Программа кружка художественной направленности
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Сомина Елена Александровна

Программа кружка "Рисовайка"  старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_risovayka.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1»

Принято на педагогическом                                                           Утверждаю

совете                                                                                     заведующий МАДОУ «Детский

«_______»__________2017г.                                              комбинированного вида №1»

Протокол №______                                                             __________О.А. Дмитриева

                                                                                             «______»_____________2017г.

Программа

дополнительного образования по художественной

направленности

Кружок

«Рисовайка»

    Возраст детей: 6-7 лет                                                                                                                                                 (подготовительная группа)                                                                                        

   Срок реализации программы: 1 год

Руководитель:

 воспитатель первой квалификационной    

категории: Сомина Елена Александровна

г. Черняховск

2018 -2019г.

№п/п

Содержание

страницы

1.

1.1

1.2

Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе Рисовайка»

Нормативно- правовые основы разработки программы

Направленность и практическая значимость программы

Стр 2.

1.3

Цели и задачи реализации программы

Стр.2-3

1.4

1.5

Принципы и подходы к формированию и реализации программы.

Особенности реализации программы

Стр.3

1.6

Возрастные особенности контингента воспитанников

Стр.4

2.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы«Рисовайка»

Стр.4

2.1

Подведение итогов реализации программы

Стр.4

3.

Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка»

Стр.4-5

4.

4.1

Календарно – тематическое планирование реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка»

Календарно – тематическоепланирование

Стр.5-13

5.

Учебно – методическое  обеспечение реализации программы

Способы и направления поддержки детской инициативы

Стр.13

6.

6.1

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Формы взаимодействия

Стр.13-14

7.

Материально – техническое и методическое  обеспечение программы «Рисовайка»

Стр.14

8.

Список литературы

Стр.14

1.Пояснительная записка .

Художественно – эстетическое  развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ,развитию эстетического восприятия и творческого воображения ,обогащению зрительных впечатлений. Развивая ребенка художественно мы приобщаем его к родной и мировой культуре ,формируем эстетические чувства и оценки ,воспитываем художественный вкус ,формируем эстетическую картину мира .Происходит обогащение содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширяется тематика для свободного выбора детьми интересных сюжетов с пониманием различных взаимосвязей ,причин ,событий как ключевой идеи сюжета .Развивается интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений ,переживаний ,чувств. Обогащение художественного опыта развивает интерес к дальнейшему освоению базовых техник рисования ,осмысленному восприятию и творческому освоению формы ,линии ,цвета  ,пропорций ,композиции как особого «языка искусства» и его выразительных средств. Результатом является интерес к самостоятельному освоению техник и способов рисования ,создание выразительных образов ,стремление к воплощению развернутых сюжетов. Ребенок замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

1.1 Нормативно – правовые основы разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральные государственные  образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН2.4.1. 3049 -13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
  • Устав МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска.

1.2 Направленность и практическая значимость программы

Направленность: художественная

Уровень усвоения: общекультурный.

Новизна: использование новых методик для развития творческих способностей детей, самостоятельности, творчества, индивидуальности, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами и рисованием в разных художественных техниках.

1.3Цели и задачи реализации программы

Цель: Проявление и развитие детской художественной одаренности средствами нетрадиционных художественных техник.

Задачи:

1.Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками.

2.Совершенствовать умение детей подбирать и использовать изобразительные техники.

3.Развивать цветовое восприятие.

4.Формировать интерес, эстетическое отношение и вкус посредством изобразительного искусства.

1.4 Принципы и подходы к формированию и реализации программы.

В соответствии  с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

-обеспечение права каждого человека на образование;

-гуманистический характер образования;

-защита и развитие энтокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

-светский характер образования…………

В соответствии с ФГОС ДО:

-личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;

-уважение личности ребенка;

-реализация программы дополнительного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьей.

1.5 Особенности реализации программы

 Занятия проводятся – 1 раз  в неделю; составлены с учетом возрастных.,физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

Продолжительность занятия -20 – 25 минут.

Занятия содержат много познавательной информации, насыщены играми, физминутками, игровыми ситуациями, поэтому во избежание детского переутомления их можно разделить на две части:

-тематическая беседа;

- практическое выполнение задания.

На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. В каждое занятие включены  пальчиковые гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Использование на занятии художественного слова (стихи ,потешки,),  музыки, игровых методов, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитие их творческих способностей.

1.6 Возрастные особенности контингента воспитанников:

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют  собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.

2.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы «Рисовайка»

Ожидаемый результат

К концу года дети:

- проявляют интерес к использованию разных техник рисования ,используют их в изображении задуманных сюжетов

-знают особенности выполнения рисунков в разных техниках

- могут самостоятельно, применяя полученные знания, выполнить работу в любой из знакомых техник.

