Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sol_4_konspekt.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района СПб
подразделение начальная школа – детский сад.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема: «Эта удивительная соль».
Воспитатели: Филина Тамара Михайловна
Никитина Ольга Владимировна
Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей со свойствами соли: растворимость, вкусовые качества, изменение плотности воды, природный консервант и нестандартными способами её использования;
- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, активизировать словарь за счет слов: учёный, лаборатория, эксперимент; развивать мелкую моторику рук;
- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, рисование по соли;
- наглядные: презентации, видео вопрос, наблюдение; эксперимент;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: экспериментальная деятельность: «Рассматривание кристаллов соли через лупу», «Растворение соли», «Плавающее яйцо», «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», презентация, пальчиковая игра «Капуста».
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, слайды по ознакомлению с солью, баночки с солью и с сахаром, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, картонные заготовки с наклеенной солью, гуашь, пипетки, мешочки с солью, камешками, синтепоном, мукой; перчаточная кукла.
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята! Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.
- Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров…
- Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе.
- Поможем поварам? (ответы детей)
- Давайте отправимся в нашу научно-исследовательскую лабораторию. А для этого нам нужно превратиться в «учёных» и вспомнить правила работы в лаборатории.
Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории. Одевают халаты. Проходят в «лабораторию».
Правила безопасности для детей:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!
-Давайте сравним эти вещества.
- Посмотрите внимательно, какого цвета? (ответы детей)
- Одинаковые?
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей)
- Без запаха.
- А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)
- одно вещество скрипит если потереть между пальцами, а после другого пальцы становятся липкими.
- Мы можем ещё рассмотреть поближе из чего же состоят эти вещества. Чем надо воспользоваться? (Лупой)
Рассматривание соли и сахара, ответы детей (вещества состоят из кристаллов, но одни более ровные и одинаковые, у другого кристаллы не ровные, разной величины)
- Как же ещё можно сравнить эти вещества? ( Ответы)
-Давайте попробуем на вкус.
- На вкус какие вещества? (ответы детей)
- Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи на банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед.
(Крик за дверью: «Не верю! Не верю! Пока сам не проверю!! Воспитатель подходит к двери: «Простите, Вы что так шумите!!! У нас тут научная лаборатория – здесь шуметь нельзя!»)
Приходит с куклой Би-ба-бо.
- Значит мне сюда. Здравствуйте, меня зовут Фома.
- Неужели Фома- неверующий?
-Да!
- Проходите Фома, убедитесь, что ребята сами могут проверять некоторые вещи и даже уже кое-что установили.
Ф: Что вы уже проверили?
Д: Отличили соль от сахара!
Ф: Как?
Д: По вкусу!
В: А ещё мы собирались узнать о соли много интересного!
Ф: А как можно узнать что-то интересное?
Д: - спросить у взрослых
- прочитать в книге
- посмотреть по телевизору
- узнать из интернета
В: Вы большие молодцы!
- А сейчас, внимание на экран :
Воспитатель показывает презентацию «Соленая история».
В: Теперь вы знаете как соль появляется на нашем столе
- Ребята, а ещё соль – удивительная волшебница.
- Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей)
- Для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
Фома сомневается и просит обосновать почему в других мешочках не соль, а ка поняли где соль. В конце раскрывают, проверяют мешочек с солью.
В: Молодцы, ребята, не даром исследовали соль в самом начале.
- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.
Опыт «Растворение соли»
- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.
Педагог задает детям вопросы:
- Что стало с солью?
- Что стало с водой?
- Какая вода теперь на вкус?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту режем-режем
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы морковку трем-трем,
(растирание левой ладони правым кулачком)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
Видео звонок: Дорогие ребята, я знаю, что вы сейчас в лаборатории, дайте, пожалуйста, совет, у меня на даче наросло много овощей, не подскажите как их сохранить? (Ответы детей: засолить). (Угощаем гостей соленьями)
Это еще одно свойство соли - природный консервант.
Фома: А вот я был на море, и вода в нём была солёная пре солёная и плавать в ней мне было легко.
В: А вот теперь мы тебе не поверим!
Ф:Вы же в лаборатории, так проверьте!
-В: Проверяем?!
Опыт «Плавающее яйцо»
- Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, берите стаканчики с солёной водой выливайте в тазики, а с пресной в ведёрки прозрачные, теперь опустите в обе ёмкости по одному яйцу и посмотрите, что происходит?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде. (Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем легче в ней плавать.)
Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу». – А вот я знаю, что когда соли много, а воды мало, то соль впитывает воду и она по ней растекается.
Ф: Неужели???
В: Конечно, конечно Фоме мы сейчас всё докажем, а ещё сделаем красивую поделку. Мы как осень раскрасим соленые листья в разные цвета. Ребята, перед вами картонные заготовки с наклеенной солью, жидкая гуашь и пипетки. Давайте капнем краску на соль с одного края и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.
- Давайте, теперь применим это удивительное свойство соли и раскрасим осенний лист.
- Смотрите, какие у вас получились красивые, осенние листья. Вам нравится? Покажите гостям. Нам пора превращаться в детей.
Ф: Ой, и мне пора!!! Пойду расскажу своему приятелю Ерёме, что увидел и узнал!!! Досвидания!!! И спасибо за науку!!
В. и дети прощаются.
В: Снимайте халатики и мы снова станем ребятами средней группы.
Вопросы воспитателя:
- Понравилось вам в лаборатории?
(ответы детей)
- Как вы думаете, какая соль?
- Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей)
- Что нового вы узнали о соли?
(ответы детей)
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А теперь мы можем пойти и поделиться своими впечатлениями с другими ребятами. До новых встреч в лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Проектная деятельность в старшей группе Тема: « Этот удивительный космос» . Фотоотчет по по проекту
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошк...
Конспект ОД экспериментальной деятельности в старшей группе.Тема: «Этот удивительный магнит».
Цель: знакомство с магнитом....
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль
Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возмо...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...