КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание
- Расширять и уточнять представления детей о природе, природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.
- Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
- Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса).
- Показать детям, как человек в своей жизни использует воду. Рассказать о значении воды в жизни человека, животных и растений.
- Учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.
- Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью сенсорных эталонов.
- Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления свойств. Закреплять умения получать информацию о знакомом объекте в процессе его исследования.
- Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelno_-issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Сергиево-Посадского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская 20,
тел. 8(496) 540-24-15, факс 8(496) 540-24-15
электронный адрес dou35sp@yandex.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"
Подготовила: старший воспитатель Нежданова З. А.
воспитатель первой
квалификационной категории
Гусева Н. В.
Сергиев Посад
2016г
Программное содержание
- Расширять и уточнять представления детей о природе, природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.
- Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
- Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса).
- Показать детям, как человек в своей жизни использует воду. Рассказать о значении воды в жизни человека, животных и растений.
- Учить устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.
- Закреплять умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью сенсорных эталонов.
- Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления свойств. Закреплять умения получать информацию о знакомом объекте в процессе его исследования.
- Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Ход занятия
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить на научную конференцию.
-А вы знаете, что это такое - научная конференция?
(предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:
Это место, где собираются очень умные люди, которые занимаются наукой.
-Ребята, как называют людей, которые изучают науку?
(ученые)
- Совершенно верно. Сегодня я вам предлагаю вам выступить в роли маленьких ученых.
- Конференция наша будет посвящена воде.
Проходите, пожалуйста, и занимайте свои места в зале.
(Дети проходят, рассаживаются на стулья)
Так как мы с вами присутствуем на конференции, я приготовила для вас научный фильм о воде.
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, что такое вода? (жидкость).
- Кому на земле нужна вода? (людям, животным, рыбам, растениям). (Слайд)
-Для чего нужна вода человеку? (пить, готовить, умываться, стирать….)(Слайд)
- Вы совершенно правы. Я с вами согласна.
- А как вы, думаете, может ли человек, животные, растения обойтись без воды? (нет, не могут)
- Согласна. Что произойдет, если на земле не будет воды? (все погибнет).
- Ребята, подумайте и скажите, как человек должен относиться к воде? (бережно)
- Нужно ее беречь или нет? (нужно беречь)
- А, почему? (без воды человек, животные не смогут жить)
- К сожалению, на земле уже появляются озера, которые высыхают из–за небережливого отношения человека к природе. (Слайд)
- Мы должны с вами беречь тот дар, который дает нам природа, иначе все живое вокруг может погибнуть.
- Ребята, как вы думаете, вода может быть опасна для человека? (да/нет)
-Да, бывают случаи, когда вода источник опасности и страшной беды.
Например, как вы думаете, если 1, 2, 3 дня, неделю, месяц на небо не выходит солнце и целыми днями идут сильные дожи, что может произойти на Земле? (наводнение, затопить улицы, дома, урожай на полях) (Слайд).
Все правильно, молодцы.
Вот сейчас, ребята, в весенний период начинается паводок. Поэтому в это время, когда тает снег, надо быть очень внимательным и осторожным. Не следует выходить на лет, так как он становится тонким и можно провалиться под воду.
А в летний период все любят отдыхать на море, на реке. На воде надо быть очень аккуратным и внимательным. Без взрослых к воде не подходите.
- Но больше все - таки вода приносит человеку больше пользу, чем вред.
- Ребята, а вы знаете, что воду мы можем встретить везде и в любом виде?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
- И все это ребята вода, но в разном состоянии.
Вот об этом мы с вами узнаем в лаборатории, куда я вас и приглашаю. Где мы с помощью научных опытов выясним, в каком же виде может встречаться вода.
Но прежде чем мы приступим к научным экспериментам, давайте немного отдохнем.
Физминутка (2 раза):
С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели.
И захватывая дух,
Капельки упали, бух!
Капельки прыг – прыг
Капельки хлоп – хлоп
Капельки топ- топ- топ- топ- топ.
С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны и легки.
Капельки прыг – прыг
Капельки хлоп – хлоп
Капельки топ- топ- топ- топ- топ.
- Проходите, занимайте рабочие места. Для этого необходимо надеть рабочую форму. Ученые работают в белых халатах. Перед вами, юные исследователи, лежит научное оборудование.
Давайте мы с вами его рассмотрим.
- Что это у меня на столе? (микроскоп)
-Для чего он нужен? (чтобы получать увеличительное изображение предметов, которые мы плохо видим глазами).
- А сейчас посмотрите внимательно перед собой, с помощью какого предмета можно рассматривать мелкие частички.
(лупа)
- А это что? (колбы). Из чего они сделаны? (стекла). Значит, они какие? (стеклянные). Какие они по цвету? (прозрачные, бесцветные).
- Правильно, в них ученые растворяют различные вещества.
- Ребята, главный сотрудник лаборатории – взрослый. В нашем случае взрослый здесь - Я. И чтобы наши опыты прошли успешно, нужно соблюдать правила безопасности. Поэтому без моего указания мы ничего не трогаем. Договорились?
1 опыт: Вода не имеет запаха.
Мы уже с вами сказали, что вода – это жидкость. Давайте определим, имеет она запах или нет. Для этого возьмите стакан с водой под № 1 и выполним следующие действия.
- Что вы чувствуете? Пахнет вода или нет? (нет).
- Согласна.
- Какой можно сделать вывод? (вода не имеет запаха)
- Верно.
