Программа кружка художественной направленности
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Программа кружка "Рисовайка" старший возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1»
Принято на педагогическом Утверждаю
совете заведующий МАДОУ «Детский
«_______»__________2017г. комбинированного вида №1»
Протокол №______ __________О.А. Дмитриева
«______»_____________2017г.
Программа
дополнительного образования по художественной
направленности
Кружок
«Рисовайка»
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Срок реализации программы: 1 год
Руководитель:
воспитатель первой квалификационной
категории: Сомина Елена Александровна
г. Черняховск
2018 -2019г.
№п/п | Содержание | страницы |
1. 1.1 1.2 | Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе Рисовайка» Нормативно- правовые основы разработки программы Направленность и практическая значимость программы | Стр 2. |
1.3 | Цели и задачи реализации программы | Стр.2-3 |
1.4 1.5 | Принципы и подходы к формированию и реализации программы. Особенности реализации программы | Стр.3 |
1.6 | Возрастные особенности контингента воспитанников | Стр.4 |
2. | Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы«Рисовайка» | Стр.4 |
2.1 | Подведение итогов реализации программы | Стр.4 |
3. | Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка» | Стр.4-5 |
4. 4.1 | Календарно – тематическое планирование реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка» Календарно – тематическоепланирование | Стр.5-13 |
5. | Учебно – методическое обеспечение реализации программы Способы и направления поддержки детской инициативы | Стр.13 |
6. 6.1 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Формы взаимодействия | Стр.13-14 |
7. | Материально – техническое и методическое обеспечение программы «Рисовайка» | Стр.14 |
8. | Список литературы | Стр.14 |
1.Пояснительная записка .
Художественно – эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ,развитию эстетического восприятия и творческого воображения ,обогащению зрительных впечатлений. Развивая ребенка художественно мы приобщаем его к родной и мировой культуре ,формируем эстетические чувства и оценки ,воспитываем художественный вкус ,формируем эстетическую картину мира .Происходит обогащение содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширяется тематика для свободного выбора детьми интересных сюжетов с пониманием различных взаимосвязей ,причин ,событий как ключевой идеи сюжета .Развивается интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений ,переживаний ,чувств. Обогащение художественного опыта развивает интерес к дальнейшему освоению базовых техник рисования ,осмысленному восприятию и творческому освоению формы ,линии ,цвета ,пропорций ,композиции как особого «языка искусства» и его выразительных средств. Результатом является интерес к самостоятельному освоению техник и способов рисования ,создание выразительных образов ,стремление к воплощению развернутых сюжетов. Ребенок замечает красоту и гармонию в окружающем мире.
1.1 Нормативно – правовые основы разработки программы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН2.4.1. 3049 -13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
- Устав МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска.
1.2 Направленность и практическая значимость программы
Направленность: художественная
Уровень усвоения: общекультурный.
Новизна: использование новых методик для развития творческих способностей детей, самостоятельности, творчества, индивидуальности, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами и рисованием в разных художественных техниках.
1.3Цели и задачи реализации программы
Цель: Проявление и развитие детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.
Задачи:
1.Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками.
2.Совершенствовать умение детей подбирать и использовать изобразительные техники.
3.Развивать цветовое восприятие.
4.Формировать интерес, эстетическое отношение и вкус посредством изобразительного искусства.
1.4 Принципы и подходы к формированию и реализации программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
-обеспечение права каждого человека на образование;
-гуманистический характер образования;
-защита и развитие энтокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
-светский характер образования…………
В соответствии с ФГОС ДО:
-личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
-уважение личности ребенка;
-реализация программы дополнительного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей.
1.5 Особенности реализации программы
Занятия проводятся – 1 раз в неделю; составлены с учетом возрастных.,физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.
Продолжительность занятия -20 – 25 минут.
Занятия содержат много познавательной информации, насыщены играми, физминутками, игровыми ситуациями, поэтому во избежание детского переутомления их можно разделить на две части:
-тематическая беседа;
- практическое выполнение задания.
На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. В каждое занятие включены пальчиковые гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Использование на занятии художественного слова (стихи ,потешки,), музыки, игровых методов, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитие их творческих способностей.
1.6 Возрастные особенности контингента воспитанников:
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
2.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы «Рисовайка»
Ожидаемый результат
К концу года дети:
- проявляют интерес к использованию разных техник рисования ,используют их в изображении задуманных сюжетов
-знают особенности выполнения рисунков в разных техниках
- могут самостоятельно, применяя полученные знания, выполнить работу в любой из знакомых техник.
2.1 Подведение итогов реализации программы
- Выставки, вернисажи, ярмарки, праздники.
