РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 7 лет «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Алексеева Анастасия Анатольевна

                           Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка с особыми образовательными потребностями к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ТАНЕЕВА

_____________________________________________________________________________

ПРИНЯТО:                                                             УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                                      Приказом заведующего отделением

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ           МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ -ГИМНАЗИЯ             УЧРЕЖДЕНИЕ -ГИМНАЗИЯ

ИМ. В.И. ТАНЕЕВА                                                 ИМ. В.И. ТАНЕЕВА                                                       

Протокол № ______                                               От____________№_________

От _______________                                               _____________Н.В.Федюкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 7 лет

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(срок реализации 1 год)

Автор программы воспитатель:

Алексеева Анастасия Анатольевна

МО, г. о. Клин, г. Клин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 - 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Развитие координации двигательной системы у некоторых детей отягощается нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности, и как следствие, появляются трудности в овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Лепка может являться одним из основополагающих видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними. Аппликация предоставляет широкие возможности для развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с бумагой, с тканью, с яичной скорлупой, соломкой, засушенными растениями, тополиным пухом и т.п., за счёт разглаживания и придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой. В процессе рисования развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их использования, в зависимости от плавности и непрерывности движений, а так же их направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики. В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму.

Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.

Разработанная серия развивающих занятий по изобразительной деятельности, в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности старших дошкольников и оказывает эффективность на развитие моторики детей.

Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы: развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в разных видах изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
  • Развивать мелкую моторику детей, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
  • Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
  • Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

Наглядные методы:

– показ способов действия с инструментами и материалами;

– предъявление наглядных пособий.

Словесные методы:

– анализ выполненных работ;
– объяснение способов действия с инструментами и материалами;
– использование художественного слова.

Практические методы:

– обучение способам лепки, аппликации и рисования;

– индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые методы:

– сюрпризные моменты, игровые ситуации;

– пальчиковые игры, динамические упражнения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 4 разделов, работа по которым продолжается в течение года с детьми старшего дошкольного возраста.

1 раздел: «Чудо лепка» – знакомит детей с пластичными материалами, с различными способами и приёмами работы с ними. Дети старшего дошкольного возраста закрепляют умение действовать со стекой. Продолжается работа по формированию умения воспринимать красоту пластичной формы предметов, соотношение их частей. Работая с пластичными материалами (пластилином, фольгой, солёным, бумажным тестом), дети используют различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т.д. При этом у них развивается мелкая моторика, гибкость кончиков пальцев рук. Для раскрашивания и росписи изделий дети используют краски: акварель, гуашь, акрил.

2 раздел: «Бумажная фантазия» – предоставляет широкие возможности для развития мелкой моторики через разнообразные действия с бумагой в процессе аппликации, конструирования из бумаги (техника оригами). Дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой: сминание, скатывание, разрывание, скручивание, сгибание, разрезание. Работа по этому разделу развивает умение выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение.

3 раздел: «Магия красок» – направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Он способствует обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, поролона, салфетки и т.д.) На занятиях продолжается работа с детьми по развитию чувства формы, цвета, пропорции и художественного вкуса.

4 раздел: «Цветные ниточки и ткани» - способствует развитию навыков работы с мелко нарезанными нитками, кусочками ткани. На занятиях продолжается работа по обучению детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать у детей воображение, цветовосприятие, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Развивать технические навыки.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Продолжительность занятия – 30 минут.
  • Занятие проводится по подгруппам – с учетом особенностей детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий по программе «Умелые ручки» у детей старшего дошкольного возраста предполагаются следующие результаты:

  • Развитие мелкой моторики и речи детей.
  • Расширение и закрепление у детей знаний и представлений об окружающем мире.
  • Совершенствование у детей умений и навыков работы с различными инструментами и материалами (карандашами, кистями, ножницами, глиной, пластилином, солёным тестом, бумагой, фольгой и т.п.).
  • Формирование художественного вкуса.
  • Развитие творческих способностей у дошкольников.
  • Улучшение всех психических процессов у детей старшего дошкольного возраста: восприятия, памяти, мышления, воображения.
  • Повышение самооценки.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Месяц

Тема

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1.  «Фрукты на блюде»   

Лепка из пластилина

Развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Познакомить детей с восковым пластилином. Совершенствовать знания о приёмах лепки из  пластилина. Учить лепить различные формы  фруктов, передавая их характерные особенности. Закреплять умение  работать со стекой, делить целое на две части. Развивать связную речь. Динамическая пауза «Апельсин».

  Картинки и муляжи фруктов.

 Восковой пластилин, доски, скалки, стеки, салфетки.

