Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Конспект
образовательной деятельности
в старшей группе
Воспитатель: Евсеева С.А.
2016 г.
Используемая общеобразовательная программа дошкольного образования | Программа «Детство» Бабаевой Т.И. |
Возрастная группа | старшая группа |
Область основной общеобразовательной программы дошкольного образования | «Социально-коммуникативное |
Тема мероприятия | «Знакомство с жизнью народов Севера» |
Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Целеполагание | Цель: формирование знаний детей о жизни народов Севера. Образовательные задачи: -ознакомить детей с северным уголком России; - дать представление о своеобразии природы тундры; Развивающие задачи: -развивать представление о национальных особенностях народов -уточнить представления о природе, жилище, одежде и труде народа Коми; -формировать эмоционально-эстетическое чувство; Воспитательные задачи: -воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов; -прививать интерес к культуре народа Коми; Речевые задачи: -обогащать словарь детей словами (чум, стойбище, нарты, каюр, малица), развивать связную речь. |
Предварительная работа с детьми | Чтение стихотворений А.Журавлева, рассматривание альбомов о коми крае , рассматривание изделий, сделанных из меха. |
Дидактическое обеспечение мероприятия | Аудиозапись стихотворений А.Журавлева Физическая карта России Картина «Дети Севера» Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером. |
Методы и приёмы: | Практические: динамическая пауза Наглядные: показ иллюстраций Словесные: беседа, чтение художественного произведения, дидактическая игра. |
Виды детской деятельности | Двигательная, познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная. |
Этапы работы | |
Вводная часть | Организационный этап. --Ребята, давайте с вами послушаем стихотворение «Здесь полгода длится день»: Здесь полгода длится день, Но и ночь—полгода. Любит молодой олень Севера природу! Он несётся, как стрела, И могуч, и молод. Шерсть его густа, тепла,- Согревает в холод. Высоки его рога, Шуба серебрится… (Звучит аудиозапись). Мотивационно-ориентировочный этап. Стук в дверь. В группе появляется кукла в малице и просит отгадать, откуда она приехала. -Ребята, вы знаете, откуда к нам приехала гостья? (Нет) А хотите узнать? (Да). |
Основная часть | -Ребята, мы с вами живем в чудесной стране- России. Она такая огромная: когда на юге тепло и светит солнце, на севере лежит снег (рассматривание карты России). В России живет много разных народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показ на карте). На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление – северное сияние, которое переливается разными цветами (показ иллюстрации с изображением северного сияния). Природа России очень разнообразная. Это и леса, и горы, и степи. А кто помнит, как называется густой дремучий лес? (Тайга). На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра. Если в тайге растут высокие ели, сосны, пихты, то в тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками (показ иллюстрации лишайника). Ещё в тундре можно встретить карликовую берёзку (показ). Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая). --Какие ягоды вы собираете в лесу? (землянику, чернику). А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы,- это брусника, голубика, морошка (показ иллюстраций). -- А каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей) --Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж (показ иллюстраций). --А ещё в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца (показ иллюстрации). --Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру,-- это якуты, эвенки и многие другие. Их профессия—оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур (показ иллюстрации с изображением чума). Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень-- это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках. Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет жаркого лета. Физминутка « У оленя дом большой» У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай, Лапку мне давай» Рассматривание картины «Дети Севера» -- Кого вы видите на этой картине? (Дети перечисляют). --Что делают дети? (катаются на санях). Эти легкие длинные сани называются нартами. Нарты--повторите это слово. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле. А управляет оленями каюр. Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей). Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы погонять оленей). --Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно ? (Нет.) Почему вы решили, что не холодно? (На них теплая одежда.) -- Рассмотрим внимательную эту одежду. Из чего она сшита? (Из меха.) Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Малица шьётся из оленьего меха, мехом внутрь. В них на Севере зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы очень красиво украшают малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха, а на головах шапки или капюшоны тоже из меха оленя. -- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта. Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия их меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показ изделий из меха.) У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы Севера придумывают много сказок. |
Заключительная часть | Рефлексивно-оценочный этап. -- Дети, теперь вы знаете, откуда к нам приехала кукла в малице? (с Севера.) -- Что нового вы сегодня узнали? --Что вам понравилось? -- Что вы запомнили? --Что вы можете дома рассказать родителям? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с жизнью народов Севера
Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"
Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»
Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других н...
Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»
рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...
КОНСПЕКТ ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА
Цели: -рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обы чаям других народов.Оборудование: физическая карт...
Конспект занятия познавательного типа на тему «Знакомство с жизнью народов Севера» ( средний возраст).
Цель: продолжать знакомить детей со страной, в которой они живут.Задачи:Образовательные:- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.- ввести в словарь детей новые с...
Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"
Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....