Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Веселая кисточка» для детей 4-7 лет (на 2015-2018 годы)
рабочая программа (средняя группа) на тему

Кирченко Надежда Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirchenko_n.n._programma.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МАУ ДО «ЦДО» с. Доброе

Черныш Н.Н.

«___»___________2015 год

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ЦДО» с. Доброе, Добровского муниципального района, Липецкой области.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Веселая кисточка» для детей 4-7 лет (на 2015-2018 годы)

 

 

 

Составитель : Кирченко Н.Н

Принято на заседании педагогического совета

                                                 (протокол от ……………№….)

                                                                     и Управляющим Совета МАУ ДО «ЦДО»

                                               (протокол от …………..№…)

Доброе 2015

Образовательные области:

-  социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

 

 

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

Составитель: руководитель кружка- воспитатель Кирченко Н.Н

Пояснительная записка

 

  Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.

Изобразительное творчество- специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка- непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать , не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству. Уже в дошкольном детстве- залог будущих успехов.

Желание творить- внутренняя потребность ребенка, анна возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность- это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно- трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание. Авторы программ нового поколения предлагают через раздел художественно- эстетического воспитания знакомить детей с традиционными способами рисования, развивая, таким образом творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Связь образовательных областей.

 

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.  Формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Познавательное развитие:

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

Речевое развитие:

Практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Художественно-эстетическое развитие:

Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса

Физическое развитие:

Развитие физических качеств детей.

 Количество занятий в неделю : 9

 

 

Рабочая программа  «Веселая кисточка» имеет цель:

 Развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно- творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира, учить нетрадиционной технике рисования.

 

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая:  учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая:  развивать творческую активность, мышцы кистей рук. Поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

 

Задачи работы кружка «Веселая кисточка»:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые. Интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. Учить осваивать нетрадиционные техники рисования.

Развивающая: развивать творческую активность. Мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2.побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то. Что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создать условия для освоения цветовой палитры.

4. создание условий для коммуникативной деятельности детей.

5. Развитие связной речи.

6. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

7. Постепенно, с учетом индивидуальных способностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

8. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности- рисунок интересен другим ( педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.)

9. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

10. Вызвать интерес  к рисованию нетрадиционной техникой.

 

Приемы и методы используемые на занятиях ИЗО кружка:

Эмоциональный настрой- использование музыкальных произведений.

Практические упражнения, игровые методы.

Словесные методы- рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы- объяснение, пояснение, пед. Оценка.

Наглядные методы и приемы-наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

 

 

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1 Использование приёма транслирования информации.

2 Отбор тематического содержания.

3 Главный герой рисования- ребенок.

4 Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.

5 Педагог создает схематические изображения.

6 Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.

7 В качестве «физминутки» используются элементы драматизации, пальчиковой игры,  имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

 

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1 «Развитие речи»: на занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2 «Ознакомление с окружающим»: для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применить первые варианты общения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей и животных.

3 «Сенсорное воспитание» занятия по ИЗО способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4 «Музыкальное воспитание» рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5 «Физическая культура» использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

 

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1 Создание оптимальных условий для мотивации детской речи

2 Обеспечение главных условий общения

3 Стимуляция и поддержание речевой инициативы

4 Использование различных коммуникативных средств.

 

Связь с другими образовательными областями

 

Социально-коммуникативное развитие

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.  Формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

Речевое развитие

Практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса

Физическое развитие

Развитие физических качеств детей.

 

 

Сетка занятий

Работы кружка «Веселая кисточка» на 2015-2018 уч. год. 

