при создании рисунка нетрадиционным методом. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями. Учить рисовать мыльными пузырями, перекладывать пузырь с помощью ложечки на альбомный лист. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха. Развивать воображение, фантазию. | Изготовление шаблона для композиции Изготовление шаблона для композиции Изготовление шаблона для композиции Изготовление основы для композиции | Просмотр видео Загадывание загадки Рассматривание иллюстраций о гномах Показ сказки |
февраль | «Воздушные шары» «Бабочка» «Цветы для мамы» «Арбуз» | Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения мыльными пузырями Расширять представления детей об изобразительной технике, Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии, стойкий интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Способствовать развитию творческих способностей, интересу к изобразительному творчеству. Формировать эстетическое представление о том, как изображать цветы с помощью мыльных пузырей, ватных палочек. Развивать интерес к процессу, творчество, фантазию, чувство гармонии, глазомер. Воспитывать аккуратность. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования. Учить детей смешивать краски с пеной и клеем и передавать объемное изображение ломтика арбуза - зеленую кожуру и розовую мякоть с помощью нетрадиционных техник рисования. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с пухлыми красками. | Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление основы для создания композиции Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона для композиции | Слушание песенке «Воздушные шары»
Презентация «Бабочки» Беседа о мамах Пальчиковая гимнастика «Базар» Рассматривание открыток |
март | «Мороженное» «Воздушные шары» «Радуга» | Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии. Совершенствовать навыки работы с нетрадиционной техникой рисования пеной. Учить последовательности работы с пеной (подготовка массы с использованием пены и клея, рисование готовой массой); Развивать у детей творческую фантазию, воображение, эстетический вкус; Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике – пухлые краски. Расширять представления детей об изобразительной технике, Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и клеем и пеной Развитие творческих способностей детей через нетрадиционный метод рисования. Воспитывать у детей эстетическое восприятие; воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркость. Развивать творчество, воображение | Изготовление шаблона для создания композиции Изготовление шаблона с нарисованным ниточками Изготовление шаблона Изготовление красок | Беседа о мороженном Беседа о празднике Загадывание загадок о спектре |
апрель | «Необычные прическа» «Идет дождь» «Весенняя полянка» «Цветы» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография; Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения: выдувание трубочкой. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография». Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать познавательную активность, творческое воображение, фантазию, мышление, цветовосприятие, чувство композиции Совершенствовать технику рисования акварельными красками, выдувание трубочкой используя при этом смешивание красок. Развитие у детей любознательность воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, Развивать интерес дошкольников к изобразительному творчеству «Кляксография» показать её выразительные возможности. Способствовать умению дорисовывать детали. Создать условия для развития образного мышления, воображения, фантазию и интерес к творческой деятельности. Вызвать интерес к природе, бережное к ней отношение. | Изготовление шаблона для композиции Изготовление шаблона для композиции Изготовление основы для композиции Изготовление основы для композиции | Беседа о профессии Беседа о погоде Просмотр презентации о весенних цветах Просмотр презентации о цветах |
май | «Зайчик» «Олень» «Цветная рыбка» «Бабочка» | Познакомить с нетрадиционной техникой зональная штриховка и правилами изображения штрихом. Формирование наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил Развивать моторные навыки, инициативу и самостоятельность ребёнка; Развивать умение зональной штриховки цветными карандашами, освоение цвета, эстетические способности, умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях; обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка лёгкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Совершенствовать умение детей нетрадиционной технике рисования зональная штриховка. Закрепить прием рисования зональной штриховки цветными карандашами. Развивать творческую индивидуальность, мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества. Воспитывать, любовь к природе через изобразительное искусство. Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях. Развивать моторные навыки, инициативу и самостоятельность ребёнка; | Изготовление шаблона для композиции Изготовление шаблона для композиции Изготовление шаблона для композиции Изготовление шаблона для создания композиции | Рассматривание различных видов штриховки Рассказ о оленях Чтение стихотворения «В мире много рыбок есть» Заучивание физминутки «Гусеница» |
Целевые ориентиры:
- Владение способами нетрадиционного рисования:
а) Мятая бумага +аппликация
б) Ватные палочки (метод тычка)
в) Воско – графия
г) Зональное заполнение
д) Вилкой
е) Пузыри
ж) Пухлые краски
з) Кляксография
и) Зональная штриховка
- Умение смешивать краски
- Наличие элементарных композиционных умений
- Умение использовать изобразительный материал
- Интерес к изобразительной деятельности
Таблица результатов обучения (согласно целевым ориентирам).
№ | Фамилия, имя ребенка | 1 а | б | в | г | д | е | ж | з | и | итог | ||||||||||
Начало, конец учебного года | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
15 |
№ | Фамилия, имя ребенка | 2 | 3 | 4 | 5 | итог | |||||
Начало, конец учебного года | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 |
+ высокий уровень
* средний уровень
– низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эс...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка»
Цель Программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством использования нетрадиционной техники рисования. Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения средствам...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....