2.«Дары осени»

Предметная аппликация

Регулировать силу мышечных усилий пальцев рук. Развивать мелкую моторику детей. Продолжать учить детей сгибать лист пополам, точно совмещать углы и стороны. Совершенствовать умение

пользоваться ножницами, вырезать

овал из салфетки, передавая

особенности формы листа капусты.

Учить наматывать на карандаш край овал, чтобы он немного загибался, приклеивать салфетки так, чтобы листы частично накладывались один на другой. Развивать связную речь. Тренировать умение  описывать фрукты и овощи.  

Динамическая пауза «Корзина с овощами».

Картинки и муляжи фруктов и овощей.

 Лист с контурным изображением капусты, зеленые салфетки, ножницы, клеевой карандаш, карандаш, клеёнка, салфетка.

3. «Волшебные листья».

Нетрадиционное рисование

 

Развивать ручную умелость и зрительно-моторную координацию. Закреплять умения поворачивать кисть руки в разном направлении. Добиваться чётко направленного движения пальцев по заданному контуру формы. Совершенствовать умения пользоваться кисточкой и красками.   Учить детей красиво располагать   изображение на бумаге. Развивать связную речь.

Динамическая пауза  «Ветер и листья».

Гербарий с осенними листьями.

 Альбом с репродукциями осенних пейзажей.

Белый лист бумаг с контурами листьев, свеча (обычная, хозяйственная), акварельные краски, кисточки, клеёнки салфетки.

4. «Ягоды смородины и клубники»

Нетрадиционное рисование

 

Развивать мелкую моторику дошкольников, учить детей регулировать силу мышечных усилий пальцев рук. Учить детей нетрадиционным способам рисования: пальчиковой живописи и печатанием листьями смородины и клубники. Закрепить знание цветов, используемых в  композиции, и умение сочетать их, а так же технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком»; учить рисовать ватной палочкой завитки и ягодки смородины.  Динамическая пауза «За малиной». 

Картинки и муляжи ягод.

 Гуашь, кисти, губка для нанесения краски на пальчики, чёрные листы картона, листья смородины и клубники, ватные палочки,  баночки под воду, салфетки.

Ноябрь

1. «Человек в движении»

Нетрадиционное рисование

Развивать ручную умелость и зрительно-моторную координацию. Формировать умение детей рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции тела и его части. Обучать созданию динамического образа, при помощи модели фигуры человека, изменяя положение рук, ног туловища. Развивать детское творчество. Динамическая пауза «Мое тело»

Картинка человека в движении (балерина, футболист).

Листы бумаги, картонная заготовка модели человека, палочка для рисования, краски, тряпочка, баночки под воду, салфетки.

2.  Чайная посуда

Тестопластика

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Познакомить детей с пластикой соленого теста. Закреплять навыки лепки из соленого теста, лепить из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму. Учить детей дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать связную речь.  

Динамическая пауза  «Посуда».

 Картинка или пластиковый чайной посуды.

Солёное тесто, стеки, баночки с водой, салфетки, дощечки.

3.Роспись чайной посуды

Нетрадиционное рисование

Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Учить детей регулировать силу нажима на кисть. Закреплять знания о цвете, орнаменте посуды. Закреплять умение рисовать элементы узора с помощью ватных палочек, называть их. Совершенствовать технику рисования.  Развивать связную речь.  

Динамическая пауза  «Посуда».

Образцы росписи чайной посуды.

Гуашь, губки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки.

4. «Спелые колосья»

Аппликация из крупы

Развивать глазомер, мелкую моторику, точность движений и зрительно-двигательную координацию. Совершенствовать умения использовать нетрадиционные способы изображения предметов и явлений окружающего мира. Учить детей регулировать силу нажима на пластилин. Учить детей дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать связную речь.  Динамическая пауза «Колоски»

Листы с изображением колосьев.

Желтый пластилин, перловка, салфетки, стеки.

Декабрь

1. «Красивые шарфики»

Нетрадиционное рисование

Аппликация из целлофана

Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Учить детей регулировать силу нажима на ватную палочку. Закреплять умение рисовать полосатый узор с помощью ватных палочек, чередуя цвета. Учить детей четкому выполнению инструкций (не выходить за контур рисунка). Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы. Развивать связную речь детей.

Динамическая пауза «Шарфики»

Картинки верхней одежды, обуви.

Лист с изображением мальчика или девочки, гуашь  красного и желтого цвета, ватные полочки, баночка для воды, салфетки.

