Сценарий ООД по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с книжной графикой"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Кощеева Наталья Валентиновна

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий ООД

по художественно-эстетическому развитию

для детей 5-6 лет

«Ознакомление с книжной графикой»

(используемая литература Т.С Комарова)

 

 

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

Кощеева Н.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п Сухобезводное-2021г.

Цель – закреплять и расширять знания детей о видах искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с книжной графикой, ее особенностями, средствами выразительности.
  • Расширять представления о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина.
  • Упражнять в различении и назывании видов искусства: живопись (портрет), скульптура, архитектура.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на книжные иллюстрации, на художественные образы. 

Развивающие

  • Развивать художественное видение, зрительную память. Развивать чувство товарищества, умение работать в группе, договариваться.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к книжной графике.

Формы, методы и приемы работы

Коммуникативная

         - словесная игра «Подари улыбку»

         - рассматривание книг с иллюстрациями

         - ситуативная беседа «Книги и их иллюстрации»

         - вопросы- ответы

         - показ презентации «Книжная графика»

         - показ видеоролика «Как нарисовать котенка»

         - итог занятия

Игровая

         - словесная игра «Подари улыбку» ,«Волшебный колокольчик»,д/ игра «Узнай какой художник нарисовал рисунок»;д/игра «Собери картину»

Музыкально –художественная

  • Физминутка «Художник»
  • Мелодия во время игры «Собери картину»

Двигательная

  • Словесная игра «Подари улыбку»,
  • Физминутка «Юные волшебники»

Продуктивная

  • д/ игра «Узнай какой художник нарисовал рисунок»;
  • д/игра «Собери картину»
  • д/игра «Подбери иллюстрации к книгам»

Оборудование и материалы:

         - книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, Е.М. Рачева, и других художников;

         - иллюстрации данных художников

         - иллюстрации для игры «Узнай какой художник нарисовал картину»

         - 3 конверта с разрезными картинками, 3 обруча

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnaya_grafika.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»

Сценарий ООД

по художественно-эстетическому развитию

для детей 5-6 лет

«Ознакомление с книжной графикой»

(используемая литература Т.С Комарова)

Выполнила: воспитатель

1 квалификационной категории

Кощеева Н.В

р.п Сухобезводное-2021г.

Цель – закреплять и расширять знания детей о видах искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с книжной графикой, ее особенностями, средствами выразительности.
  • Расширять представления о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина.
  • Упражнять в различении и назывании видов искусства: живопись (портрет), скульптура, архитектура.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на книжные иллюстрации, на художественные образы.  

Развивающие

  • Развивать художественное видение, зрительную память. Развивать чувство товарищества, умение работать в группе, договариваться.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к книжной графике.

Формы, методы и приемы работы

Коммуникативная

        - словесная игра «Подари улыбку»

        - рассматривание книг с иллюстрациями

        - ситуативная беседа «Книги и их иллюстрации»

        - вопросы- ответы

        - показ презентации «Книжная графика»

        - показ видеоролика «Как нарисовать котенка»

        - итог занятия

Игровая

        - словесная игра «Подари улыбку» ,«Волшебный колокольчик»,д/ игра «Узнай какой художник нарисовал рисунок»;д/игра «Собери картину»

Музыкально –художественная

  • Физминутка «Художник»
  • Мелодия во время игры «Собери картину»

Двигательная

  • Словесная игра «Подари улыбку»,
  • Физминутка «Юные волшебники»

Продуктивная

  • д/ игра «Узнай какой художник нарисовал рисунок»;
  • д/игра «Собери картину»
  • д/игра «Подбери иллюстрации к книгам»

Оборудование и материалы:

        - книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, Е.М. Рачева, и других художников;

        - иллюстрации данных художников

        - иллюстрации для игры «Узнай какой художник нарисовал картину»

        - 3 конверта с разрезными картинками, 3 обруча

        -проектор, видеоролик «Как можно нарисовать котенка», презентация «Знакомство графикой»

        - 3 мольберта, 3 портрета: Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева

        - магнитофон: мелодия для игры: «Собери картину»

Предварительная работа:

        - чтение литературных произведений с иллюстрациями вышеназванных художников:

  • Ю. Васнецова «Сорока-Белобока», «Скок-Поскок», «Собака, кот, кошка и курочка», «Ладушки», «Чики-чики-чикалочки» «Кот -Воркот», «Шутки-прибаутки», «Зайкина избушка»
  • Е. Чарушина: «Зимние сказки», «Томкины сны», «Васька, Бобка и крольчиха», «Щур», «Волчишко», «Кот Епифан», «Белочка умелочка», «Кто что умеет»,
  • Е. Рачева: «Жили-Были», «Лисичка-сестричка и волк», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-Хваста», «Маша и Медведь» и т.д.

- рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева

- беседы о творчествах художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева

- д/и «Найди рисунки Е.И. Чарушина» (Ю. Васнецова, Е. Рачева)

- д/игра «Собери картину»

- Просмотр презентаций «Виды искусства»

- изобразительная деятельность детей на темы разных сказок, потешек, рассказов.

Ход

Организационный момент

В. Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их

Д: Здравствуйте

В: Сейчас все посмотрите на меня.

Игра «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Беседа о книгах

Звенит колокольчик

В.  Волшебный колокольчик приглашает нас на выставку книг, на которой нас ждут любимые книги и иллюстрации знакомых художников. Проходите, пожалуйста. Внимательно рассмотрите, что представлено на выставке (даю возможность детям рассмотреть книги, поделиться мнениями с товарищами)

Звенит колокольчик

В. Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений.

В.  Что больше всего привлекает вас в книгах?

Д. В книгах нам нравиться картинки.

В. Как по – другому называют картинки в книгах

Д. Картинки в книжках называют - иллюстрации

В. Кто создает иллюстрации к книгам?

Д. Иллюстрации к книгам рисуют художники –иллюстраторы.

В. Для чего нужна иллюстрация в книге?

Д. Иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять нам содержание книги. Рисунки рассказывают о героях: какие они, как поступают герои.

В. С какими художниками –иллюстраторами мы уже знакомы?

Д. Евгений Иванович Чарушин, Юрий Алексеевич Васнецов, Евгений Михайлович Рачёв.

В: Вот портреты художников – иллюстраторов

Д/игра «Узнай какой художник нарисовал рисунок»

На столе выложены иллюстрации разных художников иллюстраторов.

В. А для вас приготовила задание. Пройдите к столу. Возьмите по одной иллюстрации, вспомните, кто нарисовал эту картинку и разместите её у портрета художника – иллюстратора.

(дети выполняют задание)

В: Прошу всех остаться у мольберта, на который вы прикрепили картинку. Обсудите в группе, правильно-ли выполнено задание.

Д: обсуждают

В: Расскажите о художнике и его работах

Д. Евгений Иванович Чарушин любит рисовать животных. Это картинки из рассказов «Томкины сны», «Детки в клетке», «Белочка умелочка».

В: Что вы можете рассказать о своем художнике?

Д. Юрий Алексеевич Васнецов рисует иллюстрации разноцветными красками и узорами. Это иллюстрации из книг «Сорока -белобока», «Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя».

В: Что расскажите вы?

Д. Евгений Михайлович Рачёв рисует животных в одежде. Это картинки из книг «Жили -были», «Гуси-лебеди», «Лисичка со скалочкой».

В. Молодцы! Вы хорошо знаете художников и их творчество.

В. Мы с вами много говорили о видах искусства. Напомните, какие виды искусства вы знаете?

Д. Живопись и его жанры (портрет, натюрморт), скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство (городецкая роспись, дымковская роспись, филимоновская роспись).

В. Молодцы!

Звенит колокольчик

Д/и «Собери картину»

В. Я приготовила для вас еще одно задание, работать будете в группах, которые у нас образовались при выполнении первого задания.  

(на полу, в 3-х обручах, лежат конверты с разрезными картинками)Пройдите к обручам. Послушайте задание. Вам нужно собрать разрезную картинку и назвать, что изображено, какой вид искусства. Работать нужно дружно и, пожалуйста, договоритесь, кто будет отвечать в вашей группе. Сейчас заиграет музыка, и вы все одновременно начнете работу.

(Дети выполняют задание)

В. Итак, эта группа собрала картинку первой, кто у вас отвечает?

Д: называют

В: Что изображено на картине и какой это вид искусства?

Р: На картине изображен мальчик, это скульптура.  На картине изображена девочка, это портрет. На картине изображено здание, это архитектура,

В. Молодцы! Соберите картинки в конверт и положите на столик.

(дети собрали картинки в конверт)

Звенит колокольчик

Физминутка «Художник»

У меня есть карандаш,                показывает как штрихует сверху вниз

Разноцветная гуашь,                    указательный палец соединяем большим  пальцем           показываем два круга

Акварель, палитра, кисть           круговые движения правой рукой, как будто набираем краску на палитре.

