Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга талантов»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
кружковая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_talantovkruzhok-podgotovitelnaya_gruppa.docx | 53.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
238055 Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодежная, 1а
тел./факс: 8(401-43)3-08-80 е-mail: madou26@mail.ru
Принята на заседании педагогического совета от «___» ________ 2021 Протокол № ________. |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ«Детский сад № 26» ___________ О.В. Карасева «___» ________ 2021 |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радуга талантов»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик:
Петрова Наталья Борисовна
г. Гусев, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» имеет художественную направленность.
Актуальность
В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности
В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования.
Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало художественный труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.
Художественный труд — это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов, на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через художественный труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность, творчество.
Художественный труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты), гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.
Отличительные особенности программы
«Радуга талантов» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в рукотворной деятельности. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды художественного творчества и деятельность творческого характера.
Адресат программы:
- возраст обучающихся – 6-7 лет;
- психологические особенности обучающихся: предполагается обучение детей, не имеющих особых образовательных потребностей. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходима консультация специалистов по коррекционной работе с целью определения практической целесообразности обучения.
Объём и срок освоения программы - 36 часов (9 месяцев)
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 1 час – 30 минут. Занятия проводится 1 раз в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет.
К шести годам игровая деятельность у дошкольников достигает высокого уровня. Игровые замыслы отличаются новизной, богатством, оригинальностью. Появляются фантастические сюжеты.
В этом возрасте дети активно овладевают средствами эмоциональной выразительности. Происходит заметное расширение знаний об окружающем мире, о человеческих действиях и взаимоотношениях. В этом возрасте у детей впервые появляется потребность строить совместную игру вокруг достижения одной цели. Старшие дошкольники уверенны и самостоятельны в игре. Также изменяется психологическая позиция детей: они впервые начинают чувствовать себя самыми старшими среди всех детей в саду. У детей старшего возраста возрастает потребность в самоутверждении, признании их возможностей со стороны взрослых. Дети в этом возрасте умеют поставить цель, обдумать путь к ее достижению, оценить полученный результат. Прогрессирует так называемое «пытливость ума». Дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Занятия по художественному труду способствуют дальнейшему развитию сенсомоторики –согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений, которые так необходимы для будущих школьников. В этом возрасте усложняются задания по художественному труду и добавляются новые техники: конструирование из бумаги, работа с тканью и шитье. Задания для детей по художественному труду продуманы таким образом, чтобы каждый ребенок получал возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание.
В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Ребенок может выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут радость. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов. При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, принахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Возрастное естественнонаучное развитие детей в этом возрасте:
- проявляют интерес к наблюдению, эксперименту, самостоятельному решению экологических задач;
- способны осуществлять самоконтроль и самооценку;
- высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях процессов, происходящих в природе;
- обобщают представления о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т. д.);
- планируют последовательность действий;
- ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях;
- проявляют чувство любви ко всему живому, способны обучаться некоторым несложным способам охраны природы;
- формируют стойкое положительное отношение к природе.
Педагогическая целесообразность, практическая значимость
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития творческого потенциала личности ребенка, посредством формирования условий для творческой самореализации и активного вовлечения родителей.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: всестороннее развитие личности ребенка посредствам вовлечение его в творческую деятельность, совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Задачи:
1. Знакомить детей с различными технологиями ручного труда, формировать навыки изготовления поделок из различных материалов;
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление и развивая их творческие способности, аналитическое мышление, фантазию и воображение;
3. Формировать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности, воспитывать уверенности в своих силах;
4. Развивать мелкую моторику, вовлекая детей в творческий процесс;
5. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, целеустремленность;
6. Способствовать проявлению творческой инициативы ребенка, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач;
7. Формировать стремление у ребенка к самостоятельному выполнению изделий;
8. Содействовать формированию у детей способности целостному эстетическому восприятию выполняемых работ;
9. Создавать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма;
10. Развивать сознательное и уважительное отношение к труду других людей, понимание значимости своего труда;
11. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Принципы отбора содержания:
1. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.
2. Принцип развивающего обучения.
В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.
3. Принцип наглядности.
Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при отборе материала с тем, чтобы предложенный материал был посилен воспитанникам. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.
5. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во вне учебного времени, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.
