Программа дополнительного образования детей "Веселые нотки"
рабочая программа (подготовительная группа)

Страхова Анастасия Андрияновна

Образовательная область  "Художественно- эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Веселые нотки" 794.44 КБ

Предварительный просмотр:

edited

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  №6 «ЛАСТОЧКА»

МБДОУ №6 «Ласточка»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ №6 «Ласточка»

_____________ В.А. Переладова

«_____»____________________ 20___ год

УТВЕРЖДАЮ:

      Заведующий МБДОУ №6«Ласточка»

_________________ О.В. Сазанова

«______»________________ 20___ год

C:\Users\Strakhov\Desktop\jft7qJY0vb4.jpg

Программа дополнительного образования детей

«Веселые нотки» образовательной области

«Художественно- эстетическое развитие»

МБДОУ  №6 «Ласточка»

на 2019- 2020 учебный год

         Музыкальный руководитель: Страхова А. А.

г. Ханты – Мансийск 2019 г.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………. 3
  2. Цели и задачи образовательной Программы …………………………………………..5
  3. Принципы обучения пению………………………………………………………….….5
  4. Планируемый результат освоения Программы………………………………………...6
  5. Педагогический мониторинг качества музыкального образования…………………..6
  6. Возрастные и индивидуальные особенности певческой деятельности детей старшего дошкольного возраст……………………………………………………………………..7
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание психолого- педагогической работы………………………….……………8
  2.  Содержание образовательной деятельности ……………………………………...…...9    
  3. Структура  ДОД  по вокалу………………………………………………………….…...9
  4.  Приёмы обучения пению…………………………………………………………..…...10              
  5.  Направления работы по совершенствованию голосового аппарата…………………11
  6.  Здоровьесберегающие технологии ………………………………………………….....13
  7.  Работа с родителями………………………………………………………………..…...13
  8.   Работа с социумом………………………………………………………………….......13
  9.  Календарно- тематический план ДОД …………………………………………...……14
  1. Организационно-педагогические условия реализации программы
  1. Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении…………..14
  2. Учебный план работы кружка…………………………………………………...……...15
  3. Организационно- методическое обеспечение………………………………….………15
  4.  Материально- техническое обеспечение программы………………………..………..16
  5. Кадровое обеспечение …………………………………………………………………..16
  6. Список литературы. Образовательные ресурсы ……………………………………....17

Приложения

Приложение 1. Диагностика  уровня   развития   певческих   умений…………………….....18

Приложение 2. Календарно- тематическое планирование ДОД……………………………...19

Приложение 3. Анкетирование родителей ………………………………………………..…...28

Приложение 4. Табель посещаемости кружка «Веселые нотки»……………………..………30

  1. Целевой раздел.

  1.  Пояснительная записка.

                                                                                                     «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности,

                                                                                                             в процессе, которого успешно развивается эстетическое отношение

                                                                                                        к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно

                                                                                                                              формируются музыкально- слуховые представления звуковысотных

                      отношений»

                                                                                                                                                                     

Н.А. Ветлугина («Музыкальное развитие»)

Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  Именно в эти годы закладывается основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Не секрет, что многие современные дети, увлеченные гаджетами, телевидением, интернет играми, ведут малоподвижный образ жизни, в меньшей степени общаются со сверстниками. Поэтому с каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями, нарушениями осанки, ожирением, нарушением координации движений, деятельности органов дыхания, нарушением речи.  

Актуальность

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья, а также интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Кружковая работа в ДОУ направлена на привлечение детей к занятиям вокальной деятельностью с целью организации дополнительного развития, воспитания и обучения воспитанников, а также их как физического, так и психического оздоровления.

Пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других. Важно, чтобы пение, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим пения  является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающе влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Пение развивает артикуляционный аппарат, что способствует развитию речи и правильной дикции.

Кроме того, пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Благодаря ему  у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребенок  учится взаимодействовать со сверстниками.

Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.  

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательной деятельности  при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и  физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.

В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально- оздоровительной деятельности   являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

  • поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;
  • создают игровую мотивацию, стимулируя  детей  к деятельности;
  • вовлекают в  процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
  • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
  • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
  • повышают  уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий разработана дополнительная программа вокального кружка «Веселые нотки».

Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в образовательной деятельности.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями   ФЗ №273 ст.75, п. 4, а так же Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях «2.4.1.3049-13.

Программа дополнительного образования  разработана с учётом программ:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);

Программа «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева ;

Методическое пособие О.Н. Арсеневская «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду»

Направленность программы: художественно – эстетическая.

Программа может применяться в любом дошкольном учреждении как узкоспециализированная.

Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей от 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с октября  по май, 62 занятия в год. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10- 12 человек.

Отличительная особенность.

 В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности.

В ходе реализации  программы,  сочетается  групповая (работа в вокальной группе) и  индивидуальная  работа (сольное пение). В коллектив принимаются все желающие  дети,  проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально- интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.

  1.  Цели и задачи реализации Программы.

Цель: развитие певческих способностей детей используя здоровьесберегающие и игровые технологии.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
  3. Развитие чистоты интонирования, дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  4. Развитие умений петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
  5. Прививать  навыки сценического поведения.
  6. Прививать желание участвовать в культурно- досуговой и концертной деятельности.
  7. Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;

Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих оздоровительных технологий, методов и приёмов обучения.

  1.  Основные принципы обучения пению

Программа соответствует следующим принципам:

Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Принцип преемственности: взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи; профессиональная направленность сотрудников учреждения на взаимодействие, как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

  1.  Планируемые результаты

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настрой, желание  к исполнительской деятельности.
  3. Освоены этические нормы на основе праздников, выступлениях.
  4. Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.
  5. У детей сформирована культура участия в конкурсах и концертах.
  6. Сформировано умение самостоятельно давать оценку качеству собственному пению, пению сверстников.

  1.  Педагогический мониторинг качества музыкального образования

 Реализация программы «Веселые нотки» предполагает оценку индивидуального развития детей. Проследить динамику уровня развития певческих навыков и исполнительского мастерства старших дошкольников,  помогает педагогическая  диагностика (оценка индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

        Результаты работы будут отслеживаться через умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности.

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта в ДОУ, выступлений на творческих площадках города, участие в городских конкурсах и фестивалях.

Одаренным исполнителям будет рекомендовано продолжить обучение  и развитие  в дополнительных творческих объединениях города.

Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» И. Каплуновой и И.  Новоскольцевой.

Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (сентябрь- май) в форме индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы.

Цель: изучение уровня сформированности певческих навыков и исполнительского мастерства старших дошкольников.

Форма проведения: индивидуальная            

Результаты обследования могут быть не окончательны, и не всегда объективно отражают действительность. Следует  постоянно наблюдать музыкальное развитие ребенка и вносить коррективы в свои записи. Результаты обследования детям не сообщаются.

Задачи обследования детей:

  1. Учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком, приручать петь напевно, не скандировать;
  2. Правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;
  3. Добиваться отчетливости дикции;
  4. Учить правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и рядом поющего);
  5. Петь с сопровождением и а cappella;
  6. Петь коллективно и индивидуально;
  7. Учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;
  8. Различать движение мелодии вверх и вниз;
  9. Одновременно начинать и заканчивать пение;
  10. Соблюдать динамические оттенки.

См. приложение 1.  

  1.  Возрастные и индивидуальные особенности певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

      У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

          В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

        Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого- педагогической работы

Основной формой организации певческой деятельности детей в кружке является групповая и индивидуальная работа с детьми.

2.2. Содержание образовательной деятельности

  1. Распевание по голосам; валеологические распевки;
  2. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  3. Дыхательная звуковая гимнастика;
  4. Самомассаж биологически- активных точек;
  5. Артикуляционные упражнения;
  6. Игра на детских музыкальных инструментах.
  7. Музыкально- дидактические игры и упражнения.
  8. Ритмические песенки; ритмические упражнения

2.3. Структура образовательной деятельности по вокалу

1. Вводная часть

- Приветствие, распевание

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

2. Пауза (физ. Минутка, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики)

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методика работы над песней

Первый этап - разучивание песни. Разучивание песни следует начинать  с выразительного исполнения песни педагогом или с использования качественной фонограммы, беседы по содержанию песни, характере музыки. Далее переходим к разучиванию песни по мелодическим фразам в удобной тесситуре без сопровождения. Основная цель данного этапа – работа над текстом и чистотой интонации.