Опыт 2: Вода бесцветная.
(на столе у воспитателя несколько прозрачных стаканов с разными напитками)
- Мы уже с вами говорили о том, что человек не может жить без воды. Человек постоянно пьет, ест. Я, например, люблю пить кофе, вы сок, молоко, чай.
- Обратите внимание, чем отличаются эти напитки? (цветом)
- Каким цветом сок, молоко?
- А вода, дети, каким цветом? (бесцветная, прозрачная).
Вывод: вода не имеет цвета.
- Ребята, обратите внимание, что у меня в руках? (пипетка)
Сейчас смотрите внимательно, что произойдет с водой, когда я добавлю в стакан одну волшебную капельку?
- Каким цветом стала вода? (зеленая)
- Как вы думаете, что я добавила в воду? (зеленку)
- По насыщенности цвета вода получилась – яркая или бледная? (бледная)
- Как вы думаете, почему бледная? (потому что добавила одну капельку зеленки).
Ребята, а в другой стакан я добавлю несколько капель другого вещества.
- Каким цветом стала вода? (коричневая).
-Что я добавила в воду? (йод).
- Цвет получился ярким, насыщенным или бледным? (яркий).
- А теперь вы, ребята, возьмите стакан с водой под № 2, кисточки и самостоятельно попробуйте изменить цвет воды. Перед вами в маленьких стаканчиках стоит краска, выберите цвет на выбор и растворите краску в воде.
-Что у вас получилось?
- Обратите внимание, какой насыщенный, яркий цвет получился у Маши!
- Как вы думаете почему? (добавила много краски)
-А у Саши получился бледный цвет воды?
-С чем это связано? (добавил мало краски)
- Какой мы можно сделать вывод? (вода может менять цвет).
-Совершенно верно.
Опыт 3: Вода – растворитель.
Следующий опыт, мои юные исследователи, наверное, самый приятный для вас. Его можно будет попробовать на вкус. Для это опыта я заранее вскипятила и налила воду в стакан под № 3. Перед вами стоят маленькие стаканчики: в одном насыпана соль, в другом – сахар. Возьмите ложкой на выбор чуть – чуть или соль или сахар, положите в стакан с водой и размешайте.
- А теперь попробуйте.
-Какая получилась вода у вас на вкус? (соленая/сладкая).
- Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (вода меняет вкус)
- Обратите внимание, если вода в стакане под № 3 кипяченая и ее можно пить, то вода в стакане под № 1 сырая из под крана, пить ее нельзя.
- Как вы думаете, почему ее нельзя пить? (в ней микробы).
4 опыт: Снег-это тоже вода.
Ребята, в стакане под № 4 обратите внимание, что там? (снег). Я его набрала не просто на улице, а на нашем участке. Для того, чтобы объяснить и показать вам почему его нельзя брать в рот. Для этого возьмите, пожалуйста, ложкой снег из стакана, положите на тарелку. Возьмите лупу и рассмотрите его.
- Что вы там увидели? – Какой снег? (грязь, мусор)
-Да, верно, я согласна с вами.
- Скажите, пожалуйста, если снег такой грязный, как вы думаете можно его брать в рот? (его нельзя есть).
-Почему? (может заболеть горло, живот, т.к. там микробы)
- Правильно, а вы мне не верили!
- А теперь, ребята, возьмите снег в руку, что с ним происходит? (он тает).
-Как вы думаете почему? (руки теплые, а снег холодный, от тепла снег тает) – Во что превращается снег? (превращается в воду).
-Какой мы можем сделать вывод: снег – это вода, только в твердом состоянии.
Совершенно верно.
Опыт 5: Пар – это тоже вода.
А сейчас, ребята, самый опасный опыт. С ним вы встречаетесь каждый день.
- Посмотрите, что у меня в руке? (чайник) – Какой? (электрический).
- Сейчас я налью в него воды, включу в розетку.
- Что происходит с водой в чайнике? (она кипит).
- Обратите внимание, что когда вода закипает, из носика чайника идет пар.
- Посмотрите внимательно, что произойдет с паром, если я к носику чайника поднесу зеркало?
- Что вы видите? (появляются капельки воды).
-Совершенно верно. Оказывается пар, ребята – это тоже вода.
Но запомните, пожалуйста, пока вы не подросли и не стали более самостоятельными к электрическим приборам без взрослого не подходить иначе можно обжечься.
Вот юные исследователи и завершились наши опыты, наша научная конференция подходит к концу.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? (о воде)
- Что мы о ней узнали? (без запаха, бесцветная, меняет цвет, можно растворять вещества, снег и пар – это тоже вода).
Вы показали сегодня хорошие знания, молодцы.
Ребята, у меня к вам большая просьба: давайте с вами беречь воду. А когда вы вырастите, возможно, кто - то из вас станет ученым и будет изучать проблемы, связанные с водой и тогда вы вспомните, о чем мы говорили сегодня. А пока расскажите своим родителям и друзьям про то чем мы сегодня занимались в лаборатории.
А сейчас попрощаемся с гостями и скажем им спасибо и до свидания.
Литература
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, старшая и подготовительная группа.
- Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения в детском саду. Человек.-М., 2007
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: Детство-Пресс,2011г.
- Рыжова П. Игры с водой и песком 1997
- БондаренкоТ. М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж,2004 г.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.М.,1991 г.
- Рыжова Н.А.Волшебница - вода. М.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г
Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
прививать интерес к исследовательской деятельности...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить чита...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой....