Формирование композиционных умений в пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.
статья по рисованию (старшая группа)

Суминова Ирина Сергеевна

В данной статье представлены этапы работы по обучению детей пейзажной живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суминова Ирина Сергеевна – воспитатель

Харламова Глина Александровна –заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ «Детский сад № 450» Сормовского района    г. Нижнего Новгорода, воспитатель, 603158,              пр. Кораблестроителей 32 А

ryabinka-m@yandex.ru

Формирование композиционных умений в пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

           Живопись является хорошим началом в понимании гармонии природы детьми. Произведения, изображающие природу, ненавязчиво раскрывают перед детьми восхитительный мир, воспитывают бережное отношение к ней. В самом слове «живопись» заключается характеристика этого искусства: живо писать - создавать живые картины реального мира. Правдивость, поэтичность, музыкальность, богатство красок, разнообразие ритма, ясность – неповторимые черты русского пейзажа, которые производят впечатление на детей, оказывают глубокое эмоциональное воздействие. Создание образа в пейзажной живописи - дело нелегкое, но дарующее художнику чувство наслаждения картинами природы, мотивами сельского и городского пейзажа. Дошкольники при всем своем огромном интересе к изображению природы, испытывают трудности в передаче пространства в рисунке, в умении видеть  линию горизонта, передавать  объемность формы. Наиболее доступными композиционными  умениями для старших дошкольников исследователи называют передача ритма и симметрии рисунка.

Работая над композиционными умениями старших дошкольников, я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Научить анализировать содержание художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувство зрителя.
  2. Развивать умение выделять в выразительном образе композиционный центр
  3. Формировать умение составлять композицию рисунка: передавать форму,

движения объектов, изменение величины с удалением от переднего плана.

  1. Развивать умение работать с фоном, соподчиняя цвета и оттенки.
  2. Закрепить представление о расположении линии горизонта,
  3. Продолжать учить соотносить тип композиции с выбранным положением линии горизонта.
  4. Учить передавать перспективу в работе: умение изображать различия в величине предметов в зависимости от их пространственного расположения.

 Занимаясь пейзажной живописью, надо научить ребенка видеть законченный фрагмент природы, который он впишет в рамки картины.

В своей работе я выделила несколько этапов.

 1 этап – отбор литературного и иллюстративного материала для знакомства с пейзажной живописью

2 этап – организация зрительного и слухового восприятия образов природы, эмоциональное погружение в литературный и художественный материал.

3 этап – формирование композиционных умений и технических умений в изображении образов природы.

4 этап – стимулирование творчества детей в рисовании пейзажей.

Первый этап

Отбирая произведения для знакомства с пейзажной живописью, я опиралась на требования программы « От рождения до школы», на особенности восприятия детьми картин: это эмоциональность, узнаваемость событий на картине, близость детскому опыту восприятия окружающей действительности. Практика показывает, что  от отбора произведений зависит успех  художественного воспитания детей. Иллюстративный материал должен ярко  передавать сезонные изменения в природе,

колористическое и композиционное  решение. Мною составлен перечень пейзажных картин, которые можно использовать в сюжетно - тематическом рисовании по  литературным произведениям с детьми старшего дошкольного возраста.

Литературное произведение

Наглядный  иллюстративный материал

Стихи о весне С. Маршака

К. Юон «Конец зимы. Полдень», А. Грицай «Последний снег», И. Грабарь «Мартовский снег»

И. Бунин «Лес точно терем расписной», А. Плещеев «Скучная картина»

И. Бродская «Опавшие листья», «Осенний туман»

И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Осенний день. Сокольники»

Стихи С.Е. «Поет зима, аукает»

Г. Никольский  «Снег да снег», И. Грабарь «Зимний пейзаж»

Л. Квитко «К солнцу»

К. Ушинский «Утренние лучи»

А. Грицай «Май. Весеннее тепло», И. Шишкин «Дубы»

В. Фетисов «Зимние краски», Г. Ладонщиков «Прилетели метели»

А. Куинджи «Солнечные пятна на снегу», Д. Александров «Зимняя сказка», И. Грабарь «Февральская лазурь»

Ф. Тютчев «Утро в горах»