2. «Снежинки»

 Лепка из фольги

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, уровень зрительно-двигательной координации, тренировать силу мышечных усилий. Познакомить детей  с пластикой фольги. Учить детей разрезать большую полоску фольги на несколько маленьких. Скручивать из фольги жгутики, из жгутиков делать ажурную снежинку. Тренировать умение подбирать однокоренные слова  к слову СНЕГ. Развивать творческие способности, глазомер, мелкую моторику и связную речь.

Динамическая пауза  «Снежинки».

Картинки с изображением снежинок, образцы снежинок из фольги.

 Фольга, ножницы.

3. «Снегири на ветке»

Аппликация из резаных ниток, бумажных шариков.

Развивать ручную умелость и зрительно-моторную координацию. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «перьев». Совершенствовать навык работы с ножницами.  Учить детей четкому выполнению инструкций (не выходить за контур рисунка). Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца. Развивать связную речь детей. 

Динамическая пауза «Зимующие птички»

Картинки  зимующих птиц.

Нитки черного, красного цвета, ножницы, контурное изображение снегиря на листе бумаги, клеевой карандаш, салфетки.

4. «Новогодняя ёлка» 

Аппликация из ткани  

Развивать глазомер, мелкую моторику, точность движений и силу мышечных усилий. Совершенствовать умения использовать нетрадиционные способы изображения предметов и явлений окружающего мира. Закреплять умение располагать ткани на листе бумаги в заданном направлении. Воспитывать аккуратность при выполнении данного  вида работ. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами, прием наклеивания. Развивать  связную речь. 

Динамическая пауза  «Ёлочка».

Картинки с Новогодними ёлками.

Ватмана 40 × 60 см, зелёная ткань, поролоновая губка, салфетки, ножницы, цветная бумага, помпоны, клеевой карандаш.

Январь

1. «Лисичка»

Конструирование из бумаги

Развивать мелкую моторику, точность движений и силу мышечных усилий. Познакомить детей  с техникой оригами. Продолжать учить детей сгибать лист пополам, точно совмещать
углы и стороны
. Учить детей четкому выполнению инструкций (с усилием проглаживать пальцем сгиб листа). Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы. Развивать связную речь детей.

Динамическая пауза  «Весёлые зверята».

Альбом с дикими животными.

Цветная бумага оранжевого цвета, фломастер черного цвета (для носика), глазки.

 2. «Северные олени»

 Обрывная аппликация

Развивать мелкую моторику, двигательные навыки, согласованность движений пальцев рук. Учить выполнять аппликацию из бумажных шариков;  разрывать салфетки на кусочки и скатывать из них шарики, заполнять ими контур туловища оленя.  Закреплять приёмы наклеивания  с помощью клеевого карандаша. Учить самостоятельно дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать связную речь. Тренировать умение образовывать существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Динамическая пауза  «Веселые зверята».

Рисунки  северного оленя.

Бумажные салфетки белого цвета,  картон с силуэтом оленя,  клеевой карандаш, вата, жгуты из салфеток  (для рогов).

3. «Уточка»  

Лепка из бумажного теста

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Познакомить детей с пластикой бумажного теста. Закреплять навыки лепки из бумажного теста, лепить из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму. Учить детей дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать связную речь. Тренировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.  

Динамическая пауза  «Домашние птицы».

Альбом с домашними птицами.

Бумажное тесто,

дощечки, салфетки, бусинки для глаз, клей ПВА, кисточки, красная акриловая краска для клюва.

Февраль

1. «Гжель»  

Декоративное рисование

Развивать мелкую моторику, регулировать силу нажима на кисть. Закрепить знания детей о гжельском промысле и  росписи. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего); умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Развивать связную речь.  

Динамическая пауза  «Сине – голубое чудо».

Альбом  с гжельской росписью.

Белый картон,

гуашь синего и белого цвета, кисти, стаканчики с водой, ножницы, карандаш, линейка, салфетки.

2. «Солнечный закат»

Нетрадиционное рисование

Развивать мелкую моторику, двигательные навыки, согласованность движений пальцев рук. Учить рисовать с помощью целлофана. Продолжать учить детей четкому выполнению инструкций (не выходить за края листа). Познакомить с новым способом нанесения краски на лист бумаги. Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы. Развивать связную речь детей.

Динамическая пауза «Солнышко»

Картинки с видом заката солнца.

Альбомный лист, гуашь зеленого, красного, желтого, оранжевого цвета, ватная палочка, целлофан, салфетки, клеенка.

3. «Кораблик для папы»

Объемная аппликация

Развивать мелкую моторику, двигательные навыки, согласованность движений пальцев рук. Учить выполнять аппликацию из оторванных полосок цветной бумаги;  разрывать бумагу на полоски и скатывать из них шарики, заполнять ими контур туловища оленя.  Закреплять приёмы наклеивания  с помощью клеевого карандаша. Учить самостоятельно дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать связную речь. Тренировать умение образовывать существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Динамическая пауза  «По волнам»

Альбом с морскими кораблями.

