Наглядные методы и приемы обучения Дошкольников изобразительной деятельности В интеграции с различными образовательными областями.
статья (старшая группа)
Наглядные методы и приемы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnye_metody_i_priemy_obucheniya_iish.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядные методы и приемы обучения
Дошкольников изобразительной деятельности
В интеграции с различными образовательными
Областями.
Метод обучения, согласно принятому в педагогике определению,
характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи,
определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии. Прием обучения - более частное, вспомогательное средство,
не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее
лишь узкое обучающее значение. Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на
занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в
начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь
внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи - организации начала занятия
Наглядные методы и приемы. К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и
других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ
воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений
даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы.
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную
форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
показ жестом; показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Жестом поясняется расположение
предмета на листе. Движение руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3-4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная
форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей. Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при
восприятии своего объяснения.
Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма
расположена (мяч, книга, яблоко) или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке. Характер показа зависит от тех задач, которые ставит
воспитатель на данном занятии. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать
основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей
группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия. При повторных
упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык.
Постоянные показ приемов выполнения задания приучит детей во
всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателя всегда необходимо при объяснении новых технических приемов.
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы
доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от
воспитателя одобрения. В младшей группе воспитатель в конце занятия
показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.
Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности.
Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная
оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности. Рассматривать ошибки в работе одного ребенка со всеми
детьми не следует, так как сознание ее будет иметь значение лишь для
этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
Словесные методы и приемы обучения - к ним относятся беседа,
указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей
ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на
основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную
воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. Беседа должна быть
краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом
обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными
умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Для уточнения представлений детей
по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или
картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует
прием работы. В младших группах беседа используется в тех случаях,
когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи
изображения.
Выразительное чтение художественных произведений способствует
созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
С этой целью художественное слово может быть использовано не только
на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при
изображении предметов после их восприятия. При обучении детей младшего дошкольного возраста число словесные указания применяются
редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных
умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение
воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.
Игровые приемы обучения - это использования моментов игры в
процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его
воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной
задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель -
сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в
младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например,
в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки
и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать
круги.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей
от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков. Таким образом, выбор тех или иных методов и
приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; от возраста детей и их
развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действую
дети. Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской
изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного
представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности
Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности...
Проект: «Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности»
ПРЕЗЕНТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙгруппы компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефектаПроект: «Методы и приемы обучения детейизобразительной деятельности»...
Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2
Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....
Методическая разработка Консультация для воспитателей. Тема: «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности»
Повышать интерес детей к изобразительной деятельности; Способствовать созданию положительного эмоционального настроя и вызвать желание лепить, вырезать и наклеивать;Способствовать привлечению внимания...
Консультация для воспитателей "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности"
Методические рекомендации для воспитателей по обучению дошкольников ИЗО...
Развитие образной выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста средствами наглядных методов и приемов обучения.
В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям безграничные возможности для полного и осмысленного выраж...