18.09.2024 Программа кружка художественной направленности "Радуга" 2-4 года
методическая разработка
Программа художественной направленности "Радуга" 2-3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepanova_raduga_2-4_goda.docx | 121.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87
Принята на заседании педагогического совета Протокол № __________________ «___» ________________ 20___г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87 Некрасова К.Е.__________________ «_____» ________________ 20___г. Приказ № ____________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Радуга»
Возраст обучающихся: 2- 4 года
Срок реализации: 18 месяцев
Автор программы:
Степанова Юлия Александровна,
воспитатель г. Калининград
г. Калининград, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Предметом рисование как учебной дисциплины является создание различных изображений с помощью различных художественных материалов. Данный предмет дает ребенку возможность формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Рисование становится для детей лучшим способом реализовать свою креативность, стремление к творчеству. Обучение рисованию для детей является источником опыта, создаёт условия для развития у детей воображения, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы – создание современной практико- ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно развивать творческую деятельность детей.
Идея программы состоит в следующем: совершенствование методики обучения изобразительному искусству через интеграцию традиционных и нетрадиционных средств, способствующих развитию творческого мышления детей, формированию и развитию у них графической культуры.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Рисование – искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм.
Рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Направленность программы (
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» имеет художественно-эстетическую направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (ознакомительный).
Актуальность образовательной программы
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка, способного к активному познанию окружающего мира. А чтобы грамотно и эффективно построить фундамент для такого развития личности возникают новые подходы в обучении. Особое место в системе обучения принадлежит изобразительному искусству. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. В процессе практической и творческой деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки. Через искусство дети приобщаются к творчеству, знакомятся с разнообразием способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью развивать художественно-творческие способности детей в единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств.
Практическая значимость образовательной программы
Дети познакомятся с видами рисования, получат практические навыки их применения, научатся понимать принципы работы.
Содержание данной программы построено таким образом, что дети под руководством педагога смогут создавать работы, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям.
В результате освоения программы, обучающиеся освоят виды рисования с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:
Доступность
- Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
- Доступность является также одним из основных критериев при отборе наглядных материалов для занятий. Они должны преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.
Наглядность
Так как у детей данного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:
- специальная оснащенность кабинета: яркое оформление кабинета;
- использование музыки на занятиях;
- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);
-подборка репродукций для занятий.
Индивидуальный подход
- Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
- Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.
Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность программы «Радуга» состоит в том, что она содействует обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Цель образовательной программы.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса у дошкольников. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств, развитие самостоятельности и творческой фантазии при создании рисунков, расширение кругозора детей.
Задачи образовательной программы
1 год обучения
Образовательные:
- учить традиционным и нетрадиционным приемам рисования;
- формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности.
Развивающие:
- формировать предпосылки к творческому мышлению, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
- воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2 год обучения
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о традиционных и нетрадиционных приемах рисования;
- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- развивать чувство формы и цвета;
- развивать художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать умение и желание организовывать свое рабочее место и убирать его;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 2-4 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 10 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 10 минут (1 год обучения), 15 мин (2 год обучения). Недельная нагрузка на одну группу: 1 академический час. Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 18 месяцев. На полное освоение программы требуется 144 часа.
Основные методы обучения
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу материала. Благодаря такому подходу у детей вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умение ставить цель, планировать достижение этой цели.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого ребенка на данное занятие;
2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности детей:
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
словесный - рассказ, объяснение, беседа;
стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
Планируемые результаты
1 год обучения
Образовательные
Результатом занятий будет:
-сформированность умений пользоваться традиционными и нетрадиционными приемами;
-сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности . Конкретный результат каждого занятия – это рисунок.
Развивающие
У детей будет:
-развиты предпосылки к творческому мышлению;
-развито эстетическое восприятие;
-расширен словарный запас детей и знания об окружающем мире;
-развиты сенсорные возможности ребёнка.