Второй этап – закрепление текста. На этом этапе целесообразно использовать следующие приемы:

  1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
  2. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание;
  3. Пение по принципу «эхо», когда фразу сначала поет педагог, а затем повторяют дети;
  4. Игра «Я и вы», основанная на перемежающимся пении, когда несколько тактов поет педагог, а после сигнала (громкого аккорда, жеста рукой и т.д.) песню подхватывают дети.

Третий этап - работа над качеством исполнения – самый сложный и продолжительный. Он представляет собой работу по достижению ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др. Ансамблевые разновидности связаны и подчинены логике развития музыкальной мысли произведения.

Четвертый этап – закрепление песни. Только многократное повторение дает прочность усвоения песни детьми. На этом этапе требуется вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности.

Пятый этап – концертное исполнение. Наиболее значимый для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Характер песни определяет статику и динамику сценического решения.                                                

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио, ансамбль)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений;
  • активная концертная деятельность детей;
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально- дидактические игры, пособия);
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски);
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально- певческую постановку корпуса.

2.4. Приемы обучения пению

1.    Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.   Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.    Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.   Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

2.5. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

  1. Певческая установка.

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работая над экономным и более или менее продолжительным выдохом, достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

     3.Артикуляционная работа.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится

узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Важная задача  - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

       4. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

          5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

         6. Развитие чувства ритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.

         7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

         8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стоккато.

         9. Формирование чувства ансамбля

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

         10. Формирование сценической культуры.Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться мирофоном, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей.

Таким образом, развитие вокально- хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

2.6. Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой массаж биалогически-активных точек;
  • упражнения для коррекции осанки;
  • динамические паузы;
  • фонопедические упражнения;
  • валеологические песенки- распевки;

                                                   

2.7. Работа с родителями

Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Подготовка к выступлениям, содействие в организации выезда детей, помощь в создании сценического образа, атрибутов к выступлениям, совместные досуги и развлечения. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, в соответствии с требованиями ФГОС.

Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального (вокального) развития ребёнка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Формы работы взаимодействия с семьёй:

  1. Музыкальная НОД (открытые занятия)
  2. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные
  3. Мастер- классы, семинары-практикумы
  4. Индивидуальные беседы с родителями
  5. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального (вокального) воспитания детей в семье
  6. Информационные стенды
  7. Совместная подготовка к конкурсам, сценического образа, атрибутов для выступления.

2.8. Взаимодействие с социумом

Дети принимают участие в городских конкурсах (номинация- вокал) таких как:

«Богат талантами любимый город», «Слово доброе о маме», фестиваль детского творчества «Югорские звездочки», а так же выступают с сольными и вокальными номерами в мероприятиях различного уровня. Ежегодное выступление перед Ветеранами педагогического труда, а также Ветеранами ВОВ и их семьями.

2.9. Календарно-тематический план дополнительной образовательной деятельности

Музыкальный материл примерный, в течение года может меняться, подбираться в соответствии с уровнем развития детей.

Приложение 2.

3. Организационно- педагогические условия реализации программы

3. 1. Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении

Учебный план – нормативно–правовой акт, определяющий максимальный объем дополнительной учебной нагрузки воспитанников, распределяющий учебное время, отводимое на освоение программного материала.

Нормативно – правовое обеспечение учебного плана:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации              "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" № 1155 от 17 октября 2013 г.

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Характеристика содержания дополнительного образования:

Дополнительное образование в ДОУ предоставляется воспитанникам 5 – 7 лет.    

            Дополнительное образование по  вокалу  в детском саду содержит базовый компонент.

        Общее количество организованной образовательной деятельности не превышает допустимые нормы СанПиН 2.4.1.3049-13.

        Продолжительность занятий:

для детей 5-го года жизни - не более 20 минут

для детей 6-го года жизни - не более 25 минут

для детей 7-го года жизни - не более 30 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка.      

Программа вокального кружка по развитию певческих способностей дошкольников в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с помощью  анкетирования родителей, законных представителей, с учётом пожелания детей, а так же посредством творческого отбора, прослушивания  вокальных данных обучаемого.  

Приложение 3. 

Наполняемость группы – 10-12  детей. Учет посещения детей ведется с помощью табеля.

Приложение 4.

