Тема по самообразованию: «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Гоцманова Надежда Николаевна

Тема по самообразованию "Формирование компазиционных умений  в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольног восраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gotsmanova_2022-2023g.docx79.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Жиздра

Тема по самообразованию:

 «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитателя

Гоцмановой Н.Н.

г. Жиздра 2022г.

Тема: «Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста»

Срок реализации: 9 месяцев.

«Каждый ребёнок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из

детского возраста».

Пабло Пикассо.

 Актуальность темы:

         Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Низкие показатели по О.О. «Художественно-эстетическое развитие» позволили выявить проблему. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. На педагогическом уровне актуальность усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их сформированности тесно связан с развитием художественно-изобразительной деятельности.

Наибольшие затруднения для детей старшего дошкольного возраста представляют композиционные поиски: умение передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества.

Необходимость решения данной проблемы становится особенно очевидной, если речь идет об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа.

Исследования свидетельствуют о том, что на практике малоизвестны способы обучения детей дошкольного возраста использованию элементарных правил и приемов композиции. Это приводит к снижению образной выразительности детских рисунков, потере интереса детей к рисованию и иным формам изобразительного творчества.

Проблема.

Проблема заключается в определении возможностей сюжетного рисования как эффективного средства развития детского творчества.

Возникают противоречия между запросами общества и системой работы дошкольного образования, направленной на формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования.

        Поэтому, важно найти более интересные, занимательные для детей методы, приемы и средства, направленные на развитие композиционных умений.

Новизна проекта: обучение воспитанников идёт с опорой на непосредственный опыт ребёнка и его творческую активность. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка будут более эффективны композиционные умения в сюжетном рисовании.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, сюжет рисунка будет зависеть от композиционных умений ребёнка.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование композиционных умений в сюжетном рисовании у старших дошкольников.

Цель проекта: теоретическое изучение и практическое подтверждение композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Раскрыть особенности формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования.
  3. Диагностировать уровень сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать конспекты организованной образовательной деятельности по О.О. «Художественно-эстетическое развитие» и проверить на практике их эффективность в формировании композиционных умений в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Осуществить просвещение родителей, выстроить партнёрские взаимоотношения по теме самообразования.
  6. Определить эффективности и перспективы дальнейшей деятельности.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, работ педагогов и психологов, обобщение, анализ продуктов детской деятельности (рисунков).

Этапы и сроки реализации проекта. 

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Формы работы

Подготовительный (организационный)

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

01.09. – 01.12.2022г.

01.09. -01.10.2022г.

01.09.- 01.10. 2022г.

1.Изучение научно- методической литературы, передового педагогического опыта по данной теме.

2. Разработка плана по теме самообразования

3.  Создание предметно – развивающей среды, способствующей художественно-творческому развитию детей.

Внедренческий

(практический)

Работа с детьми

01.10.2022. – 01.04.2023.

1.Выявление уровня композиционных умений в сюжетном рисовании.

2. Подобрать специальные игры, упражнения, приёмы фантазирования, направленные на формирование композиционных умений детей.

Работа с родителями

01.10. -04.2023г.

1. Просвещение родителей по теме

2. Провести тематическое родительское собрание

Итоговый (обобщающий)

Подведение анализа полученных результатов.

Оценка практического опыта.

Апрель-май, 2023

Обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

Рабочий план реализации проекта.

  1. Систематизация изученного материала.
  2. Проведение диагностики по О.О «Художественно-эстетическое развитие».
  3. Оснащение предметно-развивающей среды.
  4. Реализация системы мероприятий.
  5. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
  6. Апробация и распределение опыта среди коллег.

Предполагаемый результат:

В процессе опытно-практической работы у воспитанников раскроется творческий потенциал. Уровень сформированности композиционных умений будет влиять на сюжетное рисование. Дети в процессе создания композиций в сюжетном рисовании станут более раскрепощёнными, смогут смелее трактовать образы, самостоятельно придумывать композицию, используя разнообразные способы изображения.

 Продукт проекта: оформление творческого альбома с рисунками детей.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

Риски

Меры для минимизации рисков

Отсутствие заинтересованности воспитанников к творческой деятельности

Применение игровых форм с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Недостаточное оснащение ППРС.

Подобрать игры, разработать эффективные упражнения, внести необходимое оборудование и дидактический материал.

Неактивное включенность родителей в реализацию, предложенных рекомендаций.

Подобрать эффективные формы мотивации, дать доступную, понятную инструкцию.

Форма отчёта:

Презентация по теме самообразования. Срок: апрель, 2023г.

  1. Паспорт проекта

                                                                                                         

Название проекта

«Развитие речевой активности дошкольников через моделирование сказок»

Адресация

МКДОУ «Детский сад «Улыбка», группа №1 «Сказка»

Участники

Дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников, педагоги

Образовательная область

О.О «Речевое развитие», интеграция О.О. «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель

Повышение профессионального мастерства в вопросах развития речевой активности через моделирование сказок

Задачи

1.Повысить педагогические знания через изучение методической литературы и опыта других педагогов на интернет-сайтах.

