Методическая разработка по теме: «Современные технологии развития дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ермолаева Екатерина Анатольевна

В данной разработке можно увидеть - определение и обобщение  представлений о современных технологиях Никитиной, Гоголевой, Зака, ТРИЗ-технологию, Компьютерные игры (Эльконина), А.А. Смоленцевой (сюжетно-дидакт. игры). развития дошкольников. Умение анализировать, выделять достоинства, недостатки, возможности реализации и изменения технологии в практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии развития дошкольников».

Цель: определить и обобщить  представления относительно современных технологии развития дошкольников, научиться их анализировать, выделять достоинства, недостатки, возможности реализации и изменения.  Будем изучать  технологии: Никитина, Гоголевой, Зака, ТРИЗ-технологию, Компьютерные игры (Эльконина), А.А. Смоленцевой (сюжетно-дидакт. игры).

Тема 1.  Понятие педагогические технологии.

Определение. Технологии (Т.) – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Педагогическая т.-  совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (организационно-методический инструментарий педагогического процесса) (Б.Т. Лихачев). П.Т. –техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

В современных исследованиях часто используют слова технология и методика как синонимы. Но это не так. Методика – как некоторый содержательный минимум, технология – как инструментарий. (но единой точки зрения нет).

Литература.  Г.К. Селевко Современные образовательные технологии.  М., 1998.

 Структура П.Т. : 1) Концептуальная основа ( те  научные идеи, которые лежат в основе Т.: например в математика: записывали в 1 лекции: Гальперина Теория формирования действий, и Пиаже и др.); 2) Содержательная часть (цели обучении: Общие - например, развитие интеллектуальных, творческих способностей в ТРИЗ), конкретные (освоение противоречий, умений анализировать объекты и т.п.); содержание учебного материала (логика, этапы, усложнение материалы, принципы системности, спиральности и т.п.).  3) Процессуальная часть (организация учебного материала; методы и формы  познавательной деятельности; методы   и формы работы учителя; диагностика учебного процесса.

По данным критериям можно оценить любую технологию, сконструировать свою (если разрабатываете свой проект).

Критерии оценивания Т.: 1. Концептуальность (опора на научную концепцию - философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую и т.п.); У Никитина – развитие (свободное воспитание, развитие интеллекта в деятельности и т.п.). 2. Системность (логика процесса, целостность). 3. Управляемость (целепологание, диагностика, проектирование процесса, варьирование методов и приемов.). 4. Эффективность (гарантировать определенного стандарта обучения, развития). 5. Воспроизводимость (возможность применения - повторения, воспроизведения). Часто  авторские технологии менее эффективны и воспроизводимы, т.к.  на их реализацию влияет личность педагога.

 Виды т.  По уровню применения: общепедагогические (Никитин, Зак), частнометодические (Смоленцева – ролевая игра), локальные (Никитин Стосчет).

По философской основе: материалистические или идеалистические; научные - Религиозные; свободного воспитания или принуждения и др.  По ведущему фактору: биогенные, социогенные, психогенные (т. комплексны, но есть акцент на 1 из более значимых факторов). Никитина т. – психогенная.   По  ориентации на личностные структуры - информационные) ЗУН), операционные (Умственные действия - Гальперин, Зак); т. саморазвития (рефлексии), эвристические (творческие способности) и т.п. По характеру содержания и структуры: обучающие, воспитывающие, развивавшие; общеобразовательные и профессионально-ориентированные и т.п.  По типу организации и управления познавальной деятельности (лекционное обучение,  информационными средствами, система «репетитор», программированное обучение и т.п. По отношению к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, т. свободного воспитания.

Технология Бориса Павловича Никитина.

Заслуга: в 70 гг. в момент дидактизмам – активно подчеркивал роль не просто освоения знаний, а умений, развитие интеллекта, личностных качеств. Нашел в народной педагогике в разных культурных традициях – интересные пособия и игры, сконструировал методику, внедрял в практику семейного и позже дошкольного образования.

Все наследие можно разделить на 2 части:

В области естественного развития детей

 В области развития интеллектуального и творческого начала.

