Примерное Календарно - тематическое планирование в средней группе для рабочей программы по дополнительному образованию "Рисование на песочных столах"
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа)

Яблушевская Наталья Николаевна

Примерное Календарно - тематическое планирование в средней группе для  рабочей программы по дополнительному образованию "Рисование на песочных столах". Данное планирование составлено автором без использования исходных  программ, согласно представлению о процессе развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, с учетом тематики  программ по изобразительной деятельности для детей среднего дошкольного возраста.   В планировании могут быть использованы игры из источников:Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников Кузуб Н.В., Осипук Э.И. и  "В гостях у песочной феи. Организация педагогической  песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalend.-temat.planir.sredn_.gr_.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

Средняя группа

 

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1

Знакомство с песком

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования песком на стекле; прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру; познакомить с игрой – упражнением «Здравствуй, песочек!»; развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей  рук; познакомить со способом создания  фона для рисования (насыпание песка через ситечко), развивать технические умения при обведении ладошки указательным пальчиком по контуру; расширять словарный запас.

2

Ниточки – клубочки

Вызвать интерес к рисованию песком; развивать технику линейного рисования кончиками пальцев при создании изображений клубочков (раскручивание от точки); развивать чувство размера, ритма  при многократном повторении спиралевидной  формы; развивать внимательность, композиционные умения при освоении пространства рабочей поверхности песочного планшета; продолжать развивать тактильную чувствительность; снятие напряжения рук;  познакомить с игрой «Песочный круг»; развивать фантазию, снятие психоэмоционального напряжения в процессе игры.

3

Солнышко в облаках

Продолжать обучать детей работать в технике рисования песком; познакомить  с новым способом создания изображения  световым пятном (прием «стирание песочного слоя» ладошкой по форме изображения); показать выразительность образа солнышка на контрасте с темным фоном; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, чувство формы, координацию движений при рисовании лучей солнца, облаков одновременно  несколькими пальчиками; развивать композиционные умения при  расположении частей изображения и создании сюжетной картинки; снятие тонуса кистей рук.

4

Осенние листочки и дождик

Учить создавать изображение осенних листьев с помощью трафарета; развивать умение насыпать песок тонким слоем с помощью ситечка; познакомить с простым видом песочной анимации – смена изображений, с отражением временных изменений  явлений на «экране» песочного планшета; развивать чувство ритма  при нанесении пальцами рук точек, штрихов при изображения дождика разного характера (мелкий  капельками, сильный   ливень); познакомить с игрой – упражнением «Песочный дождик»; развивать регуляцию мышечного напряжения и расслабления рук.

Октябрь

1

Божья коровка

Формировать представление об образе божьей коровки (округло -овальное тело из двух одинаковых половинок, большие глаза, точки на спине); продолжать развивать технику линейного рисования пальчиком;  учить  создавать пятнышки - насыпушки на спинке божьей  коровки; познакомить с приемом создания изображения глаз в песочном рисовании – отпечаток подушечки пальчика; продолжать развивать умение  работать ситечком при насыпании фона для рисования; развивать формообразующие движения руки, координацию рук, тактильную чувствительность, мелкую моторику; развивать внимательность и композиционные умения; развивать регуляцию мышечного напряжения и расслабления рук.

2

Веточка рябины

Учить создавать изображение веточки рябины с применением нескольких приемов техники рисования на песке; познакомить с новым приемом – сдвигание песочного слоя  подушечкой пальчика – при изображении листочков рябины; развивать внимательность, композиционные умения при  освоении пространства рабочей поверхности песочного планшета, изображении направления веточки и расположения листиков и грозди ягод; развивать чувство ритма при многократном  повторении формы листиков и ягод; продолжать развивать тактильную чувствительность, мелкую  моторику;  снятие тонуса кистей рук; расширять словарный запас.

3

Дерево и кустарник

Познакомить с новым способом создания фона – насыпанием песка из ладошек (протирание между сложенными вместе ладошками, просеивание из кулачков); развивать технику рисования  кончиками пальцев рук при создании образа дерева; показать выразительность приема рисования одновременно несколькими пальчиками при изображении  кроны дерева и листвы кустарника (ритмичные отпечатки подушечками пальчиков); тренировать в свободном рисовании штрихов кончиками пальцев при изображении травы; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, чувство ритма, размера; снятие тонуса кистей рук; познакомить с игрой – упражнением «Песочный ветер».

4

Рисование по замыслу

Просмотр сказки на песке «Колобок»; совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании на песочных планшетах; тренировать в создании фона различными  способами; воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи; способствовать созданию  радостного настроения от созерцания результатов своего труда; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук; развитие интереса к рисованию на песке.

Ноябрь

1

Песочные шашки

Учить рисовать кончиками пальцев прямые вертикальные и горизонтальные линии; учить ориентироваться в пространстве; тренировать в создании фона насыпанием песка из ладошек; развивать координацию рук, мелкую моторику, тактильную чувствительность, чувство ритма; снятие тонуса кистей рук; развивать внимательность, сообразительность.