3.2. Учебный план работы кружка

Возраст детей

Всего занятий

/часов в неделю/

Всего занятий

/часов в месяц/

Количество занятий

/часов в год/

5-7 лет

2/25- 30 мин

8/2 часа

62/ 18 часов

Учебно-тематический план

Месяц

Неделя

ДОД

Тема

Октябрь

1

1, 2

«День пожилого человека»

2

3, 4

«Осенние подарки»

3

5, 6

«Урожай собирай и на зиму запасай»

4

7, 8

«Праздник Осени в саду»

Ноябрь

1

9, 10

«День народного единства»

2

11, 12

«Моя Родина Россия»

3

13, 14

«Слово доброе о маме»

4

15, 16

«Первый снег»

Декабрь

1

17, 18

«Здравствуй зимушка- зима»

2

19, 20

«День округа»

3

21, 22

«Зимние забавы»

4

23, 24

Новый год  у ворот

Январь

1

25, 26

«Рождественские забавы»

2

27, 28

«Зимняя природа»

3

29, 30

«Животные зимой»

4

31, 32

«Сказка в музыке»

Февраль

1

33, 34

«Волшебная кулиса»

2

35, 36

«Вера. Величие. Слава»

3

37, 38

«День защитников Отечества»

4

39, 40

«Зиму провожаем- весну встречаем»

Март

1

41, 42

«Традиции обычаи русского народа»

2

43, 44

«Международный женский день»

3

45, 46

«Весна идет, весне дорогу»

4

47, 48

«Сказка в музыке»

Апрель

1

49, 50

«Богат талантами любимый город»

2

51, 52

«Югорские звездочки»

3

53, 54

«Семейный фестиваль»

4

55, 56

«Весенняя капель»

Май

1

57, 58

«Великий праздник День Победы»

2

59, 60

«Сказка в музыке»

3

61, 62

«Выпуск в школу»

4

Мониторинг

3.3. Организационно- методическое обеспечение

  1. Музыкально- дидактические игры
  2. Комплекс дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Программы, сценарии концертов
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Распевание автора  А. А. Евдотьевой
  8. Вокальные упражнения М. Ю. Картушиной
  9. Фонопедические упражнения, упражнения на коррекцию осанки, массаж биологически- активных точек сб. Арсеневская О. Н.
  10. Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная, познавательная;
  11. Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты;

3.4. Материально- техническое обеспечение программы

  1. Сценические костюмы, элементы костюмов.
  2. Магнитофон, Smart TV, CD-диски, фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  3. Ноутбук – презентации, мультимедийное  оборудования    для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями, ритмическими песенками, дидактическими играми.
  4. Электронное пианино.
  5. Детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки.
  6. Микрофоны, радио микрофоны.
  7. Картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.
  8. Шапочки- маски (звери, сказочные персонажи, фрукты/овощи, грибы)
  9. Атрибуты к танцевальным импровизациям (ленточки, снежинки, листочки, цветы)

3.5. Кадровое обеспечение программы

  1. Музыкальный руководитель
  2. Воспитатель
  3. Специалисты ДОУ

3.6. Список литературы.  Интернет ресурсы.

  1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду».
  2. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь
  3. Алексеева Л. Н.,Тютюнникова Т. Э.– М.: АСТ, 1998. «Элементарное музицирование»
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.
  5. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования.
  6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ;
  7. Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.
  8. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;
  9. Кацер О.В.  Игровая методика обучения детей пению;
  10. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
  11. Картушина М.Ю. Вокально- хоровая работа в детском саду.
  12. Кононова Н.Г. Музыкально- дидактические игры дошкольников.
  13. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста.
  14. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
  15. Морева Н.А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении
  16. Нищева Н. В. Артикуляционная гимнастика.
  17. Нищева Н. В. Новые логопедические  распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD
  18. Орлова Т. М., Бекина С. И.. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.
  19. Орлова Т. М. С. И. Бекина. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет.
  20. Романец Д. Нотная грамота
  21. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
  22. Журнал «Колокольчик»
  23. Журнал «Музыкальный руководитель»
  24. Интернет- ресурсы:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604265/

https://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

https://infourok.ru/metodika-formirovaniya-pevcheskih-navikov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1642376.html

https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/01/22/rabochaya-programma-vokalnogo-kruzhka-veselye-notki

https://infourok.ru/rabochaya-programma-vokalnogo-kruzhka-1495766.html

Приложение 1.

Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

                      Оценка/б

в

с

н

в

с

н

1.

Эмоционально исполняет песни

2.

Способен инсценировать песню

3.

Проявляет желание солировать

4.

Узнает песни по любому фрагменту

5.

Имеет любимые песни

Критерии оценки показателей:

В – уровень развития сформирован, если ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием;

С – уровень развития частично сформирован, если ребенок справляется с предложенным заданием с незначительной помощью взрослого;

Н – уровень развития не сформирован, если ребенок не справляется с выполнением предложенного задания.

Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.

Приложение 2.

Календарно- тематический план ДОД «Веселые нотки» (октябрь -май)

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар  

Октябрь

Приветствие, игровое распевание

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

«Приветствие»

 И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина

«Котенок и бабочка»

«Птичка и Лиса»

«Машенька и Медведь»
А. Евтодьевой

Исполнение песен

Работа над умением исполнять песню в соответствии с характером, исполнять песню в оживленном темпе. Четко артикулировать.

Знакомство с новой песней.

 Определить характер и настроение песни,

учить эмоциональной отзывчивости.

 Разучивание  слов по фразам.

«Лучше друга не найти» Е. Асеевой,

«Песенка о дружбе» М. Парцхаладзе, «Веселые капельки»

Ритмические игры и упражнения

Развивать чувство метро- ритма, ритмический слух, исполнение ритма на муз. Инструментах (ложки, бубен, металлофон)

«Веселые грибочки», «Осенняя прогулка», «Урожайная полечка»

Оздоровительные упражнения

Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений.

«Резиновая игрушка», «Погреемся»

Развитие певческих умений и навыков.

Артикуляционная гимнастика

Добиться подвижности языка. Выполнять движения по тексту игры, по показу муз. Рук.

Упражнения для язычка

«Упрямая трубочка»

Упражнения на развитие дыхания

Продолжать работать над правильным вдохом- выдохом детей.

«Кошка» А. Стрельниковой;

«Засыпающий цветок»

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четким движением пальцев, активно проговаривать текст.

Пальчиковая игра «На лужок», «Сидит белка на тележке»

Речевые игры, дидактические игры

Продолжать упражнять детей в точной передаче  ритмического рисунка по показу: мышка бежит, зайка бежит, мишка идет.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

«Теремок»,

«Говорил попугай попугаю»,

«Тигры»

Основы музыкальной грамоты

Знакомство с элементарной музыкальной грамотой.

Музыкальный букварь Н. Ветлугина

Музыкальная азбука Н. Перунова

Итоговое мероприятие: Выступление в доме Ветеранов «День пожилого человека».  

Праздник осени.

Ноябрь

Приветствие, игровое распевание.

Психологическая настройка на занятие.

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

Упражнения «В гости»

 «Здравствуйте»

М. Картушина.

«Чудо-лесенка».

«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

Исполнение песен

Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

«Песенка для мамочки», «Моя Россия» Струве, «Дружат дети всей земли» Чичков.

Оздоровительные упражнения

Разучивать комплекс оздоровительных упражнения, проследить за точным исполнением.

«Лошадка», «Ворона», «Зевота», «Смешинка»

Ритмические игры и упражнения

Развитие чувства ритма, озвучивание ритма на музыкальных инструментах (колокольчика, треугольнике)

«Капризный дождик», «Осеннее путешествие листочка»

Артикуляционная гимнастика

Развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук.

Комплекс артикуляционных упражнений «Прогулочная сказка»

Упражнения на развитие дыхания

Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук в вдохе.

«Ладошки», «Погончики», «Насос» Стрельникова

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Развивать внимание и быструю реакцию на смен движений и жестов, четкую дикцию.

«Вверх ладошки», «Гости», «Вот помощники мои»;

Массаж «Надо голову помыть», «Сено»

Речевые игры, дидактические игры

Развивать координацию речи с движением, развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки. Задачи: учить различать звуки по высоте.

«Солнышко», «Листопад» (речевые игры Арсеневская

Упражнение «Труба», «Колыбельная» Е.Тиличеевой

Основы музыкальной грамоты

Закреплять название нот, исполнение на муз. Инструментах. Игра на металлофоне на одном звуке  ритм песенки.

«Жук», «На дворе трава».