Из проблемы заболевания собственных детей пытался переосмыслить  медико-физиологические механизмы.  Определил необходимость изменения  практики акушерства: перерезание пуповины, молозиво (раннее прикладывание к груди), закаливание, не стерильное питание *(воды из колодца). В современности многие идеи приняты в Отечественной и зарубежной практике.

Разработал технологию развития детей посредством использования некоторых пособий,

Условно выделяют 2 варианта:

Концептуальная часть: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, активности. (идеи Гальперина, Пиаже; свободного воспитания – Монтессори).

Содержательная:

Кубики и цвет

Ребенок опирается в сборе постройки на анализ цвета; цвет подсказывает способ решения.

Относятся игры: Сложи узор, Уникуб, Куб-хамелеон, пирамида

Кубики и форма,

Ребенок опирается на форму (кубики могут быть цветные, но для сбора необходимо анализировать форму).

Относятся игры: кубы (сейчас их 7 вариантов)

Технологическая часть: Требования, приемы и методы:

-Соблюдение последовательности в освоении игр. - Варьирование игровой задачи, увеличение степени сложности;  - Включение в игру детей с разным уровнем развития (малыши - подсматривают способы сложения, старшие - в субъектной позиции); активизация самостоятельности, догадки (подскажи, соревнования, ведение дневников успехов, в которых фиксируются все успехи (зарисовываются, записываются, фиксируется время выполнения и т.п.)), приемы: «интерес приходит волнами»  (по мере снижения интереса убрать материал на время),  «метод ледокола» (если не получается , вернуться к более простым вариантам игр).

Достоинства

Недостатки

В практической деятельности (действия);

Развитие познавательной сферы, вариативны; в разных возрастах; накопление чувственного опыта; в играх осваивается много математических представлений (форма, размер, количество, пространство и т.п.); активизация активности и творчества детей).

Субъективные моменты: дети обучались в 1 классе 3-4 месяца, что не способствовало налаживанию социальных контактов (проблемы в общении потом);

К 20 гг. успехи детей в интеллектуальном плане сгладились (показывали такие же результаты, как и обычные дети).

Технология Анатолия Залманович Зака.

Развитие интеллектуальные способностей детей 6-7 лет. ( есть 7-8 лет).

Заслуга: школьный психолог - проблема трудностей в освоении математики детей в 1 классе - недостаточный уровень развития логических операций. Необходимость их развития и в более раннем возрасте (В ДОУ).     Концептуальная основа: развитие логических операций (Пиаже, Гальперин,  Раев – начальная школа). В начальной школе умения анализировать, планировать, рассуждать, преобразовывать являются основными!    Содержательная: Технология развития интеллектуальных способностей  включает задания на развитие умений анализировать (на доске - не похожие один к одному объекты - дети выделяют чем они сходны, чем – нет, поясняют); рассуждать (логические задачи про  детей, представленные в вербальном плане!); преобразовать (на доске - карточки с фигурами); планировать (как шахматное поле, но с фигурами). Есть сборники заданий на развитие математических действий и закрепление представлений («Почтальон»).    Технологическая:  В заданиях есть строгая последовательность (определено количество, усложнение: от анализа, к поиску ошибки, выделению по ответу – действий, которые осуществляют дети и т.п.). Все конспекты занятий есть! Проводиться как дополнительные занятия (уроки!). Все методы и приемы как в школе! (разбор у доски, выполнение заданий в тетради и т.п.).  Есть домашние задания!

Достоинства

Недостатки

На развитие логических операций; нетипичные задания, способствующие развитию не узкой операции, а интеллекта в целом;Задания ориентированы на развитие логического мышления ( в практике ДОУ мало заданий на это).

Не рассчитаны на возраст дошкольников (необходимо «оживление» процесса развития (использование сюжетов, мотивация игр; отмена домашних заданий);

Сложно все время  решать на логическом уровне (для дошкольников необходимы действия практические).

Усложнение заданий есть, но системы (к чему это все) нет.

Однообразны занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Методическая разработка по теме: " Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы"

С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознател...

Методическая разработка на тему:«Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»

Методическая разработка на тему: "Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм"...