Образовательная программа дополнительного образования детей «Веселые ладошки»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Веселые ладошки»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 3-4 года
Составители: воспитатели Пьянзина Т.А.
п. Комсомольский
2020 г.
Содержание
1.Титульный лист
2. Содержание
3.Пояснительная записка
4. Учебно-тематический план обучения
5. Содержание учебного материала первого года обучения
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Методическое обеспечение
8. Список источников
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными документами Министерства образования науки РФ, законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, методическими рекомендациями от 24.09.2006 года № 06-51176 Министерства образования и науки РФ, внутришкольными приказами, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПин 2.4.4 1251-03 к учреждениям дополнительного образования детей.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Веселые ладошки» является модифицированной, является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий.
Актуальность проекта. Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Направленность программы: Образовательная программа имеет художественно – эстетическое направление.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
- формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;
- способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;
- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия;
- Игры, игровые приемы;
- Организация и оформление выставок детских работ;
- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Особенность возрастной группы:
Каждый ребенок рождается художником. Нужно помочь ему только разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам.
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 15 минут.
Нетрадиционные художественные техники
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Ожидаемые результаты освоения программы:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Уметь:
- Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- Знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
- Передает различие предметов по величине;
- Ритмично наносит штрихи, пятна;
- Рисует линиями и мазками простые предметы;
- Рисует предметы, состоящие из сочетания линий;
- Создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
|
24
| ||
1 | «Мой любимый дождик»
|
| |
2 | «Веселые мухоморы»
| ||
3 | «Опята дружные ребята»
| ||
4 | «Осень вновь пришла»
| ||
5 | «Вот ежик – ни головы, ни ножек…» | ||
6 | «Птички клюют ягоды» | ||
7 | «Свитер для друзей» | ||
8 | «Ягоды на тарелочке» | ||
9 | «Рябинка» | ||
10 | «Виноград» | ||
11 | «Зайчик» | ||
12 | «Лес» | ||
13 | «В гостях у жирафа» | ||
14 | «Птицы клюют ягоды» | ||
15 | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | ||
16 | «Красивая салфеточка » | ||
17 | «Веселый снеговик» | ||
18 | «Снег кружится» | ||
19 | «Цветы для мамы» | ||
20 | «Божьи коровки на лужайке» | ||
21 | «Рыбки в аквариуме» | ||
22 | «Закат» | ||
23 | «Морковка» | ||
24 | «Одуванчик» | ||
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ
|
13 | ||
1 | «Желтые листья летят» |
| |
2 | «Осеннее дерево» (коллективная работа) | ||
3 | «Свитер для друзей» | ||
4 | «Солнышко» | ||
5 | «Красивые цветы» | ||
6 | «Цветочек для папы» | ||
7 | «Цветы для мамы» | ||
8 | «Волшебные картинки» | ||
9 | «Веселый осьминог» | ||
10 | «Рыбки аквариуме» | ||
11 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | ||
12 | «Красивые цветы для пчелки» | ||
13 | «Травка» | ||
РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ
| 3 | ||
1 | «Снежные комочки» |
| |
2 | «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | ||
3 | «Зайчишка» | ||
ОТТИСК ПРОБКОЙ, ПЕЧАТКАМИ
|
5 | ||
1 | «Птицы клюют ягоды» |
| |
2 | «Вишневый компот» | ||
3 | «Украшение чайного сервиса» | ||
4 | «Мои рукавички» | ||
5 | «Нарядные матрешки» | ||
БУМАГАПЛАСТИКА
|
7 | ||
1 | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» |
| |
2 | «Рябинка» | ||
3 | «Кораблик дл папы» | ||
4 | «Петушок» | ||
5 | «Два жадных медвежонка» | ||
6 | «Ветка мимозы» | ||
7 | «Сиреневый букет» | ||
РИСОВАНИЕ СВЕЧКОЙ
| 1 | ||
1 | «Снежинки» |
| |
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
|
2 | ||
1 | «Ёлочка» |
| |
2 | «Клоун» | ||
РИСОВАНИЕ МАНКОЙ
| 1 | ||
1 | «Ночь звезды» |
| |
ПЕЧАТАНИЯ ЛИСТЬЯМИ
|
1 | ||
1 | «Букет из осенних листьев» |
| |
ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
|
13 | ||
1 | «Мы рисуем, что хотим» |
| |
2 | «Шарики воздушные, ветерку послушные…» | ||
3 | «Маленькой ёлочке холодно зимой…» | ||
4 | Оформление коллажа «Подводное царство» | ||
5 | «Рисуем, что хотим» | ||
6 | «Осень вновь пришла» |
| |
7 | «Вот ёжик, ни головы ни ножек…» |
| |
8 | «Свитер для друзей» |
| |
9 | «Птицы клюют ягоды» |
| |
10 | «Цветы для мамы» |
| |
11 | «Рыбки в аквариуме» |
| |
12 | «Бабочка» |
| |
13 | «Два жадных медвежонка» |
| |
Перспективный план кружковой работы
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | |
Октябрь | ||||
| Рисование пальчиками | Познакомит с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки | |
(1 занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учит наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов | |
(2 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками. Учит украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) | С предыдущего занятия + сухие листья | |
(рисование грибочков) | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца – прямые линии (ножки грибов) | Бумага размером ½ альбомного листа, гуашь коричневая | |
| Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером ½ альбомного листа, гуашь желтая | |
(коллективная работа) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки | |
| Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Расширять представление о приметах осени. Учит рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона | Бумага размером ½ альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная | |
| Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиска смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ежика пальчиком | Бумага размером ½ альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая | |
Ноябрь
| ||||
| Рисование пальчиками | Учит рисовать веточки, украшать в технике рисования пальчиками. Выполнение ягод различной величины и цвета. Закреплять навыки рисования, развивать чувство композиции | ½ листа различных цветов, коричнева я гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц | |
| Рисование ладошками и пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошками; развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять элементарный узор | Две куклы – мальчик, девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами | |
| Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы голубой бумаги с кругом желтого цвета | |
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета | |
| Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге, воспитывать аккуратность | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки | |
(1 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования, развивать цветовосприятие, чувство композиции | Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины | |
(2 занятие) | Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины | |
| Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | |
Декабрь
| ||||
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зеленого цвета | |
| Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета | |
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки | |
| Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки | |
| Рисование пальчиками | Учит равномерно распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение жирафа, гуашь | |
| Рисование тычком жесткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жесткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя все пространство листа | Бумага размером ½ альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь | |
| Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность, развивать чувство композиции | Бумага размером ½ альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки | |
| Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы елочек | |
Январь
| ||||
(коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жесткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковер) | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая | |
| Оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать прием получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки | Силуэт банки, красная гуашь | |
| Разные | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним – ватными палочками | Бумага размером ½ альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета | |
| Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |
| Оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определенных местах | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета | |
| Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом – губкой и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле) | Бумага размером ½ альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая | |
Февраль
| ||||
| Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства | Белая бумага размером 50*50, гуашь разных цветов | |
| Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета | |
| Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик | Листы голубой бумаги | |
| Свеча+акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | |
| Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Ватман, гуашь разных цветов | |
(1 занятие) | Скатывание бумаги | Закрепить технику – скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер. | |
(2 занятие) | Скатывание бумаги | Закрепить технику – скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер. | |
| Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти | |
Март
| ||||
| Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки | |
(продолжение) | Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки | |
| Рисование ладошкой | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции | Листы белой бумаги размером 20*20, гуашь разных цветов | |
| Рисование ладошками | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Листы белой бумаги размером 20*20, гуашь синего цвета | |
| Рисование ватными палочками, тампонирование тычком | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображение бабочек | |
| Тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животного | Готовые формы животных | |
| Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светлая и темно-зеленого цветов, черная гуашь в мисочках | |
| Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | |
Апрель
| ||||
(коллективная работа) | Техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста) | Силуэт петушка, клей салфетки | |
| Оттиск смятой бумагой, ватные палочки | Учить рисовать животных | Газета, ватные палочки, бумага размером ½ альбомного листа, коричневая гуашь | |
| Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | |
| Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных | Листы тонированные (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации | |
| Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепит умение дополнять изображение деталями | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска. салфетки | |
| Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки | |
| Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепит навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы | |
| Рисование ладошками | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей | |
Май
| ||||
| Рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага | |
| Рисование пальчиками | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белой бумаги с изображением морковки, гуашь оранжевого и зеленого цвета | |
| Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зеленого цвета, развивать творческое воображение | Листы белой бумаги, гуашь зеленого и красного цвета, салфетки | |
| Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Листы белой бумаги, гуашь зеленого цвета | |
| Рисование пальчиком | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь желтого, зеленого цвета | |
| Разные | Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом | Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки | |
| Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания | Лист с наклеенным изображением корзиночки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени | |
Материально – техническое обеспечение
Для кружковой работы имеются в наличии различные материалы, инструменты, приспособления, которые регулярно обновляются:
- Бумага (А4, писчая, ватман, альбомная, цветная, гофрированная, газетная, салфетки, листы тонированные);
- Картон однослойный цветной;
- Пробки, печатки, ватные палочки, восковые мелки, свеча, манная крупа, губка;
- Гуашь, акварель, пальчиковая краска, кисти, маркеры, клей, клейстер.