2

Заборчик

Расширять  представление об овощах (ламинированные картинки); познакомить с новым приемом создания изображения широкой  линией - сдвигание  песочного слоя ребром  мизинца; развивать координацию рук при рисовании вертикальных и горизонтальных  линий забора; тренировать в насыпании  из кулачка точек – гвоздиков; развивать чувство ритма, размера, композиционные умения; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; развивать регуляцию мышечного напряжения и расслабления рук.

3

Грибная семейка

Продолжать развивать умение создавать изображение приемом «стирание песочного слоя»; развивать композиционные умения при освоении пространства рабочей поверхности плоскости песочного планшета и создании сюжетного рисунка; развивать формообразующие движения руки при изображении  вертикального овала ножки гриба и горизонтального овала шляпки; развивать чувство формы, размера;  развивать самостоятельность, фантазию при  дополнении рисунка; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

4

Птичка

Формировать знания о птицах (строение, форма, оперение); учить создавать изображение птицы с использованием разных приемов техники песочного рисования; познакомить с новым приемом – выдавливание отпечатка  ладошки при изображении крыльев и хвоста птички; продолжать развивать формообразующие движения рук при рисовании  круга головы и овала тела птицы; показать  выразительность приема отпечатка подушечек пальчиков при передаче оперения птицы; развивать чувство ритма, формы, пропорций; развивать композиционные умения; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к птицам; расширять словарный запас.

Декабрь

1

Праздничная елочка

Формировать представление о строении  елки (ствол, ветки  увеличиваются в длину к низу ствола, «смотрят» вниз); показать способ создания изображения елки приемом симметричного рисования одновременно пальчиками обеих  рук; инициировать поиск приемов для  изображения елки шариками; развивать координацию рук, чувство  размера при рисовании веток елки; развивать самостоятельность при выборе способа изображения новогодних шариков на елке; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук; создание предпраздничного настроения; расширять словарный запас.

2

Елочные  игрушки

Формировать представление об атрибутах новогоднего праздника; показать многообразие  декоративных элементов (точки, кружочки, прямые и волнистые линии, колечки) при украшении елочной игрушки; продолжать развивать формообразующие движения рук при  рисовании  контура игрушки (круглая, овальная); развивать самостоятельность при выборе формы игрушки и приемов рисования декоративных элементов; развивать фантазию, воображение, композиционные умения; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук; развивать интерес к новогоднему празднику и его атрибутам; расширение словарного запаса.

3

Новогодний подарок

Развивать представление о прямоугольных геометрических формах (квадрат, прямоугольник); познакомить с новым  приемом создания изображения широкой линией – рисование кулачками, сдвигание песочного слоя ребром ладошки; развивать формообразующие движения рук, композиционные умения; развивать самостоятельность, воображение, фантазию при украшении  изображения подарка декоративными элементами; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

4

Рисование по замыслу

Просмотр  песочной анимации «Новогодняя сказка»; совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании на песочных планшетах; тренировать в создании фона различными способами; воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи; способствовать созданию  радостного настроения от созерцания результатов своего труда; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук; развивать интерес к песочной анимации.

Январь

3

Снежинка

Формировать представление об образе снежинки; развивать умение работать с трафаретом  при создании изображения на песочном планшете (равномерно насыпать песок из ситечка, осторожно снимать трафарет); развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

4

Снеговик

Формировать представление об образе снеговика (круги разных размеров, ведро на голове); учить создавать изображение снеговика используя разные приемы песочного рисования; упражнять в создании изображения приемом сдвигание песочного слоя ребром ладони по  направлению формы изображения (ведро на голове снеговика); развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, формообразующие движения рук,  мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

Февраль

1

Автобус

Формировать представление о строении  автобуса (кузов с закругленными вверху углами, колеса, окна); развивать технику  линейного  рисования пальчиком; упражнять в рисовании приемом сдвигание песочного слоя широкой линией подушечкой пальчика - при изображении окон автобуса; инициировать  самостоятельный поиск приемов создания изображений при дополнении рисунка (дорога, солнце, облака); развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

2

Игра «Картинки на песке»

Расширять знания о том, что такое  река, море, лес и их обитателях; повторение известных приемов рисования на песочных планшетах; развивать умение решать творческие задачи; способствовать созданию радостного настроения от  совместной игровой деятельности; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снятие тонуса кистей рук; расширять словарный запас, развивать любознательность; воспитывать любовь к природе.

3

Рыбка

Формировать представление о строении рыбки (тело слитно с головой, хвост, плавники); учить создавать изображение рыбки с использованием разных приемов песочного рисования – линейный  рисунок пальчиком, имитация чешуи  выдавливанием отпечатков подушечек пальчиков;  познакомить с новыми приемами создания изображения – рисование линии ребром ладони (волнистые водоросли), отпечатки кулачками (камешки); развивать координацию движений при одновременном рисовании двумя руками (водоросли, камешки); тренировать в создании фона различными способами; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снятие тонуса кистей рук; расширять словарный запас, развивать любознательность; воспитывать любовь к природе.