И бумаги плотный лист,              пальчиками рисуем прямоугольник

А еще – мольберт-треножник,    руками показываем квадрат

Потому что я …(художник)         показываем руками себя, рисуем волны.

В. Вы замечательно справились с заданиями, проходите и присаживайтесь на стулья. Сегодня я хочу вас познакомить еще одним видом искусства.

 Внимание на экран.    Звенит колокольчик

(Презентация «Ознакомление книжной графикой»)

В. Этот вид изобразительного искусства называется – графика.

Графика - это рисунок, выполненный художником на бумаге с помощью графитного карандаша или угольного карандаша.

Главными средствами выразительности в графике являются линии, штрихи, точки, пятна.

В графике выполняется и портрет, и натюрморт, и пейзаж.

Книжные иллюстрации тоже относятся к графике.  Кто помнит к какому рассказу нарисована эта картинка?

Д. «Грушина кукла» Л. Толстого

В: Эта иллюстрация выполнена в графике. Посмотрите, художник с помощью карандаша нарисовал девочку Грушу и её куклу.  Обратите внимание как выразительно девочка смотрит на свою куклу.

А это о ком рассказ?

Д: Про котенка Тюпу. Про собаку Томку.

В: Он тоже выполнен в графике. А это чей рисунок?

Д: Чарушина, из книги «Тюпа и Томка»

В: Следующая иллюстрация нарисована к книге «Зверята»

В: Все эти картинки выполнены в графике.

Звенит колокольчик

Гимнастика для глаз.

Сейчас прошу всех закрыть глаза, и дать им немного отдохнуть. Чтобы ваши глазки отдохнули. Закройте свои глаза. Закрытыми глазами нарисуйте круг. А теперь посмотрите направо, теперь налево. Открывайте свои глаза).

Я включу вам интересный фильм….

В. Посмотрите, как художник рисует котенка с помощью карандаша

                 видеоролик «Как можно нарисовать котёнка»

Художник свою работу начинает с рисования контура головы котенка. Потом рисует глаза, нос, рот, шею. Особое внимание уделяет глазам: они должны быть живые, интересные, выразительные. Для этого он использует не только графитный карандаш, но и угольный.   Далее начинает штриховать… С помощью штриха, разного нажима на карандаш передает шерстяную и пушистую поверхность котенка. Также предает объем, освещённость, тень шерстки кота. Вот такой красивый котенок получился…

Звенит колокольчик

В: Посмотрите, я приготовила еще один стеллаж для выставки.  Предлагаю вам выбрать книгам  иллюстрации, выполненные в графике и расположить их на этом стеллаже.

(дети выполняют задание)

В: С каким видом искусства мы познакомились?

Д. Графика

В. Что такое графика?

Д. Это рисунок, выполненный художником на бумаге с помощью карандаша или угля.

В: Кто изображал иллюстрации к книгам в графике?

Д: Чарушин, Рачев

В: Я знаю, что у вас дома много книг. Пересмотрите их и найдите рисунки, выполненные в графике, покажите и расскажите о них свои родителям.

Еще я приготовила вам раскраски, с которыми вы поработаете во вторую половину дня. Где вы будете художниками-иллюстраторами. На этом занятие заканчивается, спасибо за внимание.

Звенит колокольчик. Прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию " Филимоновская игрушка"

Непосредственно образовательная деятельность "Филимоновская роспись" разработанна в технологии "Образовательная ситуация"...

Сценарий НОД по художественно-эстетическому развитию "Букет для мамы"

Сценарий разработан для детей подготовительной группы. К празднику "День Матери". Нетрадиционная техника лепки: пластилинография....

Сценарий НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование «Цветик – семицветик»

Виды детской деятельности:коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.Цель: Формирование эстетического отношения к сказоч...

Сценарий ООД по художественно-эстетическому развитию "Путешествие в страну Рисовандию"

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»                 Сценарий ООД по художественно-эстетичес...

Сценарий ОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Терем Осени".

На этом занятии использована авторская технология Н. Ю. Шуваевой "Сенсографика. В королевстве линий"....

Сценарий оод по художественно - эстетическому развитию на тему "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере"

Сценарий организованно - образовательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" с воспитанниками 6-7 лет на тему "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере...

Сценарий НОД по художественно - эстетическому развитию "Цветные облака"

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционной техники рисования «Эбр...