Цветная бумага, ножницы, альбомный лист с заготовленным фоном солнечного заката, клей ПВА, кисточка, салфетки.

4. «Платье для куклы»

  Аппликация из ткани

Развивать мелкую моторику, координацию движений обеих рук, силу мышечных усилий. Учить детей  вырезать украшения  из ткани, подбирая цвета в зависимости от фона и используя разные варианты композиции.  Закреплять навык работы с ножницами. Учить детей пользоваться портняжными мелками, клеевой тесьмой  и булавками. Научить детей с удовольствием мастерить, работать с любыми тканями, фантазировать и украшать своими руками кукольные платья так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение. Развивать связную речь.

Динамическая пауза  «Портниха».

Образцы ткани: натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой.

Кусочки ткани, шаблоны, мелки, ножницы,  клеевая тесьма,  кукольные платья, булавки, утюг.

Март

1. «Весна»

Рисование по сырой бумаге

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Учить детей передавать в рисунке картины природы. Учить создавать композицию рисунка. Тренировать умения рисовать по сырой бумаге. Закреплять умения рисовать кистью.  Совершенствовать технику рисования. Развивать связную речь. Динамическая пауза  «Весна, весна красная».

Репродукции картин на тему «Весна».

Альбом, краски акварельные, кисти (2-5) белка, салфетки, баночки с водой.

2. «Аленький цветочек для мамы»

Объёмная аппликация

Развивать мелкую моторику, точность и согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Закреплять умение складывать лист пополам, в разных направлениях, аккуратно и точно совмещать углы и стороны. Закрепить понятие «линия сгиба», проглаживать её.  Учить составлять изображение из нескольких частей. Цветочные лепестки клеятся внахлест друг на друга по кругу. Начинать приклеивать аппликацию со стебелька, заканчивать сердцевиной.        Совершенствовать умения пользоваться ножницами и клеем. Развивать связную речь. Тренировать умение подбирать  родственные слова.  

Динамическая пауза  «Алые цветы».

Образцы объемной аппликации

Цветные бумага и картон, карандаш, заготовка, ножницы, клей,  салфетки

3. «Мама, папа, я»

Аппликация из геометрических фигур

Развивать глазомер, мелкую моторику, точность движений и силу мышечных усилий. Совершенствовать умения использовать нетрадиционные способы изображения предметов и явлений окружающего мира. Закреплять умение располагать геометрические фигуры на листе бумаги в заданном направлении. Воспитывать аккуратность при выполнении данного  вида работ. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы ножницами, прием наклеивания. Развивать  связную речь. 

Динамическая пауза  «Семья».

Семейные фотографии детей.

Альбомный лист, заготовки геометрических фигур, заготовленный эскиз, клеевой карандаш, салфетки.

4. «Городецкие узоры»

 на разделочной доске.

Развивать мелкую моторику, точность движений, силу мышечных усилий. Тренировать уровень зрительно-двигательных координаций.  Закрепить знания о Городецких узорах. Продолжать учить выделять элементы узора, называть их; объединять рисунки, создавать общую композицию. Закреплять умения рисовать кончиком кисти с последующим нажимом, делать аккуратные и плавные мазки, подбирать цветовую гамму. Развивать связную речь детей. Тренировать умение согласовывать существительные с  числительными.

 Динамическая пауза  «Королева кисточка».

Подлинные изделия с  Городецкой росписью и  альбомы с её изображением.

Разделочные доски из прочного картона,

акриловые краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Апрель

1. «Скворцы прилетели»

Нетрадиционно рисование

 

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Учить детей передавать в рисунке натуральный вод оперения птицы. Учить создавать композицию рисунка. Тренировать умения рисовать с помощью поролоновой губки.

Совершенствовать технику рисования. Развивать связную речь. Динамическая пауза  «Весна, весна красная».

Картинка с перелетными птицами, скворцы.

Альбомный лист с контурным изображением скворца, поролоновая губка, гуашь, тарелка, кисточка, салфетки, клеенка, баночка для воды.

2. «Ракета в космосе»

Аппликация из бросового материала

Развивать мелкую моторику, двигательные навыки, согласованность движений пальцев рук. Учить выполнять аппликацию из спичек.  Закреплять приёмы наклеивания  с помощью клея ПВА. Учить дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать конструктивные способности. Развивать связную речь.

