Сообщение по теме «Использование дистанционных форм обучения дошкольников изобразительной деятельности в работе ДОУ».
консультация
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширило права семьи на получение информации об образовательной организации, о содержании, формах и методах воспитания и обучения дошкольников. В связи с этим появляются дополнительные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установить партнерские отношения участников педагогического процесса и приобщить родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом особенностей семейного воспитания, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.Современные реалии деятельности ДОУ в период пандемии, диктуют введение дистанционных и онлайн-форм взаимодействия с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isp_dist_form.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на заседании
районного учебно-методического сообщества
по теме
«Использование дистанционных форм
обучения дошкольников изобразительной деятельности
в работе ДОУ».
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с №7 Зайцева Т.Б.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширило права семьи на получение информации об образовательной организации, о содержании, формах и методах воспитания и обучения дошкольников. В связи с этим появляются дополнительные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установить партнерские отношения участников педагогического процесса и приобщить родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом особенностей семейного воспитания, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.
Современные реалии деятельности ДОУ в период пандемии, диктуют введение дистанционных и онлайн-форм взаимодействия с родителями. Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны таких форм работы.
Положительные стороны:
- использование Интернет-ресурсов и различных мессенджеров дает неограниченные возможности популяризации педагогических знаний среди родительской общественности;
- привлечение большего числа родителей (законных представителей) к информации о работе ДОУ и его повседневной жизни;
- доступность изложения и яркость предлагаемой информации способна заинтересовать, наглядно познакомить и дать возможность освоить некоторые приёмы обучения детей в различных видах деятельности;
- применение дистанционного обучения позволяет использовать его в любое удобное для родителей (законных представителей) время.
Отрицательные стороны:
- слабая подготовленность педагогических кадров к созданию методических продуктов для дистанционного обучения детей дошкольного возраста и онлайн - консультирования родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ;
- отсутствие временного ресурса и желания родителей для применения дистанционного обучения детей;
- отсутствие материальной возможности, т.к. еще не в каждой семье есть персональный компьютер, а использование Интернет-ресурсов не возможно без привлечения дополнительных денежных средств.
- «живое» общение взрослого и ребенка, а также детей между собой, остается наиболее эффективным при передаче опыта и знаний в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
Рассматривая все «за» и «против», современное общество вплотную подошло к необходимости использования дистанционного образования, и, значит, у педагога детского сада актуализировалась такая компетенция, как «создание и распространение методических продуктов для дистанционного обучения дошкольников и онлайн – консультирования родителей». Первый опыт такого взаимодействия мы уже имеем в своих дошкольных учреждениях, видим на сайтах в сети Интернет и в мессенджерах.
Как научиться работать в современных условиях, предлагая родителям актуальную информацию и избежать ошибок при создании новых методических продуктов? Сегодня мы об этом поговорим.
Для начала давайте рассмотрим несколько вариантов дистанционного взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
Социальные сети
Сейчас в большинстве детских садов организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов. Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д.
Электронная почта
Единая электронная почта детского сада/группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом.
Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить он-лайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Сайт учреждения
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт ДОУ содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Телеконференции
Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (допустим, Zoom конференция) обусловлены необходимостью ее предварительной подготовки. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам, готовит свои основные вопросы участникам. Во время электронной дискуссии, предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста.
В то же время от ведущего требуется большой профессионализм и знание рассматриваемых вопросов, быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей. Создание образовательного списка рассылки позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.
У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.
Дистанционные родительские собрания
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так, и организовано взаимодействие с родительским комитетом.
Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Смс-рассылка.
Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей.
Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации, а именно: оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей, приглашение на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т.д.); поздравления родителей с праздниками.
Дистанционное обучение.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
Основное условие дистанционного обучения - наличие персонального компьютера и доступа к сети Интернет. Такое обучение должно иметь под собой хороший методический фундамент: видео - ролики, тестовые задания в форме медиа-игр, презентаций, рабочие тетради для индивидуальной работы.
Рассмотрим использование дистанционных форм обучения дошкольников на примере изобразительной деятельности. Этот специфический вид деятельности тем интересен, что сам по себе очень привлекателен зрительно и если правильно создать медийный продукт, то будет интересен как ребенку, так и взрослому.
Тематика видеороликов, раскрывающих создание той или иной работы, исходит из планирования изобразительной деятельности в конкретной возрастной группе, запросов родителей и степени подготовленности взрослой аудитории.
Чтобы повысить компетентность мам и пап, занятию по изобразительной деятельности должна сопутствовать консультация. Так как в данном случае мы рассматриваем онлайн формы, то при разработке консультации следует учитывать, что:
- длительность онлайн-консультации не должна превышать 20 минут;
- не следует насыщать содержание педагогической терминологией, стиль изложения должен быть простым и доступным для понимания;
- необходимо точно соблюдать методику предлагаемой деятельности и поэтапно раскрывать сущность работы с учетом возраста дошкольников;
- наиболее интересно и результативно использование различных зрительные опор (иллюстраций, видео фрагментов деятельности, примеры детских работ и т.д.);
- лучше сопровождать консультацию трансляцией презентации, которую затем можно будет использовать отдельно.