Итоговое мероприятие: концерт «День матери», городской конкурс «Слово доброе о маме»

Декабрь

Приветствие, игровое распевание

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном

повторяющемся звуке.

Побуждать в детях доброе чувство к музыке, друг к другу.

«Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А. А. Евдотьевой.

«Лесенка»

«Музыка здравствуй!» Лазарев

Исполнение песен

Развивать умение детей петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать умение у детей петь под фонограмму.

«Белые снежинки» Гладкова, «Зимняя сказка» Усачева.

Ритмические игры и упражнения

Передавать ритмический рисунок длинными, короткими хлопками. Использование музыкальных инструментов для озвучивания.

«Новогодняя полька», «Марш снеговиков»

Оздоровительные упражнения

Упражнения для коррекции осанки. Развивать гибкость и подвижность позвоночника.

«Кошка просыпается»,  «Медведь», «Сова»

Артикуляционная гимнастика

Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата.

Комплекс упражнений «Спортивная сказка»

Упражнения на развитие дыхания

Продолжить разучивание  комплекса дыхательной гимнастики.

«Кошка»

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук. Массаж биологически активных зон.

«Прогулка», «Матрешки»

«Снеговик», «Обезьяна Чи- чи- чи»

Речевые игры, дидактические игры

Учить произносить фразы с разной динамикой голоса.

Познакомить детей с новой игрой, разучить движения по тексту, создавать у детей веселое настроение, позитивные эмоции.

«Сторож», «Котик Рыжик»;

«Ты мороз!»

Основы музыкальной грамоты

Исполнение ритмического рисунка на музыкальных инструментах. Исполнение двух- ступеней.

«Кошка», «Комар баню топил»

Итоговое мероприятие:  Новогодний праздник.

Январь

Приветствие, игровое распевание

Совершенствовать у детей умение передавать веселый, шуточный, игровой характер распевки. Удерживать чистоту интонации на одном звуке, точно передавать ритмический рисунок по показу муз. Руководителя.

«Андрей- воробей», «Горошина», «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей»

А. А. Евдотьевой.

Исполнение песен.

Узнавать знакомую песню по вступлению, закрепление слов. Учить точно передавать мелодию, брать дыхание между фразами, и перед пением. Создавать радостное настроение.

Познакомить с новой песней, определение характера, содержания песни. Разучивание слов.

Повторение репертуара.

«Кошка беспородная» гр. Великан;

Ритмические игры  и упражнения

Ритмично прохлопать музыкальный рисунок.

«Бубенцы», «Белые снежинки»

Оздоровительные упражнения

Тренировать детей сохранять ровную осанку. Правильное положение туловища и головы.

«Роботы», «Волшебные слова», «Восточный носильщик»

Артикуляционная гимнастика

- Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.

- Развивать дикцию и артикуляцию.

- Способствовать овладению и использованию детьми элементов несложного самомассажа.

Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы. Упражнения:  «Я обиделся», «Я радуюсь».

Комплекс упражнений: «Зоологическая сказка»

Упражнения на развитие дыхания

Развивать умение контролировать при выдохе и вдохе поток воздуха: детям предлагается подуть на вату(снежинку), губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Щеки при этом не надувать.

«Снег», Знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Развивать координацию движения пальцев рук. Массаж биоактивных точек пальцев, соответствующие внутренним органам.

«Морковка», «Луноход», «Часы».

«Строим дом», «Массаж пальцев рук»

Речевые игры, дидактические игры

Разучить четверостишие, закрепляя правильное произношение звуков.

Развивать высоту голоса ребенка, музыкальный слух: дети рассматривают картинку(медведь-папа, медведица- мама, медвежонок) Угадывают, кому принадлежит рычание.

«Таня заболела», «Шкатулка».

«Три медведя»

Основы музыкальной грамоты

Продолжать знакомство с нотной грамотой. Исполнять мелодию на металлофоне.  Понятие лад. Ритм.

«Гуси»,  «Курочка», «Петушок»

Итоговое мероприятие: Музыкальный спектакль, мюзикл.

Февраль

Приветствие, игровое распевание

Познакомить детей с новой распевкой. Разучивание слов.

- Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.

- Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

«Бай качи- качи- качи»

«Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.

