Статья «Использование нетрадиционной техники рисования-пальцеграфии на занятиях по изобразительной деятельности».
статья по рисованию (младшая группа)

Закатова Елена Владимировна

Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования-пальцеграфии на занятиях по изобразительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx126.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор те мы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте, как способ развития мелкой моторики.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования-пальцеграфии на занятиях по изобразительной деятельности.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, Составила перспективное планирование на младшую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала   от простого к сложному, а методику рисования, которую я использую, являются наиболее доступной для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 3-4 года, но рисовать пробовали уже с 1 младшей группы, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, следы Котенка, коврик для собачки, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эту методику рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Во второй младшей группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего одна краска- красная и шаблон с листьями и стеблем.

Процесс работы прост: я подготовила шаблоны с уже наклееными листьями и стеблями, развела красную краску, делаем отпечатки ладошек на заготовке. Всё, бутоны тюльпанов готовы. Нетрадиционный рисунок в смешанной технике готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья(см. приложение № 1)

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этой методики имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Выводы:

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте: техника рисования рисование пальцем, ладошкой и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционной техники рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей, мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Предложен перспективный план и комплекс занятий для детей младшей группы по развитию творческих способностей и мелкой моторики с использованием нетрадиционной техники рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате?  

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Приложение №1

Тюльпаны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

Нетрадиционная техника рисования – пальцеграфия «Чудеса в твоих ладошках».

ЦЕЛЬ:-   Развитие у детей эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса.-  Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия.-...

«Использование нетрадиционных техник и материалов на занятиях по изобразительной деятельности для развития детского творчества»

Необычные техники и материалы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно экспериментировать – рисовать, чем хочешь, как хочешь и даже можно придумать свою ...

Статья. Использование нетрадиционной техники в художественной деятельности с детьми. Рисование веревочкой.

Рисование веревочкой — это маленькая игра сказка, где ребенок чувствует себя смелее, свободнее для самовыражения, всё это способствует развитию творческой личности. Работы, выполненные с помощью...

Статья "Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества».

Статья «Изостудия «Затейники»  или Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества»....

Методическая статья «Использование нетрадиционной техники рисования «пуантилизм» на занятиях с детьми дошкольного возраста».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Г.Н. Давыдова отмечает, что ...

Использование нетрадиционных техник и материалов в различных видах изобразительной деятельности

Презентация для педагогов дошкольных учреждений материялах и техниках, которые можно использовать в своей работе по изобразительной деятельности....