Воспитательные
Дети проявят:
-самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
-интерес к познанию окружающего мира.
Будут обладать:
-культурой общения, навыками сотрудничества.
2 год обучения
Образовательные
Результатом занятий будет:
-закреплены и расширены умения пользоваться традиционными и нетрадиционными приемами;
-закреплены и расширены представления о предметах и явлениях окружающей действительности . Конкретный результат каждого занятия – это рисунок.
Развивающие
У детей будет:
-развиты предпосылки к творческому мышлению;
-развито эстетическое восприятие;
-расширен словарный запас детей и знания об окружающем мире;
-развиты сенсорные возможности ребёнка.
Воспитательные
Дети проявят:
-самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
-интерес к познанию окружающего мира.
Будут обладать:
-культурой общения, навыками сотрудничества.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Механизм оценивания образовательных результатов.
1. Уровень теоретических знаний.
Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
Технические навыки
Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением действий.
Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать инструментом.
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет работу.
Точность движений
Низкий уровень. Движения хаотичны.
Средний уровень. Точность движений достигается с помощью педагога.
Высокий уровень. Движения руки во время рисования уверенные.
Средства выразительности (цвет, форма и др.)
Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при использовании средств выразительности.
Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции по использованию средств выразительности.
Проявление самостоятельности
Низкий уровень. Требуется постоянная помощь педагога.
Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции по созданию рисунка.
Отношение к рисованию
Низкий уровень. Отрицательно относится к предложенному заданию, к процессу деятельности, к продукту собственной деятельности.
Средний уровень. Изменчивое отношение к предложенному заданию, к процессу деятельности, к продукту собственной деятельности.
Высокий уровень. Положительно относится к предложенному заданию, к процессу деятельности, к продукту собственной деятельности.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Дети участвуют в различных выставках и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня. По окончании программы дети представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия
Простой карандаш 10 шт.,
Гуашь 10 шт.,
Акварель 10 шт.,
Мольберт 1 шт.,
Восковые мелки 10 шт.,
Акварельная бумага 10 шт.,
Кисти 10 шт.,
Цветные карандаши 10 шт.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые
Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»
Оценочные и методические материалы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
- Ребенок может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога.
- Ребенок отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно объяснить принципы рисования.
- Ребенок отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно объяснить принципы. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:
-теория;
-практика.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-презентации;
-видеоролики;
-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (72 часа, 2 раза в неделю)
Тема 1. Нетрадиционная техника – ватные палочки
Теория: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – ватными палочками. Показать приемы получения точек и коротких линий.
Практика: Рисунок «Корзинка для урожая»
Тема 2. Нетрадиционная техника – печатка.
Теория: познакомить с техникой печатания печаткой из груш. Показать прием получения оттиска.
Практика: Рисунок « Груши на тарелочке»
Тема 3. Нетрадиционная техника – оттиск.
Теория: упражнять в технике печатания пробкой и рисовании ватной палочкой.
Практика: Рисунок «Фруктовое дерево»
Тема 4. Нетрадиционная техника – ватные палочки
Теория: упражнять в рисовании ватными палочками, развивать чувство композиции.
Практика: Рисунок «Ветка рябины»
Тема 5. Нетрадиционная техника – тычкование.
Теория: познакомить с новой техникой – тычкованием.
Практика: Рисунок «Платок для матрешки».
Тема 6. Оттиск печатками.
Теория: закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги.
Практика: Рисунок «Украшение чайного сервиза».
Тема 7. Оттиск печатками.
Теория: закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги.
Практика: Рисунок «Нарядные матрешки».
Тема 8. Рисование пальчиками.
Теория: продолжить знакомить с техникой рисования пальчиками.
Практика: Рисунок «Свитер для друзей».
Тема 9. Оттиск печатками, рисование ватными палочками.
Теория: закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги.
Практика: Рисунок «Руковички».
Тема 10. Техника тычкование.
