НОД по познанию предметного и социального мира «ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель:
- Рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища,одежда, труд);
- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narody_severa.docx | 21.43 КБ |
prezentatsiya_narody_severa.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познанию предметного и социального мира
«ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА»
Цель:
- Рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища,одежда, труд);
- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума, образцы национальной одежды.
Ход
Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Одним из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Как вы думаете почему?
Дети. Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
Воспитатель. Она ничего не знала о Севере. Давайте ей поможем.
Воспитатель вывешивает карту России.
В какой стране мы с вами живем?
Дети. В России.
Воспитатель показывает границу России.
Воспитатель. В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь. (Показывает на карте.) На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление — северное сияние. (Показывает изображение северного сияния.) На Севере есть места, где намного-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово.
Дети повторяют слово хором и индивидуально.
В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту картинку. (Показывает им люстрацию, изображающую лишайник.) Еще там можно встретить карликовую березу. (Показывает картинку.) Почему она называется карликовой?
Дети. Потому что маленькая, низкорослая.
Воспитатель. Какие ягоды вы собираете в лесу?
Дети. Землянику, чернику, малину.
Воспитатель. В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, — брусника, голубика, морошка. (Показывает картинки) Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте) Каких животных Севера вы знаете?
Дети отвечают.
Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (Показывает картинки) Еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца. (Показывает картинку) Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру, — якуты, эвенки и многие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.
Дети повторяют.
Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм - идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показывает картинку) Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень - животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и реках. Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картинку «Дети Севера») Кого вы видите на этой картинке?
Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть. Что делают дети?
Дети. Катаются на санях.
Воспитатель. Эти легкие длинные сани называются нартами. Повторите это слово.
Дети повторяют.
Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?
Дети отвечают.
Это длинный шест. Зачем он ему?
Дети. Чтобы погонять оленей.
Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?
Дети. На них теплая одежда.
Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?
Д е т и. Из меха.
Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капюшоны тоже из меха оленя.
Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.
Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.
Игра «Что лишнее?»
Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.
Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.
Сегодня мы с вами помогли узнать девочке Жене о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Северное сияние
Тундра
Лишайник
Карликовая береза Карликовая береза -миниатюрное растение высотой не более 80 см, крона которого разрастается до 1,5 м в ширину. Многочисленные побеги насыщенного коричневого цвета несут маленькие круглые листочки нежного золотистого цвета, осенью их окраска становится более насыщенной. Сережки карликовой березы
Брусника Морошка Голубика Ягоды растущие в тундре
Животные севера Белый медведь Морж Тюлень Белоснежный песец Олени
Народы населяющие тундру Эвенки Якуты Тундру населяют— якуты, эвенки и многие другие. Живут они здесь с давних пор. Занимаются они рыболовством и разведением оленей. Поэтому их профессия называется- оленеводы.
Жилище оленеводов (Чум) Чум (наиболее близкое — удмурт. чум, палатка, шалаш) — традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и в зависимости от обычаев или сезона покрывается корой (например, берёстой или корой лиственницы), ровно дугой , оленьими шкурами или войлоком.
Картинка «Дети севера»
Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать лошадям или на машине. Управляют оленями – каюр, в руках которого находиться длинный шест, чтобы погонять оленей . Легкие длинные сани называются нартами. Средство передвижение оленеводов
Одежда коренного населения тундры П имы Малица
Изделия сделанные из меха оленей и бисера
Что лишнее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с жизнью народов Севера
Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"
Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»
Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других н...
Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"
Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....
Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным миром "Знакомство с библиотекой"
Конспект занятия в старшей группе по обогащению игрового опыта по теме "Библиотека"...
Конспект занятия по познанию предметного и социального мира «Предметный мир вокруг нас» во второй младшей группе
Цель: Закрепить полученные знания детей по познанию предметного и социального мира.Задачи:Образовательные: способствовать углублению и обобщению знаний детей о времени года и ее признаках; расшир...
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира) для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «Наша Родина- Россия»
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира)для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет ...