Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. «Фантазёры»
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа)

Горбачева Юлия Анатольевна
Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть навыки рисования красками, но часто ребёнок этого возраста сталкивается с определёнными трудностями, связанными с держанием кисти, манипуляциями с ней, что отвлекает его от творческого процесса. Поэтому нетрадиционные способы, доступные детям, такие как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, ребром ладони, кулаком, помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской), что важно для процесса познания окружающего мира. Каждая из техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_kruzhka.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                    

                                                 

Программа  по изобразительной деятельности

с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Фантазёры»

Руководитель: Горбачёва Юлия Анатольевна.

I. Пояснительная записка

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

      Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйтон Д., Колдина Д.Н.и др.) .Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

     Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть  навыки рисования красками, но часто ребёнок этого возраста сталкивается с определёнными трудностями, связанными с держанием кисти, манипуляциями с ней, что отвлекает его от творческого процесса. Поэтому нетрадиционные способы, доступные  детям, такие как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, ребром ладони, кулаком, помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской), что важно для процесса познания окружающего мира.

      Каждая из техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

II.Цель: Формирование интереса к рисованию посредством использования нетрадиционных техник

Задачи:

1. Знакомство детей  дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.

2. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

3. Создание интереса к процессу рисования.

4. Развитие психических процессов и познавательной деятельности.

5. Развитие у детей уверенности в своих силах, способностях, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия.

III. Ожидаемый результат.

  • Заинтересованность детей процессом рисования  посредством использования нетрадиционных техник.

                                     

 

п/п

Тема

       Нетрадиционные

               техники

Задачи изобразительной деятельности.

               Оборудование

                                                                                                      Октябрь

1.

 «Осеннее дерево»

Оттиск печатками из ластика

  Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной      

Лист тонированной бумаги формата А4,  сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскиза.

2.

«Осенний пейзаж»

Монотипия  пейзажная

Познакомить с приёмами выполнения монотипии (пятно, тон,  вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции).

Лист бумаги, акварельные краски,

3.

Осень разноцветная

Отпечатывание листьями.

Знакомить со свойствами печатании листьями (фактура, цвет), чувствовать композицию.

Тонированный лист бумаги, гуашь, листья деревьев

4.

«Осенние листья» (первое занятие)

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения, обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, материалы для тиснения, ватман, гуашь, кисти.

5.

«Осенний пейзаж» (второе занятие)

Тычкование

 Вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования –  делать ежика, грибочки для него. Воспитывать чувство композиции.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2 на 2) из газетной бумаги, листья,  изготовленные на предыдущих занятиях.

6.

«Ежики»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Пользоваться техникой «тычок смятой бумагой», предоставить возможность выполнять рисунок тела ежика, тычками без предварительной прорисовки карандашом.  

Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши

7.

«Мои любимые домашние животные»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью –  имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, способствовать  возможности наносить рисунок по всей поверхности бумаги,

Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого,  серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных

8.

«Мы рисуем, что хотим»

Различные

Оказывать педагогическую поддержку в свободном рисовании, воспитывать  радость творчества в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                             Ноябрь

1.

«Мои любимые рыбки»

Восковые мелки и  акварель

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели, тонировать лист разными цветами акварелью. Чувствовать цветовосприятие.

Лист формата А4 , восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации

2.

Рисование штрихом

«Колючая сказка»

Альбомный лист, простой карандаш, иллюстрации.

Наносить длинные и короткие штрихи в одном направлениях, накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

Показать выразительные возможности простого карандаша.

Альбомный лист, простой карандаш.

3.

«Первый снег»

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Создать условия для  рисования деревьев больших и маленьких, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Воспитывать чувство композиции

Лист А4 , тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации

4.

«Птички клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Создать интерес к  рисованию веточек, украшению в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Воспитывать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Пол-листа формата А4  разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки

5.

«Укрась шарфик»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Познакомить с печатью по трафарету, украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек.

Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка и шарфик для игровой ситуации

6.

«Зимние напевы»

Набрызг.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Познакомить  с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Репродукции с зимними пейзажами; тонированный лист; набор гуашевых красок; кисти; зубная щётка; палочка.

7.

«Мое любимое дерево»

Сангина, уголь по желанию

Вызвать интерес к  рисованию деревьев сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на полочку сангины или угля (чтобы линия была видна хорошо и чтобы мелок не сломался)

Листы формата А 4, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы

8.

Мы рисуем, что хотим

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                             Декабрь  

1.

«Зимний лес»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белая; белая и зеленая гуашь в мисочках, сангина, трафарет елей разной величины, поролоновые тампоны,

2.

«Маленькой елочке холодно зимой»

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность.

Тонированный лист бумаги  (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна – две елочки из зеленой бумаги, клей (если используется аппликация)

3.

