Рисование у детей раннего возраста, как средство формирования творческих способностей
консультация по рисованию (младшая группа)

Кармишина Ирина Сергеевна

Рисование- одно из самых любимых занятий детей раннего возраста.Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет, рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Рисование у детей раннего возраста, как средство         формирования творческих способностей

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
Рисование - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста. А этот возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в дошкольном детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительное искусство - это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но как объяснить маленькому ребенку язык изображений в простой форме? Занятия рисованием, изобразительным творчеством дают ребенку необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Важно при подаче материала соблюдать принцип последовательности от простого к сложному. Ведь основная цель воспитателя - вовлечь ребенка в творческий процесс, дать почувствовать, что у него все получается. Здесь нет жестких рамок, которым обязательно нужно соответствовать, здесь ценятся попытки найти свое, оригинальное решение. Интересные работы могут получаться у многих детей. Так дети раскрепощаются, становятся настоящими творческими людьми. Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, знания, на свои впечатления, фантазию. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем, чтобы одна сторона не подавляла другую. В процессе работы надо помочь каждому ребенку развить его индивидуальную трактовку задания и делать это осторожно, не навязывая своего решения, учитывая при этом возможности детей. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи. Яркие и цветные изображения вызывают у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. В период от 1 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведением поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: зернышки для цыплят, окошки в теремке. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления. Изобразительная деятельность - это еще и общение взрослого и малыша. Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить другие способы достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку, предложите сделать машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое, следует понять причину и усложнить или облегчить его. Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться, стараться привлекать ребенка к логическому завершению задания. На занятиях по рисованию малыши учатся правильно держать кисть, рисовать с помощью кисти, поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном на заданном пространстве, делать отпечатки ладонью и доводить их до определенного образа; закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контуры, различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Заниматься рисованием с детьми 2-3 лет следует систематически 1-2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет 5-10 минут. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей. Открыв в себе неповторимую индивидуальность, ребенок сможет в дальнейшем полнее реализовать себя в жизни, в учебе, в творчестве, в общении с другими. Он приобретет еще один, дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих мыслей, чувств и эмоций. Приобретенные знания станут основой для того, чтобы в будущем из него получилась нестандартная личность, способная к действию, к созиданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Консультация для педагогов «Использование интеграции в образовательной деятельности с детьми раннего возраста как средство развития творческих способностей».

Интеграция- одна из важнейших и перспективных направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение несколько учебных предметов в один. Таким образ...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста. Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями....

Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста, как средство развития творческих способностей

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому...