ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка художественного направления
«Весёлый оркестр»
Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_orkestr_1.docx | 122.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ №7 «Жемчужинка» г.Симферополя)
295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08
E-male: sadik_jemchuginka@crimeaedu.ru,
ОКПО 00801467, ОГРН 1159102006084, ИНН 9102068188, КПП 010201001
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ №7 «Жемчужинка» г. Симферополя (протокол от 30.08.2023 г. №1) СОГЛАСОВАНА Общим родительским собранием (протокол от 30.08.2023 г. №1) | УТВЕРЖДЕНА приказом №186 – ОД от 30.08.2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка художественного направления
«Весёлый оркестр»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый (1 год)
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Составитель: Кипенко Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
г. Симферополь,
2023 г.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
1. | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи реализации Программы | 7 |
1.3. | Воспитательный потенциал Программы | 9 |
1.4. | Содержание Программы | 9 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 12 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | 13 |
2.1. | Календарный учебный график | 13 |
2.2. | Условия реализации программы | 13 |
2.3. | Формы аттестации | 16 |
2.4. | Список литературы | 17 |
3. | Приложения | |
3.1. | Приложение 1. Календарный учебный график | 18 |
3.2. | Приложение 2. Оценочные материалы | 19 |
3.3. | Приложение 3. Календарно-тематическое планирование | 21 |
3.4. | Приложение 4. Лист корректировки | 26 |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»; - Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», с изменениями от 15.05.2023 г. № 1230-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»; - Устав МБДОУ №7 «Жемчужинка» г. Симферополя, утвержденный Администрацией г. Симферополя Республики Крым от 19.03.2018 г. №930;
- Локальные акты МБДОУ №7 «Жемчужинка» г. Симферополя.
Программа модифицированная, разработана на основе педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т.Э.
Направленность программы «Веселый оркестр» - художественная.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый оркестр» (далее - Программа) направлена на:
- создание условий музыкального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию;
- развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Актуальность программы. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Новизна. В программе используется принцип интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы. Новизна заключается в изучении личности каждого дошкольника, подборе методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности.
Отличительные особенности программы.
В Программу вносится региональный компонент: углубленное знакомство детей с региональными особенностями Республики Крым, города Симферополя, а также умение отображать их в своих выступлениях, приобщение к культуре своего народа и народов родного края, воспитание уважения к наследию.
А так же программа предполагает использование информационных
коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедиа. Программа включает сотрудничество с родителями во время праздников, развлечений, открытых мероприятий и т.п.
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями игры на шумовых ударных инструментах, так как знакомство с детскими музыкальными шумовыми инструментами начинается в группах младшего возраста.
Адресат программы: Программа разработана для детей 4-7 лет. В группы принимаются как девочки, так и мальчики, без предъявления требований к уровню подготовки, изъявившие желание заниматься музицированием. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Формируются с учетом развития, круга интересов, личностных характеристик присущих для конкретного возраста. В этом возрасте складывается мировоззрение, развивается самооценка, проявляются способности. К тому же, общение в коллективе хорошо отразится на психическом здоровье ребенка. Наполняемость учебной группы до 12 человек.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе 1 год. Продолжительность образовательного процесса – 49 академических часов. В период летних школьных каникул занятия не проводятся.
Уровень программы – стартовый.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса осуществляется на основании учебного плана, календарного учебного графика, программы дополнительного образования и разработанного на ее основе календарно-тематического планирования. Дошкольники могут быть укомплектованы в одновозрастные и разновозрастные группы, в зависимости от степени знаний, навыков и умений и являются основным составом группы. Состав группы – постоянный. Занятия – индивидуально-подгрупповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают беседы и практические занятия.
Режим занятий. Группа занимается два раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерывы между группами составляют 10 минут.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами музыки, развитие психических и
физических качеств ребенка, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
3. Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6. Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Метапредметные:
- Расширять кругозор учащихся.
- Формировать мотивацию к познанию.
- Развивать фонематический слух.
Личностные:
По окончании курса обучения учащиеся должны:
- Быть эмоционально и эстетически отзывчивыми.
- Быть творчески инициативными.
- Толерантно относиться друг к другу.
- Уметь работать самостоятельно.
Развивающие:
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации двигательных функций организма.
- Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- Воспитывать целеустремлённость, собранность, работоспособность,
коллективизм.
- Воспитывать умение сопереживать.