4

Морская черепашка

Формировать представление о строении черепашки (панцирь, голова, лапки); продолжать развивать умение создавать изображение на песочном планшете при помощи трафарета; развивать формообразующие движения  рук при украшении панциря спиралевидным узором; развивать самостоятельность, фантазию, воображение при  обогащении картинки дополнительными изображениями; продолжать развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снятие тонуса кистей рук; расширять словарный запас, развивать любознательность; воспитывать любовь к природе.

Март

1

«Солнышко на масленицу»

Формировать представление о фольклорном образе солнышка (лицо, много волнистых лучей, украшено декоративными элементами); упражнять в линейном  рисовании кончиками пальчика; тренировать в создании отпечатков подушечек пальчиков при украшении  круга солнца  узором из пятнышек; тренировать в создании фона различными способами;  развивать формообразующие движения рук, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снятие тонуса кистей рук; воспитывать интерес  к народному творчеству.

2

«Веселое личико»

Развивать представление о чертах лица человека; познакомить с упрощенным способом создания изображения лица  ребенка в песочном рисовании: глаза – отпечатком подушечки указательного пальчика, нос – короткий штрих дугой, рот – длинный штрих дугой; тренировать в развитии координации рук при одновременном рисовании пальцами обеих рук волос девочки (волнистыми линиями); развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снятие тонуса кистей рук.

3

Домик - теремок

Формировать представление о способе создания  изображения домика в песочном рисовании с применением известных приемов; упражнять в линейном рисовании кончиками пальчиков, сдвигании песочного слоя ребром ладони (при рисовании крыши), подушечкой пальчика (при рисовании окна); тренировать в создании фона различными способами; развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, снятие тонуса кистей рук.

4

Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании на песочных планшетах; тренировать в создании  фона различными способами; воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи; способствовать созданию  радостного настроения от созерцания результатов своего труда; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

Апрель

1

Ежик

Формировать представление о создании образа ежика в песочном рисовании с использованием изученных приемов; познакомить с новым способом рисования на песочных столах – с применением различных  изобразительных материалов (кисточки); развивать чувство ритма при рисовании  кисточкой коротких штрихов –иголок на спинке ежика; развивать самостоятельность, активность, фантазию, воображение при обогащении рисунка дополнительными изображениями; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

2

Змейка

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании на песочных планшетах с применением изученных приемов; воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи; инициировать поиск изобразительно – выразительных средств при украшении змейки элементами декоративного рисования; способствовать созданию  радостного настроения от созерцания результатов своего труда; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

3

Бабочки

Формировать представление о симметрии в природе и строении бабочки; развивать координацию рук при одновременном рисовании  пальчиками обеих рук крыльев бабочки; инициировать поиск изобразительно – выразительных средств при украшении крыльев бабочки; познакомить со способом создания изображения бабочки из отпечатков ладошек; способствовать созданию  радостного настроения от созерцания результатов своего труда; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

4

Игра «Что спрятано в песке?»

Закреплять знания о природном  и рукотворном мире; развивать умение классифицировать предметы; развивать память, внимание, мелкую моторику рук; способствовать созданию радостного настроения от  игры на песке; развивать словарный запас, активизировать речь.

Май

1

Цветочки на полянке

Формировать представление о строении цветка (серединка, лепестки, листья, стебель); познакомить с одним из способов рисования цветов на песочных столах – сдвигание  песочного слоя широкой линией  подушечкой пальчика; развивать координацию рук при рисовании в разные стороны лепестков цветка;  развивать самостоятельность, фантазию, воображение  при обогащении картинки дополнительными изображениями; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.

2

Игра – упражнение «Мы  идем в гости»

Развивать  пространственные представления, ориентировка на плоскости песочного планшета; закреплять знания о природном мире; развивать память, внимание, мелкую моторику рук; способствовать созданию радостного настроения от  игры на песке; развивать словарный запас, активизировать речь; познакомить с игрой – упражнением «Необыкновенные следы»

3

Игра – упражнение «Песочные прятки сказочных героев»

Закреплять  знание героев сказок; развивать поисковую активности; развивать тактильную чувствительность, зрительное восприятие, образное мышление, произвольность; развивать словарный запас, активизировать речь.

4

Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании на песочных планшетах; воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи; способствовать созданию  радостного настроения от созерцания результатов своего труда; развивать фантазию, воображение; продолжать развивать композиционные умения, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; снятие тонуса кистей рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное календарно-тематическое планирование для подготовительной группы (область "Музыка")

данный материал поможет начинающим музыкальным руководителям в оформлении календарно-тематического планирования....

Календарно-тематическое планирование в средней группе по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 1 неделя

Тема недели: «Транспорт: едем, плывем, летим»Интеграция образовательных областейВиды детской деятельностиСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизац...

Календарно тематическое планирование в средней группе по программе "Радуга"

Календарно тематическое планирование в средней группе....

Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл?""

Календарно - тематическое планирование в средней группе по теме "Дикие животные зимой"...