Наиболее ярким и эффективным примером дистанционного обучения изобразительной деятельности являются видеоролики. В настоящее время Интернет-порталы насыщены видео роликами с примерами рисования и лепки для детей. Видеохостинг You Tube полон разнообразных видео и многие из них имеют интересные идеи, но вместе с тем отмечаются ошибки:
- некорректное использование изобразительных материалов (оставляют кисть в баночке с краской, неправильный показ работы с ножницами и т.д.);
- нарушение последовательности в выполнении аппликации и рисунка;
- превышение времени вступительной части (объяснение, рассмотрение иллюстраций и т.д.) в сравнении с изобразительной деятельностью;
- несовпадение комментариев и деятельности в кадре и т.д.
Поэтому, при создании видео следует придерживаться рекомендаций:
- перед видеосъемкой продумайте содержание мини-занятия, оно должно быть кратким, последовательным, точно соблюдать методику изобразительной деятельности и располагать к творчеству малышей;
- перед съёмкой видео создайте фон, в котором ничего не должно отвлекать внимание зрителя;
- в начале и в конце ролика создать заставку, в которой указана тема занятия, возраст детей для которого предназначено занятие, цель/программные задачи;
- время всего ролика не должно превышать 20 минут, включая приветствие, небольшую консультацию (при необходимости, до 2-х минут), знакомство с необходимыми изобразительными материалами, пальчиковую гимнастику перед продуктивной деятельностью, саму продуктивную деятельность и рассмотрение полученной работы;
- соблюдайте этапы выполнения работы;
- показ выполнения работы осуществляем на столе или мольберте;
- обращайте внимание на постановку рук, правила работы с художественными материалами (ножницами, краской, кистью, пластилином);
- сопровождайте ход деятельности спокойной доброжелательной речью;
- если вы создаёте видео ролик для детей младшего и среднего дошкольного возраста желательно использовать игровой персонаж;
- старайтесь использовать только понятную терминологию или поясняйте её в доступной форме;
- съемку осуществляйте статичной камерой;
- при монтировании видео в начале и конце ролика можно использовать небольшое музыкальное сопровождение мелодией спокойного характера;
- готовый ролик можно разместить на сайте ДОУ или в облачном хранилище электронной почты, ссылку отправить, например, в группу мессенджера WhatsApp.
Наше дошкольное учреждение имеет небольшой опыт создания консультаций для родителей и видеороликов по изобразительной деятельности, которые вы можете увидеть, перейдя по ссылкам:
1. «Аппликация для дошколят» https://cloud.mail.ru/public/3x7x/4Mwwd11VC ;
2. «Рисование для дошколят» https://cloud.mail.ru/public/2eyh/4qXUJCjMV;
3. Видеоролики:
- «Весенний пейзаж» https://cloud.mail.ru/public/DJor/AeZRLMq6L ,
- «Ежик» (лепка) https://cloud.mail.ru/public/2sKg/H8SFfLX5G ,
- «Как слепить животных?» https://cloud.mail.ru/public/Bve7/ykVZdwfet ,
- «Фрукты» (лепка) https://cloud.mail.ru/public/9Uwh/DeQWADPDE .
И главное, помните, что это для нас взрослых этот ролик – часть процесса обучения, а для ребёнка – это игра в волшебство с красками и именно в этой игре зарождается творчество и реализуются фантазии. Мы в этой игре только проводники или диспетчеры, а главным всегда будет ребёнок.
В ежедневной работе с семьей важно показать значимость ребёнка, его развития, поощрения творчества и самостоятельности. Введение современных форм коммуникации способствует установлению контактов и взаимопонимания по вопросам воспитания дошкольников. Использование дистанционных форм работы с семьёй поможет воспитателю привлечь родителей к жизни детского сада, подскажет, как развивать у малыша творческое начало, а совместная художественная деятельность повысит авторитет мамы и папы в глазах ребёнка.
Взаимодействие педагога с родителями посредством дистанционных технологий способно принести большую пользу не только семьям детей, но и самому воспитателю. В ходе овладения современными формами работы педагог будет мотивирован на систематизацию своих знаний, создание методических продуктов, которые возможно использовать неоднократно, распространит свой творческий опыт среди коллег и родительской общественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»
Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....
Сообщение на тему:«Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» (из опыта работы)
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление,...
Занятие, сообщение, презентация к сообщению по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Владимирской области"
В данном материале содержится конспект образовательной деятельности, сообщение и презентация по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Вл...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
Выступление на педсовете. Сообщение по теме «Использование разных видов планирования по реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на педсовете. Сообщение по теме:«Использование разных видов планированияпо реализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение по теме: "Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художественно - эстетическому развитию"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад"Березка" Сообщение по теме: "Использование ИКТ в работе с дошкольниками по художес...