Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Мартынова Елена Владимировна

Особенности и этапы формирования восприятия картин

пейзажной живописи у детей старшего дошкольного    возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и этапы формирования восприятия картин

пейзажной живописи у детей старшего дошкольного                     возраста.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социоэмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс. Он состоит из основных этапов:

  • Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения)
  • Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов и полушарий головного мозга.

Момент восприятия картины - это встреча всего опыта, накопченного человеком к данному моменту и картины, как некого символа, посланного человеку автором. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения, обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз.

Что значит «воспринимать произведения изобразительного искусства»? Наиболее распространены два типа такого восприятия. Первый тип в педагогической литературе обозначен термином «наивный реализм». Как отмечает А. А. Мелик - Пашаев, в нем отражен самый распространенный вид неадекватного восприятия и оценки художественного произведения искусства и окружающую действительность. Его симпатия и антипатия к отдельным персонажам, удовлетворенность, интерес или досада по поводу сюжета легко превращается в оценку самого произведения как «хорошо или плохо». А если произведение не содержит привлекательного сюжета, не имеет увлекательности, то оно часто вовсе ничего не говорит воспринимающему его.

Ущербность такого подхода к произведениям живописи очевидна, и все же он имеет не одни только минусы. В нем проявляется в наивной форме неистребимое стремление людей к тому, чтобы искусство было правдой, помогало бы жить и понимать жизнь, пробуждало бы сочувствие, давало высокие образцы характера и поведения.

Второй тип восприятия свойственен людям, частично приобщившимся к художественной практике, имеющим контакты с художественной средой, знакомым с искусствоведческой литературой, Если на первом уровне восприятия человек безразличен и невосприимчив к художественной форме, то тут, напротив, все его внимание поглощено формой как таковой. Ценитель искусства отметит, в теплой или холодной гамме написан пейзаж, в плоскостной или объемно-пространственной форме написана картина, оценит соподчиненность тонов, манеры письма.

Как показывают психолого - педагогические исследования, эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.

Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, в том числе и пейзажей, также имеет свои особенности:

  • Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.
  • Дети старшего  дошкольного возраста способны  это  выразить  в суждениях о произведении в целом.
  • Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.
  • В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

Психологи рассматривают эстетическое восприятие живописи детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию представлений о жанрах живописи у детей старшего дошкольного возраста

В перспективном планировании представлены темы ООД, темы мероприятий на год по неделям с задачами ООД, описанием совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности и РППС -...

Этапы формирования восприятия, пространственно-временных представлений, развития мелкой моторики и графомоторных навыков

Усвоение знаний должно проходить поэтапно, от простого к сложному. Развитие зрительного восприятия, формирование пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики и графомоторных навык...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование композиционных умений в пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлены этапы работы по обучению детей пейзажной живописи....

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста

Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...