Исполнение песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне «ре» 1 октавы, до «до» 2; учить вместе начинать и заканчивать песню; петь с муз. Сопровождением и без него; выразительно исполнять песни с разным эмоционально- образным содержанием Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто.

«Гномики»         К. Костина, «Почемучки» Л.Туркина.

«Мой папа» Ю. Вережникова, «Прадедушка» А. Ермолова

Ритмические игры и упражнения

Передавать ритмический рисунок длинными, короткими хлопками. Использование музыкальных инструментов для озвучивания.

Повторение пройденного материала: «Снеговик», «Бубенцы», «Белые снежинки»

Оздоровительные упражнения

Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища, развивать мышцы шеи, ног.

Ритмопластика «Медведь», динамические упражнения «Медвежата»

Артикуляционная гимнастика

- Развивать певческий голос.

- Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Добиваться умения правильно работать с дыханием, следить за его расходом. И. п.: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч.

- Формировать умение правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.

-  Развивать динамический слух.

«Обними плечи»

«Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду»

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры.

Пальчиковые игры: «Божьи коровки», «Мы играем»

Речевые игры, дидактические игры

Развивать координацию речи с движением, творческого воображение, подражательность, общие речевые навыки;

Речевые игры: «Кухонный оркестр», «Матрешки и Петрушка»

Основы музыкальной грамоты

Продолжать знакомство с нотной грамотой. Знакомство с длительностями нот.

Сб. Нотная грамота  

Д. Романец

Итоговое мероприятие: выступление на День защитника Отечества.

Март

Приветствие, игровое распевание

Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Упражнять связывать звуки в «легато».

 «Музыка здравствуй!» Лазарев;

«Теремок» Л. Олифировой;

«Вот такая чепуха» И. Рыбкиной

Исполнение песен

Развивать умение петь соло и по подгруппам, в песнях о маме выдерживать линию мелодии, исполнять песни спокойно и  выразительно, передавая ласковый и нежный образ.

«Солнечный зайчик» муз. Мурадели, «Песенка про маму», «Песенка- капель»

 Ритмические игры и упражнения

Ритмично передавать ритм песенок, повторение знакомого музыкального материала.

«Капельки  прыг, прыг», «Капризный дождик»

Оздоровительные упражнения

Укреплять голосовые связки детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.

Фонопедические упражнения «Ау», «Машина».

 Артикуляционная гимнастика

Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.

Артикуляционные упражнения: «Гудок парохода», «Стрельба»,  «Трактор», «После сна».

Упражнения на развитие дыхания

Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движениями ритмично под счет педагога.

Дыхательные упражнения: «Большой маятник», «Повороты головы»

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию. Учить выполнять поглаживающие, разминающие движения от периферии  к центру тела.

Пальчиковые игры: «В лесу», повторение материала. Массаж спины «Дождик», «Грибной дождь».

Речевые игры, дидактические игры

Развивать чувство ритма, учить быстро реагировать на смену ритмического рисунка, слышать акценты первых долей.

«Определи по ритму» (ритм знакомых детских песен)

Основы музыкальной грамоты

Разучивание на металлофоне небольших попевок. Выстраивать ритм песенок на мольберте. Знакомство с элементарной нотной грамотой.

Музыкальные импровизации на тему: «Весенняя капель», «Бубенчики»

Е. Тиличеевой

Итоговое мероприятие:  праздник 8 марта, выступление на городском музыкальном фестивале «Югорские звездочки»

Апрель

Приветствие, игровое распевание

Добиваться более лёгкого звучания.

Развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться.

«Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.

Исполнение песен

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Совершенствовать умение детей работать с микрофоном.

«Всем нужны друзья» Компанейца,

«Песенка- капель», повторение пройденного репертуара.

Ритмические игры и упражнения

Учить детей точно передавать ритмический рисунок мелодии, определять    на слух, кому принадлежит.

«Ритмические загадки»,

«На полянке», «Капризный дождик»

Оздоровительные упражнения

Способствовать сохранению зрения детей с помощью игровой гимнастики для глаз.

Гимнастика для глаз: «Белка», «Сова»

Артикуляционная гимнастика

Развивать певческий голос.

Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Путешествие язычка» И. В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.

Тренировать артикуляционный аппарат.

«Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.

Развивать дыхание.

Усиливать интерес к певческой деятельности.

Самомассаж биологически активных точек лица.

