Конспект НОД в старшей группе «Чудо цветок – Городецкий розан»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Кайкова Марина Алексеевна

Конспект НОД в старшей группе. Работа направлена на формирование представлений детей о городецкой росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnye_uzory.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема недели: «Путешествие к Городецким мастерам»

Тема: «Чудо цветок – Городецкий розан»

Задачи:

Познавательное развитие:

-Продолжить формировать представление детей о Городецком промысле;

-Развивать у детей воображение в пластическом этюде «Розы»;

-Продолжить формировать умения работы со схемой.

Художественно-эстетическое развитие:

-Театр?

-Формировать практические умения и навыки рисования розана;

-Формировать умения подбирать правильно цветовую палитру;

-Продолжить учить детей получать на палитре дополнительные оттенки при смешивании красок с белилами;

-Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи;

-Продолжить развивать композиционные навыки при составлении коллективного узора в практической работе.

Социально-коммуникативное развитие:

-Продолжить формировать умения работы в микрогруппах;

-Продолжить учить детей не стесняться выражать свои чувства и эмоции по отношению друг к другу;

-Совершенствовать навыки уважительного отношения к товарищам в игровой ситуации.

Речевое развитие:

-Ввести в словарь детей слова «Быль»,  «Подмалевка», «Теневка», «Оживка».

-Продолжить совершенствовать навыки высказывания своего мнения при ответах на вопросы педагога;

Оборудование: изготовленный розан для организационного момента; атрибуты для мини-театра; мультимедийные слайды с изображением городецких изделий, элементов росписи и схемой рисования розана; музыкальное произведение «К дикой розе» Мак-Доуэла; разноцветные фонарики для Д/и; магнитные доски с нарисованными изделиями для коллективной творческой деятельности; краски, кисти, банки с водой, палитры;  деревянные заготовки для индивидуальной творческой деятельности; влажные салфетки; шкатулка с розочками для рефлексии.

Предварительная работа:

Беседа о Городецком промысле;

Рассматривание городецких изделий в презентациях, на открытках, оригинале;

Подготовка атрибутов для мини-театра;

Проигрывание театральной постановки. 

Ход работы:

I.Организационный момент

Воспитатель вносит городецкий розан.

-Посмотрите, ребята, на этот чудесный цветок. Вы знаете, как он называется? (ответы детей)

-На что похож его бутон? (ответы детей)

-Я вижу, как радует вас этот цветок! Его тайная прелесть вызывает восхищение и чувство счастья!

-Людей всегда восхищали цветы!

-Вот я любуюсь этим цветком, и мне очень хочется всем улыбаться, а вы что бы хотели сейчас сделать?

(улыбнуться, обнять друг друга)

-Давайте же проявим свои чувства…

II.Актуализация знаний

Хотите узнать, как называется этот цветок? (ответы детей)

-Для этого я приглашаю вас пройтись по нашим удивительным залам и выяснить название этого необыкновенного  цветка!

- И первый зал, в который мы пройдем – это зал ВОЛШЕБНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ!

- Наш друг - Карандашкин уже встречает нас в своем театре. Сейчас он вам расскажет  не сказку, а быль..

-Кто знает, что обозначает слово «быль»? (ответы детей)

-Среди нас есть ребята, которые ему в этом помогут.

(приглашаются артисты за кулисы мини-театра, а остальные – зрители, рассаживаются на места)

Садитесь удобнее и слушайте..

Первой появляется кукла Карандашкин.

Есть на Волге город древний,

Под названьем –Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец!

  -Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, на левом берегу реки Волги, средь дремучих лесов стоял  славный городок Городец.

-Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди, которые очень любили свой город и леса, которые его окружали.

-Лес давал им дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

-Весело в городе шла торговля. Тысячи лавок стояли переполнены товарами, привезёнными не только со всей России, но и из других стран. 

 -И вот,  собрались  однажды жители Городца и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили они свой товар такими узорами расписать, какой свет не видывал.

 -Стал каждый мастер своё умение показывать. Один посуду решил расписывать. Красота получилась! 

 -Другой мастер посмотрел, подивился, но посуду расписывать  не стал. Увидел он на улице детишек, да и расписал им игрушки! 

 -Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал – мебель стал расписывать. Дивная получилась мебель! 

  - Со временем мастера стали расписывать даже части своих домов – ставни, двери, ворота.

  - Полюбилась нарядная роспись людям, и стали называть ее в честь названия своего города.

-Догадались, как? (ответы)

- Правильно. Городецкой.

-На весь мир прославили городецкие мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые люди живут на Руси.

-Спасибо артистам! Проходите в зрительный зал…

(дети – артисты во время спектакля показывают действия из рассказа Карандашкина в виде театра на палочках, который они изготовили предварительно в свободное время)

-И по сей день, жив этот старинный городок.

(обращение к слайду, на котором показаны некоторые городецкие изделия) .

-Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров. Люди, как и раньше, с  удовольствием покупают изделия из Городца и украшают ими свой дом.

-Понравились вам изделия городецких мастеров? (ответы)

-Вы заметили, что любили изображать городецкие мастера на своих изделиях? (ответы)

-А какие элементы встречаются чаще всего на изделиях? (цветы)

-Цветы всегда вдохновляли на творчество художников. Цветы окружают людей всегда.

-Давайте посмотрим на городецкие цветы (обращение к слайду).

-Какой цветок они вам напоминают? (розу) 

-Совершенно верно. Цветок в Городецкой росписи  называется РОЗАН, от слова – роза  (проговаривание хором нового слова).

-Вот  теперь вы знаете и название цветка, который я вам принесла сегодня.