Динамическая пауза  «Поехали»

Альбом с видом космоса, ракеты в космосе, видом планет. Картонный лист черного цвета, спички, клей ПВА, салфетки, фольга, заготовленный эскиз ракеты.

3. «Вечерний город»

Рисование свечой

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Познакомить детей с техникой рисования свечой.  Развивать технические приёмы рисования свечой. Учить передавать картину вечернего города. Закреплять умение оформлять свой замысел. Учить детей делать эскиз простым карандашом, прорисовывать свечой, а затем раскрашивать акварелью. Закреплять навык рисования акварельными красками. Развивать связную речь.  

Динамическая пауза  «Люблю по городу гулять».

 

Альбом с фотографиями «Наш город»

Свечи, белая плотная бумага, простые карандаши, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки.

4. «Аквариум»

Конструирование из бумаги

Развивать мелкую моторику, точность движений и силу мышечных усилий. Познакомить детей  с техникой оригами. Продолжать учить детей сгибать лист пополам, точно совмещать
углы и стороны
. Учить детей четкому выполнению инструкций (с усилием проглаживать пальцем сгиб листа). Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы. Развивать связную речь детей. 

Способствовать коллективной работе дошкольников.

Динамическая пауза  «Золотые рыбки».

Альбом с дикими животными.

Ватмана 40 × 60 см, гуашь, поролоновая губка, плоская тарелка, цветная бумага, фломастер черного цвета, салфетки, клеевой карандаш.

Май

1. «День победы»

Рисование свечой

Развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий. Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.  Развивать технические приёмы рисования свечой. Учить передавать картину вечернего города. Закреплять умение оформлять свой замысел. Учить детей делать эскиз простым карандашом, прорисовывать свечой, а затем раскрашивать акварелью. Закреплять навык рисования акварельными красками. Развивать связную речь.  

Динамическая пауза  «Победа».

 

Альбом с фотографиями «День победы»

Свечи, белая плотная бумага, простые карандаши, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки.

2. «Бабочка»            

Аппликация  из  яичной скорлупы

Развивать мелкую моторику и ручную умелость. Познакомить детей с технологией выполнения  аппликации (мозаики) из яичной скорлупы.  Формировать и развивать у детей художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческие способности. Закреплять навыки и последовательность выполнения  мозаики (начинать выкладывать  мозаику с мелких фрагментов рисунка,  величина осколков скорлупы, зависит от размера рисунка, между скорлупками  оставлять  небольшие просветы).  Развивать усидчивость и мыслительную деятельность. Тренировать умение образовывать прилагательные.

Динамическая пауза  «Бабочка».

Образцы и фотографии готовых работ, инструкционные карты. Яичная скорлупа разных цветов, кисточка для  клея, клей ПВА, плотный картон с эскизом бабочки.

3. «Тюльпаны»

Нетрадиционное рисование

Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой живописи, а так же закреплять умения рисовать кончиком кисти, регулировать силу нажима на неё. Развивать художественный вкус и  творческое мышление. Учить располагать  изображение в центре листа,  подбирать сочетание разных цветов. Воспитывать стремление доводить  начатое дело до конца. Развивать связную речь. Тренировать умения подбирать прилагательные. 

Динамическая пауза  «Алый мак».

Альбом «Цветы», инструкционные карты.

 Гуашь, кисти, губка, салфетки, баночки с водой.

4. «Лето»                                     Творческий коллективный рисунок.

Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики. Учить располагать  изображение в центре листа,  подбирать сочетание разных цветов. Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы. Развивать связную речь детей. 

Способствовать коллективной работе дошкольников.

Динамическая пауза  «Лето к нам пришло».

Ватман, простой и цветные карандаши.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

  1. «Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
  2. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
  3. «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет» Пискулина С.С.
  4. «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т.С.
  5. «Пластилиновая картина» Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А.
  6. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Под ред. А.А.Грибовской.
  7. «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста» Лыкова И.А.
  8. «Обучение технике оригами» Кирсанова С.В.
  9. «Аппликация семенами» Коваленко З.Д.
  10. «Поделки из спичечных коробков» Давыдова Г.Н.
  11. «Времена года. Мастерим и играем» Белошистая А.В., Жукова О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Умелые ручки»

Прогамма-план "Умелые ручки"(для детей 6-7 лет)- развивающая программа по ручному труду (развитие  умелости рук). В программу входят средства  по  трудовому воспитанию детей, по  р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"

Данная программа расчитана на средний и старший дошкольный возраст....

Рабочая программа платного дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на 2017 -2018 учебный год

Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами....

рабочая программа по дополнительному образованию кружка ИЗОстудии "Челээш"

рабочая программа по дополнительному образованию ИЗОстудии "Челээш"...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...