Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovaniee_sentyabr_2021g.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ермаковский детский сад №5 комбинированного вида»
Самообразование
Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Столбунова О.Н.
2021-2022у.г.
«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Развивать начальные графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, способствующие подготовки руки к письму.
Задачи:.
1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь
2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости
4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями
5.Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции
Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пищущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)
-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
Календарно-тематический план по развитию графических навыков
у детей дошкольного возраста.
Месяц | Содержание (мероприятия) | Примечание |
Сентябрь | Изучение методической литературы поданной теме. Создать картотеку «Графические диктанты». Подобрать раздаточный и демонстрационный материал для мастерской «Забавные превращения». Подготовить консультационный материл для родителей. Расширить знания о развитии начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму. | |
Октябрь | «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Познакомить с клеткой и ее частями: сторона, угол. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения. «Обводка». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение обводить трафарет по контуру, не сдвигая его в сторону. «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Штриховка двумя руками одновременно. | |
Ноябрь | «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Раскрась по цифрам». «Запиши пропущенную цифру» Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. «Дорисуй узор». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. | |
Декабрь | «Штриховка диагональная». Продолжать формировать Обведи нарисованные фигуры. «Продолжи ряд, соблюдая закономерность». умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Игра «Прищепки». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. | |
Январь | «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Выполни штриховку двумя руками одновременно. Упражнение «Путаница». Упражнение «Найди различия». Игра «Живая неделя». «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику. | |
Февраль | Слуховой диктант «Дорожка». Рисование кругов. Штриховка кругами. Графическое задание: «Помоги грузовику привезти кирпичи для строящегося дома.» «Дорисуй узор и раскрась бабочку.» Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. Игра «Прищепки». | |
Март | Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения. Упражнение Геометрические прописи. «Повтори рисунок по точкам». -формировать умение рисовать округлые линии Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание). Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки). Проведение графического диктанта | |
Апрель | Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). «Дорисуй изображение». Геометрическая мозаика (выкладывание из геометрических фигур ) «Раскраска для внимательных». «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. | |
Май | Проведение графического диктанта Закрепление сформированных навыков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию Тема: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей средней группы...
План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"
АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....
самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)
Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...
Индивидуальный план по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированной направленности №4»города Сосновоборска Индивидуаль...