- Открытые мероприятия для родителей.
- Украшения помещений к праздникам.
3.Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка»
1 цикл-«Монотипия»-техника печатания ,объединяющая в себе качества живописи ,эстампа и рисунка
Задачи: Познакомить с техникой «монотипия» ,ознакомить с возможностями и особенностями выполнения работы в этой технике. Развивать цветовосприятие ,оригинальность композиционного решения.
2 цикл – «Оттиск, теснение»-это отпечаток изображения
Задачи: Научить уверенно пользоваться техникой «Оттиск» ,закрепить изобразительное умение рисовать «печатая» рисунок.
3 цикл – «Кляксография ,набрызг»-рисунок из кляксы и набрызга кистью
Задачи: Обогащение художественного опыта детей посредством техники «набрызг»,ориентировка на листе бумаги.
4 цикл-«Рисование ладошкой, пальчиками»-рисунок выполненный пальчиками или ладонью
Задачи: Развитие композиционных решений, мелкой моторики руки.
5 цикл-«восковые мелки+акварель»
6 цикл-«рисование свечой
Задачи: С применением новых техник научиться изображать знакомые персонажи ,предметы ,явления. Развивать художественный вкус.
4. Календарно – тематическое планирование реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка»
№п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1. | «Летний луг» | Восковые мелки, печать по трафарету. | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Бумага (А3), восковые мелки, акварель.Трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролон, тампоны, кисти. |
2. | «Бабочки, которых я видел летом» | Монотипия, обведение ладошки и кулака. | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами –большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией ( на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш. |
3. | «Ёжики» | Тычок жёсткой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Иллюстрации с изображением ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, гуашь, кисть, сухие листья, клей. |
4. | «Ветка рябины (с натуры)» | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие. | Лист формата (А4), ветка рябины, гуашь, кисточки. |
Октябрь | ||||
5. | «Осенние листья» | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение из них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения, гуашь, кисти. |
6. | «Астры в вазе (с натуры)» | Восковые мелки | Учить анализировать натуру, выделяя её особенности. Закрепить приёмы рисования восковыми мелками. Развивать чувство композиции. | Букет осенних цветов, лист бумаги тёмного цвета, восковые мелки. |
7. | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Печатание листьями, печать по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. | Листы формата (А3) чёрного цвета. Опавшие листья, гуашь, кисти, поролон, трафареты. |
8. | «Мой любимый свитер» | Оттиск печатками, рисование пальчиками. | Закрепит умение украшать свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по ворсу – мелкий узор в полосе. | Свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь, рисунки одежды, одежда кукол. |
Ноябрь | ||||
9. | «Моё любимое дерево осенью» | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия. | Учить отражать особенности изображаемого предмета. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Уголь, печатки, трафарет, жёсткая кисть, бумага (А4) голубого цвета, кисти, гуашь, эскизы пейзажей осени. |
10. | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон. | Совершенствовать умение детей в различных изображаемых техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Белая бумага, жёсткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон. |
11. | «Первый снег» | Монотипия, рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формата (А4) тёмно-голубого цвета, чёрная гуашь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации. |
12. | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) | Восковые мелки | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции. | Овощи, бумага тёмного цвета, восковые мелки, репродукции натюрморта. |
Декабрь | ||||
13. | «Животные, которых я придумал сам» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. | Чёрная тушь, бумага 20х20, гуашь, простой карандаш, восковые мелки. |
14. | «Мои любимые снежинки» | Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей. Развивать воображение, чувство композиции. | Тарелочки, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя гуашь, иллюстрации. | |
15. | «Ёлочка нарядная» | Рисование пальчиками | Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (обрывание). Украшать ёлку узором: бусами, используя рисование пальчиками. | Различные вырезанные из бумаги формы, ёлочка, акварель, восковые мелки, ёлочные игрушки. |
16. | «По замыслу» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
Январь | ||||
17. | «Обои в моей комнате» | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиком | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры. | Бумага А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев. |
18. | «Филин» | Тычок полусухой жёсткой кистью | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | Бумага А3, уголь, жёсткая и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
19. | «Сказочные цветы» | Закрепить умение и навыки рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. | Восковые мелки, бумага разных цветов А4, А3, иллюстрации. | |
Февраль | ||||
20. | «Я в подводном мире» | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции. | Голубой лист А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации. |
21. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
22. | «Семёновские матрёшки» | Рисование пальчиками | Знакомство с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | Семёновские матрёшки, гуашь, акварель, салфетки. |
23. | «Ветка с первыми листьями» | Оттиск печатками | Продолжать учить анализировать натуру, определять в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать печатками, передавать цвет листвы. | Лист А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися зелёными листьями в вазе, эскизы. |
Март | ||||
24. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному. | Лист А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти. Трафареты цветов, поролон, салфетки, иллюстрации, открытки. |
