Консультация для воспитателей "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности"
консультация по рисованию
Методические рекомендации для воспитателей по обучению дошкольников ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_v_obuchenii_doshkolnikov_izo.docx | 23.31 КБ |
igrovye_priemy_v_obuchenii_doshkolnikov_izo.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить
Франкл
Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время изобразительная деятельность - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Цель обучения изобразительной деятельности в МДОУ- развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В обучении дошкольника изодеятельности игровые методы играют огромную роль.
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. Игра в изодеятельности - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к миру. Игра в изодеятельности является для ребенком тем же, чем речь является для взрослого.
Ребенок в изобразительной деятельности часто использует символы, которые он сам не всегда может понять, так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны.
В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".
Игра в изодеятельности - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.
На занятиях по изодеятельности используются игры:
- художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;
- дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";
- графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.
Младшая группа (3-4 года)
"Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может" - заметил в свое время известный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.
Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен.
Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) - лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белую краски к трем основным, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их "характер", "настроение". Все это способствует развитию в душе ребенка "особых переживаний, наполненных фантазией". Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги (обои), широкие кисти.
При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.
Способы рисования - нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке.
Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные: "Зонтик Оле-Лукойе", "Живые облака", "Волшебное яблоко", "Салют из ниток", "Композиторы", "Чудесные картинки", "Дворец из пены" и т.д.
Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога или родителя делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания, и малыши освобождаются от них.
Варежки для лисят
Игровое занятие по изодеятельности в младшей группе
Цели:
- Стимулировать развитие восприятия: учить вычленять части предмета, особенности его строения, некоторые качества и свойства.
- Закрепить названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый.
- Учить детей способу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор по кайме, пальчику, в центре.
- Активизировать словарь за счет слов "варежка", "пальчик", "манжета", "ладошка у варежки", "теплая", "толстая".
Предварительная работа:
- Рассматривание детских варежек: описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.), качеств (толстые, тонкие, пушистые, теплые и др.).
- Беседы о зимней одежде, ее предназначении.
Оборудование и материалы:
- мягкая игрушка Лиса,
- уменьшенные вязаные модели варежек, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх),
- гуашь,
- силуэты варежек для каждого ребенка из плотной бумаги,
- штампы разных форм (звезда, квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля.
Ход занятия
В группу приходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Дети встают полукругом вокруг воспитателя.
Лиса: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам из леса за помощью: мои лисята отказываются гулять - у них мерзнут лапки. А как вы спасаете свои ручки от мороза на прогулке? (Надеваем варежки.)
У моих лисят тоже есть варежки, но они почему-то не греют.
Лиса вынимает из корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают "неправильные" варежки и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок.
Лиса: Спасибо, я теперь поняла, в чем дело. Но что же мне делать, где взять целые варежки? (Дети предлагают варианты: купить в магазине, поделиться своими и т.д.)
Преподаватель: Ребята, давайте, поможем Лисе - сделаем для лисят красивые варежки необычным способом.
Преподаватель предлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь (основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый) и лежат штампы разной формы, выполненные из картофеля. Дети рассматривают цвета гуаши, называют их. Преподаватель объясняет и показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка обмакнуть в жидкую гуашь и сразу приложить к листу бумаги, на листе остается узор. При этом он обращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми.
Каждый ребенок выбирает себе по 2-3 штампа, подходит к своему рабочему месту, где расположены силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки.
Дети показывают украшенные варежки Лисе, рассматривают их и дарят лисятам.
Предварительный просмотр:
Игровые приемы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить
Франкл
Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время изобразительная деятельность - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Цель обучения изобразительной деятельности в МДОУ- развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В обучении дошкольника изодеятельности игровые методы играют огромную роль.
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. Игра в изодеятельности - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к миру. Игра в изодеятельности является для ребенком тем же, чем речь является для взрослого.
Ребенок в изобразительной деятельности часто использует символы, которые он сам не всегда может понять, так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны.
В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".
Игра в изодеятельности - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.
На занятиях по изодеятельности используются игры:
- художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;
- дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";
- графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.
Младшая группа (3-4 года)
"Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может" - заметил в свое время известный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.
Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен.
Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) - лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белую краски к трем основным, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их "характер", "настроение". Все это способствует развитию в душе ребенка "особых переживаний, наполненных фантазией". Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги (обои), широкие кисти.
При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.
Способы рисования - нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке.
Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные: "Зонтик Оле-Лукойе", "Живые облака", "Волшебное яблоко", "Салют из ниток", "Композиторы", "Чудесные картинки", "Дворец из пены" и т.д.
Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога или родителя делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания, и малыши освобождаются от них.
Варежки для лисят
Игровое занятие по изодеятельности в младшей группе
Цели:
- Стимулировать развитие восприятия: учить вычленять части предмета, особенности его строения, некоторые качества и свойства.
- Закрепить названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый.
- Учить детей способу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор по кайме, пальчику, в центре.
- Активизировать словарь за счет слов "варежка", "пальчик", "манжета", "ладошка у варежки", "теплая", "толстая".
Предварительная работа:
- Рассматривание детских варежек: описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.), качеств (толстые, тонкие, пушистые, теплые и др.).
- Беседы о зимней одежде, ее предназначении.
Оборудование и материалы:
- мягкая игрушка Лиса,
- уменьшенные вязаные модели варежек, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх),
- гуашь,
- силуэты варежек для каждого ребенка из плотной бумаги,
- штампы разных форм (звезда, квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля.
Ход занятия
В группу приходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Дети встают полукругом вокруг воспитателя.
Лиса: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам из леса за помощью: мои лисята отказываются гулять - у них мерзнут лапки. А как вы спасаете свои ручки от мороза на прогулке? (Надеваем варежки.)
У моих лисят тоже есть варежки, но они почему-то не греют.
Лиса вынимает из корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают "неправильные" варежки и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок.
Лиса: Спасибо, я теперь поняла, в чем дело. Но что же мне делать, где взять целые варежки? (Дети предлагают варианты: купить в магазине, поделиться своими и т.д.)
Преподаватель: Ребята, давайте, поможем Лисе - сделаем для лисят красивые варежки необычным способом.
Преподаватель предлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь (основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый) и лежат штампы разной формы, выполненные из картофеля. Дети рассматривают цвета гуаши, называют их. Преподаватель объясняет и показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка обмакнуть в жидкую гуашь и сразу приложить к листу бумаги, на листе остается узор. При этом он обращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми.
Каждый ребенок выбирает себе по 2-3 штампа, подходит к своему рабочему месту, где расположены силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки.
Дети показывают украшенные варежки Лисе, рассматривают их и дарят лисятам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
Обучая детей изобразительному творчеству, часто замечала, что у ребенка во время занятий возникает определенный страх, неуверенность в своих силах. Боязнь "не умею", "не получится" лишала детей самост...
Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности
Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности...
Методическая разработка Консультация для воспитателей. Тема: «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности»
Повышать интерес детей к изобразительной деятельности; Способствовать созданию положительного эмоционального настроя и вызвать желание лепить, вырезать и наклеивать;Способствовать привлечению внимания...
Консультация для воспитателей "Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников".
Консультация для воспитателей по использования игровых приемов в изобразительной деятельности...
Презентация " Развитие отечественной методики обучения дошкольников изобразительной деятельности"
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ....
Сообщение по теме «Использование дистанционных форм обучения дошкольников изобразительной деятельности в работе ДОУ».
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширило права семьи на получение информации об образовательной организации, о содержании, формах и методах в...
Наглядные методы и приемы обучения Дошкольников изобразительной деятельности В интеграции с различными образовательными областями.
Наглядные методы и приемы обучения....