Дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки – ладошки» для детей 2-3 лет (развитие мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности)
учебно-методический материал (младшая группа)

Ложкина Марина Витальевна

Программа направлена на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ladushki_-_ladoshki_lozhkina.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Страница

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2-5

1.1. Пояснительная записка

2-3

1.2. Цели и задачи Программы

5

1.3. Возрастные особенности детей 2-3 лет

4

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

5

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

5-13

2.1. Учебный план

6

2.2. Календарный план-график

6

2.3. Учебно-тематический план

7-13

2.4. Система контроля и оценочные мероприятия

13

III.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

14-15

3.1. Сведения о педагоге

14

3.2. Формы и режим занятий

14

3.3. Материально – техническое обеспечение реализации Программы

15

Литература

16

Приложение

17

                                                                                     Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности «Ладушки-ладошки» для детей 2-3лет (далее – Программа) разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Информационно-методического сборника регионального модельного центра «Реализация приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» на территории Тюменской области;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

            Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.                                                          Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.            Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.                                            

            Актуальность дополнительного образования по направлению развитие мелкой моторики рук с элементами изодеятельности заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. Также предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

             Программа носит комплексный характер, включает в себя изучение различных приемов работы с материалами, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
          Приобретая практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают поделки своими руками , но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды деятельности.

             Содержание данной программы по развитию мелкой моторики рук с элементами изодеятельности у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Качество приобретенных знаний проверяется два раза в год (в сентябре и в мае). Для этого проводится диагностика достижения ребенком планируемых результатов освоения Программы (приложение №1).                                                                                                      

Кроме этого результат освоения Программы отслеживается в участии детей в мероприятиях детского сада: выставки, конкурсы и др.

Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Количество занятий с каждым ребенком: 1 раз в неделю ( групповые, индивидуальные).

Распределение занятий по развитию мелкой моторики рук с элементами изодеятельности у детей раннего возраста, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от «15» мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

1.2. Цели и задачи

           Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

          Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми пальчиковыми играми;  развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.

  1. Возрастные особенности детей 2-3лет

             

            Особенности мелкой моторики у детей 2 -3 лет:

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

           К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

          Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с развитием речи малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

                 1.4. Планируемые результаты освоения Программы

                                                                                                                                                                                 У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план

            Предлагаемый  настоящей Программой учебный план по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности у детей 2-3 лет предусматривает теоретические и практические занятия, а также проведение конкурсов, выставок, проведение контрольного тестирования.

Распределение времени в учебном плане на основные виды подготовки осуществляется с учетом возраста воспитанников и их возможностей, в соответствии с конкретными задачами подготовки 

Учебный план занятий с детьми 2-3лет

№ п/п

Тема

Трудоемкость

(количество академических часов)

Формы промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

1

Основные занятия по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности у детей раннего возраста

34

Выполнение контрольных нормативов и тестов

5

Диагностика

2

6

Итого:

36

               2.2. Календарный план – график занятий с детьми 2-3 лет

Месяц

Количество

занятий в неделю

Количество

занятий в месяц

Сентябрь

1

3

1 диагностика

Октябрь

1

4

Ноябрь

1

4

Декабрь

1

4

Январь

1

4

Февраль

1

4

Март

1

4

Апрель

1

5

Май

1

3

1 диагностика

Итого:

9

36

2.3. Учебно – тематический план

занятий с детьми 2-3лет (10-15 мин)

Срок реализации

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Диагностика знаний и умений

Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом.

Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки

«Следы на песке»

Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий.

Световые песочные столы

«Подсолнух»

(2 занятия)

Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина

Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки

Октябрь

«Во саду ли, в огороде…»

Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов.

«Дождик, дождик, пуще…»

Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение.  Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета

Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация)

Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность.

Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА

«Песочные фантазии»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие)

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Ноябрь

«Сухой бассейн»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения

Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов

«Идем в магазин»

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.

Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.)

«Осьминог»

Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение.

Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки

«Мозаика»

Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук

Мозаика

Декабрь

«Снегирь»

 (2 занятия)

Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки

«Елочка пушистая»

Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки

«Снеговик»

Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер

Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти

Январь

«Снег-снежок»

Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги.

Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки

Мыльные пузыри (оттиски на пластилине),                    (2 занятия)

Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук.

Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок

Февраль

«Птички клюют ягоды»

Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Световые песочные столы, подносы с манной крупой

«Звездное небо»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук.

Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий

«Воздушные шары»

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету

Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки.

«У ежа иголки»

Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки

Март

«Бусы для мамы»

Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук.

Макароны, разноцветные шнурки

«Цыпленок»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка

«Пластилиновая мозаика»

(2 занятия)

Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами),

Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы

Апрель

Игра с песком «Солнышко»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие - лучики

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

«Неваляшка»

Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки

«Подари солнышку лучик» (коллективная работа)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно.

Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук.

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Май

«Божья коровка»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук

Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки

«Бабочки на лугу»

Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки

«Палочки – выручалочки»

Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Счетные палочки, геометрические фигуры

Диагностика

Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами

Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки

2.4. Система контроля и оценочные мероприятия

Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту.

Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом.

Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.

III. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1. Сведения о педагоге

1

Ф И О педагога

Ложкина Марина Витальевна

2

Образование

Высшее педагогическое

3

Категория

Высшая квалификационная категория

4

Педагогический стаж работы

30 лет

3.2. Формы и режим занятий

            Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, игры с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, конкурс работ, вручение готовых работ родителям.                                                                    

              Для развития моторики рук  используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);

- рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание);

- работа с сыпучими материалами (крупа, песок);

- работа с бумагой (аппликация);

- работа со шнурками, нитками                                                                                                    - лепка, изготовление поделок из различных материалов;

            Педагог организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.  

          Нормативный срок освоения Программы – 1 учебный год.

Форма обучения – групповая, индивидуальная

Занятия проводятся по 5-10 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятий 10-15 минут, в год 36 занятий.

Формы проведения итогов реализации Программы:

- выставки работ детей в детском саду;

- дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям;

- творческий отчет руководителя платной образовательной услуги на педсовете.

3.3. Материально- техническое обеспечение реализации Программы

Помещение для занятий  должно отвечать санитарно-техническим требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением в пределах общего режима здания, хорошо проветриваться, иметь столы, стулья, необходимый материал к занятиям, документацию.

Для детей 2-3 лет для развития мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности необходимо иметь следующее оборудование:

 Оборудование и инвентарь

Наименование

Количество изделий (штук)

1

Тесто для лепки

15 шт.

2

Гуашь

5 шт.

3

Дощечки для моделирования

15 шт.

4

Световые песочные столы

4 шт.

5

Пальчиковые краски

10 шт.

6

Ватные палочки

5 упаковок

7

Поролоновые шарики

15 шт.

8

Подносы

15 шт.

9

Матерчатые салфетки

15 шт.

10

Таз с фасолью

1 шт.

11

Стаканы для воды

15 шт.

12

Подставки под кисти

7 шт.

13

Кисти

15шт.

14

Игрушки от киндеров

30 шт.

15

Картон цветной

5 шт.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.17.

2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5. Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 - 192 с.- (Ранний возраст)                                     6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, - 56 с.: цв. вкл.                                                                                       7. Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба)                           8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика -синтез, 2007 – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.

Опыт работы по развитию моторики пальцев рук (и как следствие - развитие речи) через овладение способами нетрадиционного рисования. Дана классификация видов нетрадиционного рисования, которые доступны...

«Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности»

«Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности»...

"Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности"

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует...

"Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности"

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....