Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. «Фантазёры»
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_kruzhka.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования.
«Фантазёры»
Руководитель: Горбачёва Юлия Анатольевна.
I. Пояснительная записка
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйтон Д., Колдина Д.Н.и др.) .Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть навыки рисования красками, но часто ребёнок этого возраста сталкивается с определёнными трудностями, связанными с держанием кисти, манипуляциями с ней, что отвлекает его от творческого процесса. Поэтому нетрадиционные способы, доступные детям, такие как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, ребром ладони, кулаком, помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской), что важно для процесса познания окружающего мира.
Каждая из техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
II.Цель: Формирование интереса к рисованию посредством использования нетрадиционных техник
Задачи:
1. Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.
2. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
3. Создание интереса к процессу рисования.
4. Развитие психических процессов и познавательной деятельности.
5. Развитие у детей уверенности в своих силах, способностях, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия.
III. Ожидаемый результат.
- Заинтересованность детей процессом рисования посредством использования нетрадиционных техник.
№ п/п | Тема | Нетрадиционные техники | Задачи изобразительной деятельности. | Оборудование | ||
Октябрь | ||||||
1. | «Осеннее дерево» | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной | Лист тонированной бумаги формата А4, сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскиза. | ||
2. | «Осенний пейзаж» | Монотипия пейзажная | Познакомить с приёмами выполнения монотипии (пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции). | Лист бумаги, акварельные краски, | ||
3. | Осень разноцветная | Отпечатывание листьями. | Знакомить со свойствами печатании листьями (фактура, цвет), чувствовать композицию. | Тонированный лист бумаги, гуашь, листья деревьев | ||
4. | «Осенние листья» (первое занятие) | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения, обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, материалы для тиснения, ватман, гуашь, кисти. | ||
5. | «Осенний пейзаж» (второе занятие) | Тычкование | Вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – делать ежика, грибочки для него. Воспитывать чувство композиции. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2 на 2) из газетной бумаги, листья, изготовленные на предыдущих занятиях. | ||
6. | «Ежики» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Пользоваться техникой «тычок смятой бумагой», предоставить возможность выполнять рисунок тела ежика, тычками без предварительной прорисовки карандашом. | Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши | ||
7. | «Мои любимые домашние животные» | Тычок жесткой полусухой кистью | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, способствовать возможности наносить рисунок по всей поверхности бумаги, | Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных | ||
8. | «Мы рисуем, что хотим» | Различные | Оказывать педагогическую поддержку в свободном рисовании, воспитывать радость творчества в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии | ||
Ноябрь | ||||||
1. | «Мои любимые рыбки» | Восковые мелки и акварель | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели, тонировать лист разными цветами акварелью. Чувствовать цветовосприятие. | Лист формата А4 , восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации | ||
2. | Рисование штрихом «Колючая сказка» | Альбомный лист, простой карандаш, иллюстрации. | Наносить длинные и короткие штрихи в одном направлениях, накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Показать выразительные возможности простого карандаша. | Альбомный лист, простой карандаш. | ||
3. | «Первый снег» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Создать условия для рисования деревьев больших и маленьких, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Воспитывать чувство композиции | Лист А4 , тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации | ||
4. | «Птички клюют ягоды» | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Создать интерес к рисованию веточек, украшению в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Воспитывать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки | ||
5. | «Укрась шарфик» | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Познакомить с печатью по трафарету, украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка и шарфик для игровой ситуации | ||
6. | «Зимние напевы» | Набрызг. | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой. | Репродукции с зимними пейзажами; тонированный лист; набор гуашевых красок; кисти; зубная щётка; палочка. | ||
7. | «Мое любимое дерево» | Сангина, уголь по желанию | Вызвать интерес к рисованию деревьев сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на полочку сангины или угля (чтобы линия была видна хорошо и чтобы мелок не сломался) | Листы формата А 4, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы | ||
8. | Мы рисуем, что хотим | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
Декабрь | ||||||
1. | «Зимний лес» | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белая; белая и зеленая гуашь в мисочках, сангина, трафарет елей разной величины, поролоновые тампоны, | ||
2. | «Маленькой елочке холодно зимой» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна – две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация) | ||
3. | «Я в волшебном еловом лесу» | Чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, печать поролоном по трафарету | Бумага белая А 4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, поролоновый тампон, иллюстрации. | ||
4. | «Два петушка ссорятся» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество | Лист формата А 4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы | ||
5. | «Плюшевый медвежонок» | Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Развивать творческое изображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролоновая губка, кисти. | ||
6. | «Я в волшебном еловом лесу» | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, печать поролоном по трафарету | Бумага белая А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, поролоновый тампон, иллюстрации. | ||
7. | «Дед мороз» | Рисование солью. | Познакомить с новым приёмом оформления изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. | Альбомный лист, гуашь, соль | ||
8. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
Январь | ||||||
1. | «Снеговик» | Комкание бумаги (скатывание) | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать воображение, творчество | Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета, клей в блюдечке гуашь, кисть, снеговик из ваты, эскизы | ||
2. | «Филин» | Тычок жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Бумага А3, уголь, жесткая и мягкая кисть, черная гуашь, иллюстрации. | ||
3. | «Мой воспитатель» | Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Лист А 4 белый или приготовленный черно-белый граттаж, черный маркер, полочка для процарапывания, сангина, репродукция портретов | ||
4. | «Портрет» зимы | Восковые мелки, акварель, черный маркер | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый) Развивать воображение, цветовосприятие. | Лист А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации | ||
5. | «Играющие линии» (первое занятие) | Вызвать у детей интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к её образным превращениям, видоизменениям. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение детей, желание использовать полученные знания в изобразительной деятельности.