6. Принцип систематичности и последовательности - состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому. Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.
7. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
8. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Основные формы и методы
| Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность | ||||
Наблюдение. Ситуативный разговор. Исследовательская деятельность. Беседы. Развивающие проблемно- практические и проблемно-игровые ситуации. Упражнения. Дидактические игры. Проектная деятельность. | Рассматривание и обсуждение. Исследовательская деятельность. Конструирование. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Подвижные игры. Проблемные вопросы. Моделирование. Экологические загадки. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций. Физминутки, считалки. Головоломки. Задачи на сообразительность. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Интегрированная детская деятельность. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации. | Анкета. Консультации. Беседа. Консультативные встречи. Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей |
Планируемые результаты
В результате освоения программы дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие, выставка работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
1. | Наша клумба (декоративная аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
2. | Чудесная мозайка (модульное рисование) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
3. | Азбука в картинках (рельефная лепка) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
4. | Ажурная закладка (прорезной декор) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
5. | Грибное лукошко (лепка по замыслу) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
6. | Плетёная корзинка для натюрморта (плетение из бумажных полос) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
7. | Осенний натюрморт (силуэтная аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
8. | Фантазии из «гармошки» (художественное конструирование) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
9. | Детский сад мы строим сами… (модульная аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
10. | Транспорт для путешествий (лепка предметная на форме) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
11. | Пароход (оригами) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
12. | «Тихо ночь ложится на вершины гор» (бумажная пластика) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
13. | Пугало огородное (лепка на каркасе с элементами конструирования) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
14. | Шляпы, короны и кокошники. (декоративная аппликация с элементами дизайна) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
15. | Цветочные снежинки (аппликация декоративная с элементами конструирования) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
16. | Новогодние игрушки (декоративно-оформительская деятельность) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
17. | Избушка на курьих ножках (отрывная аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
18. | Нарядный индюк (лепка декоративная по мотивам народной пластики) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
19. . | Перо Жар-птицы (аппликация с элементами рисования) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
20. | Лягушонка в коробчонке (рельефная лепка) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
21. . | «Тридцать три богатыря» (коллективная аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
22. | На дне морском (лепка сюжетная по представлению) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
23. | Белый медведь и северное сияние (рисование с элементами аппликации) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
24. | Карандашница в подарок папе (предметная лепка на готовой форме) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
25. | Конфетница для мамочки (модульная лепка из колец) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
26. | Салфетка под конфетницу (декоративная аппликация, прорезной декор) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
27. | Чудо-цветок (декоративная рельефная лепка) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
28. | Пушистые картины (аппликация из шерстяных ниток) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
29. | Нарядные игрушки-мобили (моделирование объёмных поделок из яичной скорлупы) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
30. | Звёзды и кометы (аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
31. | Наш космодром (коллективная лепка и аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
32. | Покорители космоса-наши космонавты (сюжетная лепка) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
33. | Весенняя гроза (рисование по замыслу) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
34. | «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (сюжетная лепка) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
35. | Лягушонок и водяная лилия (сюжетная аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
36. | Пластилиновый спектакль (коллективная лепка) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение и анализ работ. | |||||
Итого | 36 | 18 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(36 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. Наша клумба. (1 час)
Теория: Рассматривание фотографий с изображением цветов, клумб на участке детского сада. Беседа о цветниках, необходимости ухода за цветами, о значении цветковых растений в жизни человека.
Практика: Создание композиций на клумбах разной формы из розетковых полихромных цветов с лепестками разной формы.
Тема 2. Чудесная мозаика (1 час)
Теория: Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, знакомящих с техникой мозаики. Беседа о работе художников-декораторов.
Практика: Создание гармоничной многоцветной композиции на основе контурного рисунка.
Тема 3. Азбука в картинках (1 час)
Теория: Рассматривание букв разной конфигурации, в разной стилистике.
Практика: Передача конфигурации знакомых букв пластическими средствами.
Тема 4. Ажурная закладка(1 час)
Теория: Беседа о книгах, обсуждение вопроса о назначении закладок.
Практика: Вырезание геометрических и растительных элементов на полосе бумаги, сложенной вдвое.
Тема 5. Грибное лукошко(1 час)
Теория: Рассматривание лепных композиций «Грибное лукошко», беседа о грибах.
Практика: Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке.
Тема 6. Плетёная корзинка(1 час)
Теория: Рассматривание способов плетения на специальных рамках.
Практика: Создание плетёной формы как основы будущей композиции.
Тема 7. Осенний натюрморт(1 час)
Теория: Рассматривание репродукций с изображением натюрмортов, знакомство с натюрмортом как жанром живописи.
Практика: Создание элементов натюрморта в соответствии с величиной корзины, размещение силуэтов.
Тема 8. Фантазии из «гармошки»(1 час)
Теория: Рассматривание картинок с изображением бабочек. Беседа о разнообразии бабочек, их пользе и вреде.
Практика: Конструирование бабочки на основе обобщённого способа формообразования(гармошка).
Тема 9. «Детский сад мы строим сами..»(1 час)
Теория: Рассматривание и обследование камней. Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Гранитный валун».
Практика: Создание образа каменного дома изобразительно-выразительными средствами.
Тема 10. Транспорт для путешествий(1 час)
Теория: Рассматривание изображений машин. Беседа о назначении машин и роли их в жизни людей.
Практика: Моделирование необычных машинок путём дополнения готовой формы.
Тема 11. Пароход(1 час)
Теория: Беседа о кораблестроении, путешествиях. Рассматривание технологических карт.
Практика: Конструирование модели из бумаги.
Тема 12. «Тихо ночь ложится на вершины гор»(1 час)
Теория: Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Горная страна». Рассматривание вариантов композиций.
Практика: Создание композиции в технике бумажной пластики.
Тема 13. Пугало огородное(1 час)
Теория: Беседа о временах года. Рассматривание изображений пугала огородного в детских книжках.
Практика: Лепка пугала на каркасе из трубочек или палочек.
Тема 14. Шляпы, короны и кокошники(1 час)
Теория: Беседа о назначении и разнообразии головных уборов. Рассматривание костюмов и головных уборов в иллюстрациях к сказкам.
Практика: Конструирование головных уборов и оформление их декоративными элементами.
Тема 15. Цветочные снежинки(1 час)
Теория: Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Роса, иней, снег и град». Знакомство с искусством «бумажного фольклора». Рассматривание опорных схем.
Практика: Вырезание ажурных снежинок с опорой на схему.
Тема 16. Новогодние игрушки(1 час)
Теория: Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание новогодних игрушек.
Практика: Создание объёмных игрушек путём соединения нескольких форм.
Тема 17. Избушка на курьих ножках(1 час)
Теория: Рассматривание сказочных иллюстраций. Знакомство с искусством мелкой пластики.
Практика: Создание многоплановой композиции.
Тема 18. Нарядный индюк(1 час)
Теория: Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах.
Практика: Лепка индюка из конусов и дисков.
Тема 19. Перо Жар-птицы(1 час)
Теория: Беседа о сказочных птицах. Рассматривание перьев павлина.
Практика: Создание художественного образа с сочетанием разных элементов.
Тема 20. Лягушонка в коробчонке(1 час)
Теория: Чтение сказки «Царевна-лягушка». Рассматривание иллюстраций.
Практика: Создание миниатюр в технике рельефной пластики.
Тема 21. «Тридцать три богатыря»(1 час)
Теория: Рассматривание репродукции В. Васнецова «Богатыри», беседа по содержанию картины.
Практика: Создание коллективной аппликативной композиции по мотивам литературного произведения.
Тема 22. На дне морском(1 час)
Теория: Рассматривание изображений обитателей моря, беседа о жизни морских жителей.
Практика: Создание пластических образов подводного мира по представлению.
Тема 23. Белый медведь и северное сияние(1 час)
Теория: Рассматривание изображений белого медведя, моржа, тюленя. Беседа о разных частях света и климатических зонах.
Практика: Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.
Тема 24. Карандашница в подарок папе(1 час)
Теория: Беседа о папах дедушках и о том, как мы можем их поздравить с праздником Защитников отечества. Рассматривание разных бытовых предметов.
Практика: Лепка на готовой форме декоративных предметов в подарок.
Тема 25. Конфетница для мамочки(1 час)
Теория: Беседа о мамах, рассматривание разных предметов посуды.
Практика: Моделирование формы изделия из колец декоративных предметов.
