Непосредственно образовательная деятельность «Русская матрешка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сухорученкова Любовь Евгеньевна

Непосредственно образовательная деятельность  «Русская матрешка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_matreshka.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность  «Русская матрешка»

Программные задачи:

Образовательные:

- Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

- Познакомить с семеновской матрешкой;

- Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.

Развивающие:

- Развивать эстетическое восприятие и воображение;

- Формировать творческие способности детей.

Оздоровительные:

- Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание подлинной игрушки - матрешки, алгоритма изготовления матрешки; беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования; вхождение в образ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Оборудование: Музыкальное сопровождение

Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая). Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям. Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

Ход занятия:

1. Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки...

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская....

(Ответы детей - матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка!

Нашу Матрешку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, большие глаза и маленький рот. Такой образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках (предложить потанцевать под р.н. песню).

2 Как же появляется на свет матрешка? Сделать матрешку не просто. Это процесс требует немалого мастерства и умения ( приглашает посмотреть последовательность изготовления матрешки).

Из чего делают матрешку?

Ответы детей: Матрешек делают из дерева

Воспитатель: Из какого дерева?

Ответы детей: Из березы, из липы.

Воспитатель.

  • Сначала надо выбрать дерево. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нем было мало сока.
  • Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесину обдувало. Важно не пересушить бревно. Срок сушки два года.
  • Мастер подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку. Дальше вытачивает заготовку на токарном станке. Затем ее делает разъемной. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка.
  • По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают.
  • Потом грунтуют крахмальным клейстером, чтобы ее поверхность была идеально гладкой и краски не растекались, затем сушат.

Воспитатель. А что дальше?

Ответы детей: Подготавливают краски для работы.

Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки.

Воспитатель. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

Ответы детей: Покрывает ее лаком для прочности.

Чтобы матрешка не портилась ее покрывают блестящим бесцветным лаком.

3. Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее... (семеновская). Вам нравится семеновская матрешка? Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек.

Какие цвета в росписи используют художники?

Ответы детей: Художники используют красный, синий, зеленый .

В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

Ответы детей: Она в руках держит большой букет роз.

В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук. Воспитатель: Как расписан платочек? Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.

По краю платочка нарисована цепочка из бутонов цветов и листочков. По кайме платка цепочкой нарисованы листья и бутоны цветов.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Ответы детей: Веселой и озорной. Игривой, радостной.

Праздничной, доброй, ласковой. Нарядной, сувенирной и т. д.

Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова

Что можно использовать для росписи Матрешки? Ответы детей: Можно расписать пальчиком.

Матрешку можно расписать при помощи «тычка» и ватной палочки, печатки. (Воспитатель предлагает физминутку)

Физминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,

Кулачки разжали - сжали.

 Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

 (Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде).

Поспешишь - людей насмешишь.

Хорошая работа два века живет.

Умелые руки не знают скуки.

После завершения росписи проводит итог.

Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

Прекрасный мир !

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом,

А может быть музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен,

 В нем место есть всегда для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка" для среднего дошкольного возраста....

Конкурс. Конспект непосредственно образовательной деятельности "Русская зима" (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», подготовительная группа)

Музыкальное занятие "Русская зима"  нацелено на создание условий для развития музыкально - ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально - дидактические игры....

Непосредственно-образовательная деятельность "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыэПедагогическая цель:Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с исто...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Русская матрешка"

Конспект по развитию речи во второй младшей группе...

Конспект интегрированной образовательной деятельности Русская красавица МАТРЕШКА

Цель:Приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства.Задачи:Образовательные:Познакомить д...