2. Разработать диагностический инструментарий и провести диагностику детей по данной теме.

3. Организовать ППР, пополнить необходимым оборудованием, дидактическим материалом с творческими заданиями.

4.Внедрить в практику работы мероприятия, направленные на развитие речи детей через наглядное моделирование

5.Осуществить просвещение родителей, выстроить партнёрские взаимоотношения по теме самообразования.

6.Создание картотеки видеороликов с творческой деятельностью детей, как продукт проекта.

7.Определить эффективности и перспективы дальнейшей деятельности.

Сроки реализации

Среднесрочный – 9 месяцев

Вид проекта

Познавательно-творческий

Гипотеза

предполагается, что речевая активность у детей среднего возраста может быть реально и существенно повышена посредством моделирования сказок

Особенности проекта

1.В ходе работы над проектом взрослые – активные, опытные его участники.

2.Проект предусматривает интеграцию образовательных областей.

3.Проект рассматривается, как работа, позволяющая:

- детям содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;

- совершенствовать диалогическую речь;

- сформировать умение применять символы;

- развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка будет более эффективен, через моделирование сказок

Ожидаемый результат

В процессе использования в работе метода моделирования дети самостоятельно начнут проявлять творчество к знакомым сказкам, тем самым дополняя или изменяя их сюжет. Развитие образного мышления и воображения позволит ребёнку рассказывать придуманный сюжет, или вести ролевой диалог при помощи моделей, что повлияет на развитие речевой творческой активности детей.

Итоги (продукт проекта)

Для детей и родителей: творческая деятельность детей, через организацию работы со сказками.

Для педагогов: картотека дидактических игр, создание моделей для сказок, совместные мероприятия с детьми.

  1. Теоретическое обоснование проекта.

2.1. Теоретические аспекты изучения речевой активности через знакомство с художественными произведениями.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность.

      Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    
    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать

новые для него чувства.

     Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.


      В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

     По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.


Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах
 ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

 1.  Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

  1.  Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  2. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  3.  Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.


2.2. Психолого-педагогические особенности метода моделирования.

Каждый ребенок испытывает потребность в общении. И, конечно, ему хочется, чтобы его понимали. Однако часто бывает так, что речь ребенка даже в 5 - 7 лет бедна и непонятна. Причин этому множество. Довольно часто дошкольник испытывает затруднения при описании предметов, явлений, людей.

Одним из наиболее продуктивных методов обучения рассказыванию является - моделирование. Это использование опорных схем (моделей) для составления последовательного описания предметов.

Моделирование – это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Заключается он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Виды моделей:

Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

Предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап – предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе – осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

  • начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
  • целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
  • обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

2.3. Технология моделирования как средство развития речевой активности детей.

Технология моделирования


             Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет.
В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.


               Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения.
Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован.
Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют.
В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители.


       Используя в своей работе опорные схемы, мы учим, детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, ответственности, проявляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

Выводы.
Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.
Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

3.Практическое обоснование проекта.

Вся работа с детьми нацелена на решение годовых задач ДОУ.

  1. Формировать у детей готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности
  2. Продолжить работу по активизации речевой активности дошкольников через театрализованную деятельность и сюжетно-ролевые игры.

Для выявления уровня индивидуального развития речевой активности дошкольников на начало года провела диагностику по О.О. «Речевое развитие»                                                                                   (приложение 2)

Анализ результатов диагностики.

Диагностику с детьми проводила с помощью отбора специальных диагностических заданий. В процессе проведения диагностических заданий и ситуаций, анализировалась степень самостоятельности выполнения каждым ребёнком.

Для отслеживания динамики развития детей осуществляла следующие методики: беседа, наблюдение, проблемные ситуации, игровые задания.

Итоги диагностики на начало года:

 Высокий уровень – 0%                                                                                            

 Средний уровень – 8 – 44%                                                                                                                                                                            

 Низкий уровень – 10 - 56%  

Анализ результатов диагностики на начало учебного года низкий уровень показывает в разделах: проявляет словотворчество в процессе коллективных обсуждений последовательности событий в произведении; может назвать литературный текст по моделям, составленным «под диктовку» детей.

Чуть лучше сформированы умения в разделах: может назвать любую сказку, осознаёт разницу между реальной действительностью и отражением в книге.

Полученные данные подтверждают преобладание низкого уровня на начало учебного года, что составило 56%, свидетельствующие о недостаточном развитии следующих интегративных качеств: умение самостоятельно анализировать произведение, пересказывать литературный текст с использованием опорной схемы, это связано с недостаточно развитой речью детей, с неумением раскрыть себя.

Для того, чтобы повысить уровень сформированности по данным разделам перед собой поставила следующие задачи:

- развивать речь детей с помощью составления модели изученного произведения под диктовку детей;

- разыгрывания небольших сценок, после чтения, имитационного характера;

- предоставить больше самостоятельности воспитанникам при анализе прочитанного произведения.