Тема 26. Салфетка под конфетницу(1 час)
Теория: Рассматривание узоров на разных полотенцах. Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства.
Практика: Создание узора из прорезных элементов на бумаге.
Тема 27. Чудо-цветок(1 час)
Теория: Беседа о цветах. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором.
Практика: Создание декоративных цветов пластическими средствами.
Тема 28. Пушистые картины(1 час)
Теория: Беседа о ниточках. Рассматривание ниточек и классификация по виду, цвету, толщине.
Практика: Составление картины из шерстяных ниток.
Тема 29. Нарядные игрушки-мобили(1 час)
Теория: Беседа о значении яйца в природе и его образах в разных видах искусства.
Практика: Создание объёмных игрушек из яичной скорлупы.
Тема 30. Звёзды и кометы(1 час)
Теория: Рассматривание изображений разных звёзд, беседа о видах звёзд.
Практика: Составление картины с кометами.
Тема 31. Наш космодром(1 час)
Теория: Беседа об освоении космоса. Рассматривание изображений космических летательных аппаратов.
Практика: Создание образов разных летательных аппаратов конструктивным и комбинированным способами.
Тема 32. Покорители космоса-наша космонавты(1 час)
Теория: Беседа о первооткрывателях космоса. Рассматривание портретов космонавтов.
Практика: Лепка космонавтов.
Тема 33. Весенняя гроза(1 час)
Теория: Рассматривание репродукций картин. Беседа о разных явлениях природы.
Практика: Создание композиции с разными природными явлениями.
Тема 34. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»(1 час)
Теория: Рассматривание иллюстраций, изображающих весенний и летний луг. Беседа о луговых растениях и насекомых.
Практика: Лепка по выбору луговых растений и насекомых.
Тема 35. Лягушонок и водяная лилия(1 час)
Теория: Рассматривание изображений водяной лилии. Беседа о растениях, которые живут в воде. Беседа о лягушках.
Практика: Составление сюжетных композиций.
Тема 36. Пластилиновый спектакль (1 час)
Теория: Знакомство с басней И. А. Крылова «Квартет». Беседа.
Практика: Лепка фигурок и декораций для пластилинового спектакля.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга талантов» |
1 | Начало учебного года | 01 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий | 36 занятий |
6 | Количество часов всего | 36 часов |
7 | Окончание учебного года | 30 мая |
8 | Период реализации программы | 01.09.2021 – 30.05.2022 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности
«Радуга талантов» обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применение современных педагогических технологий.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей и рабочее место педагога, оснащенное доступом в сеть интернет.
Материально- техническое обеспечение
- гуашь;
- цветная бумага;
-пластилин;
-ножницы;
-клей;
-цветные карандаши;
-фломастеры
-кисточки разных размеров;
-схемы с элементами заданной модели;
-салфетки;
-клеёнки.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- Технологические и инструкционные карты изготовления различных изделий и поделок;
- Беседы по различным видам деятельности;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
- Педагогические накопительные папки и альбомы по различным видам декоративно-прикладного творчества;
- Образцы поделок, изделий по различным тематическим разделам программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ используя технологические карты)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения);
В программе предусмотрены три уровня освоения программы:
общекультурный – предполагающий развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенных образовательных областях, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности;
углубленный – предполагающий формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
- опрос;
- наблюдение;
- практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Литература для педагогов:
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду, подготовительная к школе группа (планирование, проектирование содержания). М:- Издательский дом «Цветной мир», Москва 2018.
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие.- М: Издательский дом «Цветной мир», Москва 2017.
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду, подготовительная группа (конспекты занятий и методические рекомендации). М:- Издательский дом «Цветной мир», Москва 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ"
Комплексная программа по дополнительному образованию дошкольников, включает речевое, художественно-эстетическое направления....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Радуга здоровья"
Цель программы – профилактика и коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Программа используется как дополнительная в индивидуальной работе с детьми....
Интегрированная ООД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Радуга» совместно с воспитателем, учителем-логопедом и педагогом дополнительного образования с включением рече -мыслительной деятельности и нетрадиционной техники рисован
quot;Дворец Снежной Королевы"Цель:Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»; формирование лексико-грамматических компонентов речи.Формировать представление о с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразв...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга красок»
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» художественной направленности знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием мат...