Современные технологии развития художественной деятельности детей младшей группы
статья (младшая группа)
В статье рассмотрены современные технологии развития художественной деятельности детей младшей группы (из опыта работы воспитателя) такие, как ИКТ технология; технология исследовательской деятельности; технология проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saveleva_vystuplenie.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Савельева Надежда Сергеевна, воспитатель,
ГБДОУ детский сад №20 Колпинского района Санкт-Петербурга
Современные технологии развития художественной деятельности детей младшей группы
(из опыта работы воспитателя)
Радость творчества - самая доступная
для ребёнка эстетическая одухотворённость.
В. А. Сухомлинский
Современное дошкольное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно - эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития ребёнка, начиная уже с раннего возраста. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО), образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В процессе художественной деятельности постепенно расширяется и усваивается запас знаний об окружающем мире, на основе представлений дети знакомятся с материалами (бумагой, красками, карандашами, фломастерами, пластилином, глиной, тестом и др.) их свойствами и выразительными возможностями. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед детьми богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
Художественная деятельность младших дошкольников носит эмоциональный и творческий характер. Педагогу следует создавать все условия для обеспечения эмоционально-образного восприятия действительности и представлений, развитие образного мышления и воображения.
В. А. Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дошкольный путь к знаниям.
Поэтому развитие современного дошкольного образования и усовершенствование образовательной деятельности в ДОО невозможно представить без создания и внедрения инновационных технологий, которые наиболее оптимальны для детей младшего дошкольного возраста и соответствуют поставленной цели развития личностных качеств дошкольников.
Дошкольникам младшего возраста доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.
В своей работе я применяю следующие современные технологии для развития художественной деятельности детей младшей группы:
- ИКТ технология, которая включает в себя ноутбук, магнитофон, смарт-доска, проектор, ресурсы интернета. Все эти компоненты повышают креативность ребенка; способствуют оптимизации перехода от наглядно- образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании непосредственно образовательной деятельности. Конечно же, применяя данную технологию, стоит не забывать о соблюдении элементарных санитарных нормах, касающихся времени работы дошкольников за компьютером. Помимо использования ИКТ технологии в работе по художественной деятельности можно не только на непосредственно образовательной деятельности с детьми, но и на семинарах и мастер-классах с родителями и педагогами ДОО.
- Технология исследовательской деятельности, которая подразумевает собой поисковое, экспериментальное поведение дошкольника для получения представлений об окружающем мире. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В своей работе с детьми младшего возраста я использую нетрадиционные методы и способы развития детского творчества:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- рисование ватными палочками;
- оттиск печатками и печать из разнообразных предметов;
- тычок жёсткой сухой кистью;
- пластилинография - представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности;
- набрызг - заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в ДОО заменит зубная щетка или кисть;
- рисование на манке;
- рисование мятой бумагой;
- рисование песком (песочные светящиеся столы и подносы с волшебным песком);
- граттаж (воскография) -способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью;
- кляксография -разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы;
- рисование солью;
- мраморная бумага- нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.
- Технология проектной деятельности – предполагает подражательско-исполнительский этап, в ходе которого дети участвуют в проекте «на вторых ролях», так как дети младшего возраста, они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
Формы, используемые в работе над проектом:
- дидактические игры;
- наблюдения;
- экскурсия;
- чтение художественной литературы;
- экспериментирование;
- театрализованные игры;
- опытническая и трудовая деятельность;
- просмотр видеофильмов и телепередач;
- рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
В своих проектных работах я использую вышеперечисленные творческие формы проектной деятельности, где дети младшего дошкольного возраста решают по-своему поставленные проблемы, а оформление творческого продукта работы детей представляется в виде детского праздника, постановки сюжета, коллективной композиции, книжек-малышек, детского дизайна. Естественное включение семьи в проектную деятельность детей младшего дошкольного возраста является удачной находкой всего педагогического коллектива ДОО.
Вышеперечисленные технологии не утомляют младших дошкольников, а, наоборот, у них проявляется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии такими путями как:
1.от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
2.принципом наглядности, который выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
3.принципом индивидуализации, который обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
4.связью обучения с жизнью, те есть изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Таким образом, цель художественно-эстетического развития не только в том, чтобы дать детям знания, умения и навыки, но и в том, чтобы вызвать в них желание и интерес к самостоятельной творческой деятельности. И в этом мне помогает использование в работе современных инновационных технологий и оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы детей младшего дошкольного возраста, способствующей поддержки детской инициативы в разных видах художественной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...
Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)
Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Педагогические технологии, которые успешно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений....
Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).
Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто н...
Методическая разработка по теме: " Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы"
С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознател...
Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя)
Здесь представленна статья для выступления. В ней можно найти современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы....