Методическая разработка по теме: " Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Боровская Ирина Юрьевна

С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому, одной из задач, которую ставит ФГОС перед дошкольным образованием, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии развития художественной деятельности детей

Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Необходимо четко видеть перед собой задачи по достижению цели развития творческих способностей детей. Их можно выделить три:

  • создать условия для развития творческих способностей детей.
  • сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
  • вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, сформировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского творчества.

Решение задачи по созданию условий для развития творческих способностей детей реализуем через:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со стандартами дошкольного образования, так как именно среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка.

Среда, стимулирующая развитие, являющаяся его движущей силой, дает возможность ребенку испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля. Поэтому при организации предметно-развивающей среды своей группы главным для мня это предоставление детям свободы выбора деятельности. Работая над развивающей средой в своей группе, мы старались учитывать ее принципы построения: гибкого зонирования, индивидуальной комфортности эстетической организации среды с учетом «гендерного подхода».

Активно развиваются творческие способности в художественных видах  деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь  развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и  творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображениятворчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Лепка также необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке я учитываю интересы детей, использую разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество.

Большую роль в развитии творческих способностей играют дидактические игры.

Творческие способности мы развиваем с помощью таких игр, как:

  • Речевые игры («Скажи наоборот», «Придумай слово», «Как сказать правильно?», «Кто? Что?» и т.д.)
  • Сюжетно – ролевые игры (по сюжетам прочитанных произведений)
  • Конкурсы, досуги, развлечения
  • Театрализованная деятельность
  • Изобразительная деятельность

Мы включаем их в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей и используем при индивидуальной работе с детьми. Очень популярны в нашей группе такие игры, как «Цвет и форма», «Собери картинку», «Что изменилось», «Третий лишний», «Собери по образцу», «Подбери картинки, построй прогрессию», «Часть и целое», «Время», «Мир растений», «Учимся классифицировать», «Дорожные знаки», «Что за чем», «Снежная королева», «Лото – сравни и подбери», «Домашние животные», «Геометрическое лото», «Что где растет», «Чей малыш», «Что к чему», «Игра ассоциации», «Фигуры и формы», детское домино, мозаики и т. д. В них мы закрепляем знания основных форм, цветов, величины; внимания, логическое и творческое мышление.

В группе есть отдельный уголок различных видов строительного материала, где дети каждый день строят, изобретают, возводят новые дворцы и замки. Также имеются различные конструкторы ( крупный и мелкий) игры, способствующие развитию детской фантазии и творчества. Каждый ребенок может выбрать игру по интересам, дидактические и настольно – печатные игры.

Уголок творчества – это бесспорно, самое творческое место в нашей группы. В нем представлено все разнообразие материалов для самостоятельного творчества детей (карандаши, бумага, мелки, краски, доски, раскраски, контурные шаблоны для изображения зверей, природный бросовый материал, пластилин, стеки). Заметив, что детям очень нравится делать поделки из природного и бросового материала, мы организовала копилку «полезных вещей». К этому мы пришли уже к концу года, когда у нас собралось множество различных интересных вещиц.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Игры-драматизации позволяют нам решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей. В нашем репертуаре в основном русские народные известные сказки, знакомые с первой младшей группы и сказки для среднего возраста, где роли играют сами дети («Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Три поросенка», «Волк и лиса», «Лиса и журавль», и т.д.). Элементы театрализованной деятельности мы используем в разных видах деятельности:

• бывает, что ребенок по каким-либо причинам приходит в детский сад без настроения, с помощью куклы (би-ба-бо) отвлекаем детей, помогаем им расслабиться, снять напряжение, вызвать у детей положительные эмоции;

• в режимных моментах;

• в сюрпризных моментах во время образовательной деятельности;

• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Поэтому в зоне театрализованной деятельности предлагаю детям различные виды театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо и др.)

Развитию любознательности и исследовательского интереса способствует не только уголок продуктивной деятельности, но и уголок ряжения, где дети используют различные костюмы, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к играм драматизации.

Достичь цели по развитию творческих способностей детей невозможно без вовлечения родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого-педагогическую компетентности в области детского художественного творчества. Для формирования представлений у родителей о развитии творческих способностей детей мы проводим через папки-передвижки, консультации, оформляем выставки детского творчества («Как развивать воображение ребенка»«Виды театров»«Развивайте детское художественное творчество»«Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей»). Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Современные технологии развития дошкольников».

В данной разработке можно увидеть - определение и обобщение  представлений о современных технологиях Никитиной, Гоголевой, Зака, ТРИЗ-технологию, Компьютерные игры (Эльконина), А.А. Смоленцевой (...

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)

Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто н...

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя)

Здесь представленна статья для выступления. В ней можно найти современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы....

Современные технологии развития художественной деятельности детей младшей группы

В статье рассмотрены современные технологии развития художественной деятельности детей младшей группы (из опыта работы воспитателя) такие, как ИКТ технология; технология исследовательской деятель...