Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Ольга Владимировна

Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. 

Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_4_konspekt.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района СПб

подразделение начальная школа – детский сад.

 Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Тема: «Эта удивительная соль».

Воспитатели: Филина Тамара Михайловна

                   Никитина Ольга Владимировна

 Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».

    Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. 
   Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли: растворимость, вкусовые качества, изменение плотности воды, природный консервант и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, активизировать словарь за счет слов: учёный, лаборатория, эксперимент; развивать мелкую моторику рук;

 - воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность

    Методы и приемы:
- практические: опыты с солью,  рисование по соли;
- наглядные: презентации, видео вопрос, наблюдение; эксперимент;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение, анализ работы. 
     Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность:  экспериментальная деятельность: «Рассматривание кристаллов соли через лупу», «Растворение соли», «Плавающее яйцо», «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», презентация, пальчиковая игра «Капуста».

   Оборудование: Компьютер, проектор, экран, слайды по ознакомлению с солью, баночки с солью и с сахаром, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, картонные заготовки с наклеенной солью, гуашь, пипетки, мешочки с солью, камешками, синтепоном, мукой; перчаточная кукла.

                                               Ход НОД

- Здравствуйте, ребята! Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение. 
- Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров…

- Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе. 

- Поможем поварам? (ответы детей) 

- Давайте отправимся в нашу научно-исследовательскую лабораторию. А для этого нам нужно превратиться в «учёных» и вспомнить правила работы в лаборатории.

    Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории. Одевают халаты. Проходят в «лабораторию».

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

-Давайте сравним эти вещества.

- Посмотрите внимательно, какого цвета? (ответы детей) 
- Одинаковые? 
- Давайте сравним по запаху
? (ответы детей) 

- Без запаха.
- А какие эти вещества на ощупь
? (ответы детей)

- одно вещество скрипит если потереть между пальцами, а после другого пальцы становятся липкими.

- Мы можем ещё рассмотреть поближе из чего же состоят эти вещества. Чем надо воспользоваться? (Лупой)

Рассматривание соли и сахара, ответы детей (вещества состоят из кристаллов, но одни более ровные и одинаковые, у другого кристаллы не ровные, разной величины)
- Как же ещё можно сравнить эти вещества? ( 
Ответы)
-Давайте попробуем на вкус. 
- На вкус какие вещества?
(ответы детей) 
- Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи на банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед. 

 (Крик за дверью: «Не верю! Не верю! Пока сам не проверю!! Воспитатель подходит к двери: «Простите, Вы что так шумите!!! У нас тут научная лаборатория – здесь шуметь нельзя!»)

 Приходит с куклой Би-ба-бо.

- Значит мне сюда. Здравствуйте, меня зовут Фома.

- Неужели Фома- неверующий?

-Да!

- Проходите Фома, убедитесь, что ребята сами могут проверять некоторые вещи и даже уже кое-что установили.

Ф: Что вы уже проверили?

Д: Отличили соль от сахара!

Ф: Как?

Д: По вкусу!

В: А ещё мы собирались узнать о соли много интересного!

Ф: А как можно узнать что-то интересное?

Д: - спросить у взрослых

     - прочитать в книге

     - посмотреть по телевизору

     - узнать из интернета

В: Вы большие молодцы!  


- А сейчас, внимание на экран :
    Воспитатель показывает  презентацию «Соленая история».

В: Теперь вы знаете как соль появляется на нашем столе

- Ребята, а ещё соль – удивительная волшебница. 
- Вы хотите в этом убедиться?
(ответы детей) 

- Для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».

    Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»

Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.

Фома сомневается и просит обосновать почему в других мешочках не соль, а ка поняли где соль. В конце раскрывают, проверяют мешочек с солью.

В: Молодцы, ребята, не даром исследовали соль в самом начале.

- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.

    Опыт «Растворение соли»

- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.

      Педагог задает детям вопросы:

- Что стало с солью?

- Что стало с водой?

- Какая вода теперь на вкус?

      Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.

         Пальчиковая гимнастика «Капуста». 
Мы капусту рубим- рубим, 
(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту режем-режем

 (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы морковку трем-трем,

(растирание левой ладони правым кулачком)

Мы капусту солим-солим, 
(«берут» щепотку соли и «солят») 
Мы капусту жмём-жмём. 
(сгибание и разгибание кистей рук)

Видео звонок: Дорогие ребята, я знаю, что вы сейчас в лаборатории, дайте, пожалуйста, совет, у меня на даче наросло много овощей, не подскажите как их сохранить? (Ответы детей: засолить). (Угощаем  гостей соленьями)

Это еще одно свойство соли - природный консервант.

Фома: А вот я был на море, и вода в нём была солёная пре солёная и плавать в ней мне было легко.

В: А вот теперь мы тебе не поверим!

Ф:Вы же в лаборатории, так проверьте!

-В: Проверяем?!

   Опыт «Плавающее яйцо»

- Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, берите стаканчики с солёной водой выливайте  в тазики, а  с пресной в ведёрки прозрачные, теперь опустите в обе ёмкости по одному яйцу и посмотрите, что происходит? 
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде. (Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем легче в ней плавать.)

    Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу».     – А вот я знаю, что когда соли много, а воды мало, то соль впитывает воду и она по ней растекается.

Ф: Неужели???

В: Конечно, конечно Фоме мы сейчас всё докажем, а ещё сделаем красивую поделку. Мы как осень раскрасим соленые листья в разные цвета. Ребята, перед вами картонные заготовки  с  наклеенной солью, жидкая гуашь и пипетки. Давайте капнем краску на соль с одного края и понаблюдаем, что с ней станет. 

       Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.

- Давайте, теперь применим это удивительное свойство соли и раскрасим осенний лист.

- Смотрите, какие у вас получились красивые, осенние листья. Вам нравится?  Покажите гостям. Нам пора превращаться в детей.

Ф: Ой, и мне пора!!! Пойду расскажу своему приятелю Ерёме, что увидел и узнал!!! Досвидания!!! И спасибо за науку!!

В. и дети прощаются.

В: Снимайте халатики и мы снова станем ребятами средней группы.


Вопросы воспитателя:
- Понравилось вам в лаборатории? 
(ответы детей) 
- Как вы думаете, какая соль? 
- Как и где мы можем использовать соль?
(ответы детей) 
- Что нового вы узнали о соли? 
(ответы детей) 
      Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей. 
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.  А теперь мы можем пойти и поделиться своими впечатлениями с другими ребятами. До новых встреч в лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Проектная деятельность в старшей группе Тема: « Этот удивительный космос» . Фотоотчет по по проекту

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошк...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль

Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возмо...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»

Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...