Теория: планирование и распределение работ на каждого ребенка.
Практика: рисунок «Цветок».
Тема 11. Техника тычкование
Теория: учить использовать такое средство выразительности как фактура.
Практика: рисунок «Елочка пушистая, нарядная».
Тема 12. Рисование пальчиками.
Теория: закрепить умение рисовать пальчиками.
Практика: Рисунок «Снежок для елочки».
Тема 13. Техника тычкование.
Теория: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках.
Практика: Рисунок «Зайчишка».
Тема 14. Рисование ладошкой.
Теория: учить превращать отпечатки ладоней в осьминогов.
Практика: Рисунок «Осьминожки».
Тема 15. Рисование манкой, скатывание салфеток.
Теория: знакомство с новой техникой – рисование манкой.
Практика: рисунок «Ночь и звезды».
Тема 16. Техника тычкование.
Теория: учить передавать в рисунке строение предмета состоящего из нескольких частей.
Практика: рисунок «Веселый снеговик».
Тема 17. Оттиск пробкой.
Теория: упражнять в печатании с помощью пробок, развивать чувство композиции.
Практика: рисунок «Праздничный салют».
Тема 18. Техника тычкование.
Теория: упражнять в технике печатания тычком, вызвать желание украсить вазу.
Практика: рисунок «Ваза для цветов».
Тема 19. Рисование ладошкой.
Теория: упражнять в технике печатания ладошкой, развивать навыки цветовосприятия.
Практика: рисунок «Тюльпаны».
Тема 20. Техника тычкование
Теория: развивать чувство композиции.
Практика: рисунок «Ветка мимозы».
Тема 21. Техника тычкование
Теория: учить рисовать оперение цыпленка.
Практика: рисунок «Цыпленок».
Тема 22. Рисование ватной палочкой
Теория: вызвать желание дополнить образ веселого солнышка, развивать цветовосприятие.
Практика: рисунок «Солнышко веселое».
Тема 23. Тампонирование, ватные палочки.
Теория: познакомить с новой техникой – тампонирование.
Практика: рисунок «Цветы для пчелки».
Тема 24. Рисование ватными палочками.
Теория: закрепить данный прием, развивать чувство композиции.
Практика: рисунок «Салфетка».
Тема 25. Оттиск пробкой.
Теория: закрепить умение наносить равномерно точки.
Практика: рисунок «Гусеница».
Тема 26. Тампонирование, рисование ватными палочками.
Теория: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя поролоновый тампон и палочки ватные.
Практика: рисунок «Одуванчики».
Тема 27. Тычкование
Теория: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать тычком. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.
Практика: рисунок «Волшебный цветочек».
Тема 28. Оттиск пробкой, тычкование
Теория: Упражнять в приеме тычкования и оттиска пробкой. Вызвать положительные эмоции во время рисования. Развивать воображение.
Практика: рисунок «Смешной человечек».
Тема 29. Рисование восковым мелком
Теория: учить проводить горизонтальные линии.
Практика: рисунок «Дорожки».
Тема 30. Рисование восковым мелком
Теория: учить рисовать кистью линии разной длины.
Практика: рисунок «Подводное царство».
Тема 31. Рисование восковым мелком
Теория: учить рисовать предметы круглой формы
Практика: рисунок «Вкусные калачики».
Тема 32. Техника примакивания
Теория: учить ритмично наносить мазки способом примакивания.
Практика: рисунок «Снег идет».
Тема 33. Рисование восковым мелком
Теория: учить рисовать предметы овальной формы
Практика: рисунок «Морковка для зайчат».
Тема 34. Техника примакивания
Теория: закрепить технику примакивания, развивать чувство ритма и цвета.
Практика: рисунок «Полотенца для кукол».
Тема 35. Техника примакивания
Теория: учить украшать предметы круглой формы с помощью приема примакивания.
Практика: рисунок «Красивые тарелочки».
