Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понятие, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха, воздух легче воды. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе.
Развивать логическое мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве, наблюдательность. Воспитывать интерес, к исследовательской деятельности, наблюдательность.
Выполнять принципы здоровьесбережения через дыхательную гимнастику и смену деятельности детей.
Активизировать и обогащать словарный запас детей: воздух невидимый, бесцветный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе "Воздух и его свойства" | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Искорка»
городской округ Луховицы Московской области
Конспект занятия
по познавательно – исследовательской
деятельности
в старшей группе
Тема: «Воздух и его свойства».
Воспитатель: Морозова
Татьяна Владимировна
с. Дединово
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Воздух и его свойства».
Цель: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понятие, что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха, воздух легче воды. Опытным путем закрепить знания детей о воздухе.
Развивать логическое мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве, наблюдательность. Воспитывать интерес, к исследовательской деятельности, наблюдательность.
Выполнять принципы здоровьесбережения через дыхательную гимнастику и смену деятельности детей.
Активизировать и обогащать словарный запас детей: воздух невидимый, бесцветный.
Демонстрационный материал: посылка, прозрачное ведро с водой, стакан, салфетка, лист бумаги, воздушный шарик, тазик, бумажный кораблик, флакон духов.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, полиэтиленовые пакеты, разведённая гуашь, листы бумаги, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс для нашей группы посылку, мне было так интересно, посмотреть, что же там лежит, но без вас я открывать её не стала. Хотите узнать, что там? Только, сначала посмотрим, откуда она. Здесь написано «Страна Почемучек». А кто такие Почемучки?
Дети: Это те, кому всё интересно, кто задаёт много вопросов, это те, кто хочет узнать, откуда всё берётся, и как всё происходит.
Воспитатель: Давайте откроем нашу посылку, и узнаем, что же нам прислали?
Дети: Пусто.
Воспитатель: Странно. Зачем же нам прислали пустую коробку? Ребята, а вот тут ещё и конверт какой – то есть, давайте откроем его и прочитаем что же там написано?
-Там загадка. Если мы ее отгадаем, то сможем узнать, что же находится в коробке.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (воздух)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали.
Воспитатель: Да, ребята - это воздух. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: А кому еще нужен воздух?
Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)
Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты.
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Давайте пройдем туда и сядем за столы. Дети проходят и садятся за столы.
Но прежде чем мы начнём свои эксперименты, давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа.
3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки салфеткой.
Опыт№1
Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги.
Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть?
(ответы детей)
Воспитатель: Проверим! (Проделываем опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Ответы детей:
Делаем вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.
Воспитатель: А что такое воздух?
Ответы детей: -это то, чем дышат люди и все живое.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) Воспитатель: А почему?
(ответы детей – потому, что он не видимый)
Воспитатель демонстрирует детям стакан затем кладет в стакан салфетку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что в стакане? Дети: в стакане салфетка
Воспитатель: как вы думаете, кроме салфетки есть ли еще что-нибудь?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте мы это сейчас проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и опускает его в ёмкость с водой
Воспитатель: как вы думаете, попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка? Внимательно смотрите и сейчас ответите. Что получилось. Воспитатель вынимает стакан из воды и показывает детям салфетку.
Воспитатель: какая салфетка? Почему она осталась сухой?
Дети: В стакане есть воздух.
Воспитатель: Молодцы, правильно
С помощью этого опыта мы убедились, что воздух прозрачный. Невидимый.
Воспитатель: Воздух – ЭТО ПРОЗРАЧНАЯ НЕВЕДИМКА.
Ребята, давайте сейчас, мы с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами, вдохнули. (ВОЗДУХ) Правильно.
Да мы на столько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем его. А сейчас, попробуем, сделать вдох и задержать дыхание. Вам было хорошо или плохо без воздуха (ПЛОХО). Чего нам не хватало - ВОЗДУХА . А у нас в группе есть воздух? (Да) Воздух нас окружает везде и вокруг.
Какой вывод можно сделать: Человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг.
Опыт №2
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?(ответы детей).
Воспитатель: Пакет опять стал пустым.
Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Опыт№3
А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки?
Ответы детей: (это воздух)
Воспитатель: Верно. Мы можем сделать вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!
Опыт №4
Воспитатель: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится (демонстрирует опыт с воздушным шариком)
Опыт №5
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет» (вызываю для демонстрации двоих детей)
Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.
Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Опыт№6.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Вы сейчас чувствуете какой – ни будь запах? (ответы детей).
Воспитатель: Я сейчас открою флакон с духами, и буду веером махать над флаконом. Теперь вы чувствуете запах?
Воспитатель: Запах передаётся по воздуху.
А сейчас я вам предлагаю вспомнить все, что мы узнали:
1.Воздух невидимый.
2. Воздух легче воды.
3.Воздух не имеет формы
4.Движения воздуха – это ветер.
5 Воздух не имеет запаха.
Опыт№7
Воспитатель: А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я вас приглашаю сесть за столы.
На столах палитры с разведенной гуашью.
Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая любой образ ( кляксография)
Воспитатель: Молодцы! Очень красивые и загадочные рисунки у вас получились. Я вижу, что фантазировать и делать опыты вам очень понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"
Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе, природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»
Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)
В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....
Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко» Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...