«Я в волшебном еловом лесу»

Чёрно-белый  граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, печать поролоном по трафарету

Бумага белая А 4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, поролоновый тампон, иллюстрации.

4.

«Два петушка ссорятся»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество

Лист формата А 4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы

5.

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Развивать творческое изображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролоновая губка, кисти.

6.

«Я в волшебном еловом лесу»

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, печать поролоном по трафарету

Бумага белая А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, поролоновый тампон, иллюстрации.

7.

«Дед мороз»

Рисование солью.

Познакомить с новым  приёмом оформления изображения.

Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Альбомный лист, гуашь, соль

8.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                           Январь

1.

«Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать воображение, творчество  

Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета, клей в блюдечке гуашь, кисть, снеговик из ваты, эскизы

2.

«Филин»

Тычок  жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисовании тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Бумага А3, уголь, жесткая и мягкая кисть, черная гуашь, иллюстрации.

3.

«Мой воспитатель»

Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Лист А 4  белый или приготовленный черно-белый граттаж, черный маркер, полочка для процарапывания, сангина, репродукция портретов

4.

«Портрет» зимы

Восковые мелки, акварель, черный маркер

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый) Развивать воображение, цветовосприятие.

Лист А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации

5.

«Играющие линии»

(первое занятие)

Вызвать у детей интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к её образным превращениям, видоизменениям. Развивать ассоциативное  мышление, творческое воображение детей, желание использовать полученные знания в изобразительной деятельности.

 

Верёвочка средней длины, Угольный карандаш, сангина, тонированная бумага.

6.

«Превращение проволочки»

(второе занятие)

Та же.

Проволока, по 4-5 листов белой бумаги, тушь, ватные тампоны.

7.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                          Февраль

1.

«Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее»

Оттиск печатками, печать по трафарету

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма

Лист А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, поролоновые тампоны, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы

2.

«Кораблик в море»

«Знакомая форма – новый образ»; черный маркер и акварель

Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение

Лист А 4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации

3.

«Я в подводном мире»

Рисование ладошкой, восковые мелки +акварель

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Листы формата  А 4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки

4.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                             Март

1.

«Нарисуй и укрась вазу для цветов»

«Знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции

Лист А 4 тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации

2.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Совершенствовать навыки детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма

Лист А4 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы

3.

 «Весеннее солнышко»

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке

Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть. Иллюстрации, эскизы

4.

«Бабочки»

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

5

«Цветочек радуется солнышку»

Печатание печатками из картофеля (в форме цветка)

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции

Лист светло-зеленой бумаги, печатки в форме цветка, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло-зеленая гуашь, кисть, иллюстрации и эскизы

6.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Рисование нитками

Познакомить детей  с новым необычным изобразительным материалом.

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук

Тонированный лист, простой карандаш, Клей ПВА, разноцветные обрезки ниток, набор фломастеров, ножницы.

7.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                           Апрель

1.

«Ракеты в космосе»

Печать по  трафарету

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.

Лист  А 4, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации

2.

«Космический пейзаж»

Граттаж

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Познакомить с новым способом изображения – граттажу.

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтение литературы о космосе.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент.  

Альбомный лист с готовой основой под граттаж, заострённая палочка.

3.

«Звездное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага А3, уголь, жесткая и мягкая кисть, черная гуашь, иллюстрации

4.

«Волшебные картинки»(волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее

Свеча, чернила или гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А 4 уже нанесенными свечой рисунками

5.

«Цыплята»

Комкание бумаги или обрывание

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции

Лист А 4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, шапочки цыплят для игры, эскизы и иллюстрации

6.

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность)

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и  бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога

7.

«Укрась свитер»

Тычок жесткой кистью, печатание печатками

Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации

8.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                            Май

1.

«Берёзка»

Батик

Формировать любознательность, наблюдательность , желание отразить в свои впечатления в рисунке.

Познакомить с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.

Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Батик, простой карандаш, гуашь. Кисти.

2.

Одуванчики

Восковые мелки и акварель, печатание печатками

Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции

Лист  А 4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые ме6лки, акварель в мисочках, печатки в виде треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры

3.

«Как я люблю одуванчики»

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения данной в технике. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Ватманский лист, темно- и светло-зеленая  и желтая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки

4.

«Как я вырос за год» (автопортрет)

Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих)

Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А 4 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукция автопортретов

5.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

6.

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившейся и непонравившейся работы

Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка)

                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

«Методическая разработка НОД» (изобразительная деятельность (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование трафаретом и штампом)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.Тема: «Морское путешествие». Возраст: 5-6 лет (старшая группа). ...

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...

Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе "Фантазёры"

Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художестве...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...