Тема 36. Рисование восковым мелком
Теория: побуждать детей дорисовывать на изображении недостающие предметы, закреплять умение рисовать предметы округлой формы.
Практика: рисунок «Машина, пароход и самолет».
Тема 37. Рисование восковым мелком
Теория: учить рисовать прямые линии
Практика: рисунок «Красивый коврик».
Тема 38. Рисование восковым мелком
Теория: продолжать знакомить с круглой формой
Практика: рисунок «Разноцветные шарики».
Тема 39. Рисование восковым мелком
Теория: упражнять в раскрашивании круглых форм.
Практика: рисунок «Снеговик».
Тема 40. Рисование восковым мелком
Теория: учить рисовать узоры из прямых и волнистых линий
Практика: рисунок «Украсим рукавичку».
Тема 41. Техника примакивания
Теория: закрепить технику примакивания.
Практика: рисунок «Лошадка».
Тема 42. Рисование восковым мелком
Теория: упражнять в раскрашивании предметов не выходить за контур.
Практика: рисунок «Мебель для кукол».
Тема 43. Рисование восковым мелком
Теория: упражнять в раскрашивании предметов не выходить за контур.
Практика: рисунок «Курочка ряба».
Тема 44. Рисование восковым мелком
Теория: учить рисовать волнистые, вертикальные линии.
Практика: рисунок «Водоросли в аквариуме».
Тема 45. Рисование восковым мелком
Теория: побуждать раскрашивать изображение разным цветом
Практика: рисунок «Цветок для мамы».
Тема 46. Рисование восковым мелком
Теория: закреплять умения рисовать предметы круглой формы
Практика: рисунок «Виноград».
Тема 47. Рисование восковым мелком
Теория: учить закрашивать предметы прямоугольной формы.
Практика: рисунок «Лопатка».
Тема 48. Техника примакивания
Теория: закреплять технику примакивания и формировать интерес к продуктивной деятельности
Практика: рисунок «Витамины на кустиках (ягоды)».
Тема 49. Рисование восковым мелком.
Теория: формировать интерес к продуктивной деятельности.
Практика: рисунок «Угощение для мишки».
Тема 50. Рисование восковым мелком.
Теория: закреплять умение рисовать круглые формы.
Практика: рисунок «Мяч».
Тема 51.Техника примакивание, тычкование, рисование восковыми мелками
Теория: закрепить технику примакивания и тычкование, показать как можно рсиовать используя разные техники в одном рисунке
Практика: рисунок «Нарядное платье».
Тема 52.Тычкование
Теория: закрепить технику тычкование.
Практика: рисунок «Звездное небо».
Тема 53.Рисование пальчиком
Теория: учить закрашивать пальчиком по контуру.
Практика: рисунок «Грибная полянка»
Тема 54.Рисование ватными палочками
Теория: закрепить технику рисования ватными палочками
Практика: рисунок «Праздничный салют».
Тема 55.Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить рисование восковыми мелками, учить закрашивать не выходя за контур, учить рисовать прямые линии.
Практика: рисунок «Дом».
Тема 56. Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить рисование восковыми мелками, учить закрашивать не выходя за контур
Практика: рисунок «Чебурашка».
Тема 57.Техника примакивание.
Теория: закрепить технику примакивание.
Практика: рисунок «Украсим посуду»
Тема 58.Рисование восковыми мелками.
Теория: закрепить умение рисовать прямые горизонтальные линии и закрашивать круговыми движениями не выходя за контур.
Практика: Рисунок «Дорога и светофор»
Тема 59.Рисованиие восковыми мелками.
Теория: закрепить умение рисовать волнистые линии.
Практика: рисунок «Кораблик»
Тема 60.Техника примакивание
Теория: Закрепить технику примакивание
Практика: Рисунок «Курочка ряба»
Тема 61.Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить умение рисовать прямые линии и предметы круглой формы
Практика: рисунок «Корова пасется на лугу»
Тема 62.Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить умение рисовать предметы круглой формы
Практика: рисунок «Бусы»
Тема 63.Техника примакивание
Теория: закрепить технику примакивание и умение рисовать вертикальные линии.
