«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
проект

Бабикова Ольга Владимировна

Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

      Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №184»

План по самообразованию

на тему:

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

                                              на 2023-2026 гг

Воспитатель: Бабикова О.В.

г. Оренбург

2023 гг.

Пояснительная записка

          Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.

          Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

          В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

        Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

      Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

Тема: «Развитие творческих способностей

через использование нетрадиционных техник рисования»

2023-2024 уч. г.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Задачи:

1.Изучить новинку литературы по данной проблеме.

2. организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

3. Стимулировать умственную и двигательную  активность детей.

5. Разработать модель взаимодействия с родителями.

Актуальность:

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом, способствуют умственному развитию детей.

Предполагаемый результат:

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

Разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям;

В работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) по теме «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования».

2023 –2024 год

Изучение ФГОС; Подбор и изучение литературы по теме; 

Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и города;
- посещение педсоветов, семинаров;

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Развитие у воспитанников познавательной активности, инициативы, творческих способностей.

Прогнозирование результатов.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по развитию творческих способностей детей используя изобразительную деятельность, отслеживание результатов работы).

2023– 2024 год

Участие на семинаре - практикуме, педсовете.

« Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Публикация, консультация,« Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

 сообщение на педсовете. «Влияние традиционных техник рисования на художественно-эстетическое развитие дошкольников»

(начальный этап)

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса по художественно-эстетическому творчеству Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2024 – 2025год

Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег; «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников»

- отчёт по теме на педсовете. «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников»

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Распространение опыта своей работы  по теме  «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

2024-2025год

Районном «Влияние традиционные техники рисования художественно-эстетическое развития дошкольников»

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение опыта педагогов, изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Составление конспектов занятий

Октябрь

Работа с книгой:  Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

 

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».

Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Ноябрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Картотека игр на развитие мелкой моторики Презентация: «Нетрадиционные техники рисования»

Декабрь

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования Дипломы и сертификаты.

Январь

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Февраль

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционные методы рисования»  Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Серия занятий по нетрадиционной технике рисования. Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».

Март

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Папка-передвижка «Рисование по сырому фону» Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Апрель

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11 Изучение литературы:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г.

Мастер-класс «Увлекательное рисование» Картотека нетрадиционных техник рисования

Май

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Применение техник нетрадиционного рисования в игровой форме, доступной детям

Выставка детских работ «Вернисаж»

План реализации темы

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

на 2023-2024 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

«Моя любимая мамочка»;

- «Орнамент из цветов»;

Сентябрь

2023г.

Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

Сентябрь

2023г.

 Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Сентябрь

2023г.

2

-«Весёлые бабочки»;

 «Сказочные птицы».

Октябрь

2023г

Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Октябрь

2023г

Изучение творческого

 потенциала воспитателей

Октябрь

2023г

3

-«Желтые цыплятки»; 

«Пушистые веточки»

Ноябрь

2023г

Что такое творчество? В чем оно проявляется?

Ноябрь

2023г

Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного 

проекта.

Ноябрь

2023г

4

-«Зимний вечер»; «Мишка»

Декабрь 2023г

Повысить педагогическое мастерство родителей;

Декабрь 2023г

Разработка рабочей программы «Фантазия» 

по развитию художественного творчества.

Декабрь 2023г

5

«Лебеди»; 

«Самолёты»

  Январь

2024г

проблемные вопросы и ситуации)

  Январь

2024г

Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

  Январь

2024г

6

-«Весенний букет»

Февраль 2021г

Беседа: Кляксография с трубочкой.

Февраль 2024г

Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

Февраль 2024г

7

-«Арбузная долька»;

 «Радуга»

Март 2024г

Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.

Март 2024г

Организация работы по реализации проекта.

Март 2024г

8

-«Весёлый попугай»

Апрель 2024г

Разнообразить материал для творчества.

Апрель 2024г

 «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Апрель 2024г

9

-«Мой волшебные, цветные сны»,

 «Я фантазёр».

Май 2024г

Помочь ребенку при затруднении.

Май 2024г

«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном 

творчестве».

Май 2024г

на 2024-2025 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

ОД «Осеннее дерево»

Д.и «Что стало не так», «Украсим платок»

Сентябрь

2024г.

Анкетирование «Что рисует ваш ребенок»

Сентябрь

2024г.

Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности

Сентябрь

2024г.