Дни недели

Занятия

Время проведения

Понедельник

Художественное творчество

15.30- 15.55

16.05-16.30

Вторник

Художественное творчество

10.00-10.25

10.35-11.00

Среда

Художественное творчество

15.30- 15.55

16.05-16.30

Четверг

Художественное творчество

10.00-10.25

Пятница

Художественное творчество

15.30- 15.55

16.05-16.30

Список детей кружка «Веселая кисточка»

Группа «Березка» 4-5 лет.                                      Группа « Солнышко» 6-7 лет

  1. Дроздова Вика                                               1. Гребенщикова Аня
  2. Комарова Соня                                              2. Чернышова Соня
  3. Тулупова Даша                                              3. Чернышова Даша
  4. Подтележникова Вика                                  4. Кузнецова Маша
  5. Трунова Даша                                                5. Эминова Лейла
  6. Журов Тимофей                                            6. Фролова Полина
  7. Черненький Рома                                          7. Мурашкина Оля
  8. Копаев Ваня                                                   8. Кузнецов Дима
  9. Шуленина Оля                                               9. Назаров Дима
  10. Максимова Вика                                            10. Сдвижкова Диана

Перспективное планирование кружка «Веселая Кисточка»

Месяц

Неделя1-2

Неделя 3-4

Сентябрь

«Краски осени»

«Осеннее дерево»

«Золотая осень»

«Листопад»

Октябрь

«Осенний букет»

«Уборочная»

«Каравай хлеба»

«Осенний лес»

Ноябрь

« Я в волшебном лесу»

«Дары осени»

«Урожай осени»

«Дождливая осень»

Декабрь

«Краски зимы»

«Зимнее дерево»

«Ёлочка нарядная»

«Дед мороз»

Январь

«Дворец деда мороза»

«Снежинки»

Февраль

«Снежная семья»

«Пингвины – обитатели холодного царства»

«Зимний пейзаж»

«Зимние забавы»

Март

«Подарок для мамы»

«Страна добра и тепла»

«Весеннее дерево»

«Подснежники»

Апрель

«Страна улыбок и смеха»

«Краски неба»

«Белые лебеди»

«Сказка подводного мира»

Май

«Салют»

«Цветущий сад»

«Полянка одуванчиков»

«Котята»

Выставка детских итоговых работ

Сентябрь

Темы:

  1. Краски осени
  2. Осеннее дерево
  3. Золотая осень
  4. Листопад

Программное содержание:

 Учить детей рисовать способом примакивания, тычком, знакомить с приемами смешивания красок «Краски осени – теплые краски». Выделять осенние цвета в природе, расширять представления об осени. Развивать творчество, фантазию.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование способом примакивания, тычком.

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки.

Предварительная работа:        

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстрации осени, практика смешивания красок, чтение стихов о природе.

Октябрь

Темы:

  1. Осенний букет
  2. Уборочная
  3. Каравай хлеба
  4. Осенний лес

Программное содержание:

 Продолжать учить детей рисовать тычком, примакиванием, закреплять знание последовательности работы. Учить выбирать цвета. Познакомить с техникой печатания листьев.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование тычком, рисование печаткой, рисование ладошкой.

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки, печатки.

Предварительная работа:        

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций уборочной, хлебобулочных изделий, репродукции картины «Осенний лес». Предварительная работа с красками. Беседа на тему «Откуда хлеб пришел»

Ноябрь

Темы:

  1. Я в волшебном лесу
  2. Дары осени
  3. Урожай осени
  4. Дождливая осень

Программное содержание:

 Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса, развивать чувство композиции, развивать воображение и творчество. Познакомить с техникой «Воскография», рисование пальчиками.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование восковыми мелками, пальчиками.

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки, восковые мелки, муляж овощей.

Предварительная работа:        

Наблюдение в природе, практика смешивания красок, чтение стихов о природе, рассматривание иллюстраций, беседы.

Декабрь

Темы:

  1. Краски зимы
  2. Зимнее дерево
  3. Ёлочка нарядная
  4. Дед мороз

Программное содержание:

 Учить отражать особенности времени года. Учить смешивать краски, создавать образ новогодней ёлки, образ деда мороза. Учить рисовать зимнее дерево – разными способами. Знакомство с техникой рисования по сырому.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование пальчиками, тычком, примакиванием, рисование по сырому.

Оборудование:

Акварель, лист, палитра, крупный тампон для смачивания поверхности листа.

Предварительная работа:        

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Смешивание красок: синий, голубой, белый. Рассматривание зимнего дерева, ёлки на прогулке.