Практика: рисунок «Цветы на полянке»
Тема 64. Рисование ватными палочками
Теория: закрепить умение закрашивать не выходя за контур и рисование ватными палочками
Практика: рисунок «Божья коровка»
Тема 65. Техника примакивание.
Теория: закрепить умение рисовать в технике примакивание.
Практика: рисунок «Зонтик»
Тема 66.Техника примакивание.
Теория: закрепить умение рисовать в технике примакивание.
Практика: рисунок «Матрешка»
Тема 67. Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить умение рисовать прямые и волнистые линии, рисовть круг.
Практика: рисунок «Репка»
Тема 68. Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить умение рисовать не выходя за контур
Практика: рисунок «Петушок»
Тема 69.Рисование восковыми мелками
Теория: закрепить умение рисовать круг, прямые линии.
Практика: рисунок «Колобок»
Тема 70.Техника монотипия
Теория: закрепить технику монотипия
Практика: рисунок «Одуванчики»
Тема 71.Техника тычкование
Теория: закрепить технику тычкование
Практика: рисунок «Ветка сирени»
Тема 72.Техника монотипия
Теория: закрепить технику монотипия
Практика: рисунок «Бабочка»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля** | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка* | |||
1. | Рисование ватными палочками | 6 | 2 | 4 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
2 | Рисование восковыми мелками | 28 | 13 | 15 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
3 | Техника примакивание | 13 | 3 | 10 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
4 | Рисование пальчиком, ладошкой | 4 | 1 | 3 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
5 | Техника тычкование, оттиск, монотипия, | 21 | 9 | 12 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
| Итого | 72 | 28 | 44 | 0 |
|
Задачи образовательной программы
1 год обучения
Образовательные:
- учить традиционным и нетрадиционным приемам рисования;
- формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности.
Развивающие:
- формировать предпосылки к творческому мышлению, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
- воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2 год обучения (72 часа, 2 раза в неделю)
Тема 1. Рисование кисточкой и гуашью
Теория: учить правильно держать кисть, познакомить с гуашью, закрепить красный и белый цвет
Практика: Рисунок «Веселые мухоморы»
Тема 2. Рисование кисточкой и гуашью
Теория: учить правильно держать кисть, закрепить черный и желтый цвет
Практика: Рисунок « Подсолнухи»
Тема 3. Декоративное рисование
Теория: познакомить с декоративным рисованием, развивать чувство ритма и цвета
Практика: Рисунок «Укрась платочек»
Тема 4. Рисование карандашом
Теория: учить правильно держать карандаш, познакомить с простым карандашом, учить закрашивать не выходя за контур
Практика: Рисунок «Неваляшка»
Тема 5. Рисование карандашом и техника примакивание
Теория: закрепить умение рисовать карандашом и применять технику примакивание
Практика: Рисунок «Нарисуй воздушные шарики и укрась их».
Тема 6. Рисование кистью и гуашью.
Теория: закрепить умение правильно держать кисть и рисовать гуашью.
Практика: Рисунок «Грибы в лукошке».
Тема 7. Рисование кистью и гуашью
Теория: закрепить умение правильно держать кисть и рисовать гуашью, рисовать волнистые линии кистью.
Практика: Рисунок «Мои любимы рыбки».
Тема 8. Декоративное рисование.
Теория: продолжить знакомить с декоративным рисованием.
Практика: Рисунок «Укрась шарфик».
Тема 9. Рисование карандашом
Теория: закрепить умение рисовать предметы круглой формы, закрепить основные цвета.
Практика: Рисунок «Цветные клубочки».
Тема 10. Рисование кистью и гуашью
Теория: учить цвета радуги, закрепить умение правильно держать кисть.
Практика: рисунок «Радуга».