- Воспитывать умение вести себя в группе во время занятия.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям, через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей; на воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие доброжелательности. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы дошкольники привлекаются к участию в мероприятиях ДОУ, кружка; в конкурсных программах различного уровня. В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к занятиям, привлечение родителей к активному участию в работе ДОУ.
Музыкальная основа программы: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.
- 1.4. Содержание программы
Учебный план
(1 год обучения)
№ п\п | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Всего |
1. | «Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых инструментах. | 1 | 2 | 3 |
2. | Звуки вокруг нас | 1 | 3 | 4 |
3. | Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. | - | 3 | 3 |
4. | Ритмические игры и упражнения. | - | 5 | 5 |
5. | Осенние фантазии. | - | 3 | 3 |
6. | Гром, гроза и молния. | - | 2 | 2 |
7. | Песенка дождя. | - | 2 | 2 |
8. | Громкие и тихие звуки | - | 3 | 3 |
9. | Музыкальный регистр: высоко и низко. | - | 2 | 2 |
10. | Ритм и его графическая запись | - | 2 | 2 |
11. | Зимние звуки. | - | 2 | 2 |
12. | Металлические звуки. | - | 2 | 2 |
13. | Металлофон | - | 2 | 2 |
14. | Деревянные звуки. Ритмические игры и упражнения. | - | 3 | 3 |
15. | Ритмический рисунок | - | 3 | 3 |
16. | Ксилофон | - | 2 | 2 |
17. | Пульс, ритм, сильная доля | - | 2 | 2 |
18. | Нотная запись, звукоряд | 1 | 1 | 1 |
19. | Дирижёрский жест | - | 2 | 2 |
20. | Открытое занятие | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 3 | 49 | 49 |
Содержание программы.
Программа состоит из пяти основных разделов:
1. Знакомство с музыкальными инструментами.
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их проис-хождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.
2. Моделирование элементов музыкального языка.
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: динамика: форте, пиано, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их постепенное движение вверх и вниз.
3.Музыкально-ритмические игры и упражнения.
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «звучащие жесты», использовать ритмодекламацию.
4. Игра в оркестре (ансамбле).
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках, кубиках, маракасе, треугольнике, кастаньетах, трещотке, тарелках. Овладевать игрой на мелодических инструментах: металлофоне, ксилофоне. Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
5. Музыкально-игровое творчество.
Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Кол-во занятий |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Обучение игре на инструменте | 10 |
3 | Разучивание партий и работа над пьесами | 15 |
4 | Оркестр | 20 |
5 | Концертная деятельность | 2 |
Итого: | 49 |
1.5. Планируемые результаты
В результате знакомства с музыкальными инструментами и игры на них в оркестре (ансамбле) у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности.
Ожидаемые результаты
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки, трещотки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения;
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Дошкольник должен знать | Дошкольник должен уметь |
| 1. Выполнять несложные композиции. 2. Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения. 3. Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр. 4. Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах. 5. Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения. |
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Календарный учебный график
Начало учебного года – 1 ноября. Конец учебного года – 31 мая. Начало занятий - 16.00, окончание - 16.30. Продолжительность учебного года 30 недель. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ №7 «Жемчужинка» г. Симферополя. В летний период занятия не проводятся.
Допускается работы с группами переменного состава, уменьшение численного состава. Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие аспекты:
Кадровое обеспечение: важнейшим условием реализации программы кружка является кадровое обеспечение учебного процесса в соответствии с «Единым квалификационным справочником». Реализацию программы обеспечивает молодой педагог, который организует деятельность обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; созданию педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворению потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплению здоровья, организует свободное время; обеспечивает освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный зал для проведения занятий;
- музыкальный инструмент: фортепиано;
- музыкальный центр, аудиоаппаратура;
- детские шумовые инструменты (бубны, погремушки, маракасы, колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки).
- звуковысотные инструменты (металлофоны, ксилофоны).
- фонотека с записью образцов классической, народной и современной детской музыки.
- дидактические игры, наглядные пособия.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Особенности организации образовательного процесса – Обучение организовано в очной форме.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
При реализации программы целесообразно использовать следующие методы и приемы – это демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а так же применять метод презентационного показа. Например, рассказ о музыкальных и шумовых звуках или знакомство с музыкальным инструментом, можно сопровождать мультимедийными презентациями: «Музыкальные и шумовые звуки», «Инструменты русского народного оркестра», «Инструменты симфонического оркестра» и другие.
Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, а так же примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений. Например, попросить детей найти музыкальные и шумовые инструменты в музыкальном зале, и сыграть на них ритмический рисунок своего имени. Или попросить ребят изобразить дождь с помощью различных инструментов.