Январь

Темы:

  1. Дворец деда мороза
  2. Снежинки

Программное содержание:

 Развивать фантазию, творчество детей. Продолжать учить рисовать восковыми мелками.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование восковыми мелками.

Оборудование:

Лист, гуашь, акварель, восковые мелки, палитра.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев на прогулке, домиков, снежинок, работа с восковыми мелками.         

Февраль

Темы:

  1. Снежная семья
  2. Пингвины – обитатели холодного царства
  3. Зимний пейзаж
  4. Зимние забавы

Программное содержание:

Закрепление с детьми зимних месяцев. Познакомить детей с холодными красками: белый, синий, голубой, фиолетовый. Учить детей выбирать краску к соответствующему фону листа. Учить правильно держать кисть, рисовать всем ворсом и кончиком кисти.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование по мокрому, рисование пальчиком, рисование тычком.

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки, акварель, палитра, крупный тампон для смачивания поверхности листа.

Предварительная работа:        

Познакомить детей с пейзажем Антарктиды. На прогулке – лепка снеговиков. Практическая работа с красками: смешивание красок, рисование по мокрой бумаге. Беседа с детьми «Зимние забавы».

Март

Темы:

  1. Подарок для мамы
  2. Страна добра и тепла
  3. Подснежники
  4. Весеннее дерево

Программное содержание:

Рисование с элементами аппликации. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком, смешивать краски. Закрепить теплые тона красок: желтый, оранжевый, красный. Научить технике рисования «Ниткография», «Монотипия». Научить детей передавать теплое и хорошее настроение красками на листе бумаги.  Закрепить умения рисовать по сырому фону, развивать творчество, фантазию.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование ниткографией, монотипией.  

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки, палитра, крупный тампон для смачивания поверхности листа.

Предварительная работа:        

Работа с теплыми цветами (красный, желтый, оранжевый). д/и «Найди теплый цвет».

Апрель

Темы:

  1. Страна улыбок и смеха
  2. Краски неба
  3. Белые лебеди
  4. Сказка подводного мира

Программное содержание:

Дать детям представления о сочетании одних цветов, которые вызывают состояние веселья, улыбок, хорошего настроения. Сочетание других цветов – грусти. Научить детей выражать веселье, грусть в своем творчестве. Научить создавать образ звездного неба приемом набрызга, развивать цветовосприятия. Упражнять в рисовании ладошкой. Расширять знания детей о подводном мире. Развивать эстетическое восприятие.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование техникой «Набрызг», рисование ладошкой, пальчиком, по мокрому.

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки, акварель, палитра, крупный тампон для смачивания поверхности листа.

Предварительная работа:        

Закрепление цветов. Игра «Тепло – холодно». Чтение рассказов Носова о дружбе и добре. Просмотр мультфильмов «Русалочка», «В поисках Немо».

Май

Темы:

  1. Салют
  2. Цветущий сад
  3. Полянка одуванчиков
  4. Котята

Программное содержание:

Продолжать совершенствовать рисование тычком. Учить создавать пушистые, мягкие образы, развивать фантазию. Воспитывать чуткое, доброе, бережное отношение к животным. Учить добиваться желаемого результата. Учить не бояться за помощью. Научить детей описать сове творчество, т.е рассказать о своем рисунке.

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование тычком, пальчиком, монотипия.

Оборудование:

Лист, гуашь, кисточки, акварель, палитра.

Предварительная работа:        

Игра «Когда это бывает?», «Что это?». Чтение художественной литературы и поэзии.  Наблюдение за котятами на прогулке. Рассматривание лужайки из одуванчиков на территории детского сада.

Литература

  1. Т. А. Копцева
  2. Е.К Кожохина
  3. Е.А .Панова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"

Данная программа расчитана на средний и старший дошкольный возраст....

Рабочая программа платного дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на 2017 -2018 учебный год

Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами....

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 7 лет «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

                         Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет дей...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Веселые пальчики"

Рабочая программа по дополнительному образованию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 лет «ЗАНИМАТИКА»

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственно...