Рабочая программа дополнительного образования детей "Веселая грамматика"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Обучение дошкольников элементам грамоты является необходимым условием в подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramoteyka.odt | 121.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Дополнительного образования детей
«Веселая грамматика»
Возраст детей: 6-7 лет
Образовательный цикл: 1 год
Образовательная программа «Веселая грамматика»
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая грамматика» разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой
«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Программа включает в себя так же подготовку руки дошкольников к письму.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, это развитие точных движений, или как их еще называют, тонкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга, и, следовательно, способствует умению говорить.
Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает к успешному овладению техникой письма.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям ребёнка.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее
усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)
Цель программы: подготовка детей к обучению грамоте и формирование элементарного графического навыка.
Задачи программы
Образовательные:
- формирование звуковых и интонационных характеристик речи;
- формирование представлений детей о линейных звуковых единицах — звук-слог-слово-предложение-текст.
- формирование умения правильно строить предложение.
- Формирование умения составлять небольшие рассказы по картинкам.
- расширение словарного запаса детей.
Развивающие:
- развитие фонематических процессов;
- развитие навыка звукобуквенного анализа слов;
- развитие графических навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие пространственных представлений и понятий;
- развитие психических качеств ребенка: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей аккуратности;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Режим занятий
Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.
Занятия будут проводиться 1 раз в две недели. Занятия включают в себя
речевые игры, упражнения для развития фонематических процессов, упражнения для развития мелкой моторики и графических навыков, артикуляционная гимнастика.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 30 мин.
Показатели развития к концу года обучения
Ребёнок к концу года умеет
- понимает и использует в речи термины звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
- определять слова сходные и различные по звучанию, различать короткие и длинные слова,
- делить слова на слоги;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги не выходя за контур;
- обводить рисунок по точкам и по линиям;
- аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
- штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контур;
- копировать простейшие рисунки;
- показывать движения пальчиковой гимнастики, сопровождая их словами.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:
начальный контроль (сентябрь)
итоговый контроль (май)
Формы подведения итогов
- Дидактические игры;
- Конкурсы и викторина
Перспективное планирование
по кружку дополнительного образования
«Веселая Грамматика»
(в подготовительной группе).
Месяц | № | Тема занятия | Программные задачи |
Сентябрь | 1 | Введение. Знакомство детей с «Веселым язычком». | Знакомство детей с органами артикуляции. Развитие фонематического восприятия. Развитие графических навыков. |
2 | Знакомство с многообразием слов, моделированием. Гласные звуки. Прямые линии (горизонтальные и вертикальные) | Учить понимать и правильно употреблять термин «слово». Познакомить с многообразием слов. Познакомить с простейшим моделированием слова. | |
Октябрь | 3 | Моделирование. Дифференциация звуков [С ]-[ З]. | Учить моделировать слова в виде прямоугольника. Закреплять правильное произношение звуков [С ]-[ З], учить дифференцировать звуки:выделять слова с заданным звуком во фразовой речи. Учить рисовать предмет по клеткам. |
4 | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные и короткие), моделирование. | Знакомить с протяжностью слов. Учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова. Обводить предметы по точкам. | |
Ноябрь | 5 | Звуки и буквы [Ж] и [Ш]. Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Развитие фонематического воспитания. | Упражнять в различении близких по звучанию слов Закреплять правильное произношение звуков [Ж ]-[ Ш], учить дифференцировать звуки, различать звук в словах. Продолжать упражнять в рисовании предметов по клеткам. |
6 | Звуки и буквы [Ч] и [Щ]. Деление слов на слоги.(зрительное и слуховое воспитание. | Учить детей делить слова на слоги. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Учить писать слоги с буквами ш,ж. Штриховка предметов. | |
Декабрь | 7 | Предложение. Деление слов на слоги. Моделирование предложения. | Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам, делить слова на слоги. Упражнять в звукобуквенном анализе слов. Учить копировать рисунок. |
8 | Звуки и буквы [С] и [Ш]. Дикция. | Упражнять в умении дифференцировать звуки. Учить находить в рифмовках и стихах слова с заданным звуком. Продолжать отрабатывать дикцию. Графическое изображение звуков. | |
Январь | 9 | Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]. Развитие фонематического восприятия. | Учить дифференцировать звуки. [Ц ]-[ Ч]. Упражнять в звукобуквенном анализе слов. Графическое изображение звуков. |
10 | Моделирование предложений. Дифференциация звуков [Ф] и [В]. | Продолжать учить моделировать предложения в виде прямоугольников. Учить дифференцировать звуки [Ф]-[ В]. Штриховка предметов. | |
Февраль | 11 | Составление предложений по схеме. Моделирование. Дифференциация звуков [Ц] и [Т]. | Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам. Учить дифференцировать звуки:выделять слова с заданным звуком во фразовой речи. Способствовать развитию графических навыков( обведение предметов по контуру). |
12 | Развитие фонематического слуха. Звукобуквенный анализ и синтез слов. | Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов: составление слов из слогов, деление слов на слоги. Графическое изображение букв. | |
Март | 13 | Дифференциация звуков [Р]и [Л]. Текст. | Учить дифференцировать звуки: выделять слова с заданным звуком во фразовой речи. Учить детей составлять рассказ по картинкам. Упражнять детей в рисовании предметов по клеточкам. |
14 | Звукобуквенный анализ и синтез слов. Моделирование предложения. Логические ряды. | Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов: составление слов из слогов, деление слов на слоги, в составление предложений. Графическое изображение букв. | |
Апрель | 15 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Дикция,темп и интонация. | Упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Отработка дикции, темпа и интонации. Способствовать развитию графических навыков (рисовании предметов по клеточкам). |
16 | Согласные и гласные звуки, буква, слово, предложение. | Закреплять навык составления предложений, составление слов из слогов, слогов. Способствовать развитию графических навыков (штриховка предметов). | |
Май | 17 | Моделирование. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие согласные. | Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов. Способствовать развитию графических навыков (графический диктант). |
18 | Викторина. Подведение итогов. | Закреплять навык графического изображения звуков. Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов: составление слов из слогов, деление слов на слоги, в составление предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...