2

ОД «Осенний лес»

Д.и «Найди такой же»

Октябрь

2024г

Консультация  «Приобщения к нетрадиционной технике рисования»

Октябрь

2024г

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через методические издания и интернет

Октябрь

2024г

3

ОД «Мои любимые рыбки»

Д,и «Волшебные краски»

Ноябрь

2024г

Беседа « Искусство русской глиняной игрушки»

Ноябрь

2024г

Разработать рабочие планы- программы по профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Ноябрь

2024г

4

ОД «Елочные игрушки»

Д.и «Составь узор» «Мозайка»

Декабрь 2004г

Беседа «Природа цвета и цвет природы»

Декабрь 2024г

Опубликовать свои статьи на тему образование и воспитание в электронных СМИ

Декабрь 2024г

5

ОД «Новогодняя елка»

Д.и «Украсим Дерево»

  Январь

2025г

Консультация «Как занять ребенка»

  Январь

2025г

Участвовать в конкурсах

  Январь

2025г

6

ОД «Портрет зимы»

Д.и «Наведем порядок»

Февраль 2025г

Консультация «Использование различного материала в изодеятельности»

Февраль 2025г

Презентация на тему: «Использование различного материала в изодеятельности»

Февраль 2025г

7

ОД «Весеннее солнышо»

Д,и «Окраска воды»

Март 2025г

Беседа «Лепим и расписываем по гжельски»

Март 2025г

Продолжение создания медиатеки для работы с детьми

Март 2025г

8

ОД «Красивые цветы»

Д.и «Какой кружок не подходит»

Апрель 2025г

Беседа «Взаимосвязь игры и изодеятельности»

Апрель 2025г

Провести дни открытых дверей

Апрель 2025г

9

ОД  «Одуванчики»

Д.и «Кто быстрее»

Май 2025г

Консультация « Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического и художественного восприятия»

Май 2025г

Выступление на МО на тему: «Нетрадиционные техники в рисовании»

Май 2025г

на 2025-2026 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Рисование нетрадиционным способом в технике «Эбру»

Сентябрь

2025г.

Мастер-класс "Необычными вещами мы рисуем без труда".

Сентябрь

2025г.

Выступление на методическом объединении по теме «Развитие абстракт-ного мышления у дошкольника посредством нетрадиционных техник рисования»

Сентябрь

2025г.

2

Рисование манной крупой «Белые медведи»

Октябрь

2025г

Консультация, беседа по данной теме: «Рисование манкой»

Октябрь

2025г

Публикация на тему «Формирование образного мышления у дошкольников»

Октябрь

2025г

3

«Солнечный денёк» (мыльные пузыри)

Ноябрь

2025г

Консультация для родителей «Значе-ние развития мел-кой моторики у де-тей дошкольного возраста через нет-радиционную тех-нику рисования».

Ноябрь

2025г

Картотека игр на развитие мелкой моторики

Ноябрь

2025г

4

«Ветка рябины» (метод тычка)

Декабрь 2025г

Мастер-класс «Увлекательное рисование»

Декабрь 2025г

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Декабрь 2025г

5

«Ваза с фруктами» (рисование пластилином)

  Январь

2026г

Применение техник нетрадиционного рисования в игровой форме, доступной детям

  Январь

2026г

Выступление на МО по теме «Рисуем  ладошками»

  Январь

2026г

6

«После дождя» (по мокрой бумаге)

Февраль 2026г

Познакомить детей с новым способом рисования: оттиск цветными мыльными пузырями.

Февраль 2026г

Консультация «Использование этно-региональной культурной состав-ляющей в режимных моментах»

Февраль 2026г

7

«Спасская башня Кремля» (шаблонография)

Март 2026г

Анкетирование родителей на тему «Детский досуг»

Март 2026г

Презентация на тему « Рисуем  ладошками":

Март 2026г

8

«Мой любимый дом» (поролон)

Апрель 2026г

Консультация для родителей «Роль мелкой моторики в жизни ребенка»

Апрель 2026г

Презентация на тему «Как развить креативность у ребенка»

Апрель 2026г

9

«Маме красивый букет» (оттиск смятой бумагой)

Май 2026г

Информация по теме:«Нетрадиционные методы рисования»

Май 2026г

Выставка детских работ «Вернисаж»

Май 2026г

Литература:

1 Т.Н. Давыдова "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г.

2.  Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М., 2007г.

3. И.А. Лыкова "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...

План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе

План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...