Тема 11. Рисование кистью и гуашью
Теория: учить рисовать предметы круглой формы и прямые линии, закрепить желтый цвет.
Практика: рисунок «В небе солнышко живет».
Тема 12. Декоративное рисование
Теория: закрепить умение рисовать техникой примакивание.
Практика: Рисунок «Бабочка».
Тема 13. Рисование кистью и гуашью
Теория: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках.
Практика: Рисунок «Ваза с цветами».
Тема 14. Рисование кистью и гуашью
Теория: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках.
Практика: Рисунок «Ваза с цветами».
Тема 15. Рисование манкой, скатывание салфеток.
Теория: знакомство с новой техникой – рисование манкой.
Практика: рисунок «Ночь, луна и звезды».
Тема 16. Рисование кистью и гуашью
Теория: учить рисовать дерево, закрепить цвета.
Практика: рисунок «Осеннее дерево».
Тема 17. Техника печатка
Теория: упражнять в печатании с помощью листьев, развивать чувство композиции.
Практика: рисунок «Осенние листья».
Тема 18. Рисование карандашом и гуашью.
Теория: упражнять в технике рисования простым карандашом, закреплять правильно держать кисточку и карандаш.
Практика: рисунок «Паук».
Тема 19. Рисование кистью и гуашью.
Теория: учить рисовать ежика используя геометрические фигуры.
Практика: рисунок «Ежик».
Тема 20. Рисование кистью и гуашью
Теория: упражнять в дорисовывании геометрических фигур .
Практика: рисунок «Кошка».
Тема 21. Рисование кистью и гуашью
Теория: упражнять в дорисовывании геометрических фигур.
Практика: рисунок «Воробей».
Тема 22. Рисование кистью и гуашью
Теория: развивать цветовосприятие.
Практика: рисунок «Цветик-семицветик».
Тема 23. Рисование кистью и гуашью.
Теория: упражнять в дорисовывании геометрических фигур.
Практика: рисунок «Мишка косолапый».
Тема 24. Декоративное рисование
Теория: закрепить умение рисовать техникой примакивание.
Практика: рисунок «Нарядная барышня».
Тема 25. Рисование кистью и гуашью.
Теория: познакомить с пейзажем, как с жанром изобразительного искусства.
Практика: рисунок «Зимний пейзаж».
Тема 26. Декоративное рисование.
Теория: : закрепить умение рисовать техникой примакивание.
Практика: рисунок «Украшение для елочки».
Тема 27. Тычкование, ватные палочки
Теория: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать тычком. Развивать воображение.
Практика: рисунок «Новогодняя елочка».
Тема 28. Декоративное рисование
Теория: Упражнять в приеме примакивание. Вызвать положительные эмоции во время рисования. Развивать чувство ритма.
Практика: рисунок «Шубка для Снегурочки».
Тема 29. Тычкование
Теория: закреплять технику тычкование. Вызвать интерес и положительные эмоции к рисованию.
Практика: рисунок «Звездочки на небе».
Тема 30. Рисование кисточкой и гуашью.
Теория: учить рисовать кистью линии разной длины.
Практика: рисунок «Дед Мороз».
Тема 31. Рисование кисточкой и гуашью
Теория: упражнять в дорисовывании геометрических фигур.
Практика: рисунок «Курочка Ряба».
Тема 32. Декоративное рисование
Теория: учить ритмично наносить мазки способом примакивания.
Практика: рисунок «Мои рукавички».
Тема 33. Рисование кисточкой и гуашью
Теория: учить рисовать предметы овальной формы
Практика: рисунок «Цыплята».
Тема 34. Рисование карандашом
Теория: закрепить технику рисования карандашом, развивать чувство ритма и цвета.
Практика: рисунок «Едем в автобусе».
Тема 35. Рисование кистью и гуашью
Теория: учить правильно держать кисть, развивать интерес к рисованию
Практика: рисунок «Волшебные снежинки».
Тема 36. Рисование кистью и гуашью
Теория: закреплять умение рисовать волнистые линии.
Практика: рисунок «Узоры на окнах».
Тема 37. Рисование гуашью и кисточкой
Теория: продолжать знакомить с пейзажем
Практика: рисунок «Деревья в снегу».
Тема 38. Рисование кисточкой и гуашью
Теория: продолжать знакомить с пейзажем
Практика: рисунок «Снегопад».
Тема 39. Рисование кисточкой и гуашью
Теория: упражнять в раскрашивании круглых форм.
Практика: рисунок «Снеговик».
Тема 40. Рисование карандашом
Теория: учить рисовать карандашом предметы прямоугольной формы, закрашивать не выходя за контур.
Практика: рисунок «Красивые флажки на ниточке».
Тема 41. Рисование кистью и гуашью
Теория: продолжать учить правильно держать кисть, вызывать интерес к рисованию
Практика: рисунок «Рябина».
Тема 42. Декоративное рисование
Теория: упражнять в раскрашивании предметов не выходить за контур.
Практика: рисунок «Подарок папе».
Тема 43. Декоративное рисование
Теория: упражнять в раскрашивании предметов не выходить за контур.
Практика: рисунок «Украсим сарафан».
Тема 44. Рисование карандашом
Теория: учить дорисовывать предметы овальной формы
Практика: рисунок «Два веселых гуся».
Тема 45. Рисование восковым мелком
Теория: побуждать раскрашивать изображение разным цветом
Практика: рисунок «Цветок для мамы».
Тема 46. Рисование кистью и гуашью
Теория: учить рисовать дерево
Практика: рисунок «Дерево».
Тема 47. Рисование восковым мелком
Теория: познакомить с жанром искусства - портрет.
Практика: рисунок «Портрет мамы».
Тема 48. Декоративное рисование
Теория: закреплять технику примакивания и формировать интерес к продуктивной деятельности
Практика: рисунок «Витамины на кустиках (ягоды)».
Тема 49. Рисование восковым мелком.
Теория: формировать интерес к продуктивной деятельности.
Практика: рисунок «Угощение для мишки».
Тема 50. Рисование восковым мелком.
Теория: закреплять умение рисовать круглые формы.
Практика: рисунок «Мяч».
Тема 51.Рисование кистью и гуашью
Теория: учить дорисовывать предметы овальной формы
Практика: рисунок «Белка».
Тема 52.Рисование карандашом
Теория: учить рисовать самолет
Практика: рисунок «Самолет».
Тема 53.Рисование кистью и гуашью
Теория: учить правильно держать кисть, развивать интерес к рисованию
Практика: рисунок «Подснежники»
Тема 54.Рисование карандашом
Теория: закрепить технику рисования карандашом
Практика: рисунок «Дом в котором ты живешь».
Тема 55.Декоративное рисование
Теория: закрепить технику примакивание, учить закрашивать не выходя за контур, учить рисовать прямые линии.
Практика: рисунок «Украшение платочка».
Тема 56. Рисование карандашом
Теория: закрепить рисование карандашом, учить закрашивать не выходя за контур
Практика: рисунок «Чебурашка».
Тема 57.Декоративное рисование.
Теория: закрепить технику примакивание.
Практика: рисунок «Украсим посуду»
Тема 58.Рисование карандашом.
Теория: закрепить умение рисовать прямые горизонтальные линии и закрашивать не выходя за контур.
Практика: Рисунок «Ракета»
Тема 59.Рисованиие карандашом
Теория: закрепить умение рисовать карандашом прямые и волнистые линии.
Практика: рисунок «Кораблик»
Тема 60.Рисование кистью и гуашью
Теория: Закрепить умение рисовать предметы круглой формы, познакомить с жанром искусства – натюрморт.
Практика: Рисунок «Яблочко»
Тема 61.Декоративное рисование
Теория: закрепить умение рисовать узоры на предметах овальной формы.