4.Практическая реализация проекта.

4.1.Модель организации проекта.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Организация образовательного пространства группы:

1) подбор художественных произведений для детей;

2) создание картотеки дидактических игр, направленных на речевую активность детей;

3) обучение воспитанников навыкам моделирования деятельности;

4) создание у детей и их родителей устойчивого интереса к моделированию сказок;

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.

Работу по теме самообразования начала с создания условий в группе. Так с участием детей в группе был организован «Книжный уголок». На полочке-витрине подобрана необходимая литература, с учётом возрастных особенностей детей. Помимо книг в центре находятся творческие альбомы, рядом расположен «Театрализованный центр» с костюмами, масками, реквизитами теневого театра и т.д.

Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. В начале года оставались любимые детьми книги из младшей группы, добавлялись новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.

В уголке книги выставлялись детские рисунки на темы художественных произведений.
Дети с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

4.2. Этапы реализации проекта:

  • I  этап – подготовительный (организационный)
  • I этап – внедренческий
  • III этап – итоговый (обобщающий)

План поэтапной реализации проекта:

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Подготовительный (организационный)

1.Изучение научно- методической литературы, передового педагогического опыта по данной теме. (Приложение 1)

2. Разработка плана по теме самообразования

3.  Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию речи детей.

01.09. – 01.12.2021г.

01.09. -01.10.2021г.

01.09.- 01.12. 2021г.

Внедренческий

(практический)

1.Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по развитию речи

2. Изготовление дидактических игр, пособий, моделей по данной теме.

01.10.2020. – 01.04.2022.

1. Просвещение родителей по теме

2. Провести тематическое родительское собрание

01.10. -01. -04.2022г.

Итоговый (обобщающий)

Обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

Апрель-май, 2022

       4.3. Основные элементы деятельности моделирования сказки.

Одним из наиболее продуктивных методов обучения рассказыванию является - моделирование. Это использование опорных схем (моделей) для составления последовательного описания предметов.

Прежде чем описывать предмет попросите ребенка назвать его, если затрудняется, назовите сами, затем обратите внимание ребенка на опорные схемы. Каждый символ схемы означает какое - либо качество или особенность предмета: цвет, материал, форму и т. д., что даст возможность ребенку точнее и богаче построить рассказ описание.

Примерные варианты заданий и вопросов:

• Вы сами описываете какой-нибудь предмет, не называя его, используя как можно больше слов - прилагательных. Если ребенок узнал, что ему загадали, спросите, как он об этом догадался. Затем попросите ребенка самого рассказать об этом же предмете, глядя на условные знаки.

• Предлогаете ребенку составить свою загадку: пусть описывает любой предмет, опираясь на схему, не называя его, заменив подходящим местоимением (он, у него).

• Просите ребенка составить описательный рассказ или придумать загадку о любом реальном предмете по памяти (без «картинки») только опираясь на условные модели.

  Этапы моделирования сказки:

  1. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели.

 Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
   
      2.   Предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок.
(дети сочиняют сказки по схематической модели).


      3.   Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.

4.4. Перспективный план работы с детьми средней группы с использованием метода моделирования сказки.

Октябрь

Тема

Цели

Методика

1.Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

-формировать умение внимательно слушать литературное произведение;

- понимать основную идею, отвечать на вопросы по содержанию;

-воспитывать терпение, выдержку

-рассказывание сказки педагогом с показом иллюстраций, беседа по содержанию;

-моделирование сказки;

-психогимнастика «Холодно»;

-рассказы детей

Ноябрь

Тема

Цели

Методика

2.Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»

- способствовать умению детей слушать большую по объему сказку, понимать ее содержание, сопереживать персонажам, помочь запомнить сказку с помощью моделирования;

-развивать интонационную выразительность речи;

-воспитывать интерес к книгам

-рассказывание сказки педагогом с показом иллюстраций;

-д/и «Покажи героя»;

-пантомима «Я рыжая лисичка»;

-совместное моделирование

Декабрь

Тема

Цели

Методика

2.Рассказывание русской народной сказки «Три медведя»

- формировать умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста;

-помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования;

-воспитывать умение слушать

-сюрпризный момент (появление игрушки медведя);

-рассказывание сказки;

-вопросы по содержанию;

-моделирование сказки с помощью геометрических фигур

Январь

Тема

Цели

Методика

1.помогите бабушке Федоре

-продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения;

-закрепить знание предметов посуды;

-развивать умения отвечать на вопросы;

-воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте

-чтение отрывков из произведения К.Чуковского «Федорино горе»;

-вопросы к детям;

-ответы детей

Февраль

Тема

Цели

Методика

2.Угадай сказку

- формировать умение отвечать на вопросы, используя строчки из сказок; определять характер героев и моделировать их цветом;

-развивать речь, творческое воображение детей, умение обосновывать свои ответы;

-воспитывать любовь к русским народным сказкам

-чтение сказок;

-картинки;

-ответы детей по карте-плану

Март

Тема

Цели

Методика

1.Волшебный кружок

-учить детей составлять описательные рассказы;