| Верёвочка средней длины, Угольный карандаш, сангина, тонированная бумага. | |||
6. | «Превращение проволочки» (второе занятие) | Та же. | Проволока, по 4-5 листов белой бумаги, тушь, ватные тампоны. | |||
7. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
Февраль | ||||||
1. | «Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее» | Оттиск печатками, печать по трафарету | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма | Лист А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, поролоновые тампоны, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы | ||
2. | «Кораблик в море» | «Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель | Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение | Лист А 4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации | ||
3. | «Я в подводном мире» | Рисование ладошкой, восковые мелки +акварель | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Листы формата А 4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки | ||
4. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
Март | ||||||
1. | «Нарисуй и укрась вазу для цветов» | «Знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции | Лист А 4 тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации | ||
2. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Совершенствовать навыки детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма | Лист А4 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы | ||
3. | «Весеннее солнышко» | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке | Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть. Иллюстрации, эскизы | ||
4. | «Бабочки» | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. | ||
5 | «Цветочек радуется солнышку» | Печатание печатками из картофеля (в форме цветка) | Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции | Лист светло-зеленой бумаги, печатки в форме цветка, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло-зеленая гуашь, кисть, иллюстрации и эскизы | ||
6. | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Рисование нитками | Познакомить детей с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук | Тонированный лист, простой карандаш, Клей ПВА, разноцветные обрезки ниток, набор фломастеров, ножницы. | ||
7. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
Апрель | ||||||
1. | «Ракеты в космосе» | Печать по трафарету | Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. | Лист А 4, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации | ||
2. | «Космический пейзаж» | Граттаж | Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Познакомить с новым способом изображения – граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтение литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент. | Альбомный лист с готовой основой под граттаж, заострённая палочка. | ||
3. | «Звездное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага А3, уголь, жесткая и мягкая кисть, черная гуашь, иллюстрации | ||
4. | «Волшебные картинки»(волшебный дождик) | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее | Свеча, чернила или гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А 4 уже нанесенными свечой рисунками | ||
5. | «Цыплята» | Комкание бумаги или обрывание | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции | Лист А 4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, шапочки цыплят для игры, эскизы и иллюстрации | ||
6. | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога | ||
7. | «Укрась свитер» | Тычок жесткой кистью, печатание печатками | Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации | ||
8. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
Май | ||||||
1. | «Берёзка» | Батик | Формировать любознательность, наблюдательность , желание отразить в свои впечатления в рисунке. Познакомить с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | Батик, простой карандаш, гуашь. Кисти. | ||
2. | Одуванчики | Восковые мелки и акварель, печатание печатками | Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции | Лист А 4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые ме6лки, акварель в мисочках, печатки в виде треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры | ||
3. | «Как я люблю одуванчики» | Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения данной в технике. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Ватманский лист, темно- и светло-зеленая и желтая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки | ||
4. | «Как я вырос за год» (автопортрет) | Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих) | Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А 4 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукция автопортретов | ||
5. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | ||
6. | Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившейся и непонравившейся работы | Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной те...
«Методическая разработка НОД» (изобразительная деятельность (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование трафаретом и штампом)
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.Тема: «Морское путешествие». Возраст: 5-6 лет (старшая группа). ...
Консультация для воспитателей. «Развитие художественно- творческих способностей посредством нетрадиционных приёмов обучения изобразительной деятельности» ( по теме самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования
Консультация для воспитателей...
«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...
Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе "Фантазёры"
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художестве...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...