Нетрадиционное рисование как возможность проявления художественных способностей у детей дошкольного возраста
статья по рисованию

Захарова Анастасия Сергеевна

Актуальность: в соответствии с ФГОС художественно - эстетическое развитие направлено на удовлетворении потребности детей в самовыражении через развитие продуктивных видов деятельности, формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МБДОУ «Детский сад No42 «Аленький цветочек»

Практика реализуется с детьми старшего дошкольного возраста и предназначена для трансляции воспитателям детских садов города.

Захарова А.С.

Актуальность: в соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие направлено на удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивных видов деятельности, формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира. Такие потребности детей можно удовлетворить посредством изобразительной деятельности, которая как вид продуктивной деятельности, наряду с игровой, является ведущей в дошкольном возрасте.

Нетрадиционные техники рисования - это интересные и увлекательные методы рисования необычными материалами, оригинальными техниками позволяющие детям раскрыть в себе творческие способности.

Цель: использование нетрадиционных техник рисования как возможность проявления способностей к художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучить детей использованию и выбору материала для нетрадиционного рисования,показывая широту их применений.

2. Воспитывать у детей целеустремлённость, умение работать индивидуально и коллективно.

3. Развитьтворческое мышление, интерес к художественной деятельности.

Основные идеи.

Огромным плюсом является, то, что нетрадиционное рисование не утомляет детей, оно доступно и просто в восприятии.Необычные материалы и приёмы привлекают тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою технику.

Нетрадиционное рисование способствует развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Всё это происходит благодаря тому, что дети не копируют действия педагога и предлагаемый им образец, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами.

Стоит отметить, что в дошкольном возрасте изобразительная деятельностьчаще всего является устойчивым увлечением абсолютно всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но, рисование карандашами, фломастерами, кистью и другими стандартными материалами,как правило, требует владение определёнными знаниями, умениями и навыками. Порой  отсутствие этих знаний и навыков разочаровывает ребенка в художественной деятельности, поскольку в результате его усилий рисунок получается не таким, каким хотел бы видеть его ребёнок. Нетрадиционные техники рисования доступны всем детям в соответствии с возрастными особенностями и позволяют каждому ребёнку почувствовать себя успешным, даже тем, кто затрудняется в способах изображения.

Плюсы нетрадиционного рисования и наблюдение за детьми приводятк выводуо необходимости использования нетрадиционных техник рисования. Именно с помощью нетрадиционного рисования можно создать ситуацию успеха, сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности и предоставить возможность детям дошкольного возраста проявить свои художественные способности.

Этапы овладения нетрадиционными техниками рисования:

1. Вначале мы учимся рисовать отдельные предметы, а потом композиции.

2. От простых техник нетрадиционного рисования переходим к сложным техникам.

3. Применяя готовое оборудование или материал для рисования, постепенно учимся самостоятельному изготовлению этого оборудования.

4. Вначале мы применяем одну технику нетрадиционного рисования, а затем усложняем и применяем несколько техник для создания одного рисунка.

5. Подражание детей воспитателю заменяется самостоятельному выполнению замысла.

Используемые техники рисования:

1. Рисование ладошками.

2. Пуантилизм (рисование ватными палочками).

3.Кляксография.

4.Набрызг.

5. Рисование акварельными карандашами.

6. Рисование восковыми мелками и акварелью.  

7. Штамповка.

8. «Ниткография».

9. Рисование на фольге.

Методы развития творчества детей посредством рисования:

1. Информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя.

2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

3. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

4. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Приёмы, используемые в процессе художественной деятельности:игровые, просьбы о помощи, музыкальное сопровождение, сказочные образы, сюрпризные моменты и др.

Результаты.

После проведения цикла занятий с использованием разнообразных техник нетрадиционного рисования у детей замечена увлечённость процессом рисования. А заполняя карту наблюдения мною отмечено, что дети овладели простейшими техниками и научились самостоятельно использовать нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности.Воспитанникис ограниченными возможностями здоровья, несмотря на очень слабо развитую моторику так же освоили нетрадиционные техники рисования и получают удовольствие от художественной деятельности, потому что у них получаются замечательные рисунки.

Возможные риски.

Главным риском данной практики является нерегулярное посещение детьми детского сада, так как овладение нетрадиционными техниками происходит поэтапно. Не стоит забывать, что овладение традиционными техниками рисования не менее важно, чем нетрадиционными.

Перспективы.

Я продолжу работу с детьми по освоению новых нетрадиционных техник рисования для дальнейшей возможности проявления художественных способностей детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Цветной мир, 2019. – 208 с.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  4. Шакирова Е.В. Цветные чудеса. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В данном плане-конспекте использованы несколько нетрадиционных приемов  рисования, используемых в одной работе....

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей  «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»...

Конспект по художественно- эстетическому развитию (рисование)«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС».

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Для реализации цели были поставлены следующие з...