Рабочая программа дополнительного образования детей "Веселая грамматика"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Ширшова Татьяна Юрьевна

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Обучение дошкольников  элементам  грамоты является необходимым условием в подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramoteyka.odt121.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Дополнительного образования детей

«Веселая грамматика»

Возраст детей: 6-7 лет

 Образовательный цикл:  1  год

    Образовательная программа «Веселая грамматика»

Пояснительная записка

     Рабочая программа  дополнительного образования «Веселая грамматика» разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой

«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

    Программа включает в себя так же подготовку руки дошкольников к письму.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу,  это развитие точных движений, или как их еще называют, тонкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга, и, следовательно, способствует умению говорить.

      Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает к успешному овладению техникой письма.

     Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным

особенностям ребёнка.

    За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее

усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)

    Цель программы: подготовка детей  к обучению грамоте и формирование элементарного графического навыка.

Задачи программы

Образовательные:

  • формирование звуковых и интонационных характеристик речи;
  • формирование представлений детей о линейных звуковых единицах — звук-слог-слово-предложение-текст.
  • формирование умения правильно строить предложение.
  • Формирование умения составлять небольшие рассказы по картинкам.
  •  расширение словарного запаса детей.

Развивающие:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие навыка звукобуквенного анализа слов;
  • развитие графических навыков;
  •  развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственных представлений и понятий;
  • развитие психических качеств ребенка: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.

Воспитательные:

  • воспитание у детей аккуратности;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
  • воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Режим занятий

      Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.

Занятия будут проводиться 1 раз в две недели. Занятия включают в себя  

речевые игры, упражнения для развития фонематических процессов, упражнения для развития мелкой моторики и графических навыков, артикуляционная гимнастика.

     Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 30 мин.

   

Показатели развития к концу года обучения

Ребёнок к концу года умеет

  • понимает и использует в речи термины звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
  •  определять слова сходные и различные по звучанию, различать короткие и длинные слова,
  • делить слова на слоги;
  •  определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  •  пользоваться графическим обозначением звуков;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • составлять 2-3 предложения по картине;
  •  проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги не выходя за контур;
  •  обводить рисунок по точкам и по линиям;
  • аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
  • штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контур;
  • копировать простейшие рисунки;
  • показывать движения пальчиковой гимнастики, сопровождая их словами.

      За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

     Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

 начальный контроль (сентябрь)

 итоговый контроль (май)

Формы подведения итогов

  • Дидактические игры;
  •  Конкурсы и викторина

Перспективное планирование

по кружку дополнительного образования

 «Веселая Грамматика»

(в подготовительной группе).

Месяц

                         Тема занятия

    Программные задачи

Сентябрь

1

Введение. Знакомство детей с «Веселым язычком».

 Знакомство детей с органами артикуляции. Развитие фонематического восприятия. Развитие графических навыков.

2

Знакомство с многообразием слов,

моделированием. Гласные звуки. Прямые линии (горизонтальные и вертикальные)

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово». Познакомить с многообразием слов. Познакомить с простейшим моделированием слова.

Октябрь

3

Моделирование. Дифференциация звуков  [С ]-[ З].

Учить моделировать слова  в виде прямоугольника. Закреплять правильное произношение звуков  [С ]-[ З], учить дифференцировать звуки:выделять слова с заданным звуком во фразовой речи. Учить рисовать предмет по клеткам.

4

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные и короткие), моделирование.

Знакомить с протяжностью слов.

Учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Обводить предметы по точкам.

Ноябрь

5

Звуки и буквы [Ж] и [Ш]. Знакомство с многообразием слов,

звучанием их звонко, громко, тихо. Развитие фонематического воспитания.

Упражнять в различении близких по звучанию слов Закреплять правильное произношение звуков  [Ж ]-[ Ш], учить дифференцировать звуки, различать звук в словах.    Продолжать упражнять в рисовании предметов по клеткам.

6

Звуки и буквы [Ч] и [Щ]. Деление слов на слоги.(зрительное и слуховое воспитание.

Учить детей делить слова на слоги. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Учить писать слоги с буквами ш,ж. Штриховка предметов.

Декабрь

7

Предложение. Деление слов на слоги. Моделирование предложения.

Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам, делить слова на слоги. Упражнять в звукобуквенном анализе слов.

Учить копировать рисунок.

8

 Звуки и буквы [С] и  [Ш]. Дикция.

 Упражнять в умении  дифференцировать звуки. Учить находить в рифмовках и стихах  слова с заданным звуком. Продолжать отрабатывать дикцию.  Графическое изображение звуков.

Январь

9

 Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]. Развитие фонематического восприятия.

 Учить дифференцировать звуки. [Ц ]-[ Ч]. Упражнять в звукобуквенном анализе слов.   Графическое изображение звуков.  

10

Моделирование предложений. Дифференциация звуков [Ф] и [В].

 Продолжать учить моделировать предложения  в виде прямоугольников. Учить дифференцировать звуки  [Ф]-[ В]. Штриховка предметов.

Февраль

11

Составление предложений по схеме. Моделирование. Дифференциация звуков [Ц] и [Т].

Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам. Учить дифференцировать звуки:выделять слова с заданным звуком во фразовой речи. Способствовать развитию графических навыков( обведение предметов по контуру).

12

Развитие фонематического слуха.  Звукобуквенный анализ и синтез слов.  

Упражнять детей в  звукобуквенном анализе и синтезе слов: составление слов из слогов, деление слов на слоги. Графическое изображение букв.

Март

13

Дифференциация звуков  [Р]и [Л]. Текст.

Учить дифференцировать звуки: выделять слова с заданным звуком во фразовой речи. Учить детей составлять  рассказ по картинкам.  Упражнять детей в рисовании предметов по клеточкам.

14

  Звукобуквенный анализ и синтез слов.  Моделирование предложения. Логические ряды.

Упражнять детей в  звукобуквенном анализе и синтезе слов: составление слов из слогов, деление слов на слоги, в составление предложений. Графическое изображение букв.

Апрель

15

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Дикция,темп и интонация.

Упражнять детей в составлении  рассказа по серии сюжетных картинок. Отработка дикции, темпа и интонации. Способствовать развитию графических навыков (рисовании предметов по клеточкам).

16

Согласные и гласные  звуки, буква, слово, предложение.

  Закреплять навык составления предложений, составление слов из слогов, слогов. Способствовать развитию графических навыков (штриховка предметов).

Май

17

Моделирование. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие согласные.

Упражнять детей в  звукобуквенном анализе и синтезе слов. Способствовать развитию графических навыков (графический диктант).

18

Викторина. Подведение итогов.

Закреплять навык графического изображения звуков.  Упражнять детей в  звукобуквенном анализе и синтезе слов: составление слов из слогов, деление слов на слоги, в составление предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...