III. Платический этюд «Розы»

Роза – один из цветков, который любят изображать на картинах. Розе даже композиторы посвящают музыку.

-Я хочу послушать с вами одно музыкальное произведение, которое называется «К дикой розе»

-Для этого нам нужно пройти в зал МУЗЫКИ.

(дети вмести с воспитателем проходят в следующую зону)

(звучит отрывок из произведения Мак-Доуэла «К дикой розе». Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить, как ведет себя роза.)

-Понравилась вам музыка?

-Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

-Давайте представим, что мы маленькие розы.

-Сейчас утро, поэтому наши бутоны еще закрыты.

(над головой дети складывают кисти в закрытый бутон). 

-Но постепенно, под музыку они будут раскрываться…. У каждого будет своя особенная роза. У кого-то она раскроется быстро, у кого-то медленнее, но все же раскроется и будет колыхаться на теплом утреннем ветерке….

(дети под музыку выполняют этюд и в конце воспитатель просит их замереть в образе розы,  обращая внимание на слайд с розаном )

-Посмотрите, похожи наши розы на городецкий розан?

-Чем именно? (такие же пышные и раскрывшиеся)

-Молодцы, ребята! Очень красивые и изящные розы вы нам показали.

IV. Дидактическая Игра «Разноцветные фонарики»

-Посмотрите внимательно на розаны и скажите мне, какие цвета для росписи используют мастера Городца?( белый,  зеленый, красный, синий, голубой, фиолетовый)

-Все эти цвета можно найти среди моей коллекции фонариков.

-Выберите себе любой понравившийся фонарик…

(дети выбирают фонарики и подходят к воспитателю)

-Давайте, ребята, зажжем наши фонарики, для этого их нужно поднять повыше, чтобы их цвет было хорошо видно…

-Сколько много у нас разноцветных фонариков…( у каждого ребенка в руке фонарик с цветом, который ему понравился)  

-В городе вечер.  Зажигаются все фонарики. (дети поднимают фонарики вверх)

Они искрятся, кружатся, освещают всю округу (дети под музыку имитируют движения)

-Наступает утро. В городе стало светло. Погасли синие фонарик (дети приседают), затем желтые и.д. (Пока не останутся фонарики того цвета, которых меньше всего в игре)

-Сколько фонариков осталось не погашенных? (дети считают и называют число)

-Снова вечер, и в городе зажигаются фонарики тех цветов, которыми можно нарисовать городецкий розан… (дети с фонариками нужных цветов встают, и воспитатель просит их разместить свои фонарики на доске, как помощники в выборе цвета в практической работе)

-Очень хорошо поиграли.

V. Подготовка к творческой практической работе:

-Сегодня мы с вами поучимся, как настоящие мастера Городца изображать РОЗАНЫ.

-Для этого нам нужно пройти в следующий зал ТВОРЧЕСТВА и разделиться на четыре группы по пять человек.

-Каждая группа займет место за отдельным столом.

-Ребята, посмотрите, у нас на мольбертах тоже размещены городецкие изделия (Нарисованные деревянные доски и сундучки)

-Их нам предстоит украсить.

-У каждого из вас будет свои отдельный деревянный кружок, на котором вы изобразите розан.

-Посмотрите внимательно на схему с последовательностью изображения розана.

-Мастер сначала делает подмалевок в виде круга. Подмалевок обычно прорисовывают самым светлым оттенком.

-Как нам получить, например,  не синий, а голубой? (нужно в синий добавить белой краски и перемешать на палитре)

-Смешиваем краски на палитре, получаем светлый тон и прорисовываем ПОДМАЛЕВКУ.

-Затем мастер наносит ТЕНЕВКУ уже синей краской. Это лепестки у розана.

-А после всей работы следует ОЖИВКА. Это последние штрихи белой краской. (показывает)

-После оживки, цветок распускается, как бы оживает.

-Когда ваш цветок будет готов, вы подходите к  доске своей команды и размещаете его. Когда все ребята изобразят свой розан, у каждой команды получатся чудесные расписные изделия в городецком стиле.

-Приступаем к работе, смотрим на схему и при выборе цвета, обратитесь к нашим фонарикам. Они вам подскажут, какой цвет подойдет для изображения розана.

VI. Творческая практическая работа

VII.Рефлексия

-Посмотрите, какая красота у нас получилась?

-Какой цветок мы с вами сегодня научились изображать?

- А что сегодня вас удивило больше всего?

-Мы все сегодня старались, работали, и Карандашкин приготовил для вас сюрприз – шкатулку с розочками, очень похожими на розаны. У него они разных цветов. Сейчас можно выбрать себе на память по одной.

-Кому все понравилось и все сегодня получилось, он возьмет розочку красного цвета, а если что-то не получилось или совсем не понравилось ничего, то возьмите розочку синего цвета.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Дымковский чудо-цветок».

Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Дымковский чудо-цветок»...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель: Знакомство с народным промыслом Городца.Программные зада...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)Цель:  продолжать знакомство с народными промыслами, формировать умение рисо...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Конспект НОД способствует  знакомству  с народными промыслами, формированию умения  рисовать элементы городецкого узора....

Конспект занятия в старшей группе «Чудо - свойства воды»

Конспект занятия в старшей группе « Чудо - свойства воды»...

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный цветок здоровья»

Закрепление начальных представлений о положительном влиянии занятий физкультурой на здоровье человека с помощью подвижной и познавательной игры- путешествие....

Конспект ООД в старшей группе по рисованию "Городецкая роспись"

Конспект ООД по рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"...