Также имеются в наличии инструменты и приспособления как: ножницы, карандаши, линейка, баночки, степлер.
Такие инструменты как ножницы, степлер использует взрослый.
Методическое обеспечение
Дидактический материал: загадки, развивающие игры, учебные элементы.
Раздаточный материал: шаблоны, трафареты.
Формы работы: беседа, игра.
Список источников
- Волчкова В. Н., Степановой Н. В., Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ИЗО. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 394 с. — (Педагогика нового времени).
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.- М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. — (Вместе с детьми).
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006..- 120с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 45.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Веселые ладошки»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 3-4 года
Составители: воспитатели Пьянзина Т.А.
п. Комсомольский
2020 г.
Содержание
1.Титульный лист
2. Содержание
3.Пояснительная записка
4. Учебно-тематический план обучения
5. Содержание учебного материала первого года обучения
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Методическое обеспечение
8. Список источников
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными документами Министерства образования науки РФ, законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, методическими рекомендациями от 24.09.2006 года № 06-51176 Министерства образования и науки РФ, внутришкольными приказами, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПин 2.4.4 1251-03 к учреждениям дополнительного образования детей.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Веселые ладошки» является модифицированной, является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий.
Актуальность проекта. Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Направленность программы: Образовательная программа имеет художественно – эстетическое направление.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
- формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;
- способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;
- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия;
- Игры, игровые приемы;
- Организация и оформление выставок детских работ;
- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Особенность возрастной группы:
Каждый ребенок рождается художником. Нужно помочь ему только разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам.
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 15 минут.
Нетрадиционные художественные техники
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Ожидаемые результаты освоения программы:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Уметь:
- Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- Знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
- Передает различие предметов по величине;
- Ритмично наносит штрихи, пятна;
- Рисует линиями и мазками простые предметы;
- Рисует предметы, состоящие из сочетания линий;
- Создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ | 24 | ||
1 | «Мой любимый дождик» | ||
2 | «Веселые мухоморы» | ||
3 | «Опята дружные ребята» | ||
4 | «Осень вновь пришла» | ||
5 | «Вот ежик – ни головы, ни ножек…» | ||
6 | «Птички клюют ягоды» | ||
7 | «Свитер для друзей» | ||
8 | «Ягоды на тарелочке» | ||
9 | «Рябинка» | ||
10 | «Виноград» | ||
11 | «Зайчик» | ||
12 | «Лес» | ||
13 | «В гостях у жирафа» | ||
14 | «Птицы клюют ягоды» | ||
15 | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | ||
16 | «Красивая салфеточка » | ||
17 | «Веселый снеговик» | ||
18 | «Снег кружится» | ||
19 | «Цветы для мамы» | ||
20 | «Божьи коровки на лужайке» | ||
21 | «Рыбки в аквариуме» | ||
22 | «Закат» | ||
23 | «Морковка» | ||
24 | «Одуванчик» | ||
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ | 13 | ||
1 | «Желтые листья летят» | ||
2 | «Осеннее дерево» (коллективная работа) | ||
3 | «Свитер для друзей» | ||
4 | «Солнышко» | ||
5 | «Красивые цветы» | ||
6 | «Цветочек для папы» | ||
7 | «Цветы для мамы» | ||
8 | «Волшебные картинки» | ||
9 | «Веселый осьминог» | ||
10 | «Рыбки аквариуме» | ||
11 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | ||
12 | «Красивые цветы для пчелки» | ||
13 | «Травка» | ||
РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ | 3 | ||
1 | «Снежные комочки» | ||
2 | «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | ||
3 | «Зайчишка» | ||
ОТТИСК ПРОБКОЙ, ПЕЧАТКАМИ | 5 | ||
1 | «Птицы клюют ягоды» | ||
2 | «Вишневый компот» | ||
3 | «Украшение чайного сервиса» | ||
4 | «Мои рукавички» | ||
5 | «Нарядные матрешки» | ||
БУМАГАПЛАСТИКА | 7 | ||
1 | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» | ||
2 | «Рябинка» | ||
3 | «Кораблик дл папы» | ||
4 | «Петушок» | ||
5 | «Два жадных медвежонка» | ||
6 | «Ветка мимозы» | ||
7 | «Сиреневый букет» | ||
РИСОВАНИЕ СВЕЧКОЙ | 1 | ||
1 | «Снежинки» | ||
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ | 2 | ||
1 | «Ёлочка» | ||
2 | «Клоун» | ||
РИСОВАНИЕ МАНКОЙ | 1 | ||
1 | «Ночь звезды» | ||
ПЕЧАТАНИЯ ЛИСТЬЯМИ | 1 | ||
1 | «Букет из осенних листьев» | ||
ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ | 13 | ||
1 | «Мы рисуем, что хотим» | ||
2 | «Шарики воздушные, ветерку послушные…» | ||
3 | «Маленькой ёлочке холодно зимой…» | ||
4 | Оформление коллажа «Подводное царство» | ||
5 | «Рисуем, что хотим» | ||
6 | «Осень вновь пришла» | ||
7 | «Вот ёжик, ни головы ни ножек…» | ||
8 | «Свитер для друзей» | ||
9 | «Птицы клюют ягоды» | ||
10 | «Цветы для мамы» | ||
11 | «Рыбки в аквариуме» | ||
12 | «Бабочка» | ||
13 | «Два жадных медвежонка» |
Перспективный план кружковой работы
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | |
Октябрь | ||||
| Рисование пальчиками | Познакомит с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки | |
(1 занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учит наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов | |
(2 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками. Учит украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) | С предыдущего занятия + сухие листья | |
(рисование грибочков) | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца – прямые линии (ножки грибов) | Бумага размером ½ альбомного листа, гуашь коричневая | |
| Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером ½ альбомного листа, гуашь желтая | |
(коллективная работа) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки | |
| Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Расширять представление о приметах осени. Учит рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона | Бумага размером ½ альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная | |
| Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиска смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ежика пальчиком | Бумага размером ½ альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая | |
Ноябрь | ||||
| Рисование пальчиками | Учит рисовать веточки, украшать в технике рисования пальчиками. Выполнение ягод различной величины и цвета. Закреплять навыки рисования, развивать чувство композиции | ½ листа различных цветов, коричнева я гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц | |
| Рисование ладошками и пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошками; развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять элементарный узор | Две куклы – мальчик, девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами | |
| Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы голубой бумаги с кругом желтого цвета | |
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета | |
| Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге, воспитывать аккуратность | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки | |
(1 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования, развивать цветовосприятие, чувство композиции | Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины | |
(2 занятие) | Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины | |
| Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии | |
Декабрь | ||||
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зеленого цвета | |
| Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета | |
| Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки | |
| Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки | |
| Рисование пальчиками | Учит равномерно распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение жирафа, гуашь | |
| Рисование тычком жесткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жесткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя все пространство листа | Бумага размером ½ альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь | |
| Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод различной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность, развивать чувство композиции | Бумага размером ½ альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки | |
| Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы елочек | |
Январь | ||||
(коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жесткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковер) | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая | |
| Оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать прием получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки | Силуэт банки, красная гуашь | |
| Разные | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним – ватными палочками | Бумага размером ½ альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета | |
| Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |
| Оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определенных местах | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета | |
| Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом – губкой и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле) | Бумага размером ½ альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая | |
Февраль | ||||
| Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства | Белая бумага размером 50*50, гуашь разных цветов | |
| Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета | |
| Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик | Листы голубой бумаги | |