Практика: рисунок «Пасхальное яйцо»
Тема 62.Рисование кистью и гуашью
Теория: закрепить умение рисовать предметы круглой формы
Практика: рисунок «Бусы»
Тема 63.Рисование кистью и гуашью
Теория: продолжить знакомить с пейзажем, как с жанром искусства
Практика: рисунок «Цветы на полянке»
Тема 64. Рисование кистью и гуашью
Теория: закрепить умение закрашивать не выходя за контур
Практика: рисунок «Божья коровка»
Тема 65. Декоративное рисование.
Теория: закрепить умение рисовать в технике примакивание.
Практика: рисунок «Зонтик»
Тема 66.Декоративное рисование.
Теория: закрепить умение рисовать в технике примакивание.
Практика: рисунок «Матрешка»
Тема 67. Рисование кистью и гуашью
Теория: продолжать учить правильно держать кисть, развивать воображение
Практика: рисунок «Веселые мухоморы»
Тема 68. Рисование карандашом
Теория: закрепить умение рисовать не выходя за контур
Практика: рисунок «Петушок»
Тема 69.Рисование кистью и гуашью
Теория: закрепить умение дорисовывать предмет из овальной формы.
Практика: рисунок «Дельфин»
Тема 70. Рисование кистью и гуашью
Теория: закрепить умение дорисовывать предмет из овальной формы.
Практика: рисунок «Рыбка»
Тема 71. Рисование кистью и гуашью
Теория: закрепить технику рисования гуашью.
Практика: рисунок «Ветка сирени»
Тема 72.Декоративное рисование
Теория: закрепить технику примакивания
Практика: рисунок «Бабочка»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля** | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка* | |||
1. | Рисование карандашом | 12 | 3 | 9 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
2 | Рисование восковыми мелками | 4 | 1 | 3 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
3 | Рисование кистью и гуашью | 35 | 10 | 25 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
4 | Декоративное рисование | 16 | 6 | 10 | 0 | Устный опрос, рефлексия |
5 | Нетрадиционные техники рисования | 5 | 2 | 3 | 0 | Практические задания, контрольные вопросы |
| Итого | 72 | 22 | 50 | 0 |
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ХХХ» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 2 раза в неделю |
5. | Количество часов | 72 часа |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 1 год обучения 01.09.2024-31.05.2025 2 год обучения 01.09.2025-31.05.2026 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, инсценировка, игры.
Методы: словесный, наглядный, заучивание стихотворений, пословиц.
Планируемый результат: повышение мотивации к продуктивной деятельности; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Беседа на тему «Первое сентября – День Знаний» | Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь |
2. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь-май |
3. | Участие в праздниках «День пожилого человека», «Музыкальная осень» | Нравственное воспитание, воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Октябрь |
4. | Участие в интеллектуальных играх | Нравственное воспитание, трудовое воспитание, интеллектуальное воспитание | В рамках занятий | Ноябрь |
5. | Беседа о празднике «Новый Год» | Нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Декабрь |
6. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
7. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
8. | Беседа о празднике «День Победы» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Май |
9. | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Май |
Список литературы:
Нормативные правовые акты:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" .
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области" .
Для педагога:
1.Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
2.Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
3.Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
4.Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
5.Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
6.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
7.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
8.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
Интернет-ресурсы:
https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://3dtoday.ru/wiki/3d_pens/
https://mysku.ru/blog/china-stores/30856.html
https://geektimes.ru/company/top3dshop/blog/284340/
https://habrahabr.ru/company/masterkit/blog/257271/
https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук) «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...
Программа кружка художественного творчества «Капитошка» для детей 5 – 6 лет
Учебный план и конспекты занятий кружка по художественному творчеству с детьми 5-6 летна год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)
Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....
программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"
создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...
Программа кружка художественного творчества "Страна Фантазия"
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), форм...
Программа кружка художественного творчества "страна Фантазия"
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), форм...
Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»
Рабочая программакружкахудожественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»...