Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)
статья (младшая группа)
Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minina_m.a_konferentsiya._itog_lit-ra.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Мария Анатольевна Минина, воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №38 Красносельского района
Санкт- Петербурга
«Основной путь развития личности детей — организация содержательных видов деятельности, наличие сотрудничества взрослого с детьми»
Л.А. Венгер
Дошкольный возраст является важнейшим этапом для формирования художественно-эстетической культуры. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно сформировать его умение воспринимать прекрасное и создавать его своими руками. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям. Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого дошкольника, так и окружающих его взрослых, специалистов разного уровня (воспитатель, музыкальный руководитель и т. д.). Кроме совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства.
Основными задачами художественно-эстетического развития дошкольника являются:
- развитие детского художественного творчества, интереса к
самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,
образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
- становление эстетического отношения к окружающему миру.
Для реализации этих задач существует множество педагогических технологий, направленных на их решение и способствующих развитию у детей образного мышления, эстетического восприятия, воображения, без которого невозможна ни одна художественно — творческая деятельность, эмоционального отношения к предметам эстетического характера, мелкой моторики рук.
В своей педагогической деятельности, я использую современные педагогические технологии, позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.
Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Игровую технологию я применяю в дидактических играх по изобразительному творчеству для приобретения детьми разнообразного сенсорного опыта, обогащающего восприятие и представление детей об окружающем, для развития интереса к изобразительной деятельности, творческого воображения, уверенности в собственных способностях. Стараюсь тщательно подбирать игрушки, которыми играют дети - ведь игрушка - это предмет, с которым неразрывно связано детство.
Стараюсь создать творческую обстановку игры, чтобы организовать их и вызвать у детей желание играть. Играя, дети приобретают навыки, необходимые им в повседневной жизни: умение красиво располагать игрушки на стеллаже, складывать строительный материал, расставлять мебель в кукольном уголке, нарядно накрывать стол, приучаться следить за порядком, чистотой, аккуратностью одежды, обуви. Со временем эти навыки и потребности будут перенесены из игры в настоящую жизнь.
Технологии исследовательской деятельности (экспериментирование). Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д. Стараюсь развивать интерес детей к экспериментированию с материалами и техниками изодеятельности. Помогаю детям выявлять свойства и качества материалов, сравнивать их с изображаемым объектом.
Здесь для меня важны игры с цветом, а именно:
- Получение новых оттенков путем смешивания красок.
- Использование разных изобразительных материалов и техник
изображения.
- Овладение разными изобразительными инструментами.
- Создание разных изобразительных материалов.
Технология ТРИЗ. Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача технологии ТРИЗ - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. В своей работе использую методику Круги Луллия., предложенную авторами технологии ТРИЗ. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект. одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Как результат проводимой мной работы - дети в группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Хорошо известно, что для ребенка-дошкольника значительно доступнее и понятнее информация, представляемая в наглядно-образной форме, чем в виде словесного рассказа, и ребенку свойственно отвлекаться от объяснения, не сопровождаемое иллюстративным материалом. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Именно с этой целью, с целью сделать обучение детей более увлекательным и захватывающим, я использую данную технологию.
Технология проектной деятельности. Способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Основные направления, которые я использую в своей работе по реализации проекта в художественной деятельности детей раннего возраста, это:
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- Развитие детского творчества.
- Приобщение к изобразительному искусству.
- Приобщение к художественной литературе.
- Приобщение к театрализованной деятельности.
В заключение хочется сказать, что формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической деятельности на современном этапе. Дети дошкольного возраста обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. В этой связи, недостаточно использование традиционных подходов к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Новые современные технологии позволяют пересмотреть хорошо известные, традиционные технологии, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В связи с этим детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной. И немаловажная роль в этом принадлежит педагогу. Я стараюсь поставить перед детьми достаточно
четкие задачи и незаметно передать инициативу в игре детям, умело организовать совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без
внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов
касающихся лично каждого ребенка: его эмоций, переживаний, реакции на
происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.
Литература:
1.Вераксы Н.Е. По программе «От рождения до школы». – В.:Учитель.2016.-292с.
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Цветной мир.2014.= 129 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)
Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Современные технологии развития художественной деятельности детей...
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Статья на тему "Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)"...
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста.
Об использовании в работе с детьми иновационного материала "Кинетический песок"....
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...