Понятия элементарной музыкальной грамоты закрепляются работой в индивидуальных альбомах. Здесь дети распределяют шумовые и музыкальные звуки на листе бумаги, графически изображают, сколько звуков прозвучало, крещендо и диминуэндо, распределяют звуки по высоте, рисуют ноты на нотном стане. Таким образом, дошкольники получают азы элементарной музыкальной грамоты.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях; - во время прогулки; - в сюжетно-ролевых играх; - на праздниках и развлечениях. | Занятия, праздники, развлечения. Музыка в повседневной жизни: - Театрализованная деятельность. - Игры с элементами аккомпанемента. - Празднование дней рождения. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками. Музыкально- дидактические игры. | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним). Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр). Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки). |
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые мероприятия в течение года;
- выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;
- выступления на отчётных концертах;
- проведение педагогической диагностики оркестровых способностей детей по разделам программы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселый оркестр».
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.
Алгоритм занятия: музыкального зала к проведению занятия, подготовка необходимого оборудования; организационный момент (приветствие, настраивание на совместную работу, актуализация опорных знаний);
теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение теоретического материала); практическая часть - закрепление изученного материала (выполнение заданий по теме); окончание занятия (рефлексия, подведение итогов).
Учебно-методическое и информационное обеспечение включает в себя перечень используемого дидактического материала, современных источников отражены в разделе «Список литературы», нормативно-правовые акты и документы, отражены в Пояснительной записке. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Большое внимание на занятиях уделяется работе над ошибками, активности и самоконтролю своего поведения.
Основной формой проведения занятий является комбинированное занятие. В рамках одного занятия, используется столько форм и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Наглядный материал следующих видов:
1) схематический или символический (схемы, рисунки, плакаты);
2) картинный и картинно-динамический (иллюстрации, фотоматериалы);
3) звуковой (аудиозаписи);
4) смешанный (видеозаписи);
5) дидактические пособия (вопросы и задания для устного опроса, тесты, практические задания);
6) интернет - ресурсы.
2.3. Формы аттестации
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля, подведения итогов и определения результативности знаний и умений обучающихся (промежуточный и итоговый контроль). Система включает педагогическое наблюдение, анализ, опрос.
Промежуточная диагностика проводится по полугодиям и в конце учебного года. Форма проведения диагностики по лексическим темам: контрольный опрос, творческие задания.
По окончании обучения по программе, проводится итоговая диагностика в форме открытого занятия для родителей (законных представителей).
2.4. Список литературы:
- Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» под редакцией Л.Г. Мухомориной, Э.Ф. Кемилевой, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистовой, одобрена коллегией МОН и МРК от 01.03.2017 г. №1/17.
2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. Москва, 2000 г.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, 1981 г.
4. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
5. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз, руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
6. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.
7. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно-методическое пособие. М, АСТ, 2000 г.
8. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. С-П, 2003 г.
9. Методический комплект авторских пособий Тютюнниковой Т.Э.
10. Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр». «Невская нота» С-П, 2013 г.
11. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
12. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие. – М.: Скрипторий, 2014 г.
13. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990 г.
3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. Приложение 1
Начало учебного года – 1 ноября. Конец учебного года – 31 мая. Начало занятий 16.00, окончание – 16.30. Продолжительность учебного года 30 недель. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ №7 «Жемчужинка» г. Симферополя. В летний период занятия не проводятся.
Календарный учебный график единый для всех групп.
Учебный график
№ п/п | Возрастная группа (разновозрастная 4-7 лет) | Количество занятий | |||
Длительность одного занятия (минут) | В неделю | В месяц | Общее количество занятий в год | ||
1 | Подгруппа | 30 | 2 | 8 | 49 |
Расписание занятий
№ | Наименование кружка | День недели | Время | Помещение |
1 | «Весёлый оркестр» | понедельник | 16:00-16:30 | Музыкальный зал |
пятница | 16:00-16:30 |
3.2. Приложение 2
Оценочные материалы
Проблема оценки успешности обучения важна и актуальна для современного дополнительного образования. Выбор основных методов основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на
получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.
Для определения результата усвоения образовательной программы проводится диагностика в форме промежуточной диагностики в течение всего года и в форме итоговых занятий.
Промежуточная диагностика уровня освоения образовательной программы происходит на занятиях. Во время занятий наблюдается выполнение музыкально - ритмических упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.
Итоговая диагностика проводится в форме открытых занятий для родителей, выступлений на праздниках, конкурсах.
Основными формами контроля являются музыкально-ритмические игры и упражнения, утренники, концерты, конкурсы и фестивали.
Диагностические показатели освоения курса программы
№ п/п | Уровни развития | Знание музыкальных инструментов | Приемы игры на музыкальных инструментах | Навыки ансамблевого исполнения | Жанровое разнообразие музыки | Строение музыкальных инструментов |
1. | Высокий уровень | |||||
2. | Средний уровень | |||||
3. | Низкий уровень | |||||
4. | Средний показатель в % |
Критерии диагностики:
Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.
Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.
Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.
3.3. Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Программные задачи | Репертуар | |
План | Факт | ||||
1 2 3 4 5 6 7 | 03.11 10.11 13.11 17.11 20.11 24.11 27.11 | «Звуки окружающего мира». Вводное занятие. Игра на шумовых инструментах. Звуки вокруг нас | 1. Сформировать представление детей о шумовых звуках, научить сравнивать звучание шумовых звуков. 2. Прививать интерес и первоначальные навыки к музицированию через игру. 1.Закреплять знания детей о разнообразии окружающих звуков; развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением. | «Вальс-приветствие», песенказарядка «Ама-лама», «Экосез» муз.Жилина (сб. М-д упр., с.62). «Весёлые мячики» муз. Сатулиной. «В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик (сб. Уроки музыки с.44), «Весёлые инструменты» датская нар. песня (с.21. сб. 1) | |
8 9 10 11 12 13 14 15 | 01.12 04.12 08.12 11.12 15.12 18.12 22.12 25.12 | «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела. Ритмические игры и упражнения. | 1.Знакомство с понятием «звучащий жест» и его применение. 2.Разбор партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов». 3.Обучение сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами». 1.Сформировать представление детей о шумовых звуках, научить сравнивать звучание шумовых звуков. 2.Прививать интерес и первоначальные навыки к музицированию через игру. | «Собирайтесь все в круг» - песенка-приветствие, «Хлопушки-топотушки», «Зайчик», «Рёва» (с.1. 10. сб.1); «Экосез» муз. Жилина. Разговоры, разговоры: «Лягушки и рыбки», «Белки и ёжики», «Птички. Кошки и собаки», «Барабана и треугольника». «В доме моём тишина» сл. и муз. Т. Боровик | |
16 17 18 19 20 21 22 | 12.01 15.01 19.01 22.01 26.01 29.01 02.02 | «Осенние фантазии». «Гром, гроза и молния». «Песенка дождя». | 1. Учить детей передавать звуки окружающей природы с помощью самодельных и детских музыкальных инструментов. 2.Тренировать умение работать с переменной динамикой. 3.Знакомить детей с новым исполнительским приемом – тремоло. 4.Развивать слуховое воображение, умение услышать беззвучное. 1. Учить детей пользоваться комплексом музыкальновыразитель-ных средств: темпом, динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их интуитивно в зависимости от задания. 2.Развивать метроритмическое чувство, дать представление о переменном темпе (ускорение, замедление). 3. Расширять навыки творческого музицирования. | Реч. игра с инструментами «Осенины, осенины», «Падает лист» (сб. Уроки музыки с.42,44) «Туча» ирланд. нар. поэзия. перевод Токмаковой (с.32), «Две тучки» Белозёров, стихотв. Шибаева «Была тишина, тишина» (сб. «Бимбам-бом» с.59,60); Вивальди «Времена года», импровизация «Танец молнии» «Между небом и землёю» сл. Станишевича, муз. Тютюнниковой, «Дождик» р.н. прибаутка (сб. Уроки музыки с.58,60) | |
23 24 25 | 05.02 09.02 12.02 | «Громкие и тихие звуки» | Развивать диатонический слух (различие силы звучания). Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: piano - forte. | «Барабанит дождь по крыше», «Лендлер» муз Бетховена (сб. М-д упр., с.98), «Звонко, звонко пойте» (Каплунова ч.1, с. 70) | |
26 27 | 16.02 19.02 | «Музыкальный регистр: высоко и низко». | 1.Развивать у детей звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках. | «Полька» муз.Филиппенко, «Бубенцы» муз. Витлина. «Дорожка и горка», «Два друга» (Сб. Неск.ур. с47,48) | |