| Свеча+акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | |
| Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Ватман, гуашь разных цветов | |
(1 занятие) | Скатывание бумаги | Закрепить технику – скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер. | |
(2 занятие) | Скатывание бумаги | Закрепить технику – скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер. | |
| Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти | |
Март | ||||
| Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки | |
(продолжение) | Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки | |
| Рисование ладошкой | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции | Листы белой бумаги размером 20*20, гуашь разных цветов | |
| Рисование ладошками | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Листы белой бумаги размером 20*20, гуашь синего цвета | |
| Рисование ватными палочками, тампонирование тычком | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображение бабочек | |
| Тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животного | Готовые формы животных | |
| Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светлая и темно-зеленого цветов, черная гуашь в мисочках | |
| Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | |
Апрель | ||||
(коллективная работа) | Техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста) | Силуэт петушка, клей салфетки | |
| Оттиск смятой бумагой, ватные палочки | Учить рисовать животных | Газета, ватные палочки, бумага размером ½ альбомного листа, коричневая гуашь | |
| Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | |
| Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных | Листы тонированные (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации | |
| Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепит умение дополнять изображение деталями | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска. салфетки | |
| Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки | |
| Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепит навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы | |
| Рисование ладошками | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей | |
Май | ||||
| Рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага | |
| Рисование пальчиками | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белой бумаги с изображением морковки, гуашь оранжевого и зеленого цвета | |
| Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зеленого цвета, развивать творческое воображение | Листы белой бумаги, гуашь зеленого и красного цвета, салфетки | |
| Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Листы белой бумаги, гуашь зеленого цвета | |
| Рисование пальчиком | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь желтого, зеленого цвета | |
| Разные | Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом | Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки | |
| Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания | Лист с наклеенным изображением корзиночки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени |
Материально – техническое обеспечение
Для кружковой работы имеются в наличии различные материалы, инструменты, приспособления, которые регулярно обновляются:
- Бумага (А4, писчая, ватман, альбомная, цветная, гофрированная, газетная, салфетки, листы тонированные);
- Картон однослойный цветной;
- Пробки, печатки, ватные палочки, восковые мелки, свеча, манная крупа, губка;
- Гуашь, акварель, пальчиковая краска, кисти, маркеры, клей, клейстер.
Также имеются в наличии инструменты и приспособления как: ножницы, карандаши, линейка, баночки, степлер.
Такие инструменты как ножницы, степлер использует взрослый.
Методическое обеспечение
Дидактический материал: загадки, развивающие игры, учебные элементы.
Раздаточный материал: шаблоны, трафареты.
Формы работы: беседа, игра.
Список источников
- Волчкова В. Н., Степановой Н. В., Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ИЗО. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 394 с. — (Педагогика нового времени).
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.- М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. — (Вместе с детьми).
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".
Программа разработана на базе методического пособия Лыковой....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Веселая грамматика"
Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Обучение дошкольников элементам грамоты является необходимым усл...
Занятие по экологическому образованию детей «Веселый зоопарк»
Занятие по экологии...
Программа дополнительного образования " Чудеса в ладошке малыша" для детей раннего возраста
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Чудеса в ладошке малыша» для детей раннего возраста...
Программа дополнительного образования детей "Веселые нотки"
Образовательная область "Художественно- эстетическое развитие"...
Программа по дополнительному образованию "Мир в ладошках"
Программа по дополнительному образованию "Мир в ладошках"...
Образовательное событие для детей «Веселый пекарь»
Образовательное событие для детей «Веселый пекарь»(средняя группа)...