Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная радуга»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Иванова Ольга Викторовна

Дополнительная программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolniteltnaya_programma_ivanova.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 15

«Золотая рыбка»

(МБДОУ ЦРР детский сад № 15 «Золотая рыбка»)

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной

направленности «Волшебная радуга»

                              Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)

Автор-составитель: Иванова Ольга Викторовна
педагог дополнительного образования

г. Озёры

2021 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная радуга».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем - благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.

Новизной и отличительной особенностью программы кружка «Волшебная радуга» является сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый». Развитие у детей творческого характера, приобретение умелости и появление созидательного отношения к окружающему, Настоящая дополнительная программа педагогически целесообразна, так как в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых работ. Изготовление работы требует от ребенка ловких движений пальцев и кистей рук, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Цель – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.

        

Задачи:

Образовательные:

  - познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;

 - раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека;

- Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;

- развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук.

Воспитательные:

 - воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;

 - воспитание аккуратности в работе;

- воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре и искусству, природе).

                Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного искусства.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети 3-4 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий: основная форма работы – занятие, кружок предлагает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут, в год – 64 занятия.  

Ожидаемые результаты:

- формирование необходимых навыков работы;                                                

- умение самостоятельно выполнить работу от начала до конца;                                            

 - проявление интереса к творческой деятельности.

Способы определения их результативности: овладение теоретическими знаниями проверяется на зачетных занятиях, при проведении опросов (рассказ о способе выполнения работы). Владение практическими навыками определяется правильностью выполнения практической работы: освоением технических приемов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка работ.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Рисование пальчиком

9

Как часть занятия

9

Рисование ладошкой

8

Как часть занятия

8

Рисование ватной палочкой

8

Как часть занятия

8

Печать паралоном

8

Как часть занятия

8

Рисование мятой бумагой

8

Как часть занятия

8

Тычок жесткой кистью

8

Как часть занятия

8

Печать, оттиск пробкой (овощами)

7

Как часть занятия

7

Пластилинография

8

Как часть занятия

8

Всего

64

Как часть занятия

64

        

III. СОДЕРЖАНИЕ

  1. Раздел «Рисование пальчиком»

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (точка, краска, трафарет).

Рассматривание иллюстративного материала и готового образца по теме.

Практика:

Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать по трафарету), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры).

2. Раздел «Рисование ладошками»

Теория:

Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (ладошка, отпечаток) Расширить представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни, воспитывать бережное отношение к природе.

Практика:

Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, (приложенная к бумаге горизонтально).

3.Раздел «Рисование ватной палочкой»

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (точка, кружочек). Рассматривание иллюстративного материала и готового образца по теме.

Практика:

Рисуем пальчиками, при этом палочек должно быть достаточно, ватные палочки не нужно смачивать, для нанесения точки, опускаем ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижимаем к бумаге.

4. Раздел «Печать поролоном»

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (печать, поролон, раскрашивание).

 Практика:

Кусочек поролона окунаем в краску, затем прижимаем его к бумаге и убираем. Можем провести линии, закрашивать какие-нибудь фигуры.

5. Раздел «Рисование мятой бумагой»

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (мятая бумага, отпечаток)

Практика:

Кусочки бумаги примерно 15 на 10 см сминаются в произвольном порядке. Для каждого цвета – одна смятая бумажка. Нужно пропитать ее краской и оставить отпечаток.

6. Раздел. «Тычок жесткой кистью»

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (клеевая кисть, раскрашивание, тычок)
Практика:

На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта.

7. Раздел. «Печать, оттиск пробкой (овощами).

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (печать, отпечаток).

Практика:

Пробку окунаем в краску и опускаем ее краской вниз, оставляя отпечаток на листе бумаге.

  1. Раздел. «Пластилинография».

Теория:

 Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (скатывание, надавливание, размазывание).

Практика:

Осваиваем приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, вырабатываем правильную постановку пальца. 


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Наличие следующего оборудования:

  • бумага рисовальная или чертежная;
  • цветная бумага;
  • картон белый, цветной;
  • тряпочки-салфетки;
  • трафареты;
  • гуашь
  • клеевая кисть
  • ватные палочки
  • поролон
  • пробки (овощи)
  • пластилин

2. Иллюстративный материал по темам.

3. Образцы готовых работ.

Возможные формы проведения занятий:

        Занятия могут проходить при сочетании форм или в определенной форме: 

 -  игровые приемы;

 -  организация и оформление выставок детских работ;

  - оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка.

   

 

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

В работе с учащимися используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные:

- изучение иллюстраций;

- просмотр и анализ готовой продукции.

Словесные:

- обсуждения, рассказ.

Практические:

- освоение приемов работы;

- копирование простых образцов;

- создание самостоятельных творческих работ.

Методические рекомендации

     Рисование разными нетрадиционными способами рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ватными палочками или клеевой кистью и т.д., ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Разная техника рисования может использоваться, начиная от младшего возраста, с условием усложнения композиции. Установлено, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш.

 Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным. Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.

 

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРЕНТ-ИСТОЧНИКОВ

Для педагогов

1. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

2. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1,2.

            3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.      

            4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».

            5. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

5.https://docplayer.ru/43727878-Metodicheskie-rekomendacii-po-netradicionnym-tehnikam-risovaniya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

6. Цыкунова, Е. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

7. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радуга" (сенсорное воспитание).

Представленная система работа направлена не только на сенсомоторное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»  Пояснительная    запискаДошкольное детство – начальный этап формирования лично...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1.Пояснительная записка  Дополнительная общеобразовательная общеразв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга красок».

Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.Задачи программы:Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;Развив...