2.1 Подведение итогов реализации программы

  • Выставки, вернисажи, ярмарки, праздники.
  • Открытые мероприятия для родителей.
  • Украшения помещений к  праздникам.

3.Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка»

1 цикл-«Монотипия»-техника печатания ,объединяющая в себе качества живописи ,эстампа и рисунка

Задачи: Познакомить с техникой «монотипия» ,ознакомить с возможностями и особенностями выполнения работы в этой технике. Развивать цветовосприятие ,оригинальность    композиционного решения.          

       

2 цикл – «Оттиск, теснение»-это отпечаток изображения

 Задачи: Научить уверенно пользоваться техникой «Оттиск» ,закрепить изобразительное умение рисовать «печатая» рисунок.

3 цикл – «Кляксография  ,набрызг»-рисунок из кляксы и набрызга кистью

Задачи: Обогащение художественного опыта детей посредством техники «набрызг»,ориентировка на листе бумаги.

4 цикл-«Рисование ладошкой, пальчиками»-рисунок выполненный пальчиками или ладонью

Задачи: Развитие композиционных решений, мелкой моторики руки.

5 цикл-«восковые мелки+акварель»

6 цикл-«рисование свечой

 Задачи: С применением новых техник научиться изображать знакомые персонажи ,предметы ,явления. Развивать художественный вкус.

4. Календарно – тематическое планирование реализации дополнительной образовательной программы «Рисовайка»

№п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

«Летний луг»

Восковые мелки, печать по трафарету.

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Бумага (А3),  восковые мелки, акварель.Трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролон, тампоны, кисти.

2.

«Бабочки, которых я видел летом»

Монотипия, обведение ладошки и кулака.

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами –большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией ( на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

3.

«Ёжики»

Тычок жёсткой кистью, оттиск смятой бумагой.

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Иллюстрации с изображением ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, гуашь, кисть, сухие листья, клей.

4.

«Ветка рябины

 (с натуры)»

Рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Лист формата (А4), ветка рябины, гуашь, кисточки.

Октябрь

5.

«Осенние листья»

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение из них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения, гуашь, кисти.

6.

«Астры в вазе

 (с натуры)»

Восковые мелки

Учить анализировать натуру, выделяя её особенности. Закрепить приёмы рисования восковыми мелками. Развивать чувство композиции.

Букет осенних цветов, лист бумаги тёмного цвета, восковые мелки.

7.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, печать по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.

Листы формата (А3) чёрного цвета. Опавшие листья, гуашь, кисти, поролон, трафареты.

8.

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Закрепит умение украшать свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по ворсу – мелкий узор в полосе.

Свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь, рисунки одежды, одежда кукол.

Ноябрь

9.

«Моё любимое дерево осенью»

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия.

Учить отражать особенности изображаемого предмета. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Уголь, печатки, трафарет, жёсткая кисть, бумага (А4) голубого цвета, кисти, гуашь, эскизы пейзажей осени.

10.

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон.

Совершенствовать умение детей в различных изображаемых техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Белая бумага, жёсткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон.

11.

«Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата (А4) тёмно-голубого цвета, чёрная гуашь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации.

12.

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры)

Восковые мелки

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

Овощи, бумага тёмного цвета, восковые мелки, репродукции натюрморта.

Декабрь

13.

«Животные, которых я придумал сам»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

Чёрная тушь, бумага 20х20, гуашь, простой карандаш, восковые мелки.

14.

«Мои любимые снежинки»

Учить украшать тарелочки узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей. Развивать воображение, чувство композиции.

Тарелочки, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя гуашь, иллюстрации.

15.

«Ёлочка нарядная»

Рисование пальчиками

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (обрывание). Украшать ёлку узором: бусами, используя рисование пальчиками.

Различные вырезанные из бумаги формы, ёлочка, акварель, восковые мелки, ёлочные игрушки.

16.

«По замыслу»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Всё имеющееся в наличии.

Январь

17.

«Обои в моей комнате»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиком

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры.

Бумага А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев.

18.

«Филин»

Тычок полусухой жёсткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Бумага А3, уголь, жёсткая  и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

19.

«Сказочные цветы»

Закрепить умение и навыки рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Восковые мелки, бумага разных цветов А4, А3, иллюстрации.

Февраль

20.

«Я в подводном мире»

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

Голубой лист А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.

21.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Всё имеющееся в наличии.

22.

«Семёновские матрёшки»

Рисование пальчиками

Знакомство с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

Семёновские матрёшки, гуашь, акварель, салфетки.

23.