28 29 30 31 32 33 34 35 | 26.02 01.03 04.03 11.03 15.03 22.03 25.03 29.03 | «Ритм и его графическая запись» «Зимние звуки». «Металлические звуки». Металлофон | В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, ложках, треугольнике. Формировать понятие «звук долгий» и «короткий». 1.Учить детей легкому, осторожному звукоизвлечению, обратив внимание на особую тонкость и изысканность зимних звуков природы. 2. Развивать тембровый слух, навыки творческого музицирования. 3.Исполнять в оркестре классическое музыкальное произведение. 1. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, треугольник, колокольчик металлофон). 2.Стимулировать детскую фантазию, воображение. 3. Развивать темброво-ритмический и динамический слух. 4.Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte). Закреплять знания о музыкальных инструментах: металлофон и приёмов игры на нём. | «Ора-ора» ( с.3 Сем.1), «Полька» Лат. нар. мел. С.39 (Каплунова), «Полька» муз. Глинки. Игра «Цветочные ритмы» (Сб. Неск.ур. с.61) Попевка «Небо синее», озвучивание стихотворения Токмаковой «Снег, снег», «Зимнее рондо» Байнихатиса (сб. «Бим-бам-бом» с.71) «Танец Феи Серебра» муз. Чайковского из балета «Спящая красавица», импровизация «Два ветерка и снежинка». «Весёлый старичок» Хармса, рус. нар. потешка «Колокольцы - бубенцы», озвучивание стихотворения «Дракон» Берестова (Сб. Бим-бам-бом, с.30) «Сосны», «Водяная сабелька», «Песенка про ноты» муз. и сл. Метал-лиди, «Осенняя гамма» (сб. Уроки музыки с. 62) | |
36 37 38 39 40 41 42 43 | 01.04 05.04 08.04 12.04 15.04 19.04 22.04 26.04 | «Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения. Ритмический рисунок Ксилофон | 1.Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами (деревянные кубики, карандаши) и музыкальными деревянными инструментами. 2.Знакомить с различными приемами игры на деревянных музыкальных инструментах. Закреплять понятие «пульс» и «ритм». Познакомить с муз. термином «сильная доля». Закреплять знания о музыкальных инструментах: ксилофон и приёмов игры на нём. | «Палочка-стукалочка», «Рондо с палочками» муз. Слонимского, «Игрушки» по мотивам стихотворения Степанова (сб. «Бим-бам-бом», с. 24). «Прыг-скок» Данько, «Полька» лат. нар. мел., «Полька-шутка» рнм, обработка Т. Ломовой Рус. народ. закличка «Солнышко - колоколнышко» (сб. Уроки музыки с.69) «Горелки», «Лиса», «Сорока» (Сем. 1, с. 23-25) | |
44 45 | 13.05 17.05 | Пульс, ритм, сильная доля | Закреплять знание музыкальных терминов. Исполнять в ансамбле сильную долю на фоне метрической пульсации. Правильно передавать ритмические рисунки на металлофоне, ксилофоне, бубне, барабане и на других ударных музыкальных инструментах. | «Весёлый колокольчик» муз. Кикты (с.14, Каплунова), «Полька» муз. Фауста (с.32), «Полька» муз. Львов-Компанеец (с.33) | |
46 47 48 49 | 20.05 24.05 27.05 31.05 | Нотная запись, звукоряд Дирижёрский жест Открытое занятие | Познакомить детей с элементами нотной грамоты, развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок на музыкальных инструментах. Формировать навык игры по дирижёрскому жесту: учить вступать и заканчивать игру, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения. Активное приобщение детей к совместному музицированию, воспитание интереса и любви к музицированию. | «Весёлый колокольчик» муз. Кикты (с. 14, Каплунова), «Полька» муз. Фауста (с.32), «Полька» муз. Львов -Компанеец (с. 33) «Песенка про ноты» муз. и сл. Металлиди, «Осенняя гамма» (сб. Уроки музыки с. 62) «Ча-ча-ча» муз. Хауарда, «Снова твист» муз. Чекера, «Вальс» муз. Тиличеевой (сб. Каплуновой). Произведения, выученные в течение года. |
3.4. Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Весёлый оркестр»
№ п/п | Причина корректировки | Дата | Согласовано со старшим воспитателем |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Мукосолька» художественно-прикладной направленности для детей 3-5 лет
В Программе представлена вся информация о кружке "Мукосолька":информационная карта Программы, цель и задачи Программы, целесообразность, актуальность, учебный план, перспективный план,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкально – эстетической направленности «Веселый оркестр»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программамузыкально – эстетической направленности«Веселый оркестр»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Весёлый счёт» для детей 3-5 лет (на 2 учебных года)
составлена на основе программы «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента, 2014 г.Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сфе...