РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"
опыты и эксперименты ( группа) на тему
Данная программа расчитана на средний и старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « Познание»
Содержание
1 Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Основа для разработки программы
1.3 Цель
1.4 Задачи на 2 этапа
1.5 Формы и методы организации деятельности
1.6 Методы обеспечения
1.7 Принципы организации
1.8 Интеграция образовательных областей
2 Срок реализации
3 Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет
4 Организация режима с детьми старшей группы
5 Тематический план для старшей группы
6 Организация режима с детьми подготовительной к школе группы
7 Тематический план для подготовительной к школе группы
8 Список литературы
9 Работа с родителям
Пояснительная записка
Актуальность.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не сегодняшний».
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Основы для разработки.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Основой для разработки рабочей программы по дополнительному образованию является:
1. в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей (приказ №655 от 23.11.2009)
2. общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
3. Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
4. Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.
5. Фисенко М.А.Старшая и подготовительная к школе группы. Волгоград. 2008 г
Цель программы: – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента
Задачи программы:
1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).
3. Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стекла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
4. Развитие у детей умственных способностей.
5. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, сообщение.
6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Формы работы:
1. Подгрупповые занятия;
2. Индивидуальные экспериментирования;
3. Взаимодействие с родителями: беседы, выставки, консультации.
Методы обеспечения:
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
• Этапы осуществления проекта
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
• Сравнение.
• Метод моделирования и конструирования.
• Метод вопросов.
• Метод повторения.
• Решение логических задач.
• Экспериментирование и опыты.
Занятия организуются на принципах:
• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
• доступности предлагаемого материала;
• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
• вариативности и проблемности;
• взаимодействия с семьей.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Интеграция содержания образовательной области «Познание»
Виды интеграции образовательной области «Познание»
Образовательная область Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса
«Безопасность» Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. Учить правильно, пользоваться приборами для детского экспериментирования.
«Социализация» Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей.
Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
«Труд» Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
«Физическая культура» Формировать правильную осанку. Приучать к выполнению действий по сигналу.
«Чтение художественной литературы» Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
«Художественное творчество» Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине, форме, ориентироваться на плоскости.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук
«Музыка» Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
«Здоровье» Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.
«Коммуникация» Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Срок реализации программы: 2 года.
1 год обучения – старшая группа – 2014-2015 учебный год
2 год обучения – подготовительная группа – 2015-2016 учебный год
Возрастные особенности детей 5- 6лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,
указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона..
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность своих действий. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Режим организации занятий старшей группы
Продолжительность | Кол –во часов в неделю | Кол – во занятий в год |
25 минут | 25 минут | 25 |
Тематический план в старшей группе кружка «почемучки»
1. Беседа о лете.
2. Куда тянутся корни.
3. Песок и глина – наши помощники.
4. Песок, глина, огонь.
5.Этот удивительный воздух.
6. Изучаем свойства воды.
7. Вода, круговорот воды в природе.
8.Послушная водичка
9. Ткань. В магазин ткани.
10.Бумага.Какая она.
11.Железо.Магнит.
12.Что мы знаем о материалах и свойствах веществ.
13.Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда.
14.Цветные льдинки.
15. Откуда берется питьевая вода.
16.Путешествие на дно реки.
17.Изучаем тайну огня.
18.Пожарная безопасность.
19.Что такое мука.
20.Как появилась соль.
21.Изучаем сахар.
21.Растворимость веществ.
22.Что такое холм и что такое гора, как они появляются.
23.Воздушная оболочка земли.
24.Вулканы и их происхождение.
25.Путешествие в солнечное царство космическое государство.
Режим организации занятий подготовительной группы
Продолжительность | Кол –во часов в неделю | Кол – во занятий в год |
30 минут | 30 минут | 35 |
Тематический план в подготовительной группе кружка «почемучки»
- Знакомство с камнями. Какими бывают камни?
- Живые камни
- Замерзшая вода двигает камни
- Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозём)
- Вода в природе и в быту
- Вода – помощница
- Вода-источник жизни
- Опыт: «вода-растворитель»
- Наши руки
- Что можно чувствовать кожей?
- Наши помощники. Опыт «слушай во все уши»
- Опыт: «как мы чувствуем запахи»
- Магнит-фокусник
- Стальной барьер
- Волшебная монета
- Как работает термометр
- Песок и глина
- Сравнение свойств. Опыты: «песок и глина»
- Животные и песок
- Знакомство со свойствами воздуха
- Опыты: «где теплее?», «подводная лодка», «упрямый воздух», «что быстрее»
- Воздух занимает место
- Неизвестное рядом
- Солнце, земля и другие планеты
- Этот загадочный космос
- Почему солнце можно видеть до того как оно поднимется над горизонтом
- Звезды светят постоянно
- Как увидеть и услышать электричество. Опыты: «чудо расческа», «волшебные шары», «вертушка»
- Электроприборы
- Выяснения причины роста зеленых растений океана на глубине до 100 метров
- Установление способностей растений к поиску света
- Откуда радуга берется
- Опыт: «волшебный круг»
- Свет вокруг нас
- Из каких цветов состоит солнечный луч
Список литературы
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
2. Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
3. Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.
4. Фисенко М.А.Старшая и подготовительная к школе группы. Волгоград. 2008 г
5. Дж. Андруз «100 полезных экспериментов»
6. О.В. Дыбина, «Неизведанное рядом»
7. О. Колпакова «Занимательное природоведение для малыш
8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами»
9. Н. Рыжова “Знакомим детей с почвой
10. Энциклопедия для дошкольников
Работа с родителями.
Сентябрь
1. Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка Консультация
2. Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Памятка
Октябрь
1. Родители гиды на пути к познанию консультация
2. Несколько золотых правил для родителей Памятка
Ноябрь
1. Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования консультация
2. Литература в помощь Выставка литературы.
Декабрь
1. Познавательный интерес и познавательная активность детей старшего дошкольного возраста Консультация
Январь
1.Система упражнений и проблемных ситуаций Памятка
Февраль
1. Фото репортаж: «Наши опыты» Папка - ширма
2. Занимательные эксперименты рекомендация
Март
1. Связь экспериментирования с развитием речи и мышлением. Наглядная модель.
2. Обучение и познание мира через игру консультация
Апрель
1. Экспериментирование дома Анкетирование родителей
2. Семейный опыт детского экспериментирования. Практикум за круглым столом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...