«Ветка с первыми листьями»

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать печатками, передавать цвет листвы.

Лист А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися зелёными листьями в вазе, эскизы.

Март

24.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.

Лист А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти. Трафареты цветов, поролон, салфетки, иллюстрации, открытки.

25.

«Моя мама»

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции.

Листы бумаги А4, А3, сангина, репродукции женских портретов.

26.

«Подснежники для моей мамы»

Акварель + восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую голову подснежника. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага А4, акварель восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

27.

«Фрукты на блюде»

Акварель + восковые мелки

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели.

Фрукты (муляжи), тарелка, бумага А4, восковые мелки, кисти, акварель, эскизы.

Апрель

28.

«Моя воспитательница»

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами для создания выразительнымими образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной.

Бумага различного формата, сангина, эскизы.

29.

«Расцвели чудесные цветы» (жостовский поднос)

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Чёрная бумага А4, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы.

30.

«Звёздное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага А3, кисти, гуашь, трафареты, поролон, жёсткая кисть, картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

31.

«Чудесный букет»

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.

Бумага А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки.

Май

32.

«Как я люблю одуванчики»

Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать в данных техниках умения. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей.

33.

«Берёзовая роща»

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой, акварелью. Учить создавать образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

Бумага А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей.

34.

«Вишня в цвету» (с натуры)

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Цветущая вишня, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага А3 голубого цвета, эскизы.

35.

Итоговая выставка рисунков за год.

5.Учебно – методическое  обеспечение реализации программы: Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» М. «ТЦ. Сфера» 2015г. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Цветной мир» 2016. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И.,Югова Л.И. «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию» М. «ТЦ Сфера»

Способы и направления поддержки детской инициативы

Одно из основных принципов дошкольного образования – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости. Для инициативной личности ребенка характерны: произвольность поведения, самостоятельность, развитие эмоционально – волевой сферы, инициатива в различных видах деятельности, творческий подход, высокий уровень способностей . активность.

Детская инициатива поддерживается посредством методов и приемов, используемых в  педагогической практике.

Традиционные методы поддержки детской инициативы :наглядные, практические, словесные.

Нетрадиционные методы поддержки детской инициативы: снятие эмоционального напряжения, оказание практической помощи; создание и сохранение каждому ребенку своего пространства; помощь советом и вопросом, непосредственное включение педагога в игру,

целесообразное сочетание разных видов деятельности с разной степенью интенсивности в целях предотвращения детской утомляемости, учет индивидуальных особенностей детей.

6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Реализация дополнительной образовательной программы предусматривает взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого – педагогических условий:

- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей.охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно  в образовательную деятельность;

- взаимодействие с родителями(законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

6.1 Формы взаимодействия

Форма взаимодействия

Характеристика

                               1

                        2

Изучение мнения родительской общественности

организационные собрания (встречи – знакомства, анкетирование, опросы).

Информирование родителей (законных представителей) о ходе и результатах образовательной деятельности

Дни открытых дверей ,родительские собрания, буклеты, передвижки.

Поддержка, образование родителей(законных представителей)

Организация мероприятий с приглашением специалистов, организация семинаров – практикумов для родителей, размещение познавательной информации на стендах, официальном сайте МАДОУ.

Совместная деятельность

Привлечение родителей к организации досуговой деятельности художественно –эстетической направленности, участие в конкурсах и выставках с семейными работами.

7.Материально – техническое и методическое  обеспечение программы «Рисовайка»:

 Акварельные краски, гуашь, восковые мелки ,свеча, жесткие кисти, ватные палочки, коктельные трубочки, палочки для процарапывания, матерчатые салфетки, поролон, кисти, подставки под кисти ,стаканы для воды, листья, цветы.

Список литературы:

Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.М.2010г. Микляева Н.В. «Комментированое рисование в детском саду».М. «Сфера» 2010г..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Цветной мир» 2016г.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования  в детском саду» ч.1-2.М. «Скрипторий» 2013г.  Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Мозайка-синтез» 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Рабочая программа Кружка художественной направленности «Радуга идей» (средний возраст)

Программа предназначена для детей младшего  дошкольного возраста.Программа рассчитана на один год обучения детей 4 - 5 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соотве...

Программа кружка художественной направленности «Нитка – раз, нитка-два»

Данная программа разработана для детей 5-7 лет и ориентирована  на  3 года  работы кружка....

Рабочая программа кружка художественной направленности "В гостях у Котофея" для детей второй младшей группы.

Программа кружка соответствует принципу развивающего образования  и строится с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...

18.09.2024 Программа кружка художественной направленности "Радуга" 2-4 года

Программа художественной направленности "Радуга" 2-3 года...