Конспект непосредственно-образовательной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»
опыты и эксперименты по рисованию (старшая группа)

Мартыненко Юлия Викторовна

Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №2 «Красная Шапочка»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

 по исследовательской деятельности в старшей группе


Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»


Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории Мартыненко Ю.В.


2019 г

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование

Задачи:

- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Продолжать знакомить дошкольников с свойствами соли через познавательно- исследовательскую деятельность, исследуя предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

-Умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать воображение, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и  ПВА клеем. 

-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

Задачи по областям:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
-Способствовать развитию взаимодействия и общения ребёнка с взрослым и сверстниками.
-Развивать устойчивые партнёрские отношения.
-Формировать основы безопасного поведения в социуме.
ОО «Познавательное развитие»
-Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление.
-Стимулировать познавательную активность.
-Формировать представление об объектах окружающего мира.
ОО «Речевое развитие»
-Развивать коммуникативные навыки, речевого взаимодействия.
-Закреплять навыки диалогической и монологической речи.
-Обогащать активный словарь детей (расширять запас слов, обозначающих название: соляная пещера; каменная соль, экстра соль; кристаллы соли; эксперимент, опыт).
ОО «Физическое развитие»
-Закреплять умение выполнять движений под музыку.
-Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Вид занятия: интегрированный.

Оборудование: письмо инопланетян в электронном виде, 2 вида соли «каменная, экстра», на каждого ребенка: ситечки, стаканы с солью «каменная, экстра», ложки, стаканы с чистой водой; пачка соли, столовая ложка, зажигалка, свечка, 2 сырых яйца. ПВА клей по количеству детей, кисточки на каждого ребенка, фото-рисунок инопланетянина, тарелочки с цветной солью.

Ход занятия.

Идёт съёмка.

1.Самостоятельная игровая деятельность детей.

2.Воспитатель включает  ПК.

3.Неожиданно раздаётся сигнал Скайп.

Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь, вы услышали сигнал?

4. Повтор сигнала.

Воспитатель: (привлекает внимание детей на неожиданный звук и появление картинки на мониторе)

На мониторе (картинка с изображением семьи инопланетян + смс +звуковое письмо И.В)

Воспитатель читает внятно повторно письмо:

«Уважаемые, Земляне!

Мы обращаемся к вам с просьбой.

Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда,

А все это потому, что в еду добавляют соль, когда готовят.

Нас заинтересовало это вещество, так называемый «соль»,

Какие свойства имеет СОЛЬ, и что еще необычного можно с ней делать?

 И мы хотели бы узнать о СОЛИ подробнее…»

Воспитатель:

-Ребята вот как неожиданно! Вот  нас озадачили…

О чём нас просят космические пришельцы в своём «Звёздном послании»? (ответы детей) ВЕРНО

Воспитатель: Ребята, нам сначала нужно выяснить

 -Что такое соль? (ответы детей)

Воспитатель: -Правильно.

 А  вот какие свойства   имеет СОЛЬ, мы можем выяснить только в лаборатории, проведя  исследования и опыты с солью.

Скажу Вам по секрету, что у нас есть волшебная лаборатория и находится  она вот за этой дверью (вставить видео с книга С.А)

Дети оказываются в лаборатории

(На центральной стене изображение детей, проводящих опыты в лаборатории).

На мониторах ТВ презентация: «Что такое СОЛЬ?»

Я снимаю реакцию детей на увиденную лабораторию.

Воспитатель: - Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведём опыты.  Приглашаю Вас к столику №1.(6 ромашек, на каждого ребёнка в тарелочках на разносах 2 вида соли: каменная и экстра)

Опыты. Перед вами тарелочки с солью. Ребята в  чём отличия? Заметили вы их? Какие отличия вы видите? (ответы)

Слайд 1 №1. -Какого цвета соль? (Белого цвета).  

ПОСЛЕ ответов детей делаешь вывод: Правильно ребята. Из этого опыта мы сделаем вывод, что соль белого цвета.

Слайд 2 №2. -Имеет ли запах? Понюхайте. (Нет запаха.)

 Ребята, давайте попробуем определить есть ли у соли запах? А как нам это сделать (ответы детей )

Воспитатель: подводит итог

НА ЦВЕТ ОПРЕДЕЛИЛИ, ЗАПАХ УТОЧНИЛИ.

ИНТЕРЕСНО КАКАЯ СОЛЬ   НА ВКУС?

Слайд 3 №3. -А какая она на вкус? (слайд соленая, горькая, кислая)

И С ЭТИМ ЗАДАНИЕ ВЫ СПРАВИЛИСЬ.

Воспитатель: Ребята наши исследования продолжаются. Я вас приглашаю пройти к следующему столику. Ваня, который это будет столик по счёту? (ответы детей)

ВЕРНО 2 СТОЛИК

СТОЛ№2 (на каждого ребёнка оборудование: ситечки, стаканы, мерные ложечки, вода, тарелочки с солью 2-х видов)

Слайд4 №4. Воспитатель: Ребята мы с вами уже узнали, что есть соль крупного помола и мелкого. А на лабораторном столе, обратите внимание,  лежит ситечко. (для чего ситечко? (ответы детей) Давайте просеем через ситечко крупную соль, а затем и мелкую. (дети просеивают сначала крупную соль, затем в другую емкость мелкую соль)

Делают вывод - соль сыпучая.)

Слайд 5 №5. -В пустой стаканчик насыпьте 2 ложечки соли без горки. Затем  сюда же влейте 1 ложечку воды.

Что у вас получилось? (ответы детей)

Куда исчезла вода? (ответы детей)

Воспитатель: делает вывод (вода впиталась в соль)

А если мы попробуем наоборот: нальём половину стакана  воды на глаз, добавим ложку соли без горки и хорошо, хорошо размешаем.

 Что у нас  теперь получилось? (ответы детей, соль растворилась в воде)

Воспитатель: делает вывод (соль растворилась в воде, получился солёный раствор, можно макнуть ложечку, облизать)

 Вот сколько опытов мы провели с самой обыкновенной солью, которую каждый день мы принимаем в пищу.

Воспитатель: Обращает внимание детей  на  стол 3,

Стол 3

Рассматривают содержимое стола.

Воспитатель: обращает внимание детей на предметы, которыми может пользоваться только взрослый: горелка, свечка, зажигалка, сырое яйцо.

Слайд добыча соли

Воспитатель рассказывает детям как добывается соль в промышленных масштабах, как её фасуют. Показывает упаковку соли, которую мы покупаем в магазине.

Воспитатель: А ещё соль можно выпаривать на огне. А как это происходит я вам сейчас покажу.

 Слайд 6 №6. -А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне. (капелька соленой воды на ложечке, зажигалка). Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.

Вывод: - Вот, вода испарилась, а соль осталась. Значит, вода испаряется, или превращается в пар, а соль остаётся в ложке.  Подойдите, посмотрите.

Наши исследования подошли к концу. Но я хочу показать вам фокус!

Слайд 7 №7. - Берем сырое яйцо, 2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой — яйцо опустится на дно стакана. 
2. Опустим это же  яйцо в стакан с солёной водой (солю воду) — яйцо будет плавать на поверхности воды.
Вывод: В чистой воде яйцо тонет, а в солёной  воде яйцо плавает. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности.

-Ребята, Вам понравились наши исследования. Мы ответили на все вопросы космических пришельцев. (ответы детей)

Вам было интересно проводить опыты с солью? (ответы детей)

А теперь самое интересное, мы в подарок космическим друзьям выполним коллективное портреты наших друзей. Украшать портреты будем не красками и карандашами, а солью, не простой, а разноцветной.

Воспитатель: Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка. Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.

Пока работы просыхает, повеселимся под музыкальный клип «Лунатики»

Воспитатель: как сегодня весело, осталось отправить электронной почтой  письмо нашим друзьям

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для детского экспериментирования, формирование у ребенка пот...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Как создать условия для развития познавательно-исследовательской  активности посредством ознакомления детей со свойствами песка....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства

Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».

Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художест...

Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко»      Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...