-развивать у детей творческое воображение;

-воспитывать желание работать вместе

-сюрпризный момент;

-вопросы педагога;

-ответы детей;

-моделирование ;

-физкультминутка «Зайка»

2.Чтение сказки Сутеева «Под грибом»

-продолжать формировать умение детей внимательно слушать литературное произведение, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию, называть эпизод, который особенно понравился;

-воспитывать интерес к литературным произведениям

-чтение сказки, вопросы по содержанию;

-моделирование сказки

Апрель

Тема

Цели

Методика

2.Чтение русской народной сказки «Смоляной бочок»

-продолжать формировать умение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы педагога по ее содержанию;

-развивать способность к целостному восприятию сказки;

-воспитывать познавательный интерес к русским сказкам

-рассматривание соломы;

-выразительное чтение сказки педагогом с показом иллюстраций, вопросы по содержанию;

-психологический этюд «Идет бычок, качается»

(Приложение 8)

4.5. Организация работы с родителями.

Месяц

Формы работы

октябрь

Сценарий родительского собрания круглый стол «Академия весёлых наук «Знаете ли вы детскую литературу»

(Приложение 3)

ноябрь

Консультация: «Моделирование как метод обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста»

(Приложение 4)

декабрь

Консультация «Моделирование сказок»

(Приложение 5)

февраль

Консультация «Какие сказки читать детям».

(Приложение 6)

март

Консультация «Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»

(Приложение 7)

  1. Диагностика реализации проекта.

Анализ результатов диагностики на конец года показывает динамику развития детей, так как преобладает высокий уровень сформированности первичных ценностных ориентаций, что составило 56%. Дети стали оценивать поступки героев сравнивать их с реальными жизненными позициями, высказывать своё мнение о прочитанном произведении, самостоятельно делать вывод.

Но в группе есть дети с индивидуальными особенностями, которым необходима помощь взрослого, специалистов.

Таким образом, исходя из этих данных, для себя сделала вывод, что формирование первичных ценностных ориентаций происходит успешно, через чтение и моделирование художественных произведений «под диктовку» детей.

Сравнительные данные первоначальной и заключительной диагностики свидетельствуют о положительной динамике в развитие детей. Высокий уровень развития личности ребёнка повысился на 56%; средний уровень сохранился 44%; низкий уровень снизился на 56%. Это свидетельствует о том, что целенаправленная работа позволяет значительно улучшить показатели развития ценностей дошкольников, что в целом помогает ребёнку успешно адаптироваться в социальном окружении, снизить возникшие трудности.

Итоги диагностики на конец года:

 Высокий уровень – 10 – 56%                                                                                            

 Средний уровень – 8 – 44%                                                                                                                                                                            

 Низкий уровень – 0%  

(Приложение 2)

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжить, потому что грамотно организованная модель педагогической деятельности в работе с детьми и родителями воспитанников создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребёнка и успешной подготовки к дальнейшей жизни.

Основным в развитии речевой активности детей является искренняя заинтересованность воспитанников к моделированию сказок.

        А самое главное, доказана гипотеза проекта: моделирование существенно повышает речевую активность у детей среднего дошкольного возраста.

Заключение.

Главной потребностью и функцией человека является речь. Через общение человек реализует себя как личность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

           Поэтому необходимым личностным качеством становится речевая активность, позволяющая человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во всё более расширяющемся информационном поле.
          Именно метод моделирования мотивирует ребёнка к речевому творческому проявлению речевой активности в процессе изучения сказок.

Моделирование отвечает современным требованиям как деятельностный подход, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к решению игровых, речевых ситуаций, перед дошкольником разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность для индивидуализации работы.

Важнейшей задачей является развивать у детей речевую активность. Для этого необходимо правильно разработать систему мероприятий, которые можно решать только с использованием метода моделирования.

Результаты исследования говорят об эффективности созданной системы на основе использования метода моделирования. Вырос уровень речевой активности, главным образом проявляясь в речевой деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребёнка.

Сформировались умения ребёнка принимать от взрослого и самостоятельно моделировать героев произведения, отбирать модели, производить определённые действия.

В результате моделирования удалось развивать у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умение анализировать, рассуждать, то есть развить те мыслительные операции, которые развивают речевую активность.

Важные особенности данного процесса заключаются в том, что преобразование, конструирование модели раскрывает перед ребёнком новые стороны реальной ситуации, что рождает различные стратегии поведения в ней, тем самым побуждая интерес к чему-то новому.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155).
  2. Методические рекомендации к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155).
  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева и др. – Детство-пресс, Санкт-Петербург, 2014.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.studfiles.ru/preview/379669/
  2. http://nsportal.ru/
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/27/aktualnost-problemy-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo

Приложение 1.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка».

Список изученной методической литературы.

Ф.И.О. автора, издание

Название книги, статьи

Аннотация

1

М.Е. Верховникова, А.Н.Атарова – СПб.: КАРО, 2014г.-112с.

Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах

        В пособии представлены материалы, разработанные на основе содержания ФГОС ДО. Текст ФГОС ДО представлен в виде схем, таблиц и моделей и сопровождается небольшими комментариями.

2

О.А. Галеева – социальная сеть работников образования – nsportal.ru

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Данная статья помогает выявить и уточнить наиболее интересные подходы методы и приёмы в работе с детьми при ознакомлении с художественной литературой.

3

О.В. Акулова, Л.М. Гурович Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС Москва Творческий центр СФЕРА 20112

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

В пособии представлены содержание и педагогические технологии образовательного процесса. В книге подробно описаны все ступени литературного развития дошкольника, даны методические рекомендации. Представлены списки рекомендуемых произведений для чтения.

4

http://kuddetsad27.ucoz.ru/

Наглядное моделирование

В статье говорится о важности метода моделирования для усвоения материала. Использование метода моделирования развивает память, уточняет знания, развивает активность, самостоятельность.

5

И.А. Лебедева– социальная сеть работников образования – nsportal.ru

Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками.

Данный материал содержит информацию о классификации моделей и их важности в работе с детьми.

г. Жиздра 2021-22.

Приложение 2.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка».

Показатели развития детей средней группы «Сказка»

Образовательная область «Речевое развитие».

П.н.

Ф.И. ребёнка

Может назвать любую сказку, осознаёт разницу между реальной действительностью и отражением в книге

Проявляет словотворчество в процессе коллективных обсуждений последовательности событий в произведении

Может передавать литературный текст по моделям, составленным «под диктовку» детей

Драматизирует (инсценирует) небольшие отрывки из сказок, использует средства интонационной выразительности

Итоговый показатель

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Нг

К.г.

1

Азаренков Саша

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

Блудова Милана

2

3

1

2

1

2

2

3

1,5

2,5

3

Борисов Никита

2

3

1

2

1

2

1

2

1,2

2,2

4

Демченко Ясмин

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

Ерохина Маша

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Засова Маша

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

7

Кошелева Радмила

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

8

Матвеева София

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

9

Мешков Матвей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

10

Птушкин Илья

2

3

1

2

1

2

1

2

1,2

2,2

11

Романов Влад

2

2

1

2

1

2

2

3

1,5

2,2

12

Самокрутов Юра

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

13

Сафронов Тимофей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

14

Стёпичев Егор

1

2

1

2

1

2

2

3

1,2

2,2

15

Сычёва Ирина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

16

Терешонков Костя

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

17

Тимашова Варя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

18

Трушаков Захар

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Общий показатель

1,7

2,6

1,4

2,4

1,5

2,4

1,6

2,6

1,5

2,5

Всего детей

18

18

18

18

18

18

18

18

18

18

Высокий уровень

0

11

0

7

0

7

0

11

0

10

Средний уровень

12

7

8

11

8

11

7

7

8

8

Низкий уровень

6

0

10

0

10

0

11

0

10

0

Всего %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Высокий уровень

0

61

0

39

0

39

61

61

0

56

Средний уровень

67

39

44

61

44

61

39

39

44

44

Низкий уровень

33

0

56

0

56

0

0

0

56

0

г. Жиздра 2021-22.

Приложение 3.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка».

Сценарий родительского собрания круглый стол: «Академия весёлых наук «Знаете ли вы детскую литературу».

Подготовил воспитатель

 первой категории

Гоцманова Н.Н.

г. Жиздра, 2021-22

Академия весёлых наук

«Знаете ли вы детскую литературу?».

I. Разминка.

Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы родителей.) Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств( образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).Совершенствовать  художественно-речевые  исполнительские  навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать детям объяснять основные различия  между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных  художников.

Какие произведения вы предпочитаете читать детям?                                             (ответы родителей)

Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы родителей.)

Если отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

Когда уместен при чтении литературного произведения показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Когда лучше всего читать детям художественную литературу?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Потому что дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Викторина «Мир литературы».

1. Напишите названия произведений К. И. Чуковского.(«Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил»)

2. Назовите особенности сказок.

● Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза не

● Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

● Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

● Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

● Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

● Почти во всех сказках счастливый конец.

● Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

3.Сказочные заклинания:

Кто говорил  такие волшебные слова?

- По  щучьему велению, по моему хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьему велению).

- Сивка-бурка, вещий  каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка - дурачок  в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»).

- Сим - сим, открой дверь! (Али - Баба, арабская сказка «Али - баба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток , через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева  «Цветик - семицветик»).

-Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек  каши»).

- Карабарас.  (Мойдодыр  К. Чуковского).

- Мутабор. (Калиф.В. Гауф «Калиф- Аист»).

- Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, Скорики, морики. (Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед  луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс.С Лагерлеф «Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями»).

Подводятся итоги.

г. Жиздра, 2021-22

Приложение 4.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка».

