«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство формирования речи».
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Кириловская Ирина Владимировна

Практикум для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_1.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

Выступление на ММО воспитателей младших групп от 26.04.2023 г.

Кириловская И.В., Звягина Г.В.

Практикум для воспитателей

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство формирования речи».

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в практикуме, с методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики путем комментированного показа;

2. Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников практикума.

3. Повысить уровень мастерства педагогов.

4.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками практикума.

Оборудование: карандаши по количеству участников, сухой бассейн (фасоль, каштаны, пуговицы), носовые платочки, подносы (манка), решетки для раковины.

Этапы работы:

1. Подготовительно-организационный

2. Презентация выступления

1. Подготовительно-организационный

Добрый день, уважаемые коллеги! Нам очень приятно видеть всех Вас. И чтобы сразу включиться в работу предлагаем вам ответить на несколько простых вопросов.

Мы рады вас видеть сегодня, друзья.

Просим отвечать громко «Нет» или «Да».

Хотим мы услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Тогда Вас просим нам во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

2. Презентация выступления

1 слайд. С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем наш практикум «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство формирования речи».

Работая на ясельной группе 3 года, мы отметили, что уровень речевого развития детей заметно снизился.

Нам хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает.

Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам, процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

2 слайд. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель .

Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «... он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах, окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук...».

 Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мариониллой Максимовной Кольцовой (доктор медицинских наук) на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока - ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры.

 3 слайд. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

Веселое общение малышей со взрослыми, заряд положительных эмоций — это три.

4 слайд. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Занимаясь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

В основу нашей работы положена игра. Для ребенка игра – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

В нашей работе не содержится принципиально новых открытий и изобретений. Мы опробовали уже известные приёмы развития мелкой моторки руки в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме.

Приемы развития мелкой моторики рук.

5 слайд.1. Массаж кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).

6 слайд. 2. Ежедневные пальчиковые игры со стихами.

7 слайд 3.Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор)

4.Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8 слайд 5. Игры с предметами домашнего обихода. (прищепки, крупы и др.) (фото)

При подборе игровых упражнений мы принимаем во внимание такие принципы:

-игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности, ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

-постепенное усложнение игрового материала, упражнений - от простого к сложному.

Для достижения результата работа должна быть регулярной.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Мы их используем для развития речи, ознакомлению с окружающим миром, на прогулке, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д.

3. Представление продуктивных способов работы.

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение сегодня так же будет определять этапы нашей работы.

Поэтому нам бы хотелось познакомить вас с некоторыми из этих игр. (Упражнения проводятся с педагогами).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

9 слайд.  Массаж ладоней и пальчиков рук.  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).

10 слайд. Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из видов массажа «Массаж с помощью шестигранного карандаша». Шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке. По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«ЛАДОШКА»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т.д.

Условно делятся на три группы

11 слайд. 1 группа. Упражнения для кистей рук 
– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; – учат напрягать и расслаблять мышцы; – развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; – учат переключаться с одного движения на другое.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

12 слайд. 2 группа. Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы). совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Развивают подражательную способность: учат напрягать и расслаблять мышцы, учат переключаться с одного движения на другое): кольцо, коза, заяц;

hello_html_22f92943.jpg,

3 группа. Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д. 

hello_html_1c7bc0f3.jpg 

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

13 слайд. Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т.д.  

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

 Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Этот пальчик маленький.

- Этот пальчик слабенький.

- Этот пальчик длинненький.

- Этот пальчик сильненький.

- Ну, а это - толстячок.

- А все вместе кулачок.

С предметами: для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки. Это идеальные игрушки для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Но кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

Комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот —

Весь платок он скушал, вот!»

(упражнение проводится с педагогами)

14 слайд. Пособие «Игры с прищепками». Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

 -ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.

-прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения.

украшая фигурки, вырезанные из картона.

15 слайд. Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Рыбка

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников не бывает рыбки.

16 слайд. Игры с крупами. Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.
Еще один вид игры с крупами – это
«Сухой бассейн». Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.

Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.

Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Вывод: пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

17 слайд. «Бизиборд» На сегодняшний день это одна из лучших адаптирующих и развивающих игр для развития ребенка по методике Марии Монтессори. Играя с розетками и выключателями, замками и шпингалетами, ребенок адаптируется к бытовой среде, учится самостоятельности.

Итог практикума:

18 слайд. Работая по данной теме уже 3 года. Проводя ежедневную работу над развитием мелкой моторики рук, мы добились определённых результатов:

- дети научились выражать свои мысли;

-стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);

- расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;

- дети знают и играют в пальчиковые игры;

- у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

- в речи детей появились простые предложения…

Развитие мелкой моторики, как средства формирования речи дает положительный результат.

Итак, если даже речь ребёнка развивается хорошо, всё же стоит заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Если же развитие речи малыша отстаёт, то стоит обратить внимание на тренировку его пальцев - это потребует в день всего несколько минут времени, которые окупятся в стократ.

Подводя итог нашей с Вами встречи, мы хотели бы узнать Ваше мнение о проделанной нами работе.  Предлагаем участникам практикума оформить дерево цветными ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...