Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Столбунова Ольга Николаевна

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniee_sentyabr_2021g.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ермаковский детский сад №5 комбинированного вида»

Самообразование

Тема: «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста».

Воспитатель: Столбунова О.Н.

2021-2022у.г.

«Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

  Цель: Развивать начальные графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, способствующие подготовки руки к письму.

Задачи:.

1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь

2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи

3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости

4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями

5.Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции

Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Графомоторный  навык –это определенное положение и движения пищущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные  навыки  включают в себя:

-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);

-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение  заданий  с условиями по выборы необходимых направлений)

-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

Календарно-тематический план по развитию графических навыков

у детей дошкольного возраста.

Месяц

Содержание (мероприятия)

Примечание

Сентябрь

Изучение методической литературы поданной теме.

Создать картотеку «Графические диктанты».

Подобрать раздаточный и демонстрационный материал для мастерской «Забавные превращения».

Подготовить консультационный материл для родителей. Расширить знания о развитии начальных графических навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.

Октябрь

 «Раскраска»Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Познакомить с клеткой и ее частями: сторона, угол.

Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.

«Обводка»Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Продолжать формировать умение обводить трафарет по контуру, не сдвигая его в сторону.

«Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Штриховка двумя руками одновременно.

Ноябрь

«Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Раскрась по цифрам».

 «Запиши пропущенную цифру»

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

«Дорисуй узор». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Декабрь

 «Штриховка диагональная». Продолжать формировать

Обведи нарисованные фигуры.

«Продолжи ряд, соблюдая закономерность».

умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Игра «Прищепки».

Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Январь

«Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Выполни штриховку двумя руками одновременно.

Упражнение «Путаница».

Упражнение «Найди различия».

Игра «Живая неделя».

 «Графический диктант». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Развивать мелкую моторику.

Февраль

Слуховой диктант «Дорожка».

 Рисование кругов. Штриховка кругами.

 Графическое задание: 

«Помоги грузовику привезти кирпичи для строящегося дома.»

«Дорисуй узор и раскрась бабочку.»

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

Игра «Прищепки».

Март

Упражнение «Учимся проводить

линии сверху вниз и снизу вверх»

-развивать графические умения.

Упражнение Геометрические прописи.

«Повтори рисунок по точкам».

-формировать умение рисовать

округлые линии

Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание).

 Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки).

Проведение графического диктанта

Апрель

Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

 «Дорисуй изображение».

Геометрическая мозаика (выкладывание из геометрических фигур ) «Раскраска для внимательных». «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Май

Проведение графического диктанта

Закрепление сформированных навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  в старшей логопедической группедля детей 5 – 6 летна период октябрь 2022 года – апрель...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....

самообразование Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-8 лет 2023-2024 (учебный год)

Поодготовка к школе . Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями. Формировать у...

Индивидуальный план по самообразованию "Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированной направленности №4»города Сосновоборска        Индивидуаль...