Консультация для родителей «Моделирование как метод обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста»

Каждый ребенок испытывает потребность в общении. И, конечно, ему хочется, чтобы его понимали. Однако часто бывает так, что речь ребенка даже в 5 - 7 лет бедна и непонятна. Причин этому множество. Довольно часто дошкольник испытывает затруднения при описании предметов, явлений, людей. В детском саду детей с 4-х лет учат описывать предметы. Но вот что показывают наблюдения: если к 7 годам занятия прекращаются, дети забывают, как делаются описания. Поэтому важно, чтобы в семье развитию связной речи, так же уделялось большое внимание. Время от времени возвращайтесь, к казалось бы, давно освоенным темам. Тем более активный словарь детей за это время значительно вырастает.

Одним из наиболее продуктивных методов обучения рассказыванию является - моделирование. Это использование опорных схем (моделей) для составления последовательного описания предметов.

Прежде чем описывать предмет попросите ребенка назвать его, если затрудняется, назовите сами, затем обратите внимание ребенка на опорные схемы. Каждый символ схемы означает какое - либо качество или особенность предмета: цвет, материал, форму и т. д., что даст возможность ребенку точнее и богаче построить рассказ описание.

Примерные варианты заданий и вопросов:

• Вы сами описываете какой-нибудь предмет, не называя его, используя как можно больше слов - прилагательных. Если ребенок узнал, что ему загадали, спросите, как он об этом догадался. Затем попросите ребенка самого рассказать об этом же предмете, глядя на условные знаки.

• Предложите ребенку составить свою загадку: пусть описывает любой предмет, опираясь на схему, не называя его, заменив подходящим местоимением (он, у него) .

• Попросите ребенка составить описательный рассказ или придумать загадку о любом реальном предмете по памяти (без «картинки») только опираясь на условные модели.

г. Жиздра, 2021-22 г.

Приложение 5

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Жиздра

Консультация для родителей.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

Дорогие родители!

        Сказки занимают в жизни  ребёнка огромное место. Конечно, они есть в каждом доме, читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

        Но сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов и кинофильмов. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества.

         Поэтому предлагаем вам попробовать вместе с детьми промоделировать сказки.

        Вначале советуем обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии:
       Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое - если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дошкольники, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой...
         Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Это могут быть и схемы, представленные на следующей странице.
Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа... (волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку... И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда...»
Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.
         Продолжая моделирование сказок, мы обучаем дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:
- значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка»;
или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
- естественно, они говорят о сказке «Три медведя»;
или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка

 «Волк и семеро козлят». Может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».
- А это может быть сказка «Репка». Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?

        Желаем удачи!

г. Жиздра, 2021-22г

Приложение 6

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Жиздра

Консультация для родителей.

                Какие сказки читать детям?

Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное – подобрать правильную сказку.

Так какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для детей?

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребенку, а «Теремок» младшему школьнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка.

Выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Для гипервозбудимых детей вряд ли подойдут сказки с быстрым, активным сюжетом – для того, чтобы ребенок не стал неуправляемым, лучше выбрать сказку спокойнее. Если Ваш ребенок очень любит пошалить – пока не стоит читать ему сказки, главным героем которых являются отъявленные хулиганы. Однако, если в той или иной сказке хулиганы достаточно явным образом наказываются – такую сказку, наоборот, нужно прочитать маленькому сорванцу в качестве воспитательного момента. А если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если все заканчивается хорошо).

Кстати, что касается страшных сказок. Страшные сказки, несмотря ни на что, крайне полезны для ребенка – ведь если он будет слышать сказки, описывающие только мир, полный добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным к действительности. Главное здесь – учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать. Одним словом, вряд ли ребенок испугается «Колобка», несмотря на то, что в конце главного героя съедают, но вполне вероятно, что «Золушка» Братьев Гримм, где старшие сестры отрезают себе пальцы, чтобы нога влезла в туфельку, достаточно сильно напугает ребенка. В этом смысле, нужно обязательно учитывать возраст малыша, выбирая сказку для него.

Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.

Какие сказки читать детям от 3 до 7 лет?

Дети дошкольного возраста понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее. Но остаются и неизменные особенности: сказки, которые нужно читать детям от 3 до 7 лет, должны по-прежнему иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты.

Но есть и некоторые отличия. Сказки для детей от 3 до 7 лет должны содержать определенную мораль, не обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом возрасте неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие вопросы у него возникли. Обязательно ответьте на все его вопросы и обращайте внимание на все, что его интересует.

Сказки для детей от 3 до 7 лет должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. В этот период с помощью сказки малыш знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как между людьми выстраиваются отношения в реальном мире.

Итак, какие сказки читать детям от 3 до 7 лет? Для детей этого возраста подойдут такие сказки: «Три поросенка», «Маша и Медведь», «Гуси-Лебеди», «Кот в сапогах», «Буратино», «Незнайка», сказки Г.Х.Андерсена, Братьев Гримм, П.П.Бажова, русские народные сказки. Прекрасным выбором для детей этого возраста будут сказки в стихах: «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок» и некоторые сказки Пушкина (например, «О рыбаке и рыбке»).

