Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная радуга»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Дополнительная программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolniteltnaya_programma_ivanova.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 15
«Золотая рыбка»
(МБДОУ ЦРР детский сад № 15 «Золотая рыбка»)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности «Волшебная радуга»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
Автор-составитель: Иванова Ольга Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Озёры
2021 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная радуга».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем - благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.
Новизной и отличительной особенностью программы кружка «Волшебная радуга» является сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый». Развитие у детей творческого характера, приобретение умелости и появление созидательного отношения к окружающему, Настоящая дополнительная программа педагогически целесообразна, так как в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых работ. Изготовление работы требует от ребенка ловких движений пальцев и кистей рук, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Цель – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;
- раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека;
- Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;
- развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук.
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре и искусству, природе).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного искусства.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети 3-4 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий: основная форма работы – занятие, кружок предлагает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут, в год – 64 занятия.
Ожидаемые результаты:
- формирование необходимых навыков работы;
- умение самостоятельно выполнить работу от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности.
Способы определения их результативности: овладение теоретическими знаниями проверяется на зачетных занятиях, при проведении опросов (рассказ о способе выполнения работы). Владение практическими навыками определяется правильностью выполнения практической работы: освоением технических приемов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка работ.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Рисование пальчиком | 9 | Как часть занятия | 9 | |
Рисование ладошкой | 8 | Как часть занятия | 8 | |
Рисование ватной палочкой | 8 | Как часть занятия | 8 | |
Печать паралоном | 8 | Как часть занятия | 8 | |
Рисование мятой бумагой | 8 | Как часть занятия | 8 | |
Тычок жесткой кистью | 8 | Как часть занятия | 8 | |
Печать, оттиск пробкой (овощами) | 7 | Как часть занятия | 7 | |
Пластилинография | 8 | Как часть занятия | 8 | |
Всего | 64 | Как часть занятия | 64 |
III. СОДЕРЖАНИЕ
- Раздел «Рисование пальчиком»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (точка, краска, трафарет).
Рассматривание иллюстративного материала и готового образца по теме.
Практика:
Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать по трафарету), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры).
2. Раздел «Рисование ладошками»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (ладошка, отпечаток) Расширить представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни, воспитывать бережное отношение к природе.
Практика:
Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, (приложенная к бумаге горизонтально).
3.Раздел «Рисование ватной палочкой»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (точка, кружочек). Рассматривание иллюстративного материала и готового образца по теме.
Практика:
Рисуем пальчиками, при этом палочек должно быть достаточно, ватные палочки не нужно смачивать, для нанесения точки, опускаем ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижимаем к бумаге.
4. Раздел «Печать поролоном»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (печать, поролон, раскрашивание).
Практика:
Кусочек поролона окунаем в краску, затем прижимаем его к бумаге и убираем. Можем провести линии, закрашивать какие-нибудь фигуры.
5. Раздел «Рисование мятой бумагой»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (мятая бумага, отпечаток)
Практика:
Кусочки бумаги примерно 15 на 10 см сминаются в произвольном порядке. Для каждого цвета – одна смятая бумажка. Нужно пропитать ее краской и оставить отпечаток.
6. Раздел. «Тычок жесткой кистью»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (клеевая кисть, раскрашивание, тычок)
Практика:
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта.
7. Раздел. «Печать, оттиск пробкой (овощами).
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (печать, отпечаток).
Практика:
Пробку окунаем в краску и опускаем ее краской вниз, оставляя отпечаток на листе бумаге.
- Раздел. «Пластилинография».
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (скатывание, надавливание, размазывание).
Практика:
Осваиваем приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, вырабатываем правильную постановку пальца.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наличие следующего оборудования:
- бумага рисовальная или чертежная;
- цветная бумага;
- картон белый, цветной;
- тряпочки-салфетки;
- трафареты;
- гуашь
- клеевая кисть
- ватные палочки
- поролон
- пробки (овощи)
- пластилин
2. Иллюстративный материал по темам.
3. Образцы готовых работ.
Возможные формы проведения занятий:
Занятия могут проходить при сочетании форм или в определенной форме:
- игровые приемы;
- организация и оформление выставок детских работ;
- оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
В работе с учащимися используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные:
- изучение иллюстраций;
- просмотр и анализ готовой продукции.
Словесные:
- обсуждения, рассказ.
Практические:
- освоение приемов работы;
- копирование простых образцов;
- создание самостоятельных творческих работ.
Методические рекомендации
Рисование разными нетрадиционными способами рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ватными палочками или клеевой кистью и т.д., ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Разная техника рисования может использоваться, начиная от младшего возраста, с условием усложнения композиции. Установлено, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш.
Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным. Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРЕНТ-ИСТОЧНИКОВ
Для педагогов
1. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
2. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1,2.
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».
5. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5.https://docplayer.ru/43727878-Metodicheskie-rekomendacii-po-netradicionnym-tehnikam-risovaniya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
6. Цыкунова, Е. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
7. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радуга" (сенсорное воспитание).
Представленная система работа направлена не только на сенсомоторное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов о...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап формирования лично...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА КРАСОК» Направленность: художественная Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (72 часа) ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразв...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга талантов»
кружковая деятельность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга"
Содержание программы нацелено - на приобретение детьми духовно-эмоционального опыта, вложенного в искусство народов Земли; - восприятие и создание художественных образов; - полноценное творчество и со...