Методическая разработка по теме: «Современные технологии развития дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В данной разработке можно увидеть - определение и обобщение представлений о современных технологиях Никитиной, Гоголевой, Зака, ТРИЗ-технологию, Компьютерные игры (Эльконина), А.А. Смоленцевой (сюжетно-дидакт. игры). развития дошкольников. Умение анализировать, выделять достоинства, недостатки, возможности реализации и изменения технологии в практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии развития дошкольников».
Цель: определить и обобщить представления относительно современных технологии развития дошкольников, научиться их анализировать, выделять достоинства, недостатки, возможности реализации и изменения. Будем изучать технологии: Никитина, Гоголевой, Зака, ТРИЗ-технологию, Компьютерные игры (Эльконина), А.А. Смоленцевой (сюжетно-дидакт. игры).
Тема 1. Понятие педагогические технологии.
Определение. Технологии (Т.) – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).
Педагогическая т.- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (организационно-методический инструментарий педагогического процесса) (Б.Т. Лихачев). П.Т. –техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
В современных исследованиях часто используют слова технология и методика как синонимы. Но это не так. Методика – как некоторый содержательный минимум, технология – как инструментарий. (но единой точки зрения нет).
Литература. Г.К. Селевко Современные образовательные технологии. М., 1998.
Структура П.Т. : 1) Концептуальная основа ( те научные идеи, которые лежат в основе Т.: например в математика: записывали в 1 лекции: Гальперина Теория формирования действий, и Пиаже и др.); 2) Содержательная часть (цели обучении: Общие - например, развитие интеллектуальных, творческих способностей в ТРИЗ), конкретные (освоение противоречий, умений анализировать объекты и т.п.); содержание учебного материала (логика, этапы, усложнение материалы, принципы системности, спиральности и т.п.). 3) Процессуальная часть (организация учебного материала; методы и формы познавательной деятельности; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса.
По данным критериям можно оценить любую технологию, сконструировать свою (если разрабатываете свой проект).
Критерии оценивания Т.: 1. Концептуальность (опора на научную концепцию - философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую и т.п.); У Никитина – развитие (свободное воспитание, развитие интеллекта в деятельности и т.п.). 2. Системность (логика процесса, целостность). 3. Управляемость (целепологание, диагностика, проектирование процесса, варьирование методов и приемов.). 4. Эффективность (гарантировать определенного стандарта обучения, развития). 5. Воспроизводимость (возможность применения - повторения, воспроизведения). Часто авторские технологии менее эффективны и воспроизводимы, т.к. на их реализацию влияет личность педагога.
Виды т. По уровню применения: общепедагогические (Никитин, Зак), частнометодические (Смоленцева – ролевая игра), локальные (Никитин Стосчет).
По философской основе: материалистические или идеалистические; научные - Религиозные; свободного воспитания или принуждения и др. По ведущему фактору: биогенные, социогенные, психогенные (т. комплексны, но есть акцент на 1 из более значимых факторов). Никитина т. – психогенная. По ориентации на личностные структуры - информационные) ЗУН), операционные (Умственные действия - Гальперин, Зак); т. саморазвития (рефлексии), эвристические (творческие способности) и т.п. По характеру содержания и структуры: обучающие, воспитывающие, развивавшие; общеобразовательные и профессионально-ориентированные и т.п. По типу организации и управления познавальной деятельности (лекционное обучение, информационными средствами, система «репетитор», программированное обучение и т.п. По отношению к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, т. свободного воспитания.
Технология Бориса Павловича Никитина.
Заслуга: в 70 гг. в момент дидактизмам – активно подчеркивал роль не просто освоения знаний, а умений, развитие интеллекта, личностных качеств. Нашел в народной педагогике в разных культурных традициях – интересные пособия и игры, сконструировал методику, внедрял в практику семейного и позже дошкольного образования.