Дети до 5-6 лет со всей серьезностью верят в то, что магия существует, а волшебники живут среди нас. В связи с этим, во избежание смешения реальности и вымысла, волшебные сказки стоит начать рассказывать детям примерно к 6 годам. К таким сказкам относятся: «Русалочка», «Золушка», «Снежная королева» и другие сказки, сюжет которых содержит волшебные превращения.

г. Жиздра, 2021-22 г.

Приложение 7

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Жиздра

Консультация для родителей

«Метод наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.        К. Д. Ушинский.

Развитию речи в детском саду уделяется очень большое внимание, и мы бы хотели, чтобы Вы, уважаемы родители, также в этом активно участвовали. Потому, что ребёнок, безусловно, в той или иной степени, усваивает информацию, которую несёт ему педагог. Но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители. Главными для ребёнка всегда были и будут его мама и папа.

Очень многое из того, чем мы занимаемся с детьми в детском саду, Вы можете делать и дома. И делать это необходимо, потому что только Вы можете обеспечить своему ребёнку ежедневное закрепление тех умений и навыков, которые он ещё недостаточно освоил.

Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и родители, должны, особое внимание обратить на развитие связной монологической речи : научить их самостоятельно думать и не бояться высказывать свои мысли, рассуждать и рассказывать. Развивать связную монологическую речь детей позволяют такие приемы, как заучивание стихов, составление рассказов по картине, сочинение сказок, пересказ литературных произведений и др.

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образная память, поэтому нужно учитывать эту особенность. Для обучения детей и развития у них навыков связной речи целесообразно использовать наглядность. Чтобы быстро заучить стихотворение и запомнить его, или запомнить и пересказать произведение, перед детьми должна предстать картинка происходящего (образ, цепочка последовательных событий). Выполнение подобных заданий облегчает наглядное моделирование.

Содержание стихотворения, рассказа, наблюдения можно зарисовать в виде схематичных значков (символов). Каждый символ вызывает у детей ассоциации с каким – либо предметом, объектом. Моделирование облегчает процесс запоминания и увеличивает объем памяти; позволяет ребенку строить свои высказывания более точно, логично и последовательно.

Познакомимся с практическим применением моделирования (моделирование является составляющим для технологии мнемотехника)

Заучивание стихотворения с помощью моделирования :

читаем стихотворение и обсуждаем с ребенком его содержание (как можно подробнее – о ком или чём, как описываются явления, действия и т. д. ;

читаем стихотворение построчно и обсуждаем с ребенком, как можно изобразить сказанное и изображаем значком;

читаем стихотворение 1- 2 раза и соотносим с изображенным символом;

читаем стихотворение совместно с ребенком;

побуждаем ребенка читать стихотворение самостоятельно (на этапе заучивания можно помогать).

Стихотворение “Весна – красна”

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

Составление рассказа о зиме с помощью моделирования

Подготовка к рассказу начинается с небольшой беседы (что бывает зимой);

далее зарисовываются значки, символизирующие зимние явления природы;

приступаем к рассказыванию.

Примерный образец рассказа:

Наступила зима.

Всюду белый, пушистый снег.

Холодно на улице.

Дети пошли гулять. Они оделись тепло.

Дети катались на санках, лыжах,

играли в снежки, лепили весёлого снеговика.

Хорошо зимой!

Пересказ сказки с помощью моделирования

В начале при чтении текста сказки выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей значок — символ ( можно придумать символы на каждое слово или словосочетание: изобразить главных героев сказки, явления природы, какие — либо действия - то есть можно нарисовать всё то, что ребёнок посчитает нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно).

Взрослый показывает и доводит до ребенка то содержание, которое он вложил в каждое схематичное изображение.

Взрослый начинает рассказывать сказку, побуждая ребенка к совместному рассказыванию. Постепенно ведущим в рассказывании становится ребенок.

Украинская народная сказка «Колосок» в моделировании может выглядеть так :

приложение1.

А вот так может выглядеть моделирование сказки «Красная шапочка»

приложение2.

Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений и развития связной речи при пересказе, игровую деятельность. Данный метод поможет дошкольнику в развитии не только связной речи, но и умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.

г. Жиздра, 2021-22 г.

Приложение 8

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Жиздра

        Тема НОД: «Расскажи сказку»
Цель:
обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
Обучающие задачи:
- обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе
построения наглядной модели;
- обучать детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
Развивающие задачи:
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную
отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей
сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету); закреплять
название цветов (серый, зелёный, оранжевый, желтый, белый, коричневый)
- развивать умение действовать согласованно.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев
сказки;
- воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым
сопровождением, отгадывание загадок, составление модели сказки
«Теремок»
Методы: игровой, словесно-логический, самостоятельный.
Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).
Оборудование и материалы: конверты с
моделями на каждого ребенка, игрушка-зайчик.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок» и
рассматривание иллюстраций; инсценировка русской народной сказки
«Теремок»; проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково»,
«Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?», «Что бывает круглым
(квадратным, треугольным, прямоугольным)?», «Что бывает зеленым
(красным, желтым и т.п.)?».
Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационный момент

Дети стоят в кругу.
Ребята, сегодня мы с вами
отправимся в волшебный мир
сказок.
А вы любите сказки?
Я тоже люблю сказки, ведь именно
там происходят настоящие
чудеса.
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть!
Вы хотите?
Вы готовы?
Только вот как нам с вами попасть в
страну сказок?
Давайте приготовим ваши пальчики
и произнесем волшебные слова.
Начинаем колдовать, двери в сказку
открывать. (С силой сжимаем и
разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий –
(сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести
ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим
“замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через

Ответы детей
Ответы детей
(Дети произносят волшебные слова
из пальчиковой игры “Замок)”.

нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на
уровне груди, ладони крепко
прижать друг к другу, повороты
“замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка
начинается.
(звучит мелодия из детской
передачи «В гостях у сказки»)

2. Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите, кто это прячется
за елкой? (показывает детям
игрушечного зайчика).

Зайчик, заюшка, зайчишка, зайчик -
побегайчик.

3. Беседа.
Как вы думаете, из какой он сказки?
Эта сказка про небольшой домик, в
котором хотело поместиться
множество разных животных.
Правильно, Зайчик прискакал к нам
из сказки «Теремок». Давайте
вспомним героев этой сказки.
Посмотрите, Зайчик принёс нам
загадки. К кому зайка прыгнет, тот и
говорит отгадку.
Загадки:
• Летом в болоте вы её найдёте.
Зелёная квакушка, кто это?
• Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызёт морковку
• Кто зимой холодный
Ходит злой, голодный?
• Неуклюжий косолапый
Кто всю зиму сосёт лапу?
• Серенький шарик под полом
шарит.
• Хитрая плутовка всех обманет
ловко.
Воспитатель показывает картинки.
В. Давайте вспомним как этих героев
звали в сказке?
-Как звали мышку?

«Заюшкина избушка», «Колобок»,
«Теремок», «Рукавичка».
«Теремок»
Лягушка, Мышка, Зайчик, Лиса,
Волк, Медведь.
Лягушка
Заяц
Волк
Медведь
Мышка
Лиса
Норушка

-А лягушку?
- А зайчика?
- А лисичку?
- А волка?
- А медведя?
- Молодцы, знаете все имена
героев.
• Вопросы воспитателя:
• Что такое терем, теремок?
• Кто первым нашел теремок?
• Кто пришел последним?
• Что сделал медведь?
• Можно ли назвать зверей
добрыми, дружелюбными? Почему?
• Кого и почему в сказке так
называют: «квакушка», «норушка»,
«побегайчик»?
В. – А теперь давайте поиграем

Квакушка
Побегайчик
Сестричка
Волчок – серый бочок.
Косолапый
Ответы детей

4. Физкультминутка.
Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.
(поклон)
Там и мышка (руки перед собой на
носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой
(повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(кулачок об кулачок)

Дети выполняют движения

Звери очень испугались,
Поскорее разбежались.

5. Моделирование сказки.
-Вот мы немного отдохнули, и зайка
приглашает вас за столы.
Возьмите конверты. Что лежит в
конверте?
Сколько всего фигур?
Какой формы, размера и цвета?
- Сейчас мы будем рассказывать
сказку «Теремок», используя фигуры
– заместители персонажей этой
сказки.
- Подумайте и покажите мне, какой
кружочек - заместитель кого будет
означать?
У вас осталась ещё одна фигура.
Какая она и что будет означать в
сказке?
Большой желтый квадрат - это
теремок.
Начинаем рассказывать сказку
«Теремок», используя фигуры –
заместители персонажей этой
сказки.
Молодцы, ребята.

Дети садятся за столы
Геометрические фигуры.
7 фигур
Дети отвечают
Серый маленький кружок – мышка,
серый большой кружок – волк,
белый кружок – зайчик, оранжевый
кружок – лиса, коричневый большой
кружок – медведь, зелёный кружок
– лягушка.
Большой желтый квадрат.
Рассказы детей с помощью условных
заместителей.

6. Рефлексия.
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и конечно немного устали.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться
пора.
Какие вы сегодня были молодцы,
всех героев расколдовали, сказку дружно рассказали.

Дети выходят из-за столов и встают в
круг.

г. Жиздра, 2021-22 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение 3ГлаваI.Теоретические основы формирование изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста  1.1.Характеристика изобразительной деятельно...

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОглавлениеВведение 3ГлаваI.Теоретические основы формирование изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста  1.1.Характеристика изобразительной деятельно...

Формирование навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов. Представлен опыт работы в подготовительной к школе группе по формированию навыков сюжетного рисования посредством комментированного рисования....

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Формирование композиционных умений в пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлены этапы работы по обучению детей пейзажной живописи....

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

Развитие изобразительных умений в декоративном рисовании у детей старшего дошкольного возраста (по мотивам Урало-Сибирской росписи)

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций, для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилей Изобразитель...