«Ножницы», «Крокодил», «Возвращаемся домой».

Массаж биологически активных зон: «Ледоход», «Считалка для мышки»

Речевые игры, дидактические игры

Работать над четким и правильным произношением шипящих в начале и в середине слова; в играх использовать шумовые инструменты.

«Шур- шур- песенка», «Солнышко». Повторение знакомого материала.

Основы музыкальной грамоты

Выстраивать на мольберте ритмический рисунок небольших песенок.  Исполнение на металлофоне знакомых попевок.

Знаковые пенки, попевки.

Итоговое мероприятие: конкурс  «Богат талантами любимый город».

Май

Приветствие, игровое распевание

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность  голоса.    Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.

Закреплять вокальные навыки детей.  

«Кот и петух»,

«Детства мир»

А. Евтодьевой 

«Приветствие»

 И. Евдокимовой,

«Здравствуйте» Картушина.

Исполнение песен

Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.                      

«Детский сад», «Мы теперь ученики» Г. Струве, «Мир музыки», «Шарики воздушные»

Ритмические игры и упражнения

Развивать у детей музыкальный слух, слышать и точно передавать ритмический рисунок.

Повторение пройденного материала.

Оздоровительные упражнения

Укреплять мышцы туловища и конечностей, формировать правильную осанку, развивать координацию движений и равновесие, чувство правильной позы при передвижении.

Оздоровительные игры: «Юные балерины и танцоры», «Перейди через речку».

Артикуляционная гимнастика

Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание, чувство ритма при произнесении текста.

«Котик Рыжик в детском саду».

Упражнения на развитие дыхания

Самостоятельное выполнение дыхательных упражнений, повторение пройденного материала.

 Знакомые упражнения гимнастики Стрельниковой.

Пальчиковая гимнастика, игровой массаж

Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой, учить изображать пальцами животных и птиц.

Повторить все виды самомассажа всего тела в игровой форме.

Пальчиковые игры: «Зайцы», «Птичка», «Кошка и собаки».

Массаж рук: «Лягушата», «Дождик»

Речевые игры, дидактические игры

Развивать у детей вокальный слух, петь знакомые распевки, изменяя силу звука, динамику: f, p.

«Громко- тихо запоем», «Кто поет ?»

Основы музыкальной грамоты

Итоговая музыкальная викторина музыкальных понятий. Коллективное исполнение знакомых песенок на музыкальных инструментах.

Повторение пройденного материала.

Итоговое мероприятие: выпускной праздник.  Концерт «День Победы».

Приложение 3.

Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок петь?»

Какое значение вы придаете пению в развитии своего ребенка?

1. Считаю, что пение укрепляет здоровье, развивает интеллект.

2. Отвожу одну из главных ролей.

3. Особого значения не придаю.

4. Другое.

Как ребенок относится к песенному репертуару дошкольного учреждения?

1. Поет детские песни с удовольствием.

2. Предпочитает копировать песни взрослых.

3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.

4. Поет только со взрослыми.

5. Другое.

Как вы приобщаете ребенка к музыке?

1. Посещаю с ним концерты.

2. Беседую с ним о содержании песен, объясняю значение слов, содержание.

3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.

4. Предпочитаю отдать ребенка в вокальный кружок.

5. Другое.

Каков интерес вашего ребенка к пению?

1. Интереса не проявляет.

2. Неохотно говорит о том, что пели на музыкальном занятии.

3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.

4. Другое.

Как ребенок реагирует на песни?

1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.

2. Внимательно слушает песню.

3. Пытается танцевать.

4. Равнодушен.

5. Другое.

Какие условия созданы для домашнего пения?

1. Не занимаюсь этим.

2. Есть музыкальный инструмент.

3. Есть фонотека с детским песенным репертуаром.

4. Смотрим мульт-концерты.

5. Другое.

Приложение 4.

Табель посещаемости кружка «Веселые нотки»

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки"

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки" составлена на основе материалов последователей Карла Орфа - парциальной программы "Элементарное музи...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Программа дополнительного образования (вокал) «Веселые нотки»

Программа дополнительного образования (вокал)«Веселые нотки»...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию вокально-хоровых способностей «Веселые нотки»

Рабочая программа  «Веселые нотки» разработана  в соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностей детей, потребностей и запросов родителей (законных представителей)....