25. | «Моя мама» | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции. | Листы бумаги А4, А3, сангина, репродукции женских портретов. | |
26. | «Подснежники для моей мамы» | Акварель + восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую голову подснежника. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Бумага А4, акварель восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
27. | «Фрукты на блюде» | Акварель + восковые мелки | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели. | Фрукты (муляжи), тарелка, бумага А4, восковые мелки, кисти, акварель, эскизы. |
Апрель | ||||
28. | «Моя воспитательница» | Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами для создания выразительнымими образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной. | Бумага различного формата, сангина, эскизы. | |
29. | «Расцвели чудесные цветы» (жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | Чёрная бумага А4, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы. | |
30. | «Звёздное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага А3, кисти, гуашь, трафареты, поролон, жёсткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации. |
31. | «Чудесный букет» | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии. | Бумага А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки. |
Май | ||||
32. | «Как я люблю одуванчики» | Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать в данных техниках умения. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей. |
33. | «Берёзовая роща» | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой, акварелью. Учить создавать образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции. | Бумага А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей. |
34. | «Вишня в цвету» (с натуры) | Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка. | Цветущая вишня, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага А3 голубого цвета, эскизы. |
35. | Итоговая выставка рисунков за год. |
5.Учебно – методическое обеспечение реализации программы: Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» М. «ТЦ. Сфера» 2015г. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Цветной мир» 2016. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И.,Югова Л.И. «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» М. «ТЦ Сфера»
Способы и направления поддержки детской инициативы
Одно из основных принципов дошкольного образования – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости. Для инициативной личности ребенка характерны: произвольность поведения, самостоятельность, развитие эмоционально – волевой сферы, инициатива в различных видах деятельности, творческий подход, высокий уровень способностей . активность.
Детская инициатива поддерживается посредством методов и приемов, используемых в педагогической практике.
Традиционные методы поддержки детской инициативы :наглядные, практические, словесные.
Нетрадиционные методы поддержки детской инициативы: снятие эмоционального напряжения, оказание практической помощи; создание и сохранение каждому ребенку своего пространства; помощь советом и вопросом, непосредственное включение педагога в игру,
целесообразное сочетание разных видов деятельности с разной степенью интенсивности в целях предотвращения детской утомляемости, учет индивидуальных особенностей детей.
6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Реализация дополнительной образовательной программы предусматривает взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого – педагогических условий:
- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей.охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- взаимодействие с родителями(законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.1 Формы взаимодействия
Форма взаимодействия | Характеристика |
1 | 2 |
Изучение мнения родительской общественности | организационные собрания (встречи – знакомства, анкетирование, опросы). |
Информирование родителей (законных представителей) о ходе и результатах образовательной деятельности | Дни открытых дверей ,родительские собрания, буклеты, передвижки. |
Поддержка, образование родителей(законных представителей) | Организация мероприятий с приглашением специалистов, организация семинаров – практикумов для родителей, размещение познавательной информации на стендах, официальном сайте МАДОУ. |
Совместная деятельность | Привлечение родителей к организации досуговой деятельности художественно –эстетической направленности, участие в конкурсах и выставках с семейными работами. |
7.Материально – техническое и методическое обеспечение программы «Рисовайка»:
Акварельные краски, гуашь, восковые мелки ,свеча, жесткие кисти, ватные палочки, коктельные трубочки, палочки для процарапывания, матерчатые салфетки, поролон, кисти, подставки под кисти ,стаканы для воды, листья, цветы.
Список литературы:
Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.М.2010г. Микляева Н.В. «Комментированое рисование в детском саду».М. «Сфера» 2010г..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Цветной мир» 2016г.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч.1-2.М. «Скрипторий» 2013г. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Мозайка-синтез» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"
создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...
Рабочая программа Кружка художественной направленности «Радуга идей» (средний возраст)
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Программа рассчитана на один год обучения детей 4 - 5 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соотве...

Программа кружка художественной направленности «Нитка – раз, нитка-два»
Данная программа разработана для детей 5-7 лет и ориентирована на 3 года работы кружка....

Рабочая программа кружка художественной направленности "В гостях у Котофея" для детей второй младшей группы.
Программа кружка соответствует принципу развивающего образования и строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...

18.09.2024 Программа кружка художественной направленности "Радуга" 2-4 года
Программа художественной направленности "Радуга" 2-3 года...