В. Степанов «Что такое горы»

Н. Рерих «Тибет»; «Карелия»; «Урочище»;

М. Сарьян « Горы Армении»

Цель второго этапа - обеспечение зрительного и слухового и слухового восприятия образов природы. В старшем возрасте, как отмечают педагоги- психологи целесообразно знакомить детей с несколькими литературными и иллюстративными произведениями , где описано одно и то же время года, явление природы. Для погружения ребенка в мир пейзажа, я использую музыкальное сопровождение, включаю в восприятие картины искусствоведческий рассказ, структура которого может быть следующей: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написана картина, что самое главное в ней, как она изображена (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. В дальнейшем, используя такую схему, дети сами могут рассказывать о своей любимой картине, иллюстрации. Эффективны приемом ознакомления детей с пейзажной живописью является  прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, выразительным рассказыванием. Кроме того, при анализе картин, мы обращали внимание н ее композиционные особенности: выделяли смысловой центр, перечисляли главные и второстепенные предметы, устанавливали причинно - следственные связи в картине.

На третьем этапе работы при обучении детей композиционным навыкам я использовала разнообразные дидактические игры на развитие пространственного мышления, закрепляла понятие – линия горизонта (верхняя, средняя, нижняя), точка горизонта, зависимость величины изображаемого предмета от степени его удаленности. Развитие понимания детьми приёмов передачи перспективы на картинах обычно осложнено. Облегчить этот процесс помогают следующие приемы: игры – сравнения («На что это похоже?»); придумывание загадок про наблюдаемое, использование «фотоаппарата» - видоискателя (Л. А. Раева). Видоискатель – рамка по типу слайд – рамки (10 × 15 см) или коробка с прорезанными с противоположных сторон прямоугольными отверстиями. Это игровое пособие помогает  решить важные задачи обучения детей сюжетно-тематическому рисованию:

– ограничивает воспринимаемое пространство, количество объектов, позволяя сосредоточить внимание ребёнка на их соотношении, взаиморасположении;

– приближает натуру к картине, придавая ей плоскостной вид, наглядно показывая пространственное расположение объектов в «картине» (разные планы, одно за другим);

– помогает детям убедиться, что задний (дальний) план пейзажа – это небо; все объекты возвышаются над землёй, предметы дальнего плана видимо уменьшены;

– изначально определить, какая будет композиция рисунка: горизонтальной, вертикальной, диагональной.

Для знакомства с линией и точкой горизонта я использовала пособие  планшет - лист картона с закрепленной в центре резинкой. Точка прикрепления резинки - это точка горизонта, от нее проводим линию горизонта. Закрепленная за края планшета резинка помогает понять и представить ребенку зависимость размера предмета и его удаленности, например дорога или речка, убегающая вдаль. 

C:\Users\User\Downloads\IMG_20200525_114924.jpg

Рисунок 1  Работа на планшете

  Для формирования представления об удаленности предметов, я использовала плоскостные макеты картин, где ребята упражнялись в расположении фигурок: на переднем плане большие предметы, на заднем плане - маленькие.

Задачей четвертого этапа является стимулирование  творческой активности ребенка в применении композиционных умений. Здесь помогают нетрадиционные техники рисования (монотипия, одновременное рисование двумя кисточками для придания изображаемому предмету объема, гравюра и др) и использование в одном рисунке разных изобразительных средств.

Таким образом, использование  пейзажной живописи в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет не только развивать у детей эстетический вкус, любовь к природе, но и позволяет  формировать художественные навыки, открывает путь грамотного понимания произведений искусства.

Библиографический список:

  1. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей дет.сада.-М.: Просвещение, 1985
  2. Погодина С.В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы. М.: ВАКО, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности и этапы формирования восприятия картинпейзажной живописи у детей старшего дошкольного    возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и разработанной для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук ...

Перспективное планирование по формированию представлений о жанрах живописи у детей старшего дошкольного возраста

В перспективном планировании представлены темы ООД, темы мероприятий на год по неделям с задачами ООД, описанием совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности и РППС -...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста»

Тема по самообразованию "Формирование компазиционных умений  в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольног восраста"...