Все наследие можно разделить на 2 части:
В области естественного развития детей | В области развития интеллектуального и творческого начала. |
Из проблемы заболевания собственных детей пытался переосмыслить медико-физиологические механизмы. Определил необходимость изменения практики акушерства: перерезание пуповины, молозиво (раннее прикладывание к груди), закаливание, не стерильное питание *(воды из колодца). В современности многие идеи приняты в Отечественной и зарубежной практике. | Разработал технологию развития детей посредством использования некоторых пособий, Условно выделяют 2 варианта: |
Концептуальная часть: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, активности. (идеи Гальперина, Пиаже; свободного воспитания – Монтессори).
Содержательная:
Кубики и цвет Ребенок опирается в сборе постройки на анализ цвета; цвет подсказывает способ решения. Относятся игры: Сложи узор, Уникуб, Куб-хамелеон, пирамида | Кубики и форма, Ребенок опирается на форму (кубики могут быть цветные, но для сбора необходимо анализировать форму). Относятся игры: кубы (сейчас их 7 вариантов) |
Технологическая часть: Требования, приемы и методы:
-Соблюдение последовательности в освоении игр. - Варьирование игровой задачи, увеличение степени сложности; - Включение в игру детей с разным уровнем развития (малыши - подсматривают способы сложения, старшие - в субъектной позиции); активизация самостоятельности, догадки (подскажи, соревнования, ведение дневников успехов, в которых фиксируются все успехи (зарисовываются, записываются, фиксируется время выполнения и т.п.)), приемы: «интерес приходит волнами» (по мере снижения интереса убрать материал на время), «метод ледокола» (если не получается , вернуться к более простым вариантам игр).
Достоинства | Недостатки |
В практической деятельности (действия); Развитие познавательной сферы, вариативны; в разных возрастах; накопление чувственного опыта; в играх осваивается много математических представлений (форма, размер, количество, пространство и т.п.); активизация активности и творчества детей). | Субъективные моменты: дети обучались в 1 классе 3-4 месяца, что не способствовало налаживанию социальных контактов (проблемы в общении потом); К 20 гг. успехи детей в интеллектуальном плане сгладились (показывали такие же результаты, как и обычные дети). |
Технология Анатолия Залманович Зака.
Развитие интеллектуальные способностей детей 6-7 лет. ( есть 7-8 лет).
Заслуга: школьный психолог - проблема трудностей в освоении математики детей в 1 классе - недостаточный уровень развития логических операций. Необходимость их развития и в более раннем возрасте (В ДОУ). Концептуальная основа: развитие логических операций (Пиаже, Гальперин, Раев – начальная школа). В начальной школе умения анализировать, планировать, рассуждать, преобразовывать являются основными! Содержательная: Технология развития интеллектуальных способностей включает задания на развитие умений анализировать (на доске - не похожие один к одному объекты - дети выделяют чем они сходны, чем – нет, поясняют); рассуждать (логические задачи про детей, представленные в вербальном плане!); преобразовать (на доске - карточки с фигурами); планировать (как шахматное поле, но с фигурами). Есть сборники заданий на развитие математических действий и закрепление представлений («Почтальон»). Технологическая: В заданиях есть строгая последовательность (определено количество, усложнение: от анализа, к поиску ошибки, выделению по ответу – действий, которые осуществляют дети и т.п.). Все конспекты занятий есть! Проводиться как дополнительные занятия (уроки!). Все методы и приемы как в школе! (разбор у доски, выполнение заданий в тетради и т.п.). Есть домашние задания!
Достоинства | Недостатки |
На развитие логических операций; нетипичные задания, способствующие развитию не узкой операции, а интеллекта в целом;Задания ориентированы на развитие логического мышления ( в практике ДОУ мало заданий на это). | Не рассчитаны на возраст дошкольников (необходимо «оживление» процесса развития (использование сюжетов, мотивация игр; отмена домашних заданий); Сложно все время решать на логическом уровне (для дошкольников необходимы действия практические). Усложнение заданий есть, но системы (к чему это все) нет. Однообразны занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»
Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...
Методическая разработка по теме: " Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы"
С психологической точки зрения, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознател...
Методическая разработка на тему